АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Невроз функции

Прочитайте:
  1. F07 Расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждения и дисфункции головного мозга
  2. I. Учение о неврозах как проблема. К вопросу о дефинициях и классификации невротических расстройств.
  3. II Структура и функции почек.
  4. II этап. Регуляция менструальной функциии и профилактика рецидивов
  5. II. Функции
  6. III. Улучшение функции бронхиального дерева
  7. III. Функции
  8. V. Неврозы
  9. А) Базедовидные псевдоневрозы
  10. А) Базедовидные псевдоневрозы.

Когда человек выглядит эмоциональным, возникает искушег сразу отнести его к чувствующим людям. Однако эмоции и чувств; ющая функция — не одно и то же. Функция чувствования — это сп собность различать чувства и контролировать их. Точно так же, к наличие нескольких мыслей, не представляет собой еще акта мы ления, так и обнаружение чувств не свидетельствует о том, что ч ловек обладает функцией чувствования. Возьмем, к примеру, л бовь. Это чувство существует во множестве версий. Иногда любо

К ак вы скрываете свои мысли и чувства?____________

вью называют сексуальное влечение. Помните, я писал об одной жен-ише, которая во время эксперимента вдруг осознала, что она была • исуально желанной, но никогда не была любимой. Ей вдруг откры-< и |, дифференциация чувства. Романтическую любовь можно отли-III11. от любви-жалости. Когда крестьянина спрашивают, любит ли

■ ми ною жену он отвечает: я ее жалею...Что это означает? Может быть, i и >Гювь как сильное чувство уже прошла, но жена стала близким чело-

i' >м, вон какие сохранились эмоциональные впечатления. Теперь |» и се судьба на ладони, она всегда была рядом. Ее жалко...

Бывает невротическая любовь. В ней мало теплоты и искренно-

|п. Невротик заявляет: она будет моей во что бы то ни стало. Такое

'" тво, поначалу клейкое, быстро достигает пресыщения. Так вот,

Г II 1сция чувствования помогает различать оттенки переживаний,

И1сы человеческих отношений. В целом интроверту чувствую-

N in типа это удается в большей степени. Но все это происходит

i ри самого интроверта.

11евротическая же ситуация порождается тем, что за настоящи-'II рмоциями объекта интроверт не следует, он подавляет их и от-

■ и 'I шетили, лучше сказать, "охлаждает" отрицательным суждени-i ■ сувства.

Юнг отмечает:"Хотя и имеется постоянная готовность спокой­на 11 гармонично идти рука об руку, тем не менее к объекту не обна-i i шается ни любезность, ни теплая предупредительность, а про-II гея отношение, которое кажется безразличным: холодное, под-i; пке отклоняющее обращение. Иногда объект начинает чувство-i что все его существование лишнее. По отношению к какому-ННОудь порыву или проявлению энтузиазма этот тип сначала про-N. шет благосклонное внимание, иногда с оттенком превосходства И ' |'П1ики, от которого у чувствительного объекта опускаются руки.

II.....|) истая же эмоция может быть подчас резко и убийственно хо-

i" ■ 111 (> отражена: если только она случайно не захватит индивида со Сиропы бессознательного. Иными словами, не оживит какой-ни-(1уд|. окрашенный чувством исконный образ и тем самым не поло­ши чувство этого типа".

| кстраверты, в особенности те, чьей преобладающей функцией гея мышление, полностью обескуражены поведением эмоци-

.....i loro интроверта. Он кажется одновременно загадочным, об-

и ительным, чарующим, но также каким-то "незаполненным". и и подкорректировать интроверта, сделать его более откры-

Раздел III

там... К тому же интроверт естественно тянется к экстраверту. Веди ему как раз не хватает способности сближаться с людьми. При этом сходятся как раз подчиненные функции.

Бывают ли удачными подобные сближения? На какой-то срои безусловно. Рождается эффект взаимной очарованности противо положным типом, но это не продолжается слишком долго. Интро-вертное чувство может оказаться слишком непроницаемым. Ощу­щая оттенки переживаний, чувствующий экстраверт нередко оста­ется одиноким. Он обнаруживает бескомпромиссность в оценке чу­жих эмоциональных переживаний.

§ 6. Подчиненная функция

Напомним, что мышление у интроверта чувствующего типа эк* стравертно. Парадокс заключается в том, что будучи молчаливыми и незаметными в то же время эти интроверты обнаруживают инте­рес к множеству различных событий. В сфере сознания они в опре­деленной степени инертны, безразличны.

Но их экстравертное мышление охватывает целый Монблан вне­шних фактов. Интровертное мышление имеет в качестве противо­веса примитивное чувство. Интровертное чувство уравновешива­ется банальным трафаретным мышлением.

Захватывая огромный массив внешних фактов, экстравертное мышление не в состоянии продуктивно обработать его. Подчинен* ная функция увязает в дебрях подробностей, деталей, через кото­рые никак не прочерчивается ясная мысль. Нередко это приводит к парадоксальной узости мышления. Интровертов одолевает един* ственная идея, которой они служат всю жизнь, не проявляя нуям ной гибкости. С этой точки зрения Юнг критиковал Фрейда как эк» стравертного мыслителя за ограниченность его учения. 1

Конечно, Юнг не пытался проанализировать психологически тип Фрейда как человека. Но он утверждал, что фрейдовская систм ма представляет собой продукт экстравертного мышления. В это! случае можно рассматривать Фрейда и как чувствующего интровеи та. В этом случае наследие австрийского психиатра будет выражс нием подчиненного экстравертного мышления. К такой точке зрм ния склоняется Мария-Луиза фон Франц.

Она считает, что но всех работах Фрейда содержится всего нв сколько основных идей. Он проверил их на материале огромно

Как вы скрываете свои мысли и чувства?

объема. При этом вся его система полностью ориентирована на вне-

i.....ie объекты. Действительно, если прочесть биографические за­менен о Фрейде, то обнаружится, что он в высшей степени владел 111< | >ференцированным способом обращения с людьми. Он был бле-■ i и щим аналитиком.

Кроме того, по словам фон Франц, Фрейд обладал своеобразным | и|)|,1тым "джентльменством", оказывающим положительное вли-iм 11 ic как на пациентов, так и на окружающих. При анализе его лич-

..... ги, считает фон Франц, необходимо делать различие между его

норией и его личностными качествами. Возможно, она права, и Фрейд действительно принадлежал к интровертным чувствующим 11111а м. Чувствующий интроверт может в известной степени контро-чировать свою подчиненную функцию. В этом варианте она может i.i 11. немалое преимущество, будучи ясной, простой и понятной.

Достаточно ли этого? Нет, чувствующему интроверту еще пред-

.....it углубиться в себя и сделать попытку подкорректировать и

'itи|>ференцировать свое экстравертное мышление. Иначе он может • гить заложником одной идеи. Полезна при этом такая интеллекту-пи,пая установка. Чувствующий интроверт должен исходить из предположения, что каждый факт, который подтверждает его тео­рию, нужно обязательно использовать для того, чтобы переформу-1Ир< 1вать свою идею. Но как и всякая подчиненная функция, экст-рши-ртное мышление может стать деспотичным, жестким и утра­ми i. способность приспосабливаться к объекту. Фрейд, в частности, IBM жаловался на то, что его истолкования сновидений ужасно од-

......i >разны. Одна и та же интерпретация разных сновидений повер-

"' его в скуку.

