АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА. Клинические ролевые игры

Прочитайте:
  1. ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
  2. ОтиздательстваSchattauer

Дэвид Киппер

 

 

Клинические ролевые игры

и психодрама

 

 

David A. Kipper

Psychotherapy Through Clinical Role Playing

 

 

Независимая фирма «КЛАСС»

 

 


ББК 88

К42

 

 

Права на настоящее издание любезно предоставлены автором. Все права сохранены.

 

Книга американского психотерапевта Дэвида Киппера — одна из первых работ, пришедших к нашему читателю, по теории и практике психодрамы и других "методов действия". Основываясь на богатейшем клиническом опыте, автор предлагает четкие практические пути применения психодраматических методик для разрешения проблем пациентов, дает полезные рабочие схемы и конкретные, живые примеры ролевых (имитационных) игр в индивидуальной, семейной и групповой психотерапии.

_?__?_?

 

© Дэвид Киппер, 1986

© Браннер/Мэзел Паблишере, 1986

© ТОО «Независимая фирма «Класс», 1993

© М.Ю. Никуличев

© Ю.Г. Григорьева

© Оформление, подготовка оригинала-макета ТОО «М-ПРЕСС»

 

 

ISBN 0-87630-433-1 (USA)

ISBN 5-86375-003-0 (РФ)

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

 

 

Выход впервые в России книги Дэвида Киппера "Клинические ролевые игры и психодрама" — не только большая честь для нас, но и принципиально новый шаг в освоении "психодраматического пространства", куда бы мы никогда не попали без помощи и руко­водства наших зарубежных коллег.

Мы выражаем глубокую благодарность всем тем, кто взял на себя нелегкую миссию обучения российских психодраматистов в со­ответствии с международными стандартами профессии. Они щедро дарили нам свое бесценное, расписанное на три года вперед "за­падное" время, мастерство, внимание; вникали в наши безумные проблемы и прикасались к чужой для них культуре с бесконечным тактом и уважением.

Особую признательность мы выражаем блестящему профессионалу Йорану Хегбергу (Швеция): он первым провел системати­зированное обучение российской группы, нашел тренеров-ведущих для последующих групп и поныне остается координатором всей рос­сийской программы, носителем "психодраматической харизмы", мис­сионером и подвижником.

Нам посчастливилось видеть работу настоящих мастеров — среди них и Дэвид Киппер — и кто бы мог подумать о таком везении еще пять лет назад!

Спасибо, дорогие коллеги и учителя.

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Перед Вами книга, интересная во многих отношениях. Не каждая ее страница будет легким, захватывающим чтением: серьезный раз­говор об очень сложном предмете потребует некоторого напряжения, особенно вначале.

А разговор пойдет в первую очередь об использовании ролевых игр в психотерапии — групповой, семейной, супружеской или ин­дивидуальной. Но некоторые разделы посвящены еще более широкому (и менее специфическому) применению ролевых игр в качестве ос­новного метода моделирования поведения. Это означает, что книга адресована не только психотерапевтам и клиническим психологам, но и всем специалистам, работающим над целенаправленным и твор­ческим изменением поведения, будь то профессиональное обучение, деловой тренинг для менеджеров и руководителей, группы лично­стного роста, тренинг эффективного общения или даже просто пе­дагогика, традиционная или не совсем.

Сам термин "имитационное моделирование поведения" — это достаточно вольный перевод распространенного в англоязычной ли­тературе устойчивого сочетания "behavioral simulations". Поведение, имитирующее, воспроизводящее или представляющее некое другое поведение, — вот, по мысли автора, тот первоэлемент ролевой игры, который может по-разному функционировать в различных контек­стах, в том числе и при альтернативных теоретических ориентациях.

