АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Прага, 26 марта 1911 года

Прочитайте:
  1. Прага, 20 марта 1911 года
  2. Прага, 21 марта 1911 года
  3. Прага, 22 марта 1911 года
  4. Прага, 23 марта 1911 года
  5. Прага, 24 марта 1911 года
  6. Прага, 27 марта 1911 года
  7. Прага, 28 марта 1911 года
  8. С 01 марта 2014г.
  9. Уильям и Марта Сере Линда X. Холт

Из последних лекций можно было заключить, что человек в своей физической организации в определенной мере отграничен от внешнего мира своей кожей. Взирая на человеческий организм полностью в духе предыдущих рассмотрений, необходимо признать, что организм со своими различными системами сил находит в коже известную внешнюю завершенность. Другими словами: нам необходимо осознать, что в организме человека присутствует совокупная система сил, образующих своим взаимодействием именно то очертание форм, которое становится благодаря коже внешними границами человеческого облика.

Так в жизненном процессе человека нам явлен интересный факт, что во внешних границах формы (Formbegrenzung) как бы образно выражается совокупная деятельность всех силовых систем (Kraftsysteme) организма. И если в самой коже дано такое проявление организма, то нужно предположить, что в ней, в каком-то смысле, можно найти всего человека. Ибо если человек образован так, что кожа, будучи внешней границей формы, является его проявлением, то, значит, в коже можно обнаружить все принадлежащее совокупной организации человека. И на самом деле, проникая в совокупную организацию человека, мы откроем для себя, каким своеобычным образом в коже присутствуют качества всех силовых систем организма.

Нам уже известно, что человек в своей целостности, в качестве земного человека, имеет систему крови как орудие своего Я и человек является человеком благодаря тому, что несет в себе Я; это Я проявляется вплоть до физической системы, создавая свой орган в крови. Поскольку поверхность тела, граница формы - существенный член совокупной организации, то нужно предположить, что эта совокупная организация должна действовать через кровь вплоть до кожи, чтобы в ней могло быть представлено все физическое существо человека.

Действительно, изучая кожу, состоящую из нескольких слоев и простирающуюся по всей поверхности тела, мы обнаружим, что в нее входят тончайшие кровеносные сосуды. Через эти кровеносные сосуды Я имеет возможность направлять свои силы и осуществлять проявление существа человека вплоть до кожи. Далее, нам известно, что физическим орудием того, что мы назвали сознанием, является нервная система. Если граница поверхности тела есть выражение совокупной организации человека, то в кожу должны проникать также и нервы, чтобы сознание могло достигать и этого органа.

И на самом деле, в кожных слоях, вблизи тонких кровеносных сосудов мы обнаруживаем разнообразнейшие нервные окончания, называемые обычно - хотя и не с полным правом - осязательными тельцами, ибо предполагается, что с помощью этих осязательных телец человек воспринимает внешний мир чувством осязания, как через глаз воспринимается свет и через ухо - звук. Но это, собственно, не так. Чувство осязания правильнее было бы рассматривать как проявление деятельности различных чувств, таких, как, например, чувство тепла, и других. В дальнейшем будет видно, как обстоит дело. Итак, мы нашли в коже проявление или телесный орган человеческого Я - кровь. Мы обнаружили также проявление человеческого сознания - нервную систему, отростки которой протягиваются вовнутрь кожи.

Теперь надлежит найти проявление того, что можно рассматривать как существенный инструмент жизненного процесса. В последней лекции, при обсуждении процесса выделения, уже было обращено внимание на этот инструмент. В выделениях, при которых, как было показано, создается как бы род препятствия, следует видеть выражение жизненного процесса, поскольку каждое живое существо, чтобы существовать в мире, с необходимостью должно замкнуться от внешнего мира. Это может произойти лишь, если оно в самом себе будет переживать сопротивление.

