АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

 

№ п/п Название лекций Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации  
 
1. Общее представление об ощущении и восприятии. Основные свойства ощущений. -  
2. Основные свойства образов восприятия. Виды образных явлений. Блиц-контрольная на семинаре.  
3. Теории восприятия. Блиц-контрольная на семинаре.  
4. Теории восприятия. Блиц-контрольная на семинаре.  
5. Теории восприятия. -  
6. Развитие восприятия. Блиц-контрольная на семинаре.  
7. Психофизика. Психологические измерения, методы шкалирования, методы измерения сенсорной чувствительности. Контрольная работа по психофизике.  
8. Психофизика. Психологические измерения, методы шкалирования, методы измерения сенсорной чувствительности. Контрольная работа по психофизике.  
9. Восприятие пространства. Тест по монографии.  
10. Восприятие пространства. Блиц-контрольная на семинаре.  
11. Восприятие движения. -  
12. Восприятие времени. Блиц-контрольная на семинаре.  
13. Константность восприятия. Блиц-контрольная на семинаре.  
14. Предметность восприятия. Блиц-контрольная на семинаре.  
15. Культурно-исторические и индивидуально-психологические детерминанты восприятия. -  

СОДЕРЖАНИЕ КАЖДОГО ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

 

Лекция 1. Общее представление об ощущении и восприятии. Основные свойства ощущений.

План лекции 1: О структуре учебного курса, требованиях к его усвоению, литературе и учебно-методическом обеспечении. Философский и общепсихологический статус ощущений и восприятий. Филогененз ощущений. Определение ощущения и восприятия. Основные свойства ощущений. Функциональное состояние анализатора и индивидуальные особенности человека как факторы ограничивающие сенсорные способности человека. Классификации ощущений. Необычные виды ощущений. Различные представления о стимуле: проксимальный и дистальный стимулы.

Лекция 2. Основные свойства образов восприятия. Виды образных явлений.

План лекции 2: Основные свойства образов восприятия. Виды образных явлений. Специфика образов восприятия среди других видов образов. Двойственная природа образов восприятия. Чувственная ткань и предметное содержание. Концепция образа мира А.Н. Леонтьева. Демонстрации различных сенсорных и перцептивных эффектов.

Тезаурус психологических терминов к 1 и 2 лекциям:

Абиотический раздражитель (abiotic stimilus ) – свойствоокружающего мира, которое непосредственно не определяет процесс жизнедеятельности организма, однако его объективная связь с биотическим раздражителем может выступать для организма определенным сигналом присутствия биотического раздражителя, поэтому он отражается на психическом уровне.

Агнозия (agnosia) – расстройство восприятия, наблюдающееся при поражении вторичных отделов коры больших полушарий; характеризуется сохранностью сенсорной чувствительности, но потерей способности человека к анализу и синтезу сенсорной информации, что приводит к неспособности опознания предмета; в соответствие с модальностями современные нейропсихологи различают зрительные, тактильные и слуховые агнозии.

Амодальность образа мира (amodal image of the world) - понятие, введенное А.Н. Леонтьевым для описания предметного характера восприятия в рамках его концепции образа мира; данное понятие подчеркивает, что одно и то же физическое свойство объекта по-разному отображается в модальных качествах образа восприятия, а это, в свою очередь, означает, что сенсорные качества воспринимаемого объекта жестко не связаны с его объективными предметными свойствами; в этом смысле образ мира приобретает также амодальный или надмодальный характер.

Аутоскопический феномен или феномен «двойника» (autoscopic phenomenon or autoscopic) hallucination)– яркий зрительный образ собственного тела, видимый как бы со стороны.

Ахроматический последовательный контраст (achromatic successive contrast) - один из феноменов перцептивного последействия, заключающийся в появлении после яркого черно-белого стимула его негативного послеобраза, соответственно, белого или черного.

Биотический раздражитель(стимул) (biotic stimulus)– свойство окружающей среды, которое непосредственно участвует в обмене веществ, определяющем процесс жизнедеятельности организма, отражается уже на допсихическом уровне.

Восприятие (perception) – активный процесс, создающий осознанное психическое отражение предмета и ситуации в целом в виде целостного знания и возникающий при непосредственном воздействии предмета на органы чувств.

Воспринимающая функциональная система (receptive functional system) термин А.Н. Леонтьева, использованный для обозначения иерархии органов, движение которых направляется познавательной активностью субъекта; например: следящие движения глаз и головы. Аналогичен терминам ф ункциональный орган (А.А. Ухтомский) и воспринимающая система (Дж. Гибсон).

Галлюцинации (hallucination) - ложное восприятие отсутствующего предмета или его признаков, субъективно признаваемое за реальное восприятия.

Двойственность восприятия (duality of perception) – двоякое представление об образе восприятия, с одной стороны, как чувственном отражение объективного мира, а с другой - формы представления знаний человека о нем в виде предметного значения образа.

Дистальный стимул (distal stimulus) – термин, предложенный Дж. Гибсоном для обозначения самого объекта восприятия во всей совокупности его свойств и качеств (размеры, форма, отражающая способность, вес и т.д.).

Закон пространственной суммации Рикко (Ricco`s low of space summation) - эмпирическая закономерность, описывающая отношение между воспринимаемой яркостью стимула и его угловым размером.

Закон Тальбота-Плато (Talboth-Plato`s low) эмпирическая закономерность, описывающая зависимость воспринимаемой яркости световых мельканий от их энергии.

Закона Эммерта (Emmert`s low) - эмпирическая закономерность, описывающая зависимость видимого размера последовательного образа от расстояния до той поверхности, на которой он наблюдается.

Зрительная маскировка (visual masking) – ряд перцептивных феноменов, связанных с инерционностью нашего восприятия; выражается в ухудшении восприятия одного стимула (целевого или тестового) за счет предъявления другого стимула (маскера).

Интерорецепция (interoception) см. органические ощущения.

Кинестетические ощущения (kinesthetic)– ощущения, возникающие при движении и перемещении.

Концепция возможностей (conception of capabilities) представление Дж. Гибсона о том,что, воспринимая окружающий нас мир (изолированные объекты, поверхности, компоновки поверхностей), мы воспринимаем те возможности, которые он нам представляет; подразумевается, что значение и смысл окружающих предметов могут восприниматься непосредственно.

Кривая темновой адаптации (dark adaptation curve) – график, показывающий, как уменьшается во времени порог обнаружения испытуемым светового стимула в ходе темновой адаптации.

Метод селективной адаптация (method of selective adaptation) в рамках Фурье-анализа зрительного восприятия - метод исследования эффекта адаптации, при когда испытуемому в качестве адаптирующего стимула предъявляется изображение синус-решетки определенной пространственно частоты, а затем измеряется сенсорная чувствительность на этой и других пространственных частотах.