В предисловии к американскому изданию Дэвид Киппер писал: «Я осознал необходимость свести знания и техники, связанные с этой формой психотерапевтического вмешательства, в осмысленную непротиворечивую систему, свободную от "идеологической полеми­ки"». Дело в том, что на теоретическое объяснение механизмов воздействия ролевых игр в психотерапии и обучении претендовали многие школы и течения психологической мысли, и какие-то отзвуки этой многолетней яростной дискуссии — что-то вроде отдаленных раскатов грома — доносятся до нас со страниц этой книги. Автором руководила идея формирования некоего "консенсуса" и соответст­вующей нейтральной модели использования клинических ролевых игр. Этим, кстати, объясняется редкое и как бы не очень охотное употребление термина "психодрама", хотя часто речь идет именно о ней или почти о ней. Дэвид Киппер за свою уже довольно долгую профессиональную жизнь обучил техникам ролевых игр множество специалистов, и далеко не все они были психодраматистами по своей психотерапевтической "вере" и начальной подготовке. Многие из них работали в русле совсем иных ориентации: адлерианской ин­дивидуальной психологии, эклектического психодинамического подхода, личностно-центрированной психотерапии и, конечно, поведен­ческой терапии разных толков.

Здесь уместно сделать паузу и соотнести предыдущую фразу, перегруженную названиями авторитетных школ и теорий, и опыт наших читателей (тоже, кстати, очень разный). Не всякий психо­лог-практик мог бы легко и внятно определить суть и отличия упо­мянутых подходов, описать психотерапевтическую процедуру и на­звать хотя бы по паре современных представителей. Врачу-психо­терапевту, получившему традиционное медицинское образование, это далось бы еще труднее. Педагогам, менеджерам и социальным ра­ботникам (которых в нашей стране еще почти что и нет как про­фессии) многие из этих названий вообще ничего не говорят. И тем не менее удивительным образом наши практические потребности и цель автора этой книги — совпадают.

Дэвид Киппер пишет о своих учениках, принадлежащих к столь разным школам и "кланам": "Я не собирался менять их професси­ональные убеждения. Я думал о том, что полезного может взять каждый из них, чтобы в дальнейшем лучше делать свою работу".

Перед нами прежде всего практическое руководство, и им можно пользоваться, идентифицируясь с любой из упомянутых теоретиче­ских ориентации или не принадлежа ни к одной. Все необходимые термины вводятся заново, как будто читатель "с Луны свалился". Схемы сугубо функциональны, а если иногда и встречаются понятия, не вполне знакомые нашему читателю, то его вопросы снимаются описанием конкретных техник и выдержками из протоколов.

Даже тем, кому теоретическая часть покажется не очень увле­кательной или тяжеловатой, стоит ее прочесть хотя бы по "диагонали" — ив отзвуках по сей день не затихающих чужих дискуссий по­чувствовать богатство и сложность состава американской психоте­рапевтической культуры, где, как в супермаркете, есть все — иногда немножко стандартно, немножко вторично, но — все. Для бедных и богатых, старых и молодых, для совсем больных и почти здоровых... для любой, самой неожиданной группы потенциальных клиентов есть свой выбор психотерапевтов и теорий.

Книга Дэвида Киппера как раз и ориентирует американского читателя в одном из отделов этого "супермаркета" — в том, где можно приобрести техники клинических ролевых игр и использовать по своему разумению. При этом автор предупреждает читателя-прагматика: ролевые игры — это не "чемоданчик фокусника", но первичная форма психотерапевтического (или иного) вмешательства. Идея состояла в том, чтобы продемонстрировать, при каких условиях эта "первичная форма" может быть использована в качестве фундаментального психотерапевтического подхода в течение всего курса лечения или хотя бы одной сессии.

Перед нами книга об осмысленном профессиональном применении инструментария, который в общем кажется знакомым, но именно в общем: что-то — понаслышке, что-то — в неубедительных копиях, что-то — из многолетнего почти рутинного опыта, но включенного совсем в другой контекст. Как сказал один — действительно опытный — коллега в ответ на предложение поучаствовать в тренинге по психодраме: "Да я пятнадцать лет веду психодраму!" — и, разумеется, предложением пренебрег. Комментарий: коллега никак, ну никак не мог пятнадцать лет вести психодраму, потому что ни один живой психодраматист его этому не учил, минимальные 500 часов в пси­ходраматической группе тогда отработать было негде, — короче го­воря, он не получил традицию, как положено, "из рук в руки" и через личный опыт участия и переживания, а просто взял да и приписал тому, что делал, приблизительно подходящее название. Книга же Дэвида Киппера, кроме прочего, учит грамотнее претен­довать (или не претендовать) на принадлежность, пусть вполне ус­ловную, к той или иной ветви мировой психотерапевтической тра­диции.