Переживание сопротивления в себе самом происходит посредством органов выделения, которые, в широком смысле, могут быть названы железами. Железы являются органами выделения, и они, противопоставляя проникающим питательным веществам, так сказать, внутреннее препятствие, создают это сопротивление. Значит, мы должны предположить, что подобные органы выделения, распределенные по всему организму, есть также в коже. И они действительно там есть; мы найдем в коже органы выделения, железы различнейшего рода: потовые, сальные и др., осуществляющие в коже процессы выделения и этим самым - жизненный процесс.

А если мы, наконец, спросим, что происходит "под" жизненным процессом, то обнаружим чисто материальный процесс - перемещение веществ от одного органа к другому. Здесь я хочу попросить вас тщательно различать выделительный процесс, создающий внутреннее сопротивление, являющийся жизненным процессом, и процессы, осуществляющие чисто материальные перемещения веществ, просто транспортировку, перенос веществ от одного органа к другому. Ибо это не одно и то же. Материалистическому воззрению данные процессы могут казаться одинаковыми, но для живого познания действительности дело обстоит иначе.

В человеческом организме происходит не просто обычное перемещение веществ. Конечно, перенос питательных веществ к отдельным органам имеет место в организме повсюду. Начиная уже с того мгновения, когда приняты питательные вещества, имеет место жизненный процесс, то есть - выделительные процессы, которые сразу же создают внутреннее сопротивление. Необходимо отличать их от процесса простого перемещения веществ. Мы низведем жизненный процесс к процессам чисто физическим, если представим дело так, как если бы принятые питательные вещества просто направлялись в различные части физического тела. Но здесь происходит живая деятельность, как бы обнаружение-организмом-себя внутри себя самого, где органами выделения создается внутреннее сопротивление. Одновременно с жизненными процессами происходит перемещение веществ; в коже - точно так же, как и в других частях организма. При потении с потом через кожу выбрасываются, выводятся наружу отходы питательных веществ; таким образом, также и здесь происходит чисто физическое передвижение веществ.

Итак, в существенных чертах было изложено, что в самом внешнем органе, в коже, присутствует система крови как проявление Я, а также нервная система как проявление сознания. Я хочу снова и снова указать, что у нас есть основания объединить все проявления сознания под названием "астральное тело", так что нервную систему мы можем считать проявлением астрального тела, систему желез - выражением эфирного, или жизненного, тела, а процесс питания и перемещения веществ можно обозначить как проявление физического тела.

В кожной системе (Hautsystem), благодаря которой человек отграничен от внешнего мира, представлены все отдельные члены человеческой организации. Необходимо принять во внимание, что все ее члены: система крови, нервная система, система питания и т. д., - в своей взаимосвязи составляют целое, и рассматривая эти четыре системы, присутствующие в физическом теле, перед нами предстают как бы две стороны человеческого организма. У него действительно два аспекта, и, прежде всего, можно сказать следующее: в своем земном бытии организм человека имеет лишь один смысл, а именно: во всей своей совокупности быть орудием нашего Я.

А это возможно лишь в том случае, если непосредственное орудие, которым может пользоваться человеческое Я, - система крови, - присутствует в организме. Система же крови возможна, если только ей предшествуют другие системы в их строении. Кровь не только в поэтическом смысле "совершенно особый сок"[30], но легко также понять, что кровь не может быть такой, какая она есть, не будучи внедренной в весь остальной организм: необходимо, чтобы ее существование было подготовлено всем человеческим организмом. Та кровь, которая есть у человека, не может быть нигде, кроме как только в человеческом организме.

Все, что может быть сказано о крови человека, мы никак не можем безоговорочно отнести к другим живущим на земле существам. Возможно, позднее у меня будет повод говорить о различии крови человека и животного[31]. Такое рассмотрение было бы весьма важным, так как внешняя наука уделяет мало внимания данному различию. Сегодня же мы будем говорить о крови только как о проявлении человеческого Я. Лишь когда построен весь остальной организм и когда он становится способным быть носителем крови, принять в себя кровообращение - лишь тогда в нем может находиться инструмент, служащий органом Я. Но для этого сначала должен быть построен организм человека во всей своей совокупности. Вы знаете, что на земле есть и другие существа, которые имеют известное родство с человеком, но они не в состоянии привести к выражению человеческое Я. Системы органов этих существ выглядят схожими с соответствующими системами человеческой организации, но все же они построены совершенно иначе, нежели у человека.