11сегда ли чувствующий интроверт также обладает экстравер-iHi.iM мышлением? Интровертный чувствующий тип может и II и нить интровертно. Можно пользоваться всеми своими фун-1п пи ми любыми способами, но это не приведет к интенсивной U id те этой функции. Юнг говорил, что труднее всего понять не >ti ч<>нека противоположного вам типа, а человека того же функ-и и. шального типа, но с другой установкой. Труднее всего интро-(И'ргиому чувствующему типу понять экстравертный чувст-|\ пиний тип. Интроверт не знает, как работают шестеренки в i •' |"пс человека другого типа, он не может почувствовать способ 11 и мышления. Такой человек остается для него загадкой. Мыш-И н не чувствующего интроверта ориентировано на объект, в силу

__________________________Раздел III

этого оно может быть конкретным, фатально привязанным к фактам. Экстравертное мышление можно рассматривать как здоровую компенсацию, которая позволяет в известной мере подорвать предельный субъективизм и завышенную самооценку субъекта. Как все интровертные типы, чувствующий человек тяготеет к эгоцентризму. Если "Я" человека остается бесконтрольным, то оно присваивает себе всю полноту личности. Юнг показывает, что в этом случае "таинственная сила интенсивного чувства превращается в банальное претенциозное властолюбие, тщеславие и тираническое принуждение". Там, где подсознательные компенсаторные процессы полностью подавлены, бессознательное мышление приобретает враждебность и негативизм и проецируется обычно на внешнюю среду.

Тип остается нормальным до тех пор, пока "Я" чувствует себя ниже уровня бессознательного субъекта и пока чувство раскрывает нечто более высокое и более властное, нежели "Я". Хотя бессознательное мышление архаично, однако оно успешно компенсирует случайные поползновения возвести "Я" до субъекта. Но если этот случай все-таки наступает в результате совершенного подавления бессознательных влияний мысли, тогда бессознательное мышление становится в оппозицию и проецирует себя в объекты.

От этого субъект, ставший эгоцентричным, начинает испытывать на себе силу и значение обесцененных объектов. Сознание начинает чувствовать то, что "думают другие". Другие же думают, конечно, про всевозможные низости, замышляют зло, втайне подстрекают и интригуют.

Все это субъект должен предотвратить, и вот он сам начинает предупредительно интриговать и подозревать, подслушивать и ком бинировать. До него доходят всевозможные слухи, и ему приходится совершать судорожные усилия, чтобы, по возможности, превра-тить грозящее поражение в победу. 1

Так возникают бесконечные таинственные соперничества, и ■ этой ожесточенной борьбе человек не только не гнушается никакими дурными, низкими средствами, но употребляет во зло и добродетели, только для того, чтобы иметь возможность козырнуть свои* ми достоинствами. Такое развитие ведет к истощению. Форма не*] вроза не столько истерична, сколько неврастенична. При этом час» то страдает физическое здоровье, например, появляется анемия ев всеми ее последствиями.

___________Как вы скрываете свои мысли и чувства?------------------

***

Интроверты мыслительного и чувствующего типа ориентирова-iii.i на свой внутренний мир, что содержит в себе немало положи-i сльного для тех, кто обладает этими функциями. Мыслительный интраверт может стать крупным теоретиком, интроверт чувству-|' и i иго типа может выстроить чрезвычайно загадочный и глубокий пнутренний мир. Но усиленная работа ведущей функции рождает i к иротические симптомы. Мыслитель может оказаться однодумом, | чувствующий тип — отчужденным и холодным эгоцентриком. В кмчестве компенсации выступают их подчиненные функции. Они не позволяют интровертам дойти до предельного самообожания. < >днако экстравертное чувство выглядит примитивным, неуклюжи м. А подавленное мышление у чувствующего интроверта рожда-| 1 убогие мысли, которые, будучи спроецированными на внешний мир, окрашивают его в зловещие злокозненные тона.

Вопросы для повторения

Каковы особенности интровертного мыслительного типа?

Почему интровертное мышление не зависит от общепринятых представлений?

Отчего среди мыслительных интровертов много теоретиков?

В каких областях жизни и деятельности можно встретить мыс-'IMI сльных интровертов?

Почему мыслительному интроверту трудно выразить свои чув-. им?

Каковы особенности интровертного чувствующего типа?

11ем чувство отличается от функции чувствования?

I i чем ограниченность интровертного чувства?

Кем был Фрейд — мыслительным экстравертом или чувствующим интровертом?

В чем ограниченность экстравертного мышления?

Упражнение 1

Ищем мыслительного интроверта

1)>уппа задает вопросы одному из своих участников: — Любите ли вы одиночество?

__________________________Раздел III _____

— Доставляет ли вам удовольствие написание рефератов?

— Составляете ли вы план своих сочинений или вдохновение! приходит во время работы?

— Вам нравятся ученые-теоретики или ученые-практики?

— Вы хотели бы в будущем заниматься тестированием или быт психологом, который разрабатывает теорию?

— Трудно ли вам выразить свои чувства?

Упражнение 2

Ищем чувствующего интроверта

— Какой подарок вы предпочитаете: цветы или вещь, полез в обиходе?

— Вам нравится обычно сам подарок или те слова, которые, к говорила Офелия, "удваивают значение подарка"?

— Можете ли вы выражать свои чувства банально, как приня или ищете нестандартные слова?

— Вам трудно делать оценки людям, если их (людей) много?

— Почему вам трудно написать оригинальную работу?

 

ГЛАВА 5

Зачем вам ощущение ------------и интуиция?-------------

§ 1. Интровертный ощущающий тип

Ведущая функция

Ощущать можно только внешнюю реальность: людей, вещи, природу. Именно окружение дает нам возможность воспринимать мир. Но ощущение может основываться и на субъективном компоненте восприятия. Разумеется, исходным импульсом для интроверта ш i пущающего типа является сфера объектов. Но интроверт этого типа |" льше доверяет внутренним ощущениям, которые идут извне.

Всякое ощущение иррационально, ибо оно направляется не ло-111 кой суждения, а тем, что есть, и тем, что происходит. Юнг пишет: "М то время как экстравертный ощущающий тип определен интен-■ иппостью воздействия со стороны объекта, интровертный пред-' |.1илен интенсивностью субъективного ощущения, вызванного nil |.сктивным раздражением".

Вот схема психической структуры интроверта ощущающего шил.

Интровертное ощущение (первичная ведущая функция)

Мышление

(вспомогательная

функция)

Экстравертная интуиция(подчиненная функция)

Чувство (вспомогательная функция)

Раздел III

Исследователи сравнивают интроверта ощущающего типа с высокочувствительной фотографической пластинкой. Вот человек такого типа сидит в комнате. Появляется новая личность, она мгновенно сфотографирована. Зафиксирована ее походка, прическа, выражение лица, одежда, манера вести себя. Субъект получает впечатление об объекте. Такой интроверт сидит безмолвно, кажется безжизненным и даже глупым: уставился на вас, и все. Он таким и останется, пока в действие не вступит одна из его вспомогательных функций: мышление или чувство.

Человек этого типа кажется окружающим медлительным. Но это не совсем так: быстрые внутренние реакции у ощущающего интроверта происходят скрытно. Что касается внешней реакции, то она проявляет себя с промедлением. Вот женщина собралась выйти из дома. Может сложиться впечатление, что она просто ходит из угла угол, соображая, выключены ли приборы, закрыты ли окна, на месте ли нужные ей вещи. Все это происходит очень медленно.

Мария-Луиза фон Франц высказывает предположение, что писатель Томас Манн принадлежал именно к этому типу. Он, описывая каждую деталь изображаемого, воссоздавал целостную атмосферу комнаты. Даже личность героя обретала у него рельефность благодаря множеству деталей, связанных с его внешностью, походкой, одеждой и окружающей обстановкой. Обладая таким видом чувствительности, человек воспринимает все тончайшие оттенки и мельчайшие детали окружающего мира.

Вероятно, такой же способностью обладали французские художники-импрессионисты. Специфика этого направления заключалась в том, что передавались разрозненные впечатления от многоликой реальности. Жизнь поэтизировалась, представала в потоке вечного обновления, постоянно меняющихся красок. Импрессионисты проявляли интерес к быту, к повседневной действительности, они изображали сцены на улице, в кафе, на лоне природы. Чтобы всю жизнь рисовать подсолнух, который каждый раз передает разные эмоциональные состояния, надо научиться воспроизводить внутренние впечатления, которые возникают у вас от картины или человека.

