АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Внешний образ поведения

Прочитайте:
  1. A) образованием иммунных комплексов
  2. I. Врожденные неопластические образования
  3. I. Нарушение образования импульса.
  4. I. Понятие отклоняющегося поведения.
  5. II. Клинико-физиологические основы отклоняющегося поведения.
  6. II. Новообразования
  7. III. Злокачественные новообразования
  8. III. Нездоровый образ жизни родителей будущего ребёнка до зачатия и бере менной женщины.
  9. III. Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения.
  10. IV. Понятие аддиктивного поведения.

Восприимчивость к какой-либо модели алкогольного поведения находится в зависимости от особенностей характера, личности и ряда внешних условий. Определение благоприятных и неблагоприятных для формирования алкоголизма свойств характера, личности, а также условий жизни больных и их коррекция в антиалкогольных целях достаточно подробно освещено в литературе. Проведена типология этих факторов. В частности, в литературе описана типология больных алкоголизмом по особенностям характера [Иванец Н. Н., 1991], мотивам потребления алкоголя [Завьялов В. П., 1988], воспитания и пола.

Однако этих сведений недостаточно для проведения строго индивидуализированной реконструктивной психотерапии. С одной стороны, отсутствует однозначно предрасполагающее влияние типа характера на возникновение наркологического заболевания [Иванец Н. Н., 1980]. Лишь крайние варианты типов характеров могут предопределять модель аддиктивного поведения. С другой стороны, показано не только токсическое влияние алкоголя и других ПАВ в формировании черт алкогольной личности, но и влияние переноса черт поведения в состоянии алкогольного опьянения на трезвое поведение [Бобров А. Е., 1988]. Все это свидетельствует о значении не только структурных особенностей нервной системы на приобщение к алкоголю, но и содержательной стороны психической деятельности. Именно содержательная сторона является промежуточным звеном между характерологическими особенностями и наклонностью к употреблению алкоголя. Диагностируется не только медицинский образ пациента, но и субъективное семантическое пространство алкогольной субличности [Даренский И. Д., 1996 ].

Психиатрия изучает структуру, динамику, уровень развития психических функций. При анализе личностного аспекта наркологических заболеваний обращается внимание на структурные особенности - темперамент, характер, направленность личности, ее установки. Они определяют психическую и поведенческую деятельность. Но при этом не исследуется содержательная сторона, содержание вектора нервной системы, предиспозиция, вектор аддиктивного поведения. Лишь гуманистическая, экзистенциальная психология рассматривает содержательную сторону переживаний.

Для повышения эффективности психотерапии проводится психологическая диагностика приемлемых для аддикта трезвеннических форм поведения. Определение личностного подтипа аддиктивного поведения имеет принципиальное значение в психологической диагностике и выборе адекватной психотерапии. Выявление личностных особенностей, благоприятных для формирования аддиктивных форм поведения, а также неблагоприятных, препятствующих развитию алкоголизма с дальнейшей эксплуатацией последних для отвращения от употребления алкоголя. Определение типологии личности больных алкоголизмом, задействованной в аддиктивном поведении, в соответствии с семантическим содержанием модели алкогольного поведения. Передача трезвеннического социального опыта возможна после определения его приемлимости для аддикта.

Индивид не взирая на свое психологическое состояние или иные субъективные условия может все-таки не прибегать к употреблению ПАВ и пытаться решить их иными, знакомыми ему средствами. Психологические (личностные, характерологические), социальные условия являются косвенными условиями формирования зависимости. Потребление ПАВ и наркологическое заболевание могут не развиться, если индивид не имеет опыта решения проблем с помощью ПАВ и социального оформления опыта алкогольного поведения. Способствуют этому прямые условия, когда имеет место передача конкретного опыта алкогольного поведения. Наркологические заболевания контагиозны. Формирование алкогольного или наркотического поведения наблюдается, если индивид видит, что это возможно и реально. Непосредственное научение путем прямого наблюдения играет большую роль в усвоении любых навыков.