Во всех системах, которые предшествуют системе крови, уже должна быть заложена возможность для принятия крови. Это значит, что сначала необходимо наличие такой нервной системы, которая была бы способна принять именно человеческую систему крови, необходима система желез (Drьsensystem), а также и питательная система (Ernдhrungsystem), подготовленные к принятию человеческой системы крови. Например, той части организма, которую мы обозначили как проявление физического тела человека, системе питания, надлежит быть подготовленной для Я. Процесс образования системы питания должен как бы направляться и управляться организмом так, чтобы в итоге кровь могла двигаться по своим правильным путям. Что это значит? Это означает, что кровообращение в своем строении, во всей своей деятельности обусловлено Я-существом (Ich-Wesenheit) человека. Если мы представим себе кровообращение, изображенное схематично этой овальной линией (см. рис.), то тогда получается, что кровообращение должно быть принято всем остальным организмом, то есть всем системам органов надлежит быть организованными таким образом, чтобы в них могло включиться кровообращение.

У нас не было бы ткани кровеносных сосудов, такой, какой она сейчас является, - в голове или в любой части организма, - если бы повсюду, где циркулирует кровь, не направлялись соответствующие вещества, которым следует там находиться. Значит, системы сил, начиная с питательной системы, должны действовать в человеческом организме так, чтобы необходимый питательный материал приносился в нужные места и, одновременно, формировался, подготавливался ими сообразно тому, чтобы кровь в точности сохраняла форму своего круговращения, необходимую ей, чтобы стать выражением Я. Поэтому во все импульсы аппарата питания, то есть низшей системы организма, уже должно быть вложено то, что делает человека Я-существом (Ich-Wesen). Вся форма, во всем своем совершенстве являемая в итоге человеком, уже должна быть вчлененной в системы органов - вплоть до различных питательных процессов.

Рассмотрим процессы в системах органов, подготавливающих кровообращение, процессы, которые развертываются вдали от нашего Я, во мраке нашего организма. Поскольку кровь есть проявление Я-деятельности, всего самого сознательного, что у нас есть, мы не способны заглянуть вниз, в неизвестные глубины физического тела. Мы не знаем, как направляются, приносятся вещества к отдельным частям нашего организма, для построения и формирования которого они используются, чтобы он мог быть орудием Я. Это говорит нам о том, что начиная уже с процесса питания в организме человека заложены все законы, ведущие в конце концов к образованию кровообращения.

Кровь как таковая является самой подвижной, самой активной из всех наших систем. Ведь известно, что если хотя бы в незначительной мере как-то нарушить ток крови, то она сразу же найдет другой путь. Достаточно лишь порезаться в каком-нибудь месте, чтобы кровь поменяла свое обычное течение. Бесконечно важно обратить на это внимание, ибо отсюда видно, что кровь - самый податливый (bestimmbarste = букв, "самый определяемый". - Прим. перев.) элемент в человеческом теле. Имея хорошую основу в других системах органов, она в то же время является самым подвижным, обладающим наименьшей внутренней устойчивостью органом. Кровь в огромной степени зависит от переживаний сознательного Я.

Я не буду сейчас углубляться в фантастические теории, выдвигаемые внешней наукой относительно краснения и бледнения при чувстве стыда и страха, но хочу лишь указать на чисто внешний факт, что в основе таких переживаний, как стыд и страх, лежат Я-переживания (Ich-Erlebnisse), узнаваемые по их воздействию на кровь. При чувстве страха или испуга дело обстоит так, что мы хотим себя как бы защитить от чего-то, действующего, по нашему мнению, против нас; мы со своим Я как бы отшатываемся назад. А при чувстве стыда мы хотим побыстрее спрятаться, мы, так сказать, отходим за кровь, хотим погасить свое Я.