Модальность (modality) – сенсорное качество ощущения (например: громкость, яркость, сладкость).

Мысленные образы (imagine percepts) – образы памяти и воображения.

Невозможные фигуры (impossible figuries) графическое изображение объектов, воспринимаемых человеком как реальные, но которые не могут существовать в действительности, например, треугольник Пенроузов.

Неспецифическая чувствительность (nonspecific sensitivity) вид чувствительности, нехарактерный для того или иного анализатора; например: световая чувствительности кожи руки.

Нисходящие процессы (up-down process) ряд последовательныхпроцессов переработки информации, связанных с включением в процесс построения перцептивного образа прошлого опыта субъекта, его знаний, осмысления поступившей сенсорной информации.

Ноцицептивная чувствительность (sensations of pain) - различные неприятные, болезненные или вредоносные ощущения, например: боль, изжога, головокружение, тошнота, онемение и т.п.

Образ воображения (image of imagination) – нереальное, вымышленное представление, образ, никогда не соответствовавший реальности, и поэтому не имевший конкретной чувственной основы.

Образ мира (image of the world) – концепция, разрабатывавшаяся А.Н. Леонтьевым и раскрывающая проблему предметности восприятия; включает представление о той системы значений воспринимаемых объектов, через которую нам презентируется объективный мир.

Образ памяти (memory images or memory representions)- следы прошлых восприятий, имевших под собой конкретную чувственную основу; в структуралистской теории восприятия – вторая составляющая образов восприятия.

Образные явления (imagery phenomena)– термин, используемый для обозначения широкого круга феноменов, имеющих чувственную форму, тем не менее, содержание которых может не всегда иметь адекватную чувственную основу. Например: мысленные образы, образы памяти, галлюцинации.

Обратная маскировка (backward masking) - феномен последовательной маскировки, когда маскер предъявляется вторым.

Органические ощущения или интерорецепция (interoception) ощущения, происходящие в результате сдвигов во внутренней среде организма.

Отрицательный послеобраз (negative aftereimage)– один из феноменов перцептивного последействия, заключающийся в появлении после яркого стимула его негативного послеобраза.

Ощущение (sensation)– осознанное психическое отражение отдельных изолированных свойств предметов или стимулов путем их непосредственного воздействия на органы чувств.

Палиопсия (paleosia) – редко встречающийся тип послеобразов, возникающий при органических поражениях головного мозга или под действием галлюциногенных препаратов; характеризуется сохранением только что воспринятого образа какого-либо предмета после того, как взор отведен в сторону.

Перцептивная адаптация (perceptive adaptation) - изменение содержания перцептивного образа во времени в условиях неизменной стимуляции.

Перцептивный образ (perceptive image, percept) – синоним понятий «образ восприятия», «восприятие».

Перцепция, перцептивный процесс (perception)- синоним понятия «процесс восприятия».

Познание (познавательные процессы) (cognition, cognitive processes) - широкий круг психических процессов, опосредующих взаимодействие человека с окружающим миром – ощущение, восприятие, память, внимание, мышление и др.

Последовательный образ (afterimage)– специфическое ощущение, возникающее сразу после прекращения действия раздражителя и проявляющееся как длящийся «след» этого раздражителя.

Предметная агнозия (pattern agnosia) нарушение восприятия у больных при поражении теменно-височных или теменно-затылочных коры больших полушарий, характеризующаяся тем, что сенсорная чувствительность у них сохраняется, но полностью утрачивается способность воспринимать предмет целостно, и, следовательно, узнавать его.

Полосы Маха (Mach`s striae) известный зрительный перцептивный феномен одновременного контраста, возникающего в области плавного перехода яркости от темного к светлому; смотря на такой стимульный паттерн, наблюдатель видит не плавный переход от меньшей яркости к большей, а две иллюзорные полоски.

Последовательная маскировка (successive masking) - феномен зрительной маскировки, происходящий при кратковременном предъявлении двух стимулов, когда один из них (целевой или маскер) предъявляется первым, а другой – вторым.

Предметность восприятия (pattern character of perception)– фундаментальное свойство перцептивного образа, заключающееся в том, что мы воспринимаем не набор отдельных сенсорных качеств, а предмет, представленный вне нас. Описывается через следующие перцептивные феномены: 1) чувство реальности (sense of reality), 2) объективированность (objectification of image or the representation of image in outside), 3) означенность (sense of image or object interpretation of image), 4)полимодальность (polymodality).

Предметное содержание образа (pattern substance of image) содержание перцептивного образа, представленное в форме значения.

Проксимальный стимул (proximal stimulus) - те пространственно-временные паттерны энергии, источником которых является дистальный стимул и которые попадают на наши органы чувств и воспринимаются нами.

Проприоцептивные ощущения (proprioceptive sensations) – ощущения, связанные с возбуждением рецепторов растяжения мышц, сухожилий и движения суставов.

Протопатическая чувствительность (protopathic sensibility) - выделенный Г. Хэдом вид чувствительности, имеющий диффузный характер и выраженную аффективную окраску, отражая особенности состояния человека, а не свойства предмета.

Пятое квазиизмерении (5-th quasi-measurement) - понятие, введенное А.Н. Леонтьевым для описания предметного характера восприятия в рамках его концепции образа мира; введение этого понятия для психологии восприятия принципиально, т.к. мы воспринимаем конкретный предмет не только в его пространственных координатах и изменяющимся во времени (т.е. в четырехмерном пространстве), но и включенным в смысловое поле или систему значений объективного мира.

Прямая маскировка (direct masking) – феномен последовательной маскировки, когда маскер предъявляется первым.

Раздражимость (excitability) – свойственная любому живому организму способность реагировать на биотические раздражители.

Решетка Германа (Hermann grid) - известный зрительный перцептивный феномен одновременного контраста, проявляющийся в том, что при восприятии яркости белых полос, разделяющих черные квадраты, в местах пересечения вертикальных и горизонтальных белых полос видны иллюзорные серые пятна.

Сверхчувственное содержание образа (oversensory substance of image) - значения предметов, представленных в образах восприятия; они лежат вне непосредственной чувственной реальности, они происходят из мира культуры, осваиваемого и присваиваемого человеком в ходе всей своей жизни, в процессе активного взаимодействия с окружающей действительностью.

Световая адаптация (light adaptation) – снижение световой зрительной чувствительности под действием яркого света.

Свойства (или атрибуты) ощущения (attributes of sensation) – феноменально переживаемые свойства окружающей действительности: 1) сенсорное качество или модальность ощущения; 2) интенсивность ощущения; 3) протяженность ощущения в пространстве; 4) длительность ощущения во времени; 5) ясность.