Именно в этом различие между экстравертным и интровертным ощущениями. Экстраверты-художники воспроизводят реалисти ческое отражение — рефлексию объекта, интраверты-художники стремятся точно выразить то впечатление, которое производит

Зачем вам ощущение и интуиция?

(>Пъект на субъекта. Юнг отмечал, что субъективное ощущение (т.е. 1 >1 цущение интроверта) больше постигает глубокие планы психического мира, чем его поверхность.

Решающей вещью для них является не реальность объекта, а I к ■; шьность субъективного фактора, а именно реальность изначаль-мых образов, которые в своей совокупности представляют из себя психический мир зеркальных отражений. Такое зеркало обладает сиоеобразным свойством — изображать наличные содержания со-Щания не в знакомой и привычной нам форме, но в известном смыс-щ- с точки зрения вечности, примерно так, как видело бы их сознание, прожившее миллион лет.

Такое сознание видело бы становление и исчезновение вещей одновременно с их настоящим и мгновенным бытием, и не только и i о, но одновременно и другое, то, что было до их возникновения и ■Дет после их исчезновения. Настоящий момент является для это-ю сознания неправдоподобным. Само собой разумеется, что это лишь уподобление, которое, однако, понадобилось Юнгу для того, чюбы наглядно пояснить своеобразную сущность интровертного ощущения.

Это ощущение передает образ, который не столько воспроизвели г объект, сколько покрывает его осадком стародавнего и гряду-пи-го субъективного опыта. От этого простое чувственное впечатле-iiiii' развивается в глубину, исполненную предчувствий, тогда как чч-травертное ощущение охватывает мгновенное и выставленное 111111 оказ бытие вещей.

У меня есть возможность каждый день наблюдать интроверт-i им ■ ощущение. К этому типу относится моя жена. Представьте себе, •I нам пришли гости. Разговор заходит о каком-то старинном романс Моя жена не помнит, читала ли она его. Присутствующие в квар-i про экстраверты наперебой пересказывают отдельные детали ро-М та. Неожиданно к разговору подключается моя жена. Беседа пробудила в ней какие-то образы, внутренние ощущения. Она вспомни на роман, но зато в таких частностях, таких деталях и точных мм утренних состояниях, что это производит шок у собравшихся. l'1'удно поверить, что моя жена только сейчас вспомнила содержа-но' Но так оно и есть... Интровертное ощущение замедленно. Оно 11' mi >жет пробудиться тотчас, едва возникло упоминание об объек-М ' иачаладолжныродитьсявнутренниеобразы.неимеющиепря-.......отношения к беседе. Затем они вызывают рой конкретных ре-

__________________________Раздел III___________________________

льефных впечатлений. Недоумение продиктовано тем, что людям! другого типа трудно понять, как можно так детально, развернуто! воспроизвести содержание романа, о котором только что было ска-1 зано: не помню, читала ли его вообще...

Я сижу у телевизора, смотрю сериал о Каменской. Неожиданно I сбоку появляется моя жена. Она некоторое время следит за событи«1 ями на экране. Можно полагать, что они пробуждают в ней какие внутренние образы. Затем она начинает удивляться тому, что эк-1 ранные герои выглядят совсем иначе, чем в романе. Она называеЯ имена, одежду, походку, внешний вид литературного произведения, словно знает его назубок. Не надо поражаться. Пробудилось внут-1 реннее ощущение, которое составляет сильную сторону людей та^ кого типа. Кстати, я тоже читал роман Марининой, но я совершенИ но не помню, как был одет жених Каменской. Извините, другой тип восприятия реальности.

§ 2. Невроз функции

Субъективный фактор в ощущении, в сущности, тот же самыяИ что и у других интровертных типов. Объекты воспроизводятся толЛ ко тогда, когда они связаны с внутренними образами. Такое воспрЛ ятие скорее ориентировано на тот смысл, значение, символическая выражение, которые соотнесены с объектом. Трудность самовыря жения вообще присуща интровертам.

Интроверт ощущающего типа может обратить на себя внимя ние своим спокойствием, своей пассивностью или разумным само^ обладанием. Эта своеобразность, которая вводит в заблуждение, по верхностное суждение о нем, обязана своим существованием ея отстраненности от объекта. Правда, в нормальном случае объем не обесценивается сознательно, но устраняется в своем свойств возбудителя ощущения, поскольку тотчас же замещается субъектия ной реакцией, которая не имеет никакого отношения к реальное!

объекта.

Это. разумеется, можно интерпретировать как своеобразна обесценивание объекта. Интроверт ощущающего типа вполне мс жет поставить нам вопрос: для чего вообще живут люди, для че! объекты имеют право на существование, если все существенное щ равно происходит без них. Отключение от объектов, имеющих лии изначальное значение для интровертов, показательно. Я часто з|

Зачем вам ощущение и интуиция?_______________

мечаю, как моя жена смотрит куда-то в пространство, словно мимо исех предметов, всего реального мира. Это взгляд в вечность...

Невроз функции проявляется же в том, что интроверт этого типа нообще не способен больше различать реальный объект и субъек-i мнное восприятие. Однако надо заметить, что обычно явное без-I тзличие к объекту есть всего лишь защитное средство против экс-иипсии, вторжения внешнего мира. Таким образом интровертная у i ановка охраняет свой субъективный космос.

Если лишить интроверта ощущающего типа способности к ху-д! окественному выражению, то получаемые им впечатления откочуют в глубины психического. Сознание окажется зачарованным i in >им собственном пленом. А если иметь в виду, что мышление и чув-• i no у таких людей как вспомогательные функции тоже относительно бессознательны, то впечатления внешнего мира могут быть орга-нн.юваны только архаическим путем. Способность рационального | v ждения о вещах оказывается у таких людей слабой, но она может и

......се отсутствовать. Такой человек, по словам Юнга, "лишь с чрезвы-

Itft] ibiM трудом доступен для объективного понимания, да и сам он в i"Hii.шинстве случаев относится к себе без всякого понимания".

§ 3. Подчиненная функция

Мария-Луиза фон Франц отмечает, что подчиненная экстравер-|ц.in интуиция интроверта ощущающего типа имеет очень нечис-|пс. жуткое, мрачное, сверхъестественное, фантастическое каче-■ пю, занятое безличностным коллективным внешним миром. В И гкетве примера она называет строительного подрядчика, которым очевидно был экстравертным ощущающим типом. Он воспринимал интуитивные представления, только касавшиеся его само-ml! своем экстравертном ощущении он имел дело с внешним кол-и кп 1вным миром — с дорожным и жилищным строительством. Но i и 11 vi щию применял только по отношению к себе, рассматривая как 1141 т. личную и связанную с его персональными проблемами.

111)и этом его интуиция нередко содержала жуткие образы.

У интровертов же ощущающего типа, подмечает фон Франц,

щижсние идет от объекта к личности. Для романов Томаса Манна

i| in ктерен большой субъективизм. Но интуиция у человека такого

Mm a касается событий, остающихся в тени, он воспринимает воз-

' i тети и будущее внешнего окружения.

__________________________Раздел III_________________

Однажды в коллективе, где я работал, хоронили сотрудника. Его жена как-то прибежала в офис взволнованная, потрясенная. Она сказала: "Целый день бегала, чтобы похоронить Юру на престижном кладбище. Там и его мать похоронена. Да разве у нас проймешь чиновников? Но все-таки разрешение получила. Вот оно... Видите, как все удачно получилось?"

Я тогда сказал: "Что-то мне расхотелось умирать..." Уж больно неудачно выражена мысль. Нормальный человек без подавленной интуиции, наверное, сказал бы то же самое, но примерно так: "Разрешение-то я получила. Конечно, Юру мне никто не вернет. Но я выполнила его волю. Вот как все удачно получилось"...

