АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прочитайте:
  1. Cлабости родовой деятельности
  2. I I. ОБЩИЕ НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ.
  3. I ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕРАПИИ ОСТРЫХ ОТРАВЛЕНИЙ
  4. I. ОБЩИЕ ДАННЫЕ АНАМНЕЗА
  5. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО
  6. I. Общие сведения
  7. I. Общие сведения
  8. I. Общие сведения
  9. I. Общие сведения
  10. I. Общие сведения

Примером использования общих закономерностей духовной деятельности являются терапевтические сообщества, например терапевтическое сообщество "Анонимных Алкоголиков" (АА). Теоретические основы процесса преодоления зависимости в рамках сообщества выражены в программе "12 Шагов" и принципах существования сообщества в виде "12 Традиций" [Двенадцать Шагов].

При работе с членами сообщества используются определенные методические приемы. Прежде всего, в основе программы лежит немедицинская, психологическая модель алкоголизма. Используется вовлеченность больных алкоголизмом в деятельность сообщества, которая является общественной по сути и трезвеннической по направленности. Вовлечение в сообщество, поглощенного деятельностью трезвеннического содержания, является прямым противопоставлением "пьющему сообществу" и автоматически отвлекает больного от пребывания в последнем.

Полем общественной деятельности являются собрания. Последовательность собраний представляет собой структурированный психотерапевтический план с тематическими встречами. Регулярное посещение занятий является обязательным условием. Причем, три первых месяца, как рецидивно наиболее опасных, новичок ежедневно посещает собрания.

Работа сообщества подразумевает независимость от государственных и общественных структур, лечебных учреждений. Полный отказ от участия медицинских работников и сотрудничества с врачами-наркологами подразумевает использование принципа взаимопомощи с использованием наставничества. В качестве наставника выступает человек, имеющий длительную трезвость и стаж работы в программе.

Содержание и смысл коллективной деятельности участников состоит в решении проблем их психологического развития путем изучения и выполнения "12 Шагов" и "12 Традиций" сообщества.

Система организации сообщества, способ ведения групп, основные принципы личностного восстановления по программе АА аналогична классической групповой психотерапевтической методике лечения наркологических больных в лечебных учреждениях [Батищев В. В., 1998]. По сути дела все психотерапевтические программы подразумевают пошаговое психологическое изменение участников. Последовательность психологической трансформации участников явно указывается редко, а чаще подразумевается как решение поставленных психотерапевтических задач. В отличие от них программа АА, во-первых, четко указывает планируемые шаги личностного развития, а, во-вторых, практически не содержит традиционных задач антиалкогольной тематики. Большую часть работы составляет развитие общих личностных качеств, чему придается санирующее значение. Программа АА рассматривая наркологическую зависимость как преимущественно духовное заболевание, видит исцеление в духовном росте. Воздействие на личность осуществляется с привлечением теологических понятий и приемов.

Главное, что требуется от участников, это стремиться выполнять своеобразные шаги в психологическом развитии и изменении собственных представлений. Психологические шаги по их направленности и внутреннему смыслу объединены в разделы. Причем, только в первом разделе упоминается слово "алкоголь". Больному необходимо прийти к убеждению перестать бороться с собой и признать свое бессилие перед болезнью, признать полную потерю контроля над потреблением алкоголя и своей жизнью. Совершая этот шаг, больной нарушает механизм защиты и отрицания болезни.

Все последующие шаги программы направлены на духовное развитие по мере работы над Шагами в направлении к комфортной трезвой жизни без использования алкоголя для улучшения психического состояния. Во втором разделе предлагается совершить серьезный, болезненный и трудный шаг изменения собственного Я. "Найти в себе силы принять то, что не в силах изменить, мужество заменить то, что можно изменить, и мудрость отличить одно от другого".

Шаги начинаются с признания существования могущественной силы, которая может вернуть здравомыслие. Принимается решение отдать волю и жизнь этой силе или богу, как понимает его себе. Вера в более могущественную силу и решение доверить свою судьбу ей позволяет преодолеть эгоцентризм, как правило свойственный больным.