Свойства образов восприятия - важнейшие свойства перцептивного образа, характеризующие феноменальную специфику наших непосредственных чувственных переживаний: 1) сенсорное качество и его количественная представленность в образе восприятия; 2) фигура и фон; 3) константность восприятия; 4) предметный характер восприятия; 5) влияние системы отсчета; 6) избирательный характер восприятия; 7) активный характер восприятия.

Сенсорная адаптация (sensory adaptation) феномен изменения во времени интенсивности ощущения под действием раздражителя.

Сенсорная система или анализатор (sensory system) анатомо-физиологический механизм, осуществляющий прием и анализ сенсорной информации определенной модальности.

Сенсорное взаимодействие (sensory interaction) феномен сдвига сенсорной чувствительности в одной субмодальности при адаптационных изменениях в другой субмодальности. Например, адаптация к вкусу сахара приводит к усилению вкуса кислого.

Сенсорное обуславливание (sensory conditioning) - экспериментально формируемое чувственное переживание (безусловный образ), возникающее под действием условного стимула.

Сенсорный образ (sensory image) - синоним понятия «ощущение».

Синестезии (synesthesia) - сенсорные феномены, когда ощущения одной модальности появляются под воздействием стимулов другой модальности.

Система отсчета (frame of reference) важнейшее свойство восприятия, характеризующее зависимость оценки величины или интенсивности какого-либо объекта от сформированной ранее системы субъективных эталонов. См. также: уровень адаптации, сенсорные эталоны.

Скотопическое зрение (night or scotopic vision) – физиологический механизм зрения, обеспечивающийся преимущественным функционированием рецепторным аппаратом палочек.

Субмодальности ощущений (sensory submodalities) отдельные качества ощущения, выделяющиеся в рамках одной сенсорной модальности, например, в слухе: ощущения громкости и высоты звука, в зрении – ощущения яркости и цветового тона.

Схема или образ тела (body scheme) – представление о собственном теле, пространственном расположении его частей и его ближайшем окружении в любой момент времени посредством кинестетических и температурно-тактильных переживаний.

Темновая адаптация (dark adaptation) повышение световой зрительной чувствительности в темноте.

Сферическая аберрация (spherical aberration) феномен, связанный с несовершенством оптической системы глаза и проявляющийся в том в том, что хрусталик в силу своей геометрии преломляет лучи по-разному в зависимости от того, попадают ли они в его центр или на периферию, а поэтому не может их фокусировать одинаково эффективно со всей своей поверхности.

Тактильные ощущения (tactile sensations)- кожные осязательные ощущения прикосновения и давления.

Темновая адаптация (dark adaptation) повышение световой зрительной чувствительности в темноте.

Уровень адаптации (the level of adaptation) термин, введенный американским психологом Г. Хелсоном, для обозначения некоторого среднего или нейтрального стимула (стимульного контекста), относительно которого другие стимулы оцениваются человеком как большие или маленькие, громкие или тихие, тяжелые или легкие и т.д.

Фантомный образ (phantom image) – появление характерных ощущений в ампутированной части тела; один из вариантов нарушения образа тела.

Феномен фигуры и фона (fugure-background phenomenon)- в гештальт-теории восприятия – основной объяснительный принцип образования образа воспрития, состоящий в том, что наше перцептивное поле всегда структурировано как фигура и окружающий ее фон.

Фиксированная установка (fixed set) феномен, открытый в рамках школы Д.Н. Узнадзе, заключающийся во влиянии фиксации неосознаваемого признака объекта на восприятие других объектов.

Фосфены (phosphenes) - локализованные на сетчатке и не имеющие предметного характера световые ощущения в виде отдельных точек, пятен или узоров; могут появляться при механическом или электрическом раздражении глаза или других отделов зрительного анализатора.

Фотопическое зрение (daylight or photopic vision) – физиологический механизм зрения, обеспечивающийся преимущественным функционированием рецепторным аппаратом колбочек.

Хроматическая аберрация (chromatic aberration) - феномен, связанный с несовершенством оптической системы глаза и проявляющийся в том в том, что световые лучи разной длины волны, преломляясь хрусталиком, фокусируются на сетчатке не в одной точке; например, сине-фиолетовая часть спектра фокусируется ближе, чем желто-красная.

Хроматический последовательный контраст (chromatic successive contrast) - один из феноменов перцептивного последействия, заключающийся в том, что после того, как мы посмотрим на объект какого-либо цвета, то, посмотрев на белый фон, мы увидим последовательный образ, окрашенный в цвет, близкий по своему оттенку к дополнительному цвету.

Чувственная ткань образа (sensory fabric or substrate of image) - основное и непосредственное содержание сознания, придающее нашему восприятию чувство реальности, переживание объективности, представленности объекта восприятия вовне.

Эйдетический образ (eidetic image) - как правило, проецированный во вне зрительный образ памяти, обладающий ясностью, красочностью и высокой детальностью; сопровождается чувством реальности, очень похожим на обычное восприятие.

Экстрасенсорные способности (extrasensory abilities) – плохо изученные в академической психологии способности некоторых людей ощущать раздражители, неспецифические для обычных органов чувств, например: феномен кожной чувствительности к свету и цвету, высокая чувствительность к температурным изменениям. Эффект Вестхаймера (Westheimer`s effect) - зрительный перцептивный феномен, заключающийся в том, что порог восприятия светового пятна, предъявляемого на фоне светового диска надпороговой интенсивности зависит от углового размера этого диска; пороговые кривые Вестхаймера используются для определения размеров границ центра и периферии рецептивных полей.

Эффект подчеркивания контраста (contrast enhancement effect) зрительный перцептивный феномен, связанный с влиянием латерального торможения; например: полосы Маха, решетка Германа.

Эффект Пуркинье (Purkinje`s effect) - феномен изменения яркости воспринимаемых цветов в разное время суток, связанный со спецификой функционирования палочкового и колбочкового аппаратов.

Эффект слуховой маскировки (auditory masking effect)– слуховой перцептивный феномен, заключающийся в том, что при действии одного звука (маскера), сложнее услышать другой (тестовый).

Литература по теме лекций 1 и 2:

Базовые учебники:

1. Гусев А.Н. Общая психология: в 7 т.: Учебник для студ. высш. уч. заведений / под ред. Б.С. Братуся / Т. 2. М., Издательский центр «Академия», 2007, 2009.

2. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. 5 издание. М., Питер, 2003.

3. Levine M.W. (2004). Fundamentals of Sensation and Perception. 3rd ed. Oxford University Press.

4. Goldstein E. Bruce ( 2002 ). Sensation and Perception. 6th ed. Wadsworth. Thomson Learning.

Основная литература:

1. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., Смысл, 2000.

2. Любимов В.В. Психология восприятия. Учебник. М., Эксмо, Черо, МПИСИ. 2007.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., С-Пб., Питер, 2012.

4. Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., ЧеРо, 1999.

5. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. М., УМК «Психология», МПСИ, 2007.