Интуиция у ощущающего интроверта предельно архаична. Тогда как экстравертная интуиция отличается характерной находчивостью, "хорошим чутьем" для возможностей объективной реальности, архаически экстравертная интуиция обладает способностью пронюхать все двусмысленное, темное, грязное на задних планах действительности. Перед этой интуицией — действительное и сознательное намерение объекта не имеет значения, ибо она подозревает за ним все возможности архаически предшествующих ступеней такого намерения. Потому в ней есть нечто прямо-таки опасно подкапывающееся, что нередко находится в ярком контрасте с доброжелательной безобидностью сознания.

Экстравертные ощущающие типы подхватывают интуицию, которая касается субъекта, т.е. его самого. А вот интровертные ощущающие типы более тяготеют к мрачным фантомам воображения, сообщающие им о том, что может случиться во внешнем окружении — с их семьей, другими и даже человечеством в целом. Мария-Луиза фон Франц рассказывает о том, как ей удалось ознакомиться с материалами истории болезни одного интровертного ощущающего типа. Его архетипические фантазии представляли не проблемы самого человека, а коллизии его времени.

Ассимиляция этих фантазий очень затруднена, так как ведущая функция ощущения является средством постижения того, что происходит здесь и теперь. Негативный аспект ощущения оО наруживается в том, что личность увязает в конкретной реаль ности. Как заметил Юнг, для людей этого типа грядущее не су ществует, будущие возможности отсутствуют, они пребываю i только в настоящем времени и перед ними опущен железны!) занавес.

_______________Зачем вам ощущение и интуиция?_______________

Ощущающие интроверты ведут себя в жизни так, словно все всегда будет таким, как сейчас, и не способны понять, что вещи и их оценки могут меняться. У людей этого типа, подчеркивает фон Франц, ассимиляция рождающихся ужасных фантазий происходит с большим трудом из-за точности и медлительности их сознательной функции. Если такой человек захочет серьезно отнестись к своей интуиции, он будет стараться очень аккуратно ее подавить.

Но как это сделать? Ведь интуиция подобна проблеску молнии. Стоит попытаться заставить ее замолчать, как она мгновенно исчезает! Вот почему ощущающий интроверт не знает, как разрешить иозникающую проблему. Он сильно страдает, так как ассимилиро-иать подчиненную функцию можно, только освободив ее от оков ведущей функции. Но именноэта функция,какиудругих типов, стремится подавить свою подчиненную.

Схватка между ведущей и подчиненной функциями выглядит весьма драматично. Если вы пытаетесь заставить ощущающего интроверта слишком быстро ассимилировать интуицию, у него появляются симптомы головокружения или морской болезни. Ему кажется, будто его сносит с твердой почвы реальности, к которой он гак привязан, иу него действительно начинается морская болезнь. Поскольку у ощущающего интроверта интуиция экстравертна, то она включается внешними событиями. Такие люди склонны, замечает фон Франц, к душеизвергающим озарениям (инсайтам), ко-i о|)ые противоречат их обычной заземленной природе. Такой тип, прогуливаясь по улице, увидит хрустальную посуду в магазинной ширине, и его интуиция может осознать ее символическое значение: целостный символический смысл хрусталя потечет в его душу... Этот поток запущен внешним событием, поскольку его подчиненная функция, в сущности, является экстравертной. Естественно, она имеет ту же самую плохую характеристику экстравертного ■ чнущающего типа: у обоих интуиция очень часто носит зловещий ■i ■ 11 >актер, и если она не срабатывает, то, естественно, прорывающи-• 1111 фогностические содержания будут пессимистическими и отри-

п.ИСЛЬНЫМИ.

Конечно, негативная интуиция иногда попадает в десятку. Но пинает так: либо она ложится в яблочко, либо вообще сбивается и попадает в молоко. Вообще говоря, если интуиция является ведущей функцией, а одна из вспомогательных (мышление или чувство) Гоже оказывается развитой, человек сам может определить, на-

 

__________________________Раздел III_____________________

сколько точна его интуиция и не пошла ли в сторону. В этом случаг надо ее "попридержать". Но подчиненная интуиция примитивна: ощущающий тип может иногда удивить вас точностью своих пред чувствий. Чаще бывает иначе: я спрашиваю одну пациентку: "Видите ли вы вещие сны, сбываются ли ваши предчувствия?" Она отвечает:

— С точностью до наоборот...

"До тех пор, пока ощущающий интроверт не будет держаться слишком в стороне от объекта, — замечает Юнг, — бессознательна» установка действует как благотворное компенсирование к установке сознания, которая является несколько фантастичной и склонной к легковерию. Но как только бессознательное становится в оппозп цию к сознанию, архаические интуиции всплывают на поверхнос i1. и развивают свое пагубное влияние, насильственно навязывали, индивиду и вызывая у него навязчивые идеи самого отвратитель ного толка. Возникающий из этого невроз есть обыкновенно неврои навязчивости, в котором истерические черты замаскированы сим птомами истощения".

§ 4. Интровертный интуитивный тип

Ведущая функция

Интуиция, как и ощущение, мы помним, относится к иррациональной функции восприятия. Известно, что большинство научных открытий совершается самым непредвиденным образом. Мышление действительно связано с творческим порывом. Известно, что Альберт Эйнштейн любил играть на скрипке. Он пытался найти эмоциональный подъем, чтобы преодолеть трудность мысли. Не случайно говорят, что его теория относительности — плод гениальной интуиции. Немецкий химик А.Кекуле пришел к идее бензольного кольца, потому что ему приснился сон. Он увидел змею, хвост которой находится в ее пасти. Это натолкнуло его на открытие фор

мулы бензола...

Там, где ощущение мотивировано физической реальностью, интуиция нацелена на реальность психическую. В экетравертной установке субъективный фактор вытеснен, но у интроверта он яя»: ляется решающим. Если такой способ функционирования становиТ» ся преобладающим, мы говорим об интровертном интуитивном типе. Модель его психической структуры такова:

Зачем вам ощущение и интуиция?

Интровертная интуиция (первичная ведущая функция)

Чувство(вспомогательная функция)

Экстравертное ощущение (подчиненная функция)

Мышление

(вспомогательная

функция)

Интуитивные интроверты, как и экстраверты-интуитивы, могут предсказывать будущее, предугадывать возможности развития объекта.

Но у интуитива-интроверта интуиция обращена внутрь. Это означает, что в нем изначально присутствуют черты пророка. Можно полагать, что именно такие люди в первобытном обществе стано-иились шаманами.

Они учили своих последователей прорываться в подземную ре-|Л1.ность и в астральный мир, вырываться за пределы физического мира. Божественные замыслы они передавали своим соплеменникам.

Вот как пишет об этом фон Франц: "На языке психологии можно • Казать, что интуитивный интроверт разбирается в медленных провесах, происходящих в коллективном бессознательном архетипи-•м-< ких изменениях и передает свое знание обществу. В то время как ■и i и Израиля счастливо спали (как всегда происходит с массами), |" i хозаветные пророки время от времени объясняли им, в чем со-■ шит подлинные намерения Яхве, чем он сейчас занимается и чего Кочет от своего народа. Люди обычно выслушивали эти послания Яря особой радости".

Последняя фраза воскрешает рассуждения о невостребован-ц<" i и интуиции для каждодневной реальности. Пророк "чует" то, •но будет, но остальным нет до этого никакого дела. Ведь интро-|" |>1-ная интуиция направлена на содержание бессознательно-i > i по надо еще обладать способностью вычитывать в нем некие

__________________________Раздел III_________________________.

смыслы. Вспомним песню В.Высоцкого о Кассандре, котора предсказывает гибель Трои.

Разумеется, интуиция получает исходный импульс от внешн объектов, но сама по себе она совершенно не озабочена внешним возможностями, а фокусируется на том, что было вызвано внешни-внутри субъекта. Интровертный интуитив прозревает потаенное устремляет свой взор туда и попадает во власть внутренних обра зов, которые рождены его душой.