Для начинающего психолога-практика или заинтересованного спе­циалиста какой-либо смежной области она может стать настоящим справочником, учебником, представляющим материал в системати­зированном, "готовом к употреблению" виде. Этот учебник может быть интересен и полезен всем профессионалам, так или иначе ис­пользующим в своей работе ролевые игры или хотя бы их элементы. Читатели, обладающие совершенно разным опытом, знаниями, про­фессиональными предпочтениями, непременно найдут в нем что-то свое. Начальная "ориентировка на местности" — это очень важно, но и для чуть более искушенного читателя книга представляет не­малый, хотя и другой, интерес.

В силу всем известных причин еще лет 12-15 назад — как раз тогда, когда "чуть более искушенный читатель" начинал работать как психотерапевт или психолог, — профессиональная литература попадала к нам нерегулярно и случайно, да и любые другие воз­можности учиться современной психотерапии тоже были ничтожными по сравнению с сегодняшними. Переводческий бум, стажировки, кон­ференции, публикации, ассоциации, постоянные приезды тренеров со всего света, учебные видеофильмы, — все еще было впереди, и много впереди. А работать с пациентами, студентами или органи­зацией-заказчиком надо было "здесь и теперь". И работали, учась на ходу у групп, пациентов и друг у друга — набивали шишки, "изобретали велосипеды", переживали увлечения каким-нибудь автором или методикой и испытывали неизбежно наступающее отрез­вление...

Это, конечно, совершенно личный взгляд на историю нашего профессионального сообщества, но мне и сегодня думается, что тот затянувшийся на годы период эклектики поневоле дал чрезвычайно много. Те, кто его не застал, оказались, возможно, не только в выигрыше: "изобретать велосипед" в хорошей компании — не такое уж бессмысленное занятие; "жаль, что вас не было с нами".

В той жизни пульсировала совершенно особая энергетика, а еще были там отвага, полное несоответствие принятым в мире стандартам обучения и вообще стандартам, творческие находки по наитию, вар­варский рабочий жаргон ("мы семинарим или группуемся?") и вы­нужденная — но гордая! — самодостаточность чудака, собирающего из подручного материала самолет где-нибудь на городской свалке. Если угодно, это было Приключение, профессиональная робинзонада с той смесью искреннего пафоса, позы (совсем чуть-чуть) и некоторой наивной нескладности, без которых не обходится никакой "роман­тический период".

Он кончился. Настало время самоопределения в контексте суще­ствующих в мире школ, направлений, языков описания опыта. Книга Дэвида Киппера — неплохая лоция для тех, кто успешно работает с ролевыми играми и нуждается лишь в структурировании и осмыс­лении своей практики.

И, наконец, немногочисленный, но требовательный читатель, ус­певший полюбить классическую психодраму и даже сделать первые серьезные шаги в качестве психодраматиста, — и он также найдет для себя немало. Например, выверенные описания психодраматиче­ских техник, лишенные даже намека на экзальтацию и "шаманство", сделанные как бы при безжалостном дневном свете — свете раци­онального анализа. Как представляется, такой взгляд на психодраму — зрелый, трезвый взгляд профессионала, состоящего с ней в мно­голетнем "законном браке", — обладает для нас особой ценностью.

Суховатая академическая интонация книги Дэвида Киппера ад­ресована читателю не столько увлеченному, сколько заинтересован­ному и идеально соответствует взятой на себя автором миссии "до­стижения консенсуса при соблюдении идеологического нейтралитета". В его задачу не входило увеличение числа поклонников "методов действия" где бы то ни было в мире — методы эти настолько привлекательны в работе, что в занятности изложения как бы уже и не нуждаются.

И последнее. Те из нас, кто успел пережить первые очарования и разочарования в "психодраматической реальности", знают: не так трудно время от времени "показывать класс" и вдохновенно вести протагониста к катарсису и, возможно, терапевтическому результату. А по-настоящему нелегко просто работать и, вне зависимости от эффективности или бесцветности происходящего, всякий раз искать наилучший "здесь и теперь" выбор, понимая и принимая его по1 следствия. Книга Дэвида Киллера поможет именно в этом.


Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 612 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)