Д ополнительная литература:

1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., Наука, 2001.

2. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л., 1961.

3. Барабанщиков В.А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса. М., Когито-Центр, Высшая школа психологии. 2006.

4. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., Смысл, 1998.

5. Восприятие и деятельность / Под. ред. А.Н.Леонтьева. М., Издательство Московского университета, 1976.

6. Грегори Р. Глаз и мозг. М., Прогресс. 1970..

7. Грегори Р. Разумный глаз. М., Прогресс, 1972.

8. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М, Издательство Московского университета, 1987.

9. Меньшикова Г.Я. К вопросу о классификации зрительных иллюзий / Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 25.

10.Меньшикова Г.Я. Иллюзии зрительного восприятия / В мире науки. 2004. № 5, с. 84-89.

11.Психология XXI века / Под ред. В.Н. Дружинина. М., Пер Сэ, 2003.

12. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Т. 1, 2..М., Мир, 1980.

Для самостоятельной работы студентов по теме лекций рекомендуются вопросы и задания для самопроверки, предлагается факультативно выполнить лабораторные работы, даются темы эссе и рефератов:

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Обоснуйте возможность и необходимость разведения понятий «ощущение и восприятие».

2. Проиллюстрируйте на примере осязания основные свойства ощущений.

3. Приведите примеры эффектов сенсорной адаптации во вкусовой и проприоцептивной модальностях.

4. Проведите опыт с восприятием куба Неккера на одном испытуемом. Оцените частоты появления 2-х типов образов, сменяющих друг друга за 5 минут.

5. Приведите примеры других «фигур-перевертышей». Оцените частоту смену «фигуры» и «фона» при нейтральной инструкции и при инструкции обращать особое внимание испытуемого на одну из альтернатив.

6. Проведите с одним испытуемым опыт с восприятием ритма ударов метронома, задав частоту следования ударов равной 2 раза в секунду. Какие группировки ударов метронома воспринимает ваш испытуемый? Можно ли повлиять на характер воспринимаемых группировок?

7. Приведите примеры влияния установки на слуховое восприятие.

8. Приведите примеры влияния эмоционального состояния человека на яркость и содержание перцептивного образа.

9. Опишите перцептивный феномен константности восприятия цвета. Попробуйте дать ему общепсихологическое определение.

10. Что означает понятие «сверхчувственый» характер образа восприятия?

11. На примере телевизионной рекламы приведите примеры образов восприятия, наполненных различными личностными смыслами для различных людей.

12. Каким образом можно разделить две составляющие образа восприятия – его сенсорную основу и предметное содержание?

Компьютерные лабораторные работа по темам «Иллюзии восприяти», «Творчество восприятия» (эксперименты Х. Уоллаха), «Демонстрация градиентов на плоскости», «Зрительные иллюзии», «Полосы Маха», «Одновременный и последовательный контраст»(самостоятельная работа с обучающей компьютерной системой «Практика-МГУ» в компьютерном классе).

Темы эссе и рефератов:

1. Сенсорные и перцептивные феномены цветового зрения.

2. Ощущение и восприятие боли.

3. Эмпирическое исследование гаптического восприятия.

3. Иллюзии восприятия.

4. Роль установки в восприятии.

5. Феноменология активности восприятия.

6. Виды образных явлений.

7. Эксперименты школы А.Н. Леонтьева по формированию сенсорной чувствительности.

8. Исследование фиксированной установки в школе Д.Н. Узнадзе.

9. Вклад школы А.Н. Леонтьева в исследование восприятия.

Вклад школы Б.Г. Ананьева в исследование восприятия.

Лекции 3-5. Теории восприятия.

План лекций 3-5: Методологические подходы к исследованию восприятия. Теории восприятия, относящиеся к объектно-ориентированному подходу. Структуралистская теория восприятия. Гештальт-теория восприятия. Экологическая теория зрительного восприятия Дж. Гибсона. Информационный и нейросетевой подходы. Теории восприятия, относящиеся к субъектно-ориентированному подходу. Теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца. Восприятие как иерархический многоэтапный процесс категоризации, принятия решения и интерпретации сенсорной информации (Дж. Бунер, Д. Канеман, Р. Грегори). Теория перцептивного цикла У. Найссера. Методологические принципы системно-деятельностного пордхода к исследованию восприятия.

Тезаурус психологических терминов к лекциям 3-5:

Ассоциация (association) -в структуралистской теории восприятия – гипотетический механизм, обеспечивающий соединение ощущений с образами памяти.

Автохтонные и поведенческие детерминанты восприятия (autochthonous and behavioral factors) – термины Дж. Брунера, описывающие два типа факторов, влияющих на восприятие; автохтонные - нейрофизиологические механизмы, определяющие выраженность соответствующих сенсорных эффектов; поведенческие - активные приспособительные функции организма.

Активация и усилие (activation and effort) в современной когнитивной психологии два важнейших компонента мотивации, рассматриваются как две «энергетические» составляющие процесса решения любой познавательной задачи.

Вложенные схемы (embedded schemata) – термин, используемый У. Найссером для описания иерархического строения перцептивных схем, обеспечивающих многоуровневый процесс одновременного анализа и синтеза информации.

Воспринимающая система (receptive system) понятие, используемое Дж. Гибсоном для характеристики восприятия как активного процесса; включает соподчинение различных органов и их настроек, соответствующее логике внешнего мира и перцептивной задаче наблюдателя.

Воспринимающая функциональная система (receptive functional system) термин А.Н. Леонтьева, использованный для обозначения иерархии органов, движение которых направляется познавательной активностью субъекта; например: следящие движения глаз и головы. Аналогичен терминам ф ункциональный орган (А.А. Ухтомский) и воспринимающая система (Дж. Гибсон).

Восприятие как категоризация – (perception as a categorization) общее представление Дж. Брунера о восприятии, развивающее классические представления Г. Гельмгольца.

Восходящие процессы (bottom-up process) ряд последовательныхпроцессов переработки информации на все более и более высоких уровнях ее анализа, связанных с анализом информации, выделяемой рецепторами из стимула.

Гештальт (gestalt) основное понятие гештальт-теории восприятия, обозначающее целостность образов восприятия.

Гештальт-теория восприятия (Gestalt theory of perception) - теория, рассматривающая восприятие какого-либо предмета как целостное образование, т.е. несводимое к сумме свойств составляющих его ощущений.

Гипотеза суммации (hypothesis of summation) - в структуралистской теории восприятия –гипотетическое предположение о том, что перцептивный эффект от суммы ощущений равен эффекту от всех ее составляющих.

Зрительное столкновение (visual impact) экспериментальная парадигма В. Шиф, Э. Гибсон и Дж. Гибсона для исследования восприятия движения, воспроизводящая зрительное переживание движения объекта.