Интуитивных интровертов можно обнаружить среди мистико всех времен, а также среди поэтов и художников. Если в работе ми стика, философа, поэта проступают архетипические образы, фан тастическое содержание, можно полагать, что их создали интуити вы-интроверты. Это относится к произведениям Ницше "Так гово рил Заратустра", Д.Андреева "Роза Ветров", роману Рустава Мейрин ка "Ролем",к произведениям самого Юнга. Есть определенная зако номерность в том, что интуиция опережает время. Только потомк-могут составить представление о том, что выражало коллективн бессознательное определенной эпохи.

Юнг ссылается на человека, который страдал приступами гол вокружения. Там, где интровертное ощущение могло бы отмети физическое нарушение, ухватить все его качества, его интенси ность, течение, как оно возникает и как долго длится, интровер ная интуиция ничего такого не заметит, а будет прежде всего иссл довать каждую деталь образов, которые возникают в результате та кого расстройства. Юнг пишет: "Она удерживает этот образ и с жи вейшим вниманием констатирует, как этот образ изменяется, раз вивается далее и наконец исчезает".

Таким образом, интровертная интуиция воспринимает все, ч' происходит на дальних планах сознания, приблизительно с тако же ясностью, с какой экстравертное ощущение воспринимает вне шние объекты. Поэтому для интуиции бессознательные образы по лучают достоинство вещей или объектов. Но так как интуиция ис ключает сотрудничество ощущения, то она или вовсе ничего не уз нает, или узнает лишь недостаточно о влияниях бессознательн образов на тело.

От этого образы являются как бы отрешенными от субъекта существующими сами по себе, без отношения к личности. Вслед ствие этого в данном примере интровертный интуитив, имеющи приступ головокружения, и не подумал бы даже, что воспринять

Зачем вам ощущение и интуиция?_______________

м образ, мог бы как-то относиться к нему самому. Это покажется почти немыслимым для человека, установленного на суждение (мышление или чувство),а между тем это факт.

Интуитивные интроверты склонны быть мистическими мечта-i елями. Общаются они с трудом, поскольку не имеют ясных пред-'II нлений ни о себе, ни о других. Они переходят от образа к образу, п)пнясь за всеми возможностями, заключенными в творческом лоне г><-<-сознательного, не устанавливая никаких связей между явлени-

I м и собой.

Интуитивные интроверты обычно мало заботятся о своих фи-1п • к-ских потребностях, они мало осведомлены о своем собственном

II к сном существовании или о том, как оно воздействует на других. ' 1.И го оказывается, что реальность для них мало значима. Они по-11 |\пкены в узоры воображения.

§ 5. Невроз функции

Надо, конечно, заметить, что созерцание образов бессознатель-

......>. создаваемых интуитивными интровертами в неиссякаемом

п шПилии, бесплодно лишь в смысле непосредственной пользы. Но i и ч польку эти образы есть возможности концепций, способных при Иниестных условиях сообщить жизни новый потенциал, постольку и ' га функция, наиболее чуждая внешнему миру, неизбежна в об-пн м психическом домоводстве, так же как и психическая жизнь 11 11»>да отнюдь не должна быть лишена такого типа, как интуитив-111.11 i интроверт. Если бы таких людей не было, в Израиле не было бы

■ I" и IX пророков, а правоверные не обрели бы своего Мухаммеда.

I!есьма интересно, что интровертные интуитивы имеют туман-миг представление о подробностях подлинного мира. Это они спо-

■ попы заблудиться в незнакомом городе, опоздать на условленную |" i речу, пропустить последний поезд, потерять кошелек или пас-н"|и: На их рабочем месте полный беспорядок. Они вечно заняты i и 'I и ком ценной бумаги, рабочего инструмента или нужного им че-|овека.

Разумеется, такое поведение не только раздражает тех, кто 1)1 (| i швает их как "не от мира сего". Но зачастую их соседство быва-' i i hi остным. Самим им кажется, что дело вовсе не в частностях. 11" 11 ому интуитивные интроверты беззаботны и равнодушны. Од-и и" следует верно понимать эти настроения. Речь идет вовсе не о

__________________________Раздел III___________________________j

безразличии или неверности. Да, они невнимательны к внешним фактам, но зато сохраняют верность внутренним образам. Они могут исказить реальные факты, напутать или солгать. Однако их память на самом деле плохо адаптирована к реальности. Многие из ближайшего окружения считают таких людей загадочными, при этом норовят покинуть интровертов вместе с их интуицией, отчуждающей их от реальности.

Когда ведущая функция — интуиция оказывается невротичной, израсходованной, стертой, интроверт обращается к своему подчи-ненному ощущению. Он может неожиданно увлечься обработкой камней или лепкой из глины. Такое соприкосновение с реальным ощущением позволяет интровертам вступить в контакт с внешним миром. Интуитив может что-нибудь вылепить из глины, например, какое-нибудь нелепое, по-детски примитивное изображение животного.

Однако в этом случае его ведущая функция немедленно набросится на его достижение. Она посоветует: "Во всех школах надо ввести лепку как обязательный предмет". Так интуитив оказывается в родной колее. Теперь самое время обдумать возможные последствия такого факта, осознать, какую роль лепка из глины может сыграть в обучении, если она станет ключом к божественному миру. Интуитив снова воспаряет, разорвав свои связи с реальными прикосновениями и впечатлениями.

§ 6. Подчиненная функция

Мария-Луиза фон Франц рассказывает о своей ученице, которая, услышав ее лекцию по античной философии, решила брать у преподавателя частные уроки по досократовской философии. Ученица говорила о своем желании глубже вникнуть в предмет. Она пригласила фон Франц на чашку чая и, как это часто бывает, когда вы даете уроки интровертному интуитиву потратила первый час на] рассказ о своих впечатлениях от лекции, о том, как она решила стать i ее последовательницей, и т.д.

Затем фон Франц настояла на том, чтобы ученица просмотрела принесенную ей книгу. Та согласилась, но предпочла сделать это потом, когда она останется одна. На следующем занятии ученица сообщила фон Франц, что нашла способ, как изучить греческую философию. Ей нужно для начала изучить страну. Она уже рисует

___________Зачем вам ощущение и интуиция?_______________

карту Греции, которую показала фон Франц. Это занятие отняло у ученицы массу времени.

С ее подчиненным ощущением она сначала должна была купить Оу магу, карандаши и чернила. Эти покупки необычайно взволнова-|| и се. Она ощущала себя на седьмом небе, восторгаясь своим достижением. Затем она объявила, что не может приступить к занятиям философией, надо закончить карту. Затем оказалось, что ее нужно раскрасить. Так продолжалось несколько месяцев, а затем интуиции нашла другую тему, и ей так и не удалось дойти до греческой философии...

В данном случае изготовление карты действительно было огром-iii.iM событием для ученицы. Ведь она впервые соприкоснулась со

■ поим подчиненным ощущением. Подчиненное ощущение инт-1"1исртного интуитива крайне интенсивно, но прорывается то щесь, то там, а затем уходит из поля сознания, "Интровертный ЦМ i уитив, — пишет фон Франц, — испытывает особенные трудно-< inn сексуальной сфере, потому что она затрагивает его экстравер-11 к»■ ощущение. Эта проблема в особенно трагической форме отра-Цеена в произведениях Ницше. К концу его творческой карьеры, зашито до того как его охватило безумие, в стихах и в поэтической и и i к лле "Так говорил Заратустра" появились очень грубые сексуал fail i.и-;шлюзии (аналогии). Сойдя с ума, он, по-видимому, продолжал р i шивать эту тему в своих произведениях, уничтоженных после его • mi рти из-за отвратительного содержания. Подчиненное экстравер-Plloc ощущение в этом случае было в значительной степени связано

■ ы нщинами и сексом, и он абсолютно не знал, как справиться с мои проблемой".

