АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

О возникновении книги

Прочитайте:
  1. А. Книги регистрации патологоанатомических вскрытий и выдачи трупов
  2. Анонс следующей книги в серии
  3. Архимандрит Киприан (Керн), и его статья «Православный взгляд на психиатрию» из его книги «Православное пастырское служение».
  4. Бронхиальная астма. Определение. Этиология и патогенез. Средовые и наследственные факторы в возникновении БА.
  5. Бронхиальная астма. Определение. Этиология и патогенез. Средовые и наследственные факторы в возникновении бронхиальной астмы. Классификация.
  6. В возникновении и динамике психических заболеваний
  7. Вариации на мотивы книги Сьюзи Хейман
  8. ВОЗМОЖНО ПОЛУЧЕНИЕ КНИГИ СО СКЛАДА В МОСКВЕ И ДОСТАВКА В РЕГИОНЫ
  9. Возникновении РА, в частности роли вируса Эпштейн—Барр, способного стимулировать человеческие В-
  10. Глава 4. Реактивность организма и ее роль в возникновении, развитии и исходе болезней.

Лекции, содержащиеся в этом томе, были прочитаны Рудольфом Штайнером в 1911 г. по приглашению пражских теософов.

Оккультным исследованием человеческого организма Р. Штайнер занимался еще задолго до того, как им были прочитаны эти лекции. Например, в лекции от 21 октября 1907 г. (GA 101) он говорит:

"Является... возможным изучать органы человека в их различной значимости, восходя к первоосновам, находящимся в духовных мирах. И мы найдем, что печень, желчь, селезенка и так далее предстают перед нами в совершенно ином свете, когда познаешь, что различные миры причастны к их образованию.... Они являются наследством из духовного мира. Все органы человека должны рассматриваться нами исходя из их духовного происхождения, если мы хотим правильно понять их значение. Так мы сможем заглянуть в будущие методы лечения человеческого тела, когда будет познано это духовное происхождение органов и будут применяться эти познания в повседневной медицине".

На эту тему Р. Штайнер говорит и в лекции от 26 августа 1910 г. (GA 125), после того, как уже была определена тема настоящих лекций:

"В том смысле, как я сам рассматриваю духовнонаучное движение, было бы моим глубочайшим желанием, чтобы те, кто имеют физиологическую медицинскую подготовку, настолько продвинулись в познании духовнонаучных фактов, что смогли бы в соответствии с их характером проработать данные физиологии. Сам я будущей весной смогу дать лишь общие черты такой духовнонаучной физиологии..."

Оформление афиши настоящего цикла лекций выполнено Р. Штайнером.

Рисунки в тексте выполнены Г. Фрай и Л. Улиг по наброскам стенографистов. Подлинные рисунки на доске не сохранились.

Буквально-точных стенографических записей этих лекций не существует. Хотя записи велись различными слушателями, но их профессионального умения не хватило для непрерывного точного стенографирования лекций от начала до конца. Всего существует восемь таких записей и один конспект, состоящий лишь из кратких тезисов. Эти восемь записей не воспроизводят точного содержания лекций.

В качестве официального стенографа в Прагу приехал Вальтер Фегелан, имеющий многолетный опыт стенографирования лекций. Но, тем не менее, ему не удалось сделать буквально-точных записей. Быть может, для него были непривычными тематика и терминология лекций, были помехой акустические особенности помещения или же его личное самочувствие, - установить это уже не представляется возможным. Во всяком случае, сделанные им стенограммы были весьма неудовлетворительными.

Вальтер Фегелан, для которого неудовлетворительность текста была вполне очевидна, впоследствии переработал свои стенограммы, стараясь в возможной мере восстановить по памяти порядок слов, повторения, слова и выражения, употребляемые Р. Штайнером, стилистические особенности речи и т. д. После первой публикации "Оккультной физиологии" в 1927 г. (на правах рукописи) многие врачи обратили внимание на ошибки в тексте и предложили помощь в редактировании.

При жизни Р. Штайнера эти лекции опубликованы не были. Можно предположить, что им не было дано разрешение на печатание, так как он не был удовлетворен качеством стенограммы и не имел времени для ее переработки.

 

 


[1] В своем сочинении "Антропософия", фрагмент, относящийся к 1910 г. (GA 45), в главе 4, "Жизненные процессы", Рудольф Штайнер дает описание жизни чувств человека в отношении к его внутренней жизни тела. Эти внутренние жизненные процессы характеризуются там как дыхание, согревание, питание, выделение, сохранение, рост и воспроизведение. Расширенное и модифицированное изложение этого содержится в лекциях от 12 августа 1916 г., в томе "Загадки человека" (GA 170), и от 29 октября 1921 г., в томе "Антропософия как кос-мософия - вторая часть" (GA 208). См. также тетрадь 58/59 "Статьи к полному собр. соч. Р. Штайнера", записи Рудольфа Штайнера об областях чувств и ступенях жизни, с предисловием Гендрика Кнобеля.

[2] Подробное изложение этого вопроса Рудольф Штайнер дает в том числе в следующих берлинских лекциях: "Душа человека и душа животного", "Дух человека и дух животного", 10 и 17 ноября 1910 г., обе лекции включены в том "Ответы духовной науки на великие вопросы бытия" (GA 60); "Происхождение животного мира в свете духовной науки", 18 января 1912 г., в томе "История человека в свете духовного исследования" (GA 61); "Человеческий мир и мир животных, представленный в его происхождении и развитии в свете духовной науки", 15 апреля 1918 г., в томе "Вечное в человеческой душе" (GA 67), также в лекции от 28 июля 1922 г., Дорнах, в томе "Тайна Троицы" (GA 214).

[3] Лоренц Окен(1779-1851), профессор в Йене и в Мюнхене, с 1832 г. в Цюрихе, в 1807 г. при вступлении в должность профессора опубликовал работу "О значении черепных костей", где открытую Гете в 1790 г. теорию позвонков преподнес как свою, им основанную. Гете уже в 1790 г. рассказывал о своей теории происхождения черепа в кругу друзей, но впервые опубликована она была Океном. См.: Гете И.-В. Естественнонаучные сочинения. 5 т. Под редакцией и с комментариями Р. Штайнера. - Изд. Кюршнера "Deutsche National-Literatur". (GA la-e). T. 1. Образование и преобразование органических существ. Статья "Строение черепа из шести позвонков". А также относящиеся к этому примечания Р. Штайнера (в указанном месте - стр. 316-323). Гете там пишет: "подобное apenju, такое обнаружение, концепция, представление, понятие, идея, как это ни называй, сохраняет постоянно, что бы мы ни говорили, эзотерический характер; его можно высказать в общем виде, но нельзя доказать; его вполне возможно показать на отдельных частностях, но округлить и завершить доказательство невозможно!" (арегси - от французского глагола арегсего!г=замечать, обнаруживать. Приблизительно значит охват предмета с известной оценкой его. Гете любил это слово, обозначая им "восприятие великой максимы", "гениальную умственную операцию". Отрывок текста и комментарий цитируется по И