В третьем разделе предполагается внести позитивные изменения в нравственные личностные качества и преодолеть недостатки, а именно, дать нравственную оценку себе и жизни, признаться в истинной природе заблуждений, подготовить себя к избавлению от недостатков и просить высшую силу избавить от них.

И четвертый раздел касается экстернализации личностных изменений при продолжающейся работе над собой. Составляется список людей, которым было причинено зло и осуществляется попытка возместить ущерб этим людям, а также оказывается помощь совершенно незнакомым страждущим со стремлением донести идеи трезвости до других больных. При этом продолжается самоанализ и признание ошибок, углубляется соприкосновения с высшей силой.

Последний компонент программы, пошаговое изменение психологии участников, представляет наибольшие трудности для участников. Именно это и составляет основной труд и недостаточно подкреплено технологически. Для этого используется много терапевтических механизмов. Укажем лишь некоторые терапевтические механизмы действия программы сообщества и выполняемых участниками шагов [Батищев В. В., 1998]. Самым главным является вовлечение в общественную деятельность трезвеннической направленности, которая является заменой алкогольному поведению и, более того, приобретает сверхценный характер. В процессе работы в сообществе пациенты меняют не только стиль своего поведения, но и свои взгляды и убеждения. Изменения в сознании происходят после изменения форм поведения по принципу "Принеси тело, голова придет позже". Это, по-видимому, является ведущим механизмом, используемым в сообществе, в психологической трансформации участников. Член сообщества осваивает новые навыки поведения путем тренировки. В обучении уменьшено значение познавательных элементов, а основной формой обучения является имитация. Пациентам предлагается прямое копирование поведения членов сообщества, имеющих стаж трезвости. Новые члены группы испытывают новые способы поведения, получаемые от более опытных в решении своих алкогольных проблем. Полученные знания и воспринятые формы поведения реализуются в обыденной жизни.

Усилия пациентов, сплоченных в некий коллектив, умножают их возможности. Оптимизм успешных в освоении программы членов внушает и укрепляет надежду остальных. Изменяются представления об уникальности собственных проблем и понимается общность проблем у всех участников. Постоянная вовлеченность в помощь другим больным является выражением и формированием альтруистических настроений. Осуществляется обмен информацией между членами сообщества по поводу решения текущих жизненных проблем, связанных с трезвостью. Перенос на других участников свойств близких людей претерпевает изменения по мере межличностной динамике в группе. Регулируемое поведение в группе позволяет совершенствовать участникам формы межличностного общения, в результате нормализуются не только отношения между участниками, но и с близкими, свойства которых были перенесены. Происходит отреагирование эмоций, скрытых переживаний, ранее являвшихся источником потребления алкоголя, в щадящих и охранительных условиях групповой ПТ. Следование принципу "здесь и теперь" (живи одним днем) с отказом от переживаний по поводу ошибок прошлого позволяет сосредоточиться на текущих проблемах.

Сама программа 12 шагов заимствована у религиозного сообщества Оксфордская группа, преследующего цель нравственного оздоровления личности. Обнаружение феномена сопряженности трезвого поведения, активного богоискательства и соблюдения теологических канонов послужило поводом для использования программы этого сообщества в наркологических целях. Отказ от прямого сотрудничества сообщества с лечебными учреждениями не мешает последним рекомендовать пациентам включаться в работу сообщества. Программа 12 шагов движения АА используется в практике наркологических учреждений не как альтернатива и не отменяет основного принципа взаимопомощи с отказом от прямого сотрудничества с врачами, но как составная часть, как базовая в программах так называемого Миннесотского, Хейзелденского типов [Проценко Е. Н, 1993].

Существует опыт адаптации Миннесотской модели лечения зависимости в стационарном психотерапевтическом отделении для больных алкоголизмом в нашей стране [Батищев В. В., 2000]. Опыт показал реальную эффективность практического применения программы и возможность расширения круга лечебных учреждений, использующих принципы работы по Миннесотской модели лечения больных с зависимостью от психоактивных веществ [Батищев В. В., 2000; Батищев В. В., Негериш Н. В., 1999].

 


Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 657 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)