Алкоголь-совместимые формы поведения наблюдаются аддиктом в процессе социального функционирования и усваиваются как социальный опыт, что можно проследить анамнестически и диагностировать с помощью психобиографического метода. Опыт употребления алкоголя распространен повсеместно, но для усвоения какого-то варианта аддиктивного поведения требуется несколько условий. Для его перенятия и реализации индивид должен попасть на благодатную почву, которая должна соответствовать его аддиктивной субличности, подходить как "ключ к замку".

Комфортное состояние самочувствия зависит от биологических возможностей и характера. Все зависит от того, какие состояния он предпочитает, от моральной оценки выбираемых состояний самочувствия и предпочтений в стиле жизни. Образ складывается из моральных качеств и психического состояния. Изучение их соотношения возможно с помощью методики личностных конструктов Келли.

Образ зависимого поведения должен быть навязан, передан в тесном контакте. Научение, перенятие алкогольного или наркотического опыта преимущественно имеет механизм импритинга. Поведение должно непосредственно наблюдаться аддиктом, т. е. восприниматься во всех своих социальных и личностных проявлениях, как личный пример. Перенимаемое поведение одолжно принадлежать лицам референтной группы. Формирование и закрепление алкогольного опыта происходит в референтной группе. Аддикт занимает определенное положение в этой группе в соответствии со своими физическими и личностными особенностями [Бехтель Э. Е., 1986]. Причем зависимость от реферетной группы становиться все большей по мере специфического изменения личности, так что вне референтной группы его существование становиться затруднительно. Полное несоответствие социального окружения и модели алкогольного поведения, когда референтная группа теряет диагностическое и терапевтическое значение, является признаком сопутствующего психического заболевания [Даренский И. Д., 1994]. Переход из одной социально детерминированной модели алкогольного поведения в другую, как в сторону повышения социального ранга, так и в сторону понижения, также является отражением появления психопатологии.

Алкогольное (наркоманическое) поведение формируется в определенном личностном контексте и является частным выражением личностных координат пространства и времени, режима социальной активности, питания, мировосприятия в целом и т. д.. Употребление ПАВ настолько сильно вмешивается в обыденную жизнь и влияет на нормативное поведение, что позволяет говорить об особом стиле жизни, об ОАП. Образ алкогольного (наркоманического) поведения (ОАП) это целостное образование, включающее поведение во всех сферах жизнедеятельности с точки зрения употребления алкоголя. ОАП формируется в контексте личного жизненного опыта путем заимствования форм решения личностных проблем, в частности, с помощью употребления алкоголя. ОАП представляется как взаимодействие устойчивого мотива потребления алкоголя и всего жизненного уклада личности. Иными словами это означает процесс экстернализации алкогольных установок. Преобладающие мотивы алкогольного поведения меняют весь уклад жизни и эксплуатируют иные сферы жизнедеятельности. Больной, в частности, потому стремится на работу, чтобы найти там единомышленников и с ними принять алкоголь или иное психоактивное вещество.

В зависимости от особенностей личности и социального статуса выделяются варианты ОАП. При определении личностного подтипа аддиктивного поведения рекомендуется использовать такие критерии оценки личностных особенностей больных алкоголизмом, как семья родителей, тип воспитания, собственная семья, референтная группа, положение в пьющей компании [Бехтель Э. Е., 1986], образовательный уровень, профессия (по степени нарастания психического напряжения), выполняемая работа, быт, пол, характерологический радикал, образ жизни, жизненный стереотип, тип жизненного маршрута и манера поведения. Они исследовались с помощью анамнестического метода и с слов родственников.