Фигура известного мистика и философа Якоба Бёме всегда при-.....и.тала внимание исследователей. Ведь он был неграмотным сапожником, не знал никаких иностранных языков. На его содержании были жена и шестеро детей. Надо было их кормить, дни уходи-|и ил сапожное ремесло. Однажды, как рассказывает сам Бёме, он i 'I и iдил по саду и встретил какое-то светоносное существо. Оно-то и г i и» рнуло перед ним план вселенной. Бёме стал писать книги фи-И" i 'фского и мистического содержания.

' Iто за светоносное существо? Где оно водится? Оказывается,

•|" иомен Бёме может быть истолкован в рамках юнговской ти-

огии. Он был совершенно распят между двумя полюсами

N01 Й ЖИЗНИ.

Раздел III

Божественное откровение, которое легло в основу всех его поздних произведений, произошло от того, что он увидел луч света, отраженный оловянной тарелкой. Это видение привело его в состо яние внутреннего экстаза, и можно сказать, что в течение какого то мгновения перед ним открылось все таинство Божественного. Что дальше? Потом он многие годы медленно переводил на язык логических рассуждений то, что постиг всего за минуту или даже за ее кунду.

Это, возможно, и есть светоносное существо. Его книги хаотичны и чрезвычайно эмоциональны. По сути дела он пытался описать одно переживание, каждый раз подходя к нему по-разному, иначе его разрабатывая. Но само видение возникло из-за того, что он увидел луч, упавший на оловянную тарелку, которая находилась на сто* ле. Именно так, считает фон Франц, действует экстравертное ощущение: оно инициирует мощный поток интуиции.

Но вот что характерно: когда вышла первая книга Бёме, один немецкий барон поверил, что Бёме — великий провидец. Он решил оказать ему материальную помощь. Барон освободил Бёме от жизненных трудностей. Но с этого момента его творчество стало почти бесплодным. Он не смог объединить светлую и темную стороны жизни. Избавившись от мук подчиненной функции, Бёме обескровил свою интуицию...

Крайне интровертный интуитив подавляет в себе обе функции суждения — мышления и чувства, но более всего вытесняет ощущение объекта. Это, естественно, проявляет компенсаторное экстравертное ощущение архаической природы. "Бессознательную личность, — пишет Юнг, — можно было бы поэтому лучше всего описать как экстравертный ощущающий тип только низшего примитивного порядка".

Сила влечения является свойством этого ощущения, так же как чрезвычайная зависимость от чувственных впечатлений. Это каче-ство компенсирует разреженный горный воздух сознательной установки интуитива и придает ей некоторую тяжесть, так что это мешает полному "сублимированию". Но если вследствие форсированного преувеличения сознательной установки наступает полное подчинение внутреннему восприятию, тогда бессознательное вступа» ет в оппозицию и возникают навязчивые ощущения с чрезмерной зависимостью от объекта, которые сопротивляются сознательной установке. Формой невроза является в таком случае невроз навяэ<

Зачем вам ощущение и интуиция?_______________

чивости с ипохондрическими симптомами, сверхчувствительностью органов чувств и навязчивой привязанностью к определенным минам или к другим объектам. (Ипохондрия — это чрезмерное внимание к своему здоровью, необоснованная тревога за него).

Интуитивные интроверты — плохие любовники, поскольку они 11 мохо ощущают то, что происходит в собственном теле, так же как ни теле партнера. В то же самое время они имеют похотливую натуру - это диктат примитивной ощущающей функции. Поскольку суж-м.< мне тоже подавлено, то похоть выходит наружу с вульгарными, непристойными и социально неуместными намеками.

***

Юнг признавал, что оба — интровертный интуитив и интровер-111ый ощущающий тип — являются с экстравертной и рационали-i 111 ческой точки зрения наиболее бесполезными людьми, тем не менее способ их функционирования поучителен. Ведь такие люди яв-мнются живыми свидетелями того факта, что богатый и полный мпижения мир, его бьющая через край упоительная и пьянящая И изнь живут не только вовне, но и внутри. Конечно, такие типы — ' 111111 ь односторонние демонстрации природы, но они поучительны /in и того, кто не позволяет духовной моде данного момента ослепни п. себя.

Люди такой установки оказываются своего рода двигателями и vmi.муры и ее воспитателями. Их жизнь поучает большему чем их • мина. Жизнь людей данного типа и не в последней степени их не-|рстаток — неспособность к нормальному общению — объясняет ним одно из величайших заблуждений нашей культуры, а именно ' ve i к-рное отношение к слову и изображению, безмерную переоцен-н V обучения путем слов и методов.

Вопросы для повторения

Каковы особенности интровертного ощущающего типа? Как действует его ведущая функция?

11очему импрессионисты в массе своей опгущаюшие интроверты? 11очему интроверт этого типа порой не способен различать ре-ч М1.иый объект и его субъективное восприятие?

Как проявляется подчиненная функция интуитивного интроверта?

__________________________Раздел III___________________.

Каковы особенности интровертного интуитивного типа? Откуда берутся пророки и провозвестники? Как фон Франц объясняет феномен Бёме?

Почему Юнг называет оба типа, которые рассмотрены в этой теме, "наиболее бесполезными людьми"? В чем их роль в культуре?

Упражнение 1 Ищем ощущающего интроверта

Группа задает вопросы одному из ее членов, который предположительно является ощущающим интровертом:

— Любите ли вы сидеть среди незнакомых людей и впитывать впечатления от окружающего?

— Что вам нравится больше — классическая живопись или импрессионизм?

— Можете ли вы вспомнить по ассоциации, как выглядели герои

какого-нибудь прочитанного вами романа?

— Сбываются ли ваши пророчества?

— Снятся ли вам вещие сны?

Упражнение 2 Ищем интуитивного интроверта

Группа задает вопросы одному из ее членов, предположительно интуитивному интроверту:

— Чувствуете ли себя отрешенным от конкретной реальности?

— Нравятся ли вам произведения, в которых выражены архетипы коллективного бессознательного или вы любите реалистическую

прозу?

— Ощущаете ли вы в себе пророка?

— Приходилось ли вам встречаться с необычными видениями

или существами?

— Случается ли вам далеко уходить в мир поразительных фантазий?

ГЛАВА 6

Зачем нужно ----------губить жизнь?----------

I вдалеке завиднелась темная глыба скалы в ослепительном ореоле ■ п< та... Я вспомнил, что за скалой течет прохладный родник. Захо-

II • лось опять услышать его журчанье, укрыться от солнца, не напря-i 111, мышц... Захотелось, наконец, тени и покоя... Я ступил к родни-щ шаг, другой... Араб не шелохнулся... Солнце жгло мне щеки, с 1I1") i >ей каплями стекал пот... Я ничего не различал за плотной пеле-IIIni соли и слез... Море испустило жаркий тяжелый вздох. Мне поил плось — небо развернулось во всю ширь и хлынул огненный

ль. Все во мне напряглось. Пальцы стиснули револьвер...

§ 1. Синдром разрушительности

11роницательный читатель уже догадался, что я говорю не о себе. Ч | и •< томатийная иллюстрация — герой романа Альбера Камю "По-| Горонний". Безмотивный синдром агрессивности. Убийство без и'нюда и надобности. Безотчетное, смутное сознание, импульсив-"| in иозглас плоти. Писатель выносит на наш суд отстраненность миров —убийцы и судей... < мдящий напротив меня пациент убийства не совершал. Он

.....i к-иного возраста. Благовоспитан. Вот уже третий месяц мы

тем по закоулкам памяти моего подопечного. Факты биогра-I п обыкновенны. Воспоминания примечательны, но не "ключе-

..... ('трогая фиксированность детали. Здоровая потребность в сне,

■ и других телесных радостях. И неожиданные пароксизмы жести, наплывы удушающей жажды крови. 11 пот что поразительно. Опасные, мучительные симптомы по-|ми и к т. у него недавно. Вид чужой крови рождает ощущение не-пимого блаженства. Желание половой близости накатывает ее готовностью растерзать жертву. Нет, приводов в милицию.....■ было — пациент на грани преступления. В графе "Характе-

__________________________Раздел III________________________—^

рологические особенности" записываю: "Садистские наклонности". Это мало что проясняет в духовном мире моего пациента.