Кажущееся движения или стробоскопическое движение (stroboscopic movement) –иллюзия движения, открытая в рамках гештальт-психологии, состоящая в восприятии движения одного из двух источников света, включаемых последовательно через определенный интервал времени.

Гипотеза уподобления (hypothesis of likening) гипотеза А.Н. Леонтьева, подтвержденная экспериментальными результатами, о том, что восприятие есть процесс уподобления динамики самого процесса свойствам внешнего раздражителя.

Готовность категорий (или перцептивная готовность) (perceptive readiness) – термин, используемый Дж. Брунером для объяснения избирательности восприятия; своего рода преднастройка восприятия, которая задается повышенной вероятностью опознания данного объекта среди других.

Градиент текстуры (texture gradient)– введенное Дж. Гибсоном понятие, обозначающее перцептивный инвариант, связанный с закономерным уменьшением размера элементов текстуры поверхности при удалении его от наблюдателя; обеспечивает информацию об абсолютной удаленности объектов и константность восприятия размера одинаковых, но разноудаленных от наблюдателя объектов.

Завершение проверки (the completion of inspection) - по Дж. Брунеру, - завершающая фаза процесса перцептивной категоризации; ее функция – окончание поиска признаков.

Законы группировки (Gestalt grouping principals) - в гештальт-теории восприятия - те объективные условия, при которых элементы физического мира объединяются в феноменальном поле в перцептивные гештальты; например: фактор близости, фактор сходства, фактор хорошего продолжения, фактор общей судьбы, фактор объективной установки.

Законы образования гештальта (Gestalt`s formation lows) - в гештальт-теории восприятия – обобщенные принципы образования образов восприятия, рассматриваемые как основные формы проявления действия гипотетических перцептивных сил.

Зрительная кинестезия (visual kinesthesia) характерные изменения структуры оптического строя, несущие наблюдателю информацию о его движениях в пространстве и переживаемые им как движения собственного тела.

Избирательный характер восприятия (perceptive selectivity) важнейший феномен восприятия, характеризующий зависимость содержания перцептивного образа от индивидуальных различий людей (мотивация, функциональное состояние и др.) и доминирующей установки.

Изменчивость гештальта во времени (Gestalt`s time-to-time variability) - в гештальт-психологии восприятия - феноменологический принцип, характеризующий изменчивость содержания образов восприятия во времени.

Инварианты оптического строя (invariants of optical flow) – в теории Дж. Гибсона особенности структуры объемлющего оптического строя, падающего на сетчатку наблюдателя от каких-либо объектов или меняющейся зрительной сцены, остающиеся неизменными при изменении его характеристик (световой энергии).

Информационный подход (computational approach)- в психологии восприятия - концептуальная позиция, связанная с имением Д. Марра, уподобляющая человека сложной технической системе переработки входящей сенсорной информации, как процесс последовательных и/или параллельных стадий (этапов), каждый из которых выполняет специфические операции по преобразованию информации, например: кодирование, выделение признаков, фильтрация, распознавание, проверка гипотез, принятие решения и др.

Камуфляж (camouflage) - эффект одновременной маскировки, используемый в военной науке.

Когнитивная схема (cognitive schemata) в теории У. Найссера – психическая структура, предвосхищающая принятие перцептивной системой поступающей информации и, таким образом, управляющая познавательной активностью субъекта.

Метод аналитической интроспекции (method of analytical introspection) - в структуралистской теории восприятия особая эмпирическая процедура самонаблюдения, направленная на анализ сенсорного опыта субъекта.

Невозможные фигуры (impossible figuries) графическое изображение объектов, воспринимаемых человеком как реальные, но которые не могут существовать в действительности, например, треугольник Пенроузов.

Нейросетевые модели восприятия (или коннекционистские модели) (neuronal network models) –модели, предполагающие, что зрительная система может быть описана как нейронные сети, состоящие из конечного набора нейронных детекторных структур, выделяющих из поступающей на рецепторы сенсорной информации различные признаки объектов.

Образ в представлении (по Г. Гельмгольцау) (image in represention) - впечатления, не имеющее текущей чувственной основы, образ прошлых впечатлений.

Объективная сенсометрия (objective sensometry) - подход к измерению сенсорной чувствительности с помощью регистрации физиологических функций.

Образ памяти (memory images or memory representions) - следы прошлых восприятий, имевших под собой конкретную чувственную основу; в структуралистской теории восприятия – вторая составляющая образов восприятия.

Объектно-ориентированный подход (или объектный подход) (object-oriented approach) – теоретический подход к исследованию и пониманию восприятия, подчеркивающий преобладающую роль разнообразных аспектов физической стимуляции, непосредственно отображаемых анализаторами.

Объемлющий оптический строй (optical flow) – важнейшее понятие в теории Дж. Гибсона, обозначающее структурированный световой поток, попадающий на сетчатку наблюдателя и отображающий структурированность внешнего мира.

Одновременный контраст (ахроматический или хроматический) (simultaneous contrast – chromatic and achromatic) –зрительный перцептивный феномен, возникающий в том случае, когда в одном поле зрения мы одновременно наблюдаем объекты, различающиеся по светлоте или цветовому оттенку; при этом восприятие светлоты или цветового оттенка объекта зависят от светлоты или цвета их фонового окружения, а также светлот и цвета рядом расположенных объектов.

Оптическая информация (optical information) термин Дж. Гибсона, используемый им вместо традиционного понятия «стимул», обозначает ту информацию, которая содержится в окружающем человека объемлющем оптическом строе и извлекается им в процессе восприятия.

Ориентировочная схема (orienting schema) термин У. Найссера, используемый для обозначения когнитивной структуры, направленной на активный и направленный поиск информации.

Ошибка стимула (the error of stimulus) - в структуралистской теории восприятия - характерная для метода аналитической интроспекции ошибка испытуемого, заключающаяся в использовании им при описании воспринимаемого объекта элементов прошлого опыта.

Первичная категоризация (primary categorisation) по Дж. Брунеру, - первая фаза процесса перцептивной категоризации; ее функция - изоляция объекта в поле восприятия.

Первичный образ (primary image) – термин Г. Гельмгольца, означающий совокупность чувственных впечатлений, формирующихся на основе текущих ощущений и не имеющий в своей основе прошлого опыта.

Переработка информации (information processing) – весьма общий термин для обозначения ряда психических процессов, преобразования стимульной энергии в осознанные образ.

Перцептивная категоризация (perceptive categorization) – в концепции Дж. Брунера – психический процесс порождения чувственного перцептивного образа, состоящий из выделения определенных признаков стимульного воздействия, на основании которых происходит отнесение воспринимаемого объекта к той или иной категории объектов внешнего мира.

Перцептивная готовность (perceptive readiness) – перцептивная установка, готовность субъекта к восприятию чего-либо.