В обоих случаях - я сейчас рассматриваю только внешние факты - кровь, как внешний материальный орган, материальным образом следует за переживаниями Я. При испуге, чувстве страха человек, желая отступить в себя от чего-либо, в чем он чувствует опасность, бледнеет; кровь отступает от поверхности к центру, вовнутрь. Когда человек при чувстве стыда хочет спрятаться, не быть на этом месте и куда-нибудь улизнуть, то кровь, под влиянием впечатления, переживаемого Я, стремится к периферии организма - и человек краснеет. Из этого видно, что кровь - это самая послушная (bestimmbar) система в организме и она быстрее всех других систем может следовать переживаниям Я.

Чем ниже организация системы органов, тем меньше эта система следует нашему Я, тем меньше она склонна соответствовать переживаниям Я. Что касается нервной системы, то мы знаем, что она распространяется по определенным нервным путям, которые представляют собой нечто относительно постоянное. В то время как кровь подвижна и может, в зависимости от внутренних переживаний Я, переноситься от одной части тела к другой - вплоть до периферии, с нервами дело обстоит так, что вдоль нервных путей проходят силы, которые можно объединить под названием "силы сознания" ("Bewusstseinskrдfte"). Но эти силы не могут переносить материю нервов из одного места в другое, как это возможно с кровью, двигающейся по своим сосудам.

Итак, нервная система уже менее подвижна, чем кровь; и еще менее подвижна система желез, состоящая из желез совершенно определенного назначения, расположенных в совершенно определенных местах организма. Если железу надо каким-то образом привести в деятельность для конкретной цели, (Разумеется, имеется в виду физическое воздействие. - Прим. перев) то она не может быть возбуждена через какое-либо волокно, как это возможно делать с нервами - через нервные волокна, железу необходимо возбуждать именно в том месте, где она находится. Система желез еще менее доступна (bestimmbar), на железы можно воздействовать только там, где они располагаются. Если нервную деятельность можно направлять на всем протяжении нервных волокон (к тому же есть еще и соединительные нити, связывающие между собой отдельные нервные узлы), - то железы можно побудить к деятельности только в том месте, где они находятся. Но в еще более высокой степени этот, так сказать, процесс закрепления, фиксации выражен во всем, что относится к системе питания, посредством которой человек непосредственно присоединяет к себе вещества, чтобы быть физически-чувственным существом. Тем не менее, этот процесс присоединения веществ в своем своеобразии должен быть полностью подготовлен для органа Я.

Рассмотрим человеческий организм в отношении его низшей системы - системы питания в самом широком смысле, посредством которой вещества распределяются по всем членам организма. Эти вещества должны быть организованы так, чтобы формирование, внешнее строение человека в итоге сделали возможным проявление Я в его организме. Для этого необходимо многое. Не только, чтобы питательные вещества самым различным образом направлялись и откладывались в различных местах организма, но и чтобы принимались все возможные меры для обусловливания внешней формы человеческого организма.

Теперь важно уяснить следующее. В том, что мы называем кожей, представлены все системы человеческого организма, вплоть до низшей из систем, системы питания, и, как было сказано, в кожу входит все важнейшее, что принадлежит физической системе человека. Но вы сможете легко понять, что кожа - несмотря на то, что в ней представлены все системы, - имеет в себе большой недостаток, как бы парадоксально это ни звучало. Хотя она и принимает форму человеческого организма, но сама по себе она не смогла бы обрести этой формы; сама по себе она не была бы в состоянии дать человеку характерные для него очертания форм. Без поддержки изнутри кожа ввалилась бы в себя, человек не смог бы быть прямостоящим существом. Отсюда следует, что должны происходить не только те питательные процессы, которые поддерживают кожу, но необходимо также наличие и взаимодействие других процессов, которые образовывают совокупную форму человеческого организма. Теперь нетрудно будет понять, что нам нужно рассмотреть также и те преобразованные процессы питания, что протекают в хрящах и костях. Что это за процессы?