Садист, как правило, вовсе не воспринимает собственные свойства как преступные. Это нормальная психологическая характеристика. Никто ведь не казнится, к примеру, что он сангвиник илихоч лерик. Но мой пациент живет в предощущении катастрофы. Ему кажется, что он на пороге злодеяния. Пациент хочет понять себя, осоз«1 нать темные силы, которые поднимаются из глубин его существе Он явно ищет опоры. Что-то подсказывает мне, что за банальным признанием последует необычный анамнез.

Многие философы ставили вопрос о развитии любви к жизни, о свободе созидания, о создании необходимых предпосылок для пол* ного обретения смысла жизни. В этой системе рассуждений подчер кивалось величие человека, благородство его натуры, способности откликаться на чужую боль, трепетно относиться к жизни в целом. Но мыслители не могли не обратить внимания и на способносЯ человека губить жизнь. Современные открытия в области психолв гии заставляют человеческое сообщество с большим тщанием про думать эту проблему. 11рирода задала нам мучительную, труднораИ решимую загадку: как объяснить тот факт, что среди нас есть нелм ди, о чем мы действительно начинаем догадываться. Мы еще не 3ie ем, как быть с этим открытием. Конечно, можно рассуждать следу ющим образом: раз они не такие, как мы, их надо уничтожить. 11 не исключено, что это голос той же самой криминальной крови.

Иной может сказать: что тут особенного, так было всегда. РазЯ толпы в Древнем Риме не рукоплескали, когда гладиаторы убивали друг друга? Разве язычникам не доставляло неизъяснимую радости когда первых христиан, завернутых в промасленные ткани, преврцр щали в пылающие факелы? Подобные примеры говорят о том, чЯ человеческая жизнь редко в истории представляла собой особуш

ценность.

Но можно выстроить и другой ряд примеров. Николай КузанскЛ проповедовал религиозную терпимость по отношению ко всем лн дям. Многие философы учили, что любовь — это краеугольный щ мень всего творения.

Этики отдавали предпочтение альтруизму — способности пщ бить другого человека и бескорыстно помогать друг другу. ЧелоИ чество с презрением осуждает палаческие идеи и практику истрвв ления людей.

_______________ Зачем нужно губить жизнь?__________________

Сегодня среди психологов обсуждается еще одна версия проис-иждения человека. Оказывается, неандерталец вовсе не является прямым предком человека. Эволюционная нить живого и разумно-111 м ного раз прерывалась. Путь к мыслящему человеку не раз заходил втупик. Известный отечественный психологБ.Ф.Поршнев счи-1мл, что человека как единого вида просто нет. Внутри человеческого ■К» 1ища, полагал он, существует по крайней мере два совершенно раз-iii.iN подвида с противоположными психогенетическими комплекса-П11 юдавляющее большинство составляют стадо, а остальные—это ищники...

Согласно данной теории, прачеловек был плохо укоренен в при-

|н рдс, он не был хищником. Однако внутри предчеловеческого рода

Н|><шзошла какая-то катастрофа. Мы не знаем ее природы, но в ре-

ц"и,тате получилось так, что человекообразные животные стали

|.ать себе подобных.

Сформировался хищный вид—сверхживотное. Этот вид состав-1МЧИ предки первоубийц и людоедов. К ним примкнули агрессив->н |. приспособленцы. Они стали подражать сильным животным,

.......рые не знают ни угрызений совести, ни жалости, ни нравствен-

герзаний... Жестокость и хитрость — вот их козыри...

11ицше еще в прошлом веке обнаружил такие оттенки миро-

"щщения у людей. Он отметил стадное поведение большинства

к -и и бросающиеся в глаза проявления хищности у властителей.

■ м смысл этого прозрения? Можно предположить, что и в совре-

11 Юм человечестве существуют люди с противоположными пси-

<| типологическими генотипами. Не зря иные философыутверж-

1кп; что власть — это обнаружение хищного поведения.

§ 2. Персонификации зла

11оявление столь удручающей картины сразу вызывает есте-И испиое желание улучшить человеческую природу. Может быть,

иi.....[<• выявить этих нелюдей еще до того, как они совершили пре-

■ i' нние, и отстрелять их? Один из исследователей, Б.А. Диденко,

Предлагает именно такой путь. Он даже показывает, что отдельные

i| рпды, которые бессознательно прошли этот путь "очищения", уже

......щ к благоденствию. Выходит, к чему бы ни стремился человек,

in с равно остается убийцей во всех своих проявлениях. Но, мо-I.......т., надо поискать иные пути? Например, обратиться к мора-

__________________________Раздел III__________________________

ли—редчайшему феномену, показывающему, как должны поступать люди. Может быть, осознать наконец, какую огромную роль в судьбе человечества играет нравственность. Если она будет попрана, люди превратятся в стадо. Все святыни будут утрачены...

Между тем мы живем в обществе, где мораль все чаще оказывается ненужной. Обсуждая преступные деяния политических деяте«| лей, мы толкуем о целесообразности этих деяний. Обосновывая ры ночные отношения, одновременно насаждаем хищничество. Ана-лизируя общественные события, охотно отвлекаемся от нравственных оценок участвующих в них субъектов. Сугубо взыскательного человека, слушающего голос совести, почитаем за чудака. Может быть, мы становимся заложниками неких сверхживотных нелюдей? Те, у кого есть совесть, т.е. нравственное чувство, должны осознат! наконец свое кровное родство. Без такого сплочения человечестве

может погибнуть.

Только в нашем столетии обнаружился обостренный интерес I проблеме разрушительного и агрессивного в человеке. Этот интерес подсказан ростом насилия в отношениях между людьми. Терро ризм стал проклятием века. В современном обществе немало маф» озных, криминогенных структур. Слово "киллер" не сходит со стр» ниц газет. Рутинная вещь — заказное убийство. Насильнику, кото рый хочет сладострастия, мало Адамова оргазма. Он хочет npecJM довать жертву, выследив ее. Им владеют похоть и азарт погони. Hi стигнув, он душит объект страсти, погружается в негу и уже пото|

расчленяет труп...

Стало модным морализировать по поводу каждодневной свир| пости нравов. Некая молодая женщина, проходя мимо питейноГ заведения, зашла опохмелиться. Реализовав задуманное, она пошЛ вон, забыв на буфетной стойке урну с прахом своей матери. Друге особа, веселясь в компании, почувствовала родовые схватки. Он удалилась в соседнюю комнату, произвела на свет дитя, выброси/ в мусоропровод и вернулась к собутыльникам. Сын, обидевшись и мать, до смерти забил ее ногами. Выродки или обыкновенные nej

сонификации зла?

Итальянский психолог Чезаре Ломброзо усматривал криминал ные наклонности в самих характерных чертах, которые передаю ся по наследству. Рождается вроде разумная позиция. Убийцу | перевоспитаешь. Он преступник по тайне рождения, и поэтому на] его истребить.

Зачем нужно губить жизнь?

Между прочим, в совмещении этих двух рассуждений здравый ■Шел как раз и отсутствует. Современные открытия в области фиши офской антропологии заставляют человеческое сообщество с 'нпп.щим тщанием продумать эту проблему. Если у нас есть право Ии пать тех, кто рожден убийцей, стало быть, грань между нами ока-it.шлется абсолютно незаметной. Одни убивают потому, чтодляэто-111 пришли в этот мир, другие — по той причине, что таким людям купце не жить...