Перцептивная энергия (perceptive energy) в гештальт-теории восприятия – источник действия гипотетических перцептивных сил в феноменальном поле субъекта, заключающийся в самом объекте восприятия.

Перцептивный инвариант (perceptive invariant) – термин Дж. Гибсона, понимаемый им как сложное свойство, выделяемое в структуре оптической информации, которое выражается в том, что оно остается неизменным независимо от тех изменений, которые происходят в объемлющем оптическом строе при изменении положения объектов окружающей среды и/или движений наблюдателя.

Перцептивный цикл (perceptive cycle) – схематическое представление У. Найссера о процессе восприятия, в котором когнитивная схема – это фаза цикла, а восприятие – сам непрерывный во времени цикл; в нем схема направляет перцептивную активность, выбирая объект и исследуя его чувственные качества, сама модифицируется.

Подтверждающая проверка (sustaining inspection) - по Дж. Брунеру, - третья фаза процесса перцептивной категоризации; ее функция – предварительная категоризация и проверка рабочей гипотезы.

Поиск признаков (search of cues) - по Дж. Брунеру, - вторая фаза процесса перцептивной категоризации; ее функция – анализ объекта восприятия, поиск существенных признаков.

Принцип анализа психики по единицам (analysis by units concept) - один из методологических принципов системно-деятельностного подхода; определяет возможность адекватного уровня анализа психических процессов, когда выбранная исследователем единица анализа соответствует изучаемому целому; реализация данного принципа находит свое отражение в представлении о структуре предметной деятельности.

Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности (the principle of mental content dependence on the place of reflected object in activity structure) - один из методологических принципов системно-деятельностного подхода; предполагает, что такие основные характеристики психического отражения как его содержание и уровень будут зависеть от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

Принцип изоморфизма (the principle of isomorphism) - постулируемое в гештальт-теории восприятия взаимно-однозначное соответствие мозговой нейродинамики содержанию нашего восприятия.

Признак (или сигнальный признак) (cue) – термин, используемый Дж. Брунером для обозначения характерных или критических свойства стимуляции, специфичных определенной категории объектов.

Принцип объектной и предметной детерминации процессов психического отражения действительности (the principle of stimulus and object determination of mental processes) - один из методологических принципов системно-деятельностного подхода; в области психологии восприятия предполагает, что при изучении динамики построения и функционирования психического образа в качестве двух основных детерминант выступают его объектная и предметная составляющие.

Принцип опосредствования процессов психического отражения (the principle of mediation of mental reflection processes) -один из методологических принципов системно-деятельностного подхода; в области психологии восприятия введение данного принципа позволяет подойти к изучению процесса формирования образа (не только в плане онтогенеза, но и в рамках функционального развития) как процесса интериоризации или усвоения культурно-исторического опыта.

Принцип прегнантности (или тенденцией к «хорошей форме») (the principle (law) of pragnanz or law of good figure) - в гештальт-теории восприятия – феноменальная закономерность, устанавливающая, тот факт, что элементы внешнего физического мира объединяются в гештальт по принципу максимальной простоты и регулярности.

Принцип развития психического отражения в деятельности (the principle of mental reflection development in the activity) один из методологических принципов системно-деятельностного подхода; в области психологии восприятия предполагает, что для изучения психологических механизмов построения образа восприятия нужно изучать разные аспекты развития восприятия.

Принцип реактивной и активной организации процессов психического отражения (the principle of reactivity and activity of mental reflection processes) - один из методологических принципов системно-деятельностного подхода; в области психологии восприятия подчеркивает активную природу перцептивного процесса, предполагает выделение реактивной и активной составляющих процесса восприятия.

Принцип сочетания адаптивного и неадаптивного типов активности процессов психического отражения (the principle of combination of nonadaptivity and adaptivity in mental activity) - один из методологических принципов системно-деятельностного подхода; в области психологии восприятия гармоничное сочетание этих двух типов познавательной активности рассматривается как условие развития предметного восприятия.

Принцип специфических энергий органов чувств (the principle of specific energy in sense organs) – предположение И. Мюллера о том, что стимульная энергия однозначно преобразуется в специфическую энергию органов чувств.

Принципы системно-деятельностного подхода (system-activity approach) ряд важнейших методологических принципов, сформулированных в рамках общепсихологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов), позволяющих проводить методологический анализ развития и функционирования психических процессов, в частности восприятия.

Процесс интерпретации (interpretation) – представление Р. Грегори о восприятии как процессе интерпретации сенсорных данных, похожем по форме на построение гипотез.

Рекурсивные связи (recursive relations) - в модели Д. Канемана – это связи между стадиями анализа сенсорной информации, показывающие, что результат переработки информации на одной стадии оказывает обратное влияет на работу другой стадии перцептивного процесса.

Репрезентативная роль восприятия (representative function of perception) – представление Дж. Брунера о том, что, ориентируя субъекта во внешнем мире, образы восприятия позволяют через обобщение приобретаемого опыта выйти за пределы непосредственного чувственного познания.

Семантическая установка (semantic priming) - методический прием, используемый при экспериментальном исследования подпорогового восприятия.

Связывающие и сдерживающие силы (constrictive and restrictive forces) - в гештальт-теории восприятия –основные динамические силы феноменального поля, взаимодействие которых определяет законы образования перцептивного гештальта.

Структуралистская теория восприятия (structuralistic theory of perception) теория, рассматривающая восприятие какого-либо предмета как структуру или комбинацию отдельных ощущений.

Стимул высшего порядка (high-order stimulus) в теории Дж. Гибсона – сложное пространственно временное распределение световой энергии, несущее характерную информацию об объекте или событии, например, удаленности или движении. См.: оптическая информация.

Субъектно-ориентированный подход (или субъектный подход) (subject-oriented approach) - теоретический подход к исследованию и пониманию восприятия, подчеркивающий опосредствованный характер воздействия внешних объектов на воспринимающего субъекта и преобладающую роль активности самого субъекта.

Суммация (hypothesis of summation) - в структуралистской теории восприятия – гипотетический механизм, обеспечивающий объединение в образе отдельных ощущений.

Схема или образ тела (body scheme) – представление о собственном теле, пространственном расположении его частей и его ближайшем окружении в любой момент времени посредством кинестетических и температурно-тактильных переживаний.

Транспозиция (transposition) - в гештальт-теории восприятия - феноменологический принцип построения перцептивного гештальта, заключающийся в том, что перцептивная форма устойчива к изменению составляющих ее сенсорных элементов.

Феномен фигуры и фона (fugure-background phenomenon)- в гештальт-теории восприятия – основной объяснительный принцип образования образа воспрития, состоящий в том, что наше перцептивное поле всегда структурировано как фигура и окружающий ее фон.