Когда материал питательных веществ приносится к хрящам или костям, то это, в сущности, лишь физический материал. То, что мы обнаруживаем в хрящах и костях, является не чем иным, как преобразованными питательными веществами; но преобразованы они иначе, чем, например, в коже. Поэтому можно сказать: в коже мы видим преобразованные питательные вещества, которые откладываются по самой внешней границе нашего тела. Но процесс, при котором эти вещества откладываются в костях, является таким процессом питания, благодаря которому материал принимает человеческую форму. Однако это преобразованный процесс питания по сравнению с тем, что протекает в коже. Теперь нам будет уже вовсе не трудно, как бы по образцу рассмотрений, касающихся нервной системы, представить себе также совокупный процесс питания, систему передвижения (Transportierungssystem) питательных веществ.

Изучим кожу. Питательные вещества, составляющие ее, образуют внешний контур - поверхность человека, но кожа сама по себе никогда не смогла бы произвести форму, и исследование этого органа нам покажет, что питание кожи (Hauternдhrung) является самым молодым видом питания в человеческом организме; и нам станет ясно, что способ питания костей находится в таком же отношении к питанию кожи, как процесс образования головного мозга - к процессу образования спинного мозга. И обоснованно было бы сказать: то, что предстает перед нами в процессе питания кожи, можно найти преобразо ванным на более поздней (что означает здесь - на более высокой), ступени - в твердой форме костных образований.

Подобное рассмотрение человеческого организма показывает нам, что наша костная система появилась раньше мягкой субстанции и отвердела лишь в ходе развития. Это может быть подтверждено также и внешней наукой, которая учит, что известные образования, становящиеся позднее костями, в детском возрасте являются мягкими, хрящевидными и лишь постепенно из мягкой, хрящевидной массы в ходе отложения питательного материала образуется костная масса. Здесь происходит переход из мягкой субстанции в твердую. Такой процесс наблюдается в каждом отдельном человеке.

Итак, в хряще следует видеть предварительную ступень кости, и формирование (Einlagerung) костной системы в организме представляет, так сказать, конечный результат процессов, имеющих место в питании кожи. Таким образом, питательные вещества преобразуются сперва простейшим образом в мягкую, гибкую субстанцию, и только тогда, когда она уже подготовлена, может развернуться тот процесс питания, благодаря которому известные части затвердевают в костную материю, чтобы в итоге появилась форма совокупного человеческого организма.

Природа костей, какой она является, дает повод сказать: помимо костных образований мы, собственно, не имеем дальнейшего развития процессов питания в сторону отвердения, если речь идет о человеке на современной ступени эволюции. И если кровь - самая подвижная, самая способная к изменениям материя, которая только есть в человеке, то костная субстанция является чем-то совершенно неподатливым, отвердевшим до последней степени. Здесь более невозможны дальнейшие изменения; костная материя доведена до самой неподвижной формы.

Продолжив предыдущие рассмотрения, придем к заключению: кровь - это податливейшее орудие Я в человеке, нервы являются таковыми в меньшей степени, железы - в еще меньшей, а в костной системе представлено то, что достигло последнего пункта в своей эволюции, то, что представляет собой конечный продукт преобразований.

Костная система сформирована таким образом, чтобы в итоге кости могли быть носителем и опорой мягкого организма, в котором, в свою очередь, жизненные и питательные процессы протекали бы так, чтобы кровь имела возможность правильно течь по своим путям, с тем, чтобы человеческое Я могло пользоваться ей как своим орудием.