Ввиду трудоемкости и ряда организационных препятствий для сбора объективных сведений определение типа ОАП и ОТП осуществимо только по статусу пациентов, а именно, по мотивам потребления алкоголя, а также семантическому содержанию актуальных алкогольных и трезвеннических представлений. Исследование семантического содержания поведения больных алкоголизмом позволяет формализовать эти сведения и провести типологизацию алкогольных личностей на основании статуса пациента. Типология мотивов потребления алкоголя проводится в соответствии с теориями механизмов психотравмы и мотивов потребления алкоголя [Маслоу, В. Франкл и т. д.]. Больные классифицируются по тому, является ли к-т механизм у них преобладающим, например,"отсутствие смысла жизни". Субъективное семантическое пространство (ССП) можно изучать с помощью компьютеризированной методики личностных конструктов Келли [Даренский И. Д., 1996], позволяющей определять имплицитные моральные оценки состояний и качества самочувствия, эксплуатируемые пациентом.

Этапом существования и конкретным воплощением ОАП является субъективное семантическое пространство (ССП). Взаимодействие элементов и конструктов, характерных для ОАП выражается в конкретном актуальном варианте ССП. Динамические варианты ССП представляют собой континуум этапов трансформации ССП в процессе динамики ОАП, в частности, при психотерапии. Аналогией взаимоотношения ССП и ОАП является отношение фаз течения алкогольного цикла и стадии алкоголизма. Отношение между нозологическим диагнозом и фазной динамикой, с одной стороны, и ОАП и ССП, с другой стороны. Фаза и ССП - это динамический этап реализации процесса, в одном случае алкогольного цикла, в другом - ОАП. Нозологический диагноз определяется на основании анализа статуса, т. е.- фаз, ОАП - через конкретные варианты ССП. ОСЛ может иметь различную ССП и ее динамику.

Из анализа ССП становится ясно с какими определениями состояний самочувствия ассоциирует состояние опьянения и трезвости у испытуемого. Интерпретация ССП складывается в описание некоего семантического образа для дальнейшего обозначения и оперирования им. В данном случае это образ алкогольной (и трезвеннической) личности. Исследование семантического содержания поведения больных алкоголизмом позволило формализовать эти сведения и провести типологизацию алкогольных форм поведения. Выделены крайние варианты структур, предопределяющие модель аддиктивного поведения [Даренский И. Д., 1996].

Интегративная характеристика с точки зрения аддиктивных представлений, типизация возможных вариантов социального опыта аддиктивного поведения в контексте личностных категорий позволяет выделить группы больных по сходным, указанным выше параметрам. Можно выделить типы алкогольных личностей, моделей поведения с аддиктивной фабулой, образы алкогольного (ОАП) и трезвеннического поведения (ОТП). Образы поведения выводимы из типологии стиля жизни, деятельности, образа жизни. Существует ограниченное число подобных типов. При этом они не универсальны, а сугубо индивидуальны. Личность выбриает приемлемый стиль жизни и, соответственно, ОАП, а также ОТП.

В частности, сюда отнесены типы, получившие условные названия: криминальный (соответствует типу алкоголизма выделенному R. Babor [1992], руководящий, творческий, мастеровой, конформистский, интеллигентский, аутистический, деклассированный, соматизированный, нигилистический, неврологический, изолированный. Перечислены наиболее распространенные ОАП и наиболее веские механизмы потребления ПАВ. Критерии выбора являются наиболее яркими, но эклектичными. Список можно продолжить в соответствии с какими-либо медицинскими целями, терапевтическими, в частности, задачами. Такая типология позволяют составлять прогноз выбора мотивов потребления ПАВ и воздержания от них, течения заболевания и лечения, прежде всего в отношении психотерапии.

Все рассмотренные теории приобщения к ПАВ и личностные модели развития химической зависимости не имеют универсального характера и с той или иной частотой являются вариантом развития наркологического заболевания. Это относится к представлениям об обязательной преморбидной патологии характера, расстройствах личности или наличии психологических проблем, предшествующих психогениях, состояниях фрустрации и невротических механизмах аддиктивного поведения.

 


Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 773 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)