Феноменальное поле (phenomenal field) в гештальт-теории восприятия - теоретический конструкт, обозначающий то динамическое целое, где происходит взаимодействие всех структурных составляющих и действующих сил, составляющий перцептивный процесс.

Фи-феномен (phi-phenomenon) – перцептивный феномен кажущегося движения; одна из фаз кажущегося движения.

Функциональный орган (functional organ) – термин А.А. Ухтомского, использованный для обозначения совокупности органов и их функций, обеспечивающих целенаправленную активность организма, в том числе и познавательную.

Экологическая теория зрительного восприятия (J. Gibson`s ecological theory of visual perception) – теоретические представления о зрительном восприятии Дж. Гибсона, в основе которых лежат идеи о преимущественной зависимости восприятия от стимульной информации, содержащейся в окружающем световом потоке.

Литература по теме лекций 3, 4 и 5:

Базовые учебники:

1. Гусев А.Н. Общая психология: в 7 т.: Учебник для студ. высш. уч. заведений / под ред. Б.С. Братуся / Т. 2. М., Издательский центр «Академия», 2007, 2009.

2. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. 5 издание. М., Питер, 2003.

3. Levine M.W. (2004). Fundamentals of Sensation and Perception. 3rd ed. Oxford University Press.

Основная литература:

1. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., Смысл, 2000.

2. Любимов В.В. Психология восприятия. Учебник. М., Эксмо, Черо, МПИСИ. 2007.

3. Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., ЧеРо, 1999.

4. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. М., УМК «Психология», МПСИ, 2007.

 

Дополнительная литература:

1. Барабанщиков В.А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса. М., Когито-Центр, Высшая школа психологии. 2006.

2. Брунер Дж. Психология познания. М., Прогресс, 1977.

3. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., Смысл, 1998.

4. Величковский Б.М. Конгитивная наука: основы психологии познания: в 2-х т. М., Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. Т.1.

5. Восприятие и деятельность / Под. ред. А.Н.Леонтьева. М., Издательство Московского университета, 1976.

6. Восприятие: механизмы и модели. М., Мир, 1974.

7. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., Прогресс, 1988.

8. Грегори Р. Глаз и мозг. М., Прогресс. 1970.

9. Грегори Р. Разумный глаз. М., Прогресс, 1972.

10. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие / Под ред. А.В. Запорожца. М., Просвещение, 1967.

11. Канеман Д. Внимание и усилие. М. Смысл, 2006.

12. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М, Издательство Московского университета, 1987.

13. Меньшикова Г.Я., Лунякова Е.Г. Конструктивистский и экологический подходы к исследованию процесса зрительного восприятия: анализ различий / Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2007. № 4, с. 34-48.

14. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.

15. Норман Д. Память и научение. М., Мир, 1985.

16. Психология XXI века / Под ред. В.Н. Дружинина. М., Пер Сэ, 2003.

17. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Т. 1, 2..М., Мир, 1980.

18. Секреты выдающихся экспериментов. М., Олма-Пресс, 2003.

19.

Для самостоятельной работы студентов по теме лекций рекомендуются вопросы и задания для самопроверки, предлагается факультативно выполнить лабораторные работы, даются темы эссе и рефератов:

o Вопросы задания для самопроверки:

1. Обозначьте основные методологические подходы к исследованию восприятию.

2. Сформулируйте основные критические замечания в адрес структуралистской теории восприятия.

3. Приведите примеры действия основных законов перцептивной группировки, установленных в гештальт-психологии.

4. Дайте объяснение 2-3 оптико-геометрическим иллюзиям с позиции гештальт-психологии.

5. Почему теорию Дж. Гибсона называют теорией прямого или непосредственного восприятия?

6. Приведите примеры роли оптических инвариантов в восприятии пространства.

7. В чем основное значение теории Д. Марра?

8. Какую роль выполняют в опознании объектов нейронные сети?

9. Как объясняют иллюзии восприятия Гибсон, Гельмгольц, Грегори?

10. Что обеспечивает избирательность восприятия в теории Дж. Брунера?

11. Что иллюстрирует демонстрация Р. Грегори с восприятием невозможной фигуры?

12. Дайте интерпретацию роли рекурсивных связей в модели Д. Канемана.

13. Рассмотрите роль когнитивных схем, перцептивного цикла при восприятии фотографии знакомого и незнакомого человека.

14. Объясните механизмы восприятия «фигур-перевертышей» с позиций гештальт-психологии и Брунера-Грегори.

Компьютерные лабораторные работы по теме: «Стрбоскопическое движение», «Градиенты на плоскости», «Эксперимент Д. Канемана» (самостоятельная работа в компьютерном классе с обучающей компьютерной системой «Практика-МГУ»).

Темы эссе и рефератов:

1. Эмпирические исследования воспрития в гештпльт-психологии.

2. Эмпирические исследования воспрития в теории Дж. Гибсона.

3. Интерпретация иллюзии восприятия в различных теоретических контекстах.

4. Роль установки в восприятии. Исследования в рамках направления New Look.

5. Представление о перцептивных функциональных системах в различных теориях восприятия.

6. Эмпирические доказательства теории У. Найссера.

7. Сравнительный анализ основных перцептивных феноменов с позиций объект- и субъект-ориентированных теорий восприятия.

 

Лекция 6. Развитие восприятия.

План лекции 6: Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Эмпиризм и нативизм. Теоретическая и прикладная важность проблемы развития восприятия. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. Развитие восприятия и деятельность – деятельностный подход в психологии восприятия. Гипотеза уподобления А.Н. Леонтьева. Учение о генезе перцептиных действиях А.В. Запорожца. Наблюдения за больными после удаления катаракты (Р. Грегори, М. Зенден, И. Лондон). Исследования на животных: сенсорная изоляция и депривация (опыты Д. Хеллера, К. Лешли и Дж. Рассела, Р. Франца, Н. Тинбергена, Э. Гибсон, Р. Циммермана и К.Торри,). Исследования на новорожденных и младенцах (исследования Р. Франца, Э. Гибсон и Р. Уока, Дж. Кемпос, Т. Бауэра). Психогенетические исследования.

Тезаурус психологических терминов к лекции 6:

Гипотеза уподобления (hypothesis of likening) гипотеза А.Н. Леонтьева, подтвержденная экспериментальными результатами, о том, что восприятие есть процесс уподобления динамики самого процесса свойствам внешнего раздражителя.

Зрительный обрыв (visual cliff) методика, разработанная Э. Гибсон и Р. Уоком для исследования восприятия глубины и новорожденных животных и младенцев и моделирующая на плоской твердой поверхности оптические свойства обрыва.

Катаракта (cataract) – заболевание глаз, выражающееся в помутнении хрусталика; в рамках исследований развития восприятия представляют интерес данные наблюдения за больными людьми, прозревшими после удаления катаракты.