Кто не исполнится высочайшим восхищением и благоговением, если, созерцая человеческий организм, попытается проникнуться мыслью: "Здесь, в костной системе, я вижу перед собой то, что проделало самые большие преобразования, прошло наибольшее количество ступеней, развилось в течение многих, многих эпох от низших ступеней в сегодняшнюю костную систему; и в итоге она образована так, что может быть крепким носителем, прочной опорой для Я". Как не преисполниться глубочайшим восхищением перед этим строением - человеческим организмом, обнаружив, что вплоть до образования отдельной кости в нем действует тенденция Я!

При таком рассмотрении человека выявляются два полюса физического существования, один из них - в системе крови как самом послушном (bestimmbar) органе Я, другой - в костной системе, являющейся по внешней форме и внутренней структуре самой твердой, неподатливой, наименее способной к изменениям и развившейся в этом качестве в наибольшей степени.

Исходя из этого можно заключить: в костной системе физическая организация человека нашла свое конечное проявление, свое завершение, тогда как в сис теме крови она, в известном смысле, получает новое начало. Взирая на нашу костную систему, скажем: в ней мы чтим высшее завершение физической организации человека. И мы говорим, созерцая систему крови: нам явлено в ней новое начало, нечто, что могло начаться лишь после того, как ей предшествовали все другие системы. С костной системой дело обстоит так: первые зачатки, первые силы к образованию костной системы должны были уже присутствовать в организме прежде, чем начали развиваться система желез и нервная система, ибо они заняли соответствующие им места, определенные для них костной системой. В ней представлена старейшая из всех систем сил в человеческом организме.

Назвав систему крови и костную систему двумя полюсами, мы хотели этим образно выразить, что на них надлежит взирать как на две крайние противоположности человеческой организации. Система крови - подвижнейший элемент, он столь активен, что следует каждому побуждению нашего Я. А костная система - это нечто почти полностью отрезанное от влияния Я, нечто, куда мы более не можем проникать со своим Я, и тем не менее, уже в ее форме присутствует вся Я-организация. Таким образом, противоположность системы крови и костной системы даже чисто внешнему рассмотрению является такой же, как противоположность начала и завершения.

Изучая систему крови, постоянно следующую всем побуждениям Я, мы скажем себе: в подвижной крови поистине выражается человеческая жизнь. И взирая на костную систему, скажем: она символизирует все то, что отходит от нашей жизни и служит организму лишь опорой. Пульсирующая кровь есть наша жизнь; костная система, наш скелет - ведь он уже такой пожилой господин! - это то, что отошло от непосредственной жизни, то, что уже отошло от дел и хочет лишь служить опорой, лишь давать форму.

Тогда как мы, органически, в наибольшей степени живем в нашей крови, в костной системе мы уже, в сущности, умерли. И я прошу вас рассматривать это выражение как лейтмотив для дальнейших лекций, ибо из него последуют важные физиологические наблюдения. В крови мы живем, в костной системе мы, собственно, уже умерли. Костная система подобна остову, она - наименее живое в нас, лишь остов, дающий нам опору.

Еще в начале этого курса лекций мы заметили, что человеку свойственна двойственность; теперь эта двойственность обнаружилась по-иному. С одной стороны, самое деятельное, самое живое - в крови, с другой стороны, все наиболее отдалившееся от органической деятельности, в сущности говоря, несущее в себе смерть - в костной системе. Наша костная система находит известное завершение (по крайней мере в своем формировании, хотя она и растет после этого) к тому жизненному периоду, когда Я-переживания начинают становиться активными.

До смены зубов на седьмом году жизни костная система в существенных чертах уже получает свою форму. Основное развитие костной системы приходится именно на то время, когда мы сами пока еще в наибольшей мере отделены от активности нашего Я. В этом периоде, когда костная система строит себя из темных подоснов и сил нашего организма, как раз и может совершаться большинство ошибок в питании. Именно в эти первые семь лет ошибки, допущенные в питании ребенка, могут оказаться особенно чреваты последствиями, сказывающимися на костной системе. Одним из последствий могут стать, например, ра-хитные заболевания, которые происходят, главным образом, от неправильного протекания питательных процессов в данном возрасте. Это происходит, к примеру, при потакании детям, когда им дается все возможное, чего бы они только ни пожелали. Так, мы видим, что на нашу костную систему воздействует то, что отстранено от Я.