Миг современности и пласты вечности. Мы вглядываемся в пучины истории. Мы вызываем в сознании образ древней прароди-мьницы.

Ищем изображение человеческого лица в наскальных рисунках, || миниатюрах иссохшего пергамента. Во фресках величественной \' мпальницы фараона. Мы разглядываем предметы утвари, орудия погребения, украшения. Вот он, человек...

Л это кто же? Кровная месть метит жертвы. Еще живых, дышащих засыпают землей. Пленников бросают в пламя. По сигналу хана Неугодным переламывают позвоночник. Потом — кошмарное изоб-I" п-ние—гильотина... Окровавленная голова вызывает восторжен-Mi.li! рев толпы. Изощренные пытки в подвалах. Фабрики смерти.

■ I'lincTBO, поставленное на конвейер. Цивилизованное зверство, не импощее аналогов в истории.

Нет ли среди нас чудовищ в человеческом обличье? Человек.....i> ьясним, загадочен. У некоторых, возможно, нет ни совести, ни

■ i н 11 >адания. В психике этих людей есть врожденный изъян. Схва-Ц и имена месте преступления, они не понимают, чем так обескура-.....ы люди. Возможно, так вел бы себя волк, если бы его судили за

■ i (('иныхзайцев.

11 оначалу философы задались вопросом: была ли совесть, напри-

Мгр. у древних греков? Потом Георг Гегель поставил диагноз душе-

i: "морально невменяемы". Пушкин напишет об одном из та-

i 11 ■ i креонажей, что он "не ведает святыни, что он не знает благо-

■ 111 mi..." Недавно пятнадцатилетний мальчишка сказал своей две-«| • пытилетней подруге, что очень ее любит, и потребовал половой близости. Приятельница отказала, и тогда он ее задушил. Здесь как-.....ричудливо смешались две шекспировские трагедии. И снова

к'тся предположение в духе Ломброзо: среди нас живут мон-м ры. которые действительно лишены совести. У них совсем иная родословная.

Итак, среди нас есть морально невменяемые люди. Их не переделать и не перевоспитать. Они рождены для убийства. Каждый ш них приговорен "чикотилить". Такое открытие, сделанное Ницше, Ломброзо и другими исследователями, откровенно обескураживает. Оно заставляет нас менять ориентиры. Ужесточение наказании не приводит к снижению уровня преступности. На самом деле именно так нарождаются новые нехристи.

Только что с экрана слетела чудная фраза: "Вокруг столько жестоких людей, я бы их всех поубивала". Тем, кто способен убип. собственное чадо, общество вряд ли может чем-либо помочь. Од нако разрастающийся синдром истребления жизни важно осознать. Только в этом случае можно искать спасительные рецепты. Сегодня феноменология жестокости волнует специалистов раз ных профилей — танатологов (специалистов по проблеме смер • ти), психологов, психоаналитиков, культурологов, социологов и философов.

§ 3. Феноменология жестокости

Я прошу моего пациента вспомнить самый приятный эпизод ил далекого детства. Он долго рассказывает о голодных военных годах. Неожиданно зацикливается на одном вечере. Мама раздобыла муки и испекла калач. До сих пор помнится ощущение неожиданной И приятной сытости. Калач, ясное дело, ничего мне не раскрывает, Радость, блаженство могут появиться из другого источника. Отчг го же пациент толкует только об исчезновении чувства голода?

Обычно те, кто жаждет психического исцеления, легко вспоми нают благостные эпизоды детства. Через них, однако, можно искать полярное — то, что оказало травматическое воздействие на личность. Мой пациент, словно герой Камю, рассказывает о себе бе утайки, бесхитростно. Однако зарождается подозрение: он затруд няется в оценке какого-то воспоминания. Какого? Было ли оно доГ> рой мечтой детства? Само собой понятно, нет. Мы снова погруж»> емся в извивы психики...

В книге "Анатомия человеческой деструктивности" Э.Фромм приводит итоги многотомной систематизации психоанализа. 0Ц сопоставляет и анализирует огромный эмпирический материал. При этом обнаруживается, что готовность терзать плоть — совсем не рас пространенныйв природе синдром. Хищничество вообще не всеобь

Зачем нужно губить жизнь?

гмлюще. В природе чаще встречается совсем иное, нежели в чело-меческой истории: общее стремление обойтись без чужой крови.

Так ли? Неужели среди животных нет кровопийц, терзателей Жертв?

Есть, разумеется, только натура больше любит не хищников, а приверженцев растительной пищи. Мало кто из плотоядных испы-i мвает блаженство агонии поверженной живности.

Как любое живое существо, человек готов обороняться. Однако |м!рушительное начало, заложенное в нем, не исчерпывается пот-

I ибностью в защите. Он терзает природу, демонстрирует разрушительные идеи и тягу к тотальному уничтожению. Многие европейс-Кие философы писали о колоссальном уровне разрушительных тен-ценций, обнаруживаемых повсюду в истории, хотя чаще всего они иг осознаются таковыми.

Человек едва ли не единственное на свете создание, которое уничтожает себе подобных. Олень, например, вступивший в схватку с соперником, отступает, признавая право сильнейшего. Два олени сшибаются рогами. Но если один повернется боком к другому,

II >т никогда не ударит его, а дождется, когда тот опять станет к нему Ноб в лоб. Волк, признав свое поражение, подставляет победителю жизненно важную артерию: губи, мол, твоя взяла. Природный ин-i 11 ihkt подсказывает разгоряченному триумфатору: остановись, не посягай на жизнь. И только люди способны стрелять в тех, кто подпил белый флаг или руки, опустился на колени. Люди, напротив,

• i реляют в спину, бьют лежачего...

В древней архаической истории известны этнографические иллюстрации так называемых ритуальных войн. Речь идет о том, I го враждующие племена вставали друг против друга, выкрикивали воинственные лозунги, потрясали оружием. Однако кровопролития не было. Но постепенно этот обычай исчез. В истории люди неоднократно пытались уничтожить целые народы, страны. Они демонстрировали национальный, религиозный фанатизм. Обнару-мшвали поразительную жестокость. Психологи полагали, что этот синдром жестокости в человеке можно изжить, если цивилизация пудет развиваться. Однако история постепенно развеивала эти ил-июзии.

Последователь Фрейда Фромм делает поразительное открытие. (Называется, человеку вовсе нет нужды перерастать дочеловечес-м ую историю. Присущая ему жестокость — это благоприобретенное

Раздел III

Зачем нужно губить жизнь?

качество. Именно история совратила человека, породив в нем погромные и погибельные страсти. Комплекс разрушительности н«выражает человеческую природу без остатка.

Отчего же именно XX век отличается крайним мертволюбием1? Сначала вспыхнула первая мировая война, которая принесла неслыханные жертвы. Потом Гитлер приказал уничтожать умствен! | отсталых — вообще всех якобы неполноценных людей. В то же вре мя Сталин начал планомерное уничтожение собственного народи, Перед последним крахом Геббельс велел своей жене и шестерым ма> лолетним детям принять смерть вместе с ним... Геринг принял смм тельную пилюлю вместе с поцелуем.

Тоталитаризм — источник всепроникающей мощи жестокося Деспотия стремится вытравить из человека истинно человечесю ш извратить его природу. История порождает не только истину свой, ды. Она полна примеров добровольного закабаления, красноречИ' вых иллюстраций психологии подчинения...

§ 4. Аномальное существо

Когда ученые сравнивают психику человека и животного,»IIII приходят к выводу: человек в некотором роде аномальное существ С первого взгляда видно: в нем нарушен какой-то баланс. ТрУД представить себе природную особь, которая испытывала бы блажЯ ство от того, что ее терзают, мучают. Конечно, можно полагать, Ш в природном мире есть нечто близкое "человеческому" поведении Как тут не вспомнить Некрасова:


Дата добавления: 2015-02-05 | Просмотры: 540 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.07 сек.)