Музыкально глухие (person with musical deafness) люди, обладающие низкой звуковысотной различительной чувствительностью.

Нативизм (nativism) - философское направление, предполагающее, что некоторое знание дано от рождения;в рамках данной традиции развитие восприятия рассматривается как процесс, обусловленный врожденными механизмами, т.е. роль приобретаемого опыта не имеет решающего значения.

Нисходящие процессы (up-down process) ряд последовательныхпроцессов переработки информации, связанных с включением в процесс построения перцептивного образа прошлого опыта субъекта, его знаний, осмысления поступившей сенсорной информации.

Ориентировочно-исследовательские перцептивные действия ( orienting-exploratoryperceptive actions) - в школе А.В. Запорожца представление о роли движений в развитии восприятия у ребенка к 3-4 месяцам: будучи включенными в выполнение практических действий, сенсорные и перцептивные функции приобретают характер ориентировочно-исследовательских действий.

Ориентировочно-установочная функция движений (orienting-exploratory function of movements) – в школе А.В. Запорожца представление о роли движений в развитии восприятия впервые месяцы жизни ребенка: они ориентируют рецепторный аппарат по отношению к воспринимаемому объекту.

Перцептивные действия (perceptive actions) – термин А.В. Запорожца, используемый в отечественной психологии для понимания восприятия как интериоризированного действия, уподобляющегося свойствам воспринимаемого предмета; предполагается, что восприятие по своему генезу и структуре оно соответствует действию практическому, а по форме – это внутреннее, свернутое, интериоризованное действие.

Сенсорная депривации (sensory deprivation) - методический прием, используемый, в частности, для исследования проблем развития восприятия; предполагает временное ограничение сенсорных впечатлений у животного или человека путем помещения испытуемых в особое помещение, значительно изолирующее их от внешней среды или содержащее специально организованную сенсорную среду.

Сенсорная изоляция - методический прием, используемый главным образом в экспериментах на животных для исследования проблем развития восприятия; предполагает временную изоляцию животного (как правило, новорожденного) от окружающего мира для того, чтобы исключить влияние приобретаемого им после рождения чувственного опыта.

Сенсорные эталоны (sensory standard) – термин, введенный А.В. Запорожцем для обозначения выработанной общественной практикой системы чувственных качеств предметов, которую ребенок усваивает, а затем использует в качестве средств построения перцептивного образа.

Система сенсорных эталонов (sensory standardsystem) понятие, введенное А.В. Запорожцем для обозначения ведущей роли культурно-исторического общественного сенсорного опыта, который используется человеком для обследования воспринимаемого объекта, вычленения и обозначения его свойств; в ходе индивидуального развития сенсорные эталоны становятся оперативными единицами восприятия, опосредствуя действия ребенка, подобно тому, как его практическая деятельность опосредствуется орудием.

Стабилизированное изображением на сетчатке (stabilized retina image) методический прием стабилизации изображения, проецируемого на один и тот же участок сетчатки; реализуется с помощью специальных оптико-электронных устройств.

Тональные языки (tonal languages) - группа языков, например, вьетнамский, где смысловая структура речи передается тонкими различиями частоты основного тона голоса; в отличие от них большинство европейских языков называют тембральными.

Формирующие эксперименты (genetic experiment) – при изучении проблем развития восприятия эмпирические процедуры, в ходе которых у испытуемых формируются новые виды сенсорных или перцептивных процессов.

Эмпиризм (empiricism) философское направление, подчеркивающее решающее значение опыта в познании;в рамках данной традиции развитие восприятия рассматривается как результат научения, предполагается, что прошлый опыт обогащает текущие ощущения, придавая им все большее содержание.

Литература по теме лекций 3, 4 и 5:

Базовые учебники:

1. Гусев А.Н. Общая психология: в 7 т.: Учебник для студ. высш. уч. заведений / под ред. Б.С. Братуся / Т. 2. М., Издательский центр «Академия», 2007, 2009.

2. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. 5 издание. М., Питер, 2003.

3. Goldstein E. Bruce ( 2002 ). Sensation and Perception. 6th ed. Wadsworth. Thomson Learning.

Основная литература:

1. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., Смысл, 2000.

2. Любимов В.В. Психология восприятия. Учебник. М., Эксмо, Черо, МПИСИ. 2007.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., С-Пб., Питер, 2012.

4. Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., ЧеРо, 1999.

5. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. М., УМК «Психология», МПСИ, 2007.

Дополнительная литература:

1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., Наука, 2001.

2. Барабанщиков В.А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса. М., Когито-Центр, Высшая школа психологии. 2006.

3. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1976.

4. Восприятие и деятельность / Под. ред. А.Н.Леонтьева. М., Издательство Московского университета, 1976.

5. Восприятие: механизмы и модели. М., Мир, 1974.

6. Грегори Р. Разумный глаз. М., Прогресс, 1972.

7. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие / Под ред. А.В. Запорожца. М., Просвещение, 1967.

8. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., Наука, 1974.

9. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Т. 1, 2..М., Мир, 1980.

10. Секреты выдающихся экспериментов. М., Олма-Пресс, 2003.

11. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М., Издательство ИП РАН, 2006.

 

Для самостоятельной работы студентов по теме лекции рекомендуются вопросы и задания для самопроверки, даются темы эссе и рефератов:

Вопросы и задания для самопроверки:

  1. Сформулируйте суть виляния традиций эмпиризма и нативизма в психологии восприятия.
  2. Какие имеются эмпирические доказательства роли врожденных механизмов и приобретенного опыта в развитии восприятия?
  3. Опишите основные результаты исследований с использованием методики зрительного «обрыва».
  4. Каково значение исследований А.Н. Леонтьева по формированию цветовой чувствительности?
  5. Дайте характеристику понятиям функциональный орган и воспринимающая функциональная система. Каково общепсихологическое значение этих понятий?
  6. Кратко опишите этапы формирования перцептивных действий.

7. Приведите примеры сенсорных эталонов.

8. Какие основные задачи решают педагоги и психологи при воспитании слепоглухонемых детей?

 

Темы эссе и рефератов:

1. Основные подходы к эмпирическому исследованию проблемы развития ощущений и восприятий.

2. Что видят люди после удаления катаракты?

3. Эмпирические исследования перцептивного развития у животных в условиях сенсорной изоляции и депривации.

4. Исследование развития восприятия у новорожденных и младенцев.

5. Исследование развития сенсорных процессов в школе А.Н. Леонтьева.

6. Двигательная активность и развитие восприятия.

7. Исследования школы А.В. Запорожца по формированию перцептивных действий.

8. Развитие предметного восприятия у слепоглухонемых детей.

 

Лекции 7-8. Проблемы и методы психофизики. Психологические измерения, методы шкалирования, ме


Дата добавления: 2016-06-05 | Просмотры: 1692 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.085 сек.)