Совсем иначе обстоит дело с системой крови, которая подвижно следует индивидуальной жизни, и более чем что-либо другое зависима от процессов внутренних переживаний. Это лишь род близорукости со стороны внешней науки - думать, что нервная система зависит от внутренних переживаний больше, чем система крови. Я хочу указать лишь на простейший вид влияния Я-переживаний на систему крови, имеющий место при чувстве стыда и чувстве страха, при которых кровь перемещается и в таком перемещении крови явно выражаются Я-переживания. И если столь сильно проявляются такие быстро проходящие процессы, то вы можете себе представить, как будут выражаться в подвижнейшем элементе крови длительные или привычные переживания Я. Нет такой страсти, влечения или аффекта, любого внутреннего переживания, появляющегося в нас как нечто привычное, или же как порыв, которое не переносилось бы на кровь. Все нездоровые элементы Я-переживаний проявляются в системе крови.

Всегда, когда мы хотим понять, что происходит; в системе крови, важно не только интересоваться питательным процессом, но, главное, изучать душевные процессы, такие Я-переживания, как настроение, длительное переживание страстей, аффекты и так далее. При нарушениях в системе крови только лишь материалистическое мировоззрение уделяет внимание главным образом питанию; но ведь питание крови основано на питании физической системы, системы желез, нервной системы и так далее, и, в сущности говоря, питательные вещества поступают в кровь уже сильно профильтрованными. И если нарушения в крови происходят со стороны питания, значит, имеет место очень серьезное заболевание организма. Все душевные, все Я-процессы, напротив, воздействуют на кровь непосредственным образом.

Таким образом, наша костная система более, чем все остальные системы, отдалена от процессов Я, а наша система крови соединена с ними в самой высокой степени. Костная система менее всего склонна следовать Я, хотелось бы сказать, она совершенно независима от Я, но, тем не менее, организована для Я.

Лишь одна небольшая часть костной системы составляет исключение в отношении недоступности для Я и являет нечто индивидуальное, это - черепные кости, особенно верхняя часть черепа. Этот факт дал повод к разным нелепостям. Вы знаете, что существует френология[32], которая исследует черепные кости. И хотя материалисты считают ее суеверием, несмотря на это она - по всеобщему обычаю нашего времени - мало-помалу приняла материалистический оттенок. Характеризуя френологию в общих чертах, можно сказать, что в формах черепа ищется проявление внутренних качеств Я, причем как бы выдвигаются общие положения и объясняется, что этот бугор означает одно, тот бугор - другое, и так далее. То есть человеческие свойства отыскиваются в различных буграх черепа. Таким образом в костной системе черепа френология ищет своего рода пластическое выражение Я.

Однако если дело ведется таким образом, даже когда ищутся видимые духовные проявления в строении отдельных костей, это все-таки нелепость. Ибо кто действительно является тонким наблюдателем, тот знает, что ни один человеческий череп не похож на другой и что никогда не будет возможно указать выпуклости или впадины, типические для того или иного качества, но каждый череп отличается от другого, в каждом черепе представлены разные формы.

Было сказано, что если кровь в своей активности в наибольшей степени следует нашему Я, то костная структура, будучи отдалена от него, следует Я в наименьшей степени. И очень примечательно, что, тем не менее, форма черепа и форма лицевых костей оказываются образованными в соответствии с Я, тогда как остальная костная структура является больше общетипической. Кто наблюдал строение черепа, знает: как верно то, что индивидуален сам человек, так же верно то, что индивидуально и строение его черепа.

Как же происходит, что эта удивительная конфигурация черепа уже с самого начала образована в соответствии с отдельной человеческой индивидуальностью, если Я не имеет никакого влияния на костную структуру? Как происходит, что череп, который должен был бы развиваться так же, как и другие кости, у каждого человека иной? Почему так происходит? Это происходит просто по той же причине, по которой вообще развиваются индивидуальные качества, а именно потому, что индивидуальная совокупная жизнь человека протекает не только от рождения до смерти, а во многих перевоплощениях. Наше Я в настоящей инкарнации не в состоянии влиять на строение черепа, но благодаря переживаниям в своей прошлой инкарнации оно развивает силы, которые в периоде между смертью и новым рождением определяют конфигурацию, форму черепа в этой жизни. Его форму определяет то, каким было Я в прошедшей инкарнации. Так что в строении нашего черепа представлено внешнее пластическое свидетельство того, как мы, каждый в отдельности, как индивидуальность жили и действовали в предыдущей инкарнации. Тогда как все другие кости выражают нечто общечеловеческое, череп в своей внешней форме выражает то, чем мы были и что делали в прошлой инкарнации.

Итак, крайне подвижная стихия крови определяется со стороны Я в этой жизни. Наши кости, однако, в теперешней инкарнации совершенно удалены от влияния Я, в том числе и череп, который также не может следовать Я. Череп, который некогда развился из мягкого зародышевого вещества, где Я могло еще воздействовать образующе, являет собой выражение того, какими мы были в прошедшей инкарнации.

Некой всеобщей френологии не существует. Если мы вообще хотим принимать во внимание френологию, то она не должна быть схематизированной наукой, но ей следовало бы художественным образом и художественным способом изучать пластические особенности черепа. Нам следует относиться к нашему черепу как к произведению искусства. Мы должны видеть в нем прежде всего нечто индивидуальное, но такое индивидуальное, которое является выражением истории Я в предыдущей инкарнации.

Так, мы видим, что сама форма костной структуры черепа настолько далека от Я, что в настоящей инкарнации Я не имеет более влияния на череп. Но оно имеет такое влияние при прохождении человека между смертью и новым рождением, где Я, в известном смысле, снова воспринимает те силы, которые в предыдущей жизни были отдалены от него и которые под его влиянием строят костную систему и особенно череп для следующей жизни.

Когда, высказываясь по поводу идеи перевоплощения, говорят, что это будто бы вещь вообще недоступная нашему разуму и что нужно только верить тому, что говорит духоисследователь, это неверно. На это можно возразить: "Вы могли бы осязаемо убедиться, что человеческое Я присутствовало в прошлой инкарнации; человеческий череп является осязаемым доказательством того, что человек жил в предыдущей инкарнации".

Кто находит парадоксальным, когда, исходя из того, как сформировано что-то внешнее, делается вывод, что нечто, бывшее ранее живым, придало форму этому внешнему, - кто с этим не согласен, тот также и не вправе вообще делать заключений о чем-то, бывшем прежде живым, если ему где-либо встретится нечто пластически оформленное. Кто не признает строго ло гическим вывод, что в индивидуальной форме черепа выражается конфигурация Я из ранних инкарнаций, тот не имеет права, найдя, например, на земле пустую раковину, сделать вывод, что внутри ее когда-то было живое существо. Кто, исходя из мертвой раковины, делает заключение, что внутри ее было некогда живое существо, которое и сформировало раковину, тот не вправе отрицать логически равноценный вывод, что в индивидуальной форме нашего черепа представлено прямое доказательство воздействия прошлой жизни на жизнь настоящую.

Здесь перед нами открывается окно, через которое проливается свет на идею реинкарнации в разрезе физиологии. Таких окон много, и чтобы они раскрылись перед нами, необходимо время. Если человек терпелив, и ждет, то он найдет пути и способы к получению доказательств. И тот, кто хотел бы отрицать присутствие логики в только что сказанном, тот должен бы также отвергнуть и всю палеонтологию, ибо она основана на таких же заключениях. Так, проникая в формы человеческого организма, мы можем объяснить их, исходя из его духовных основ.


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 720 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.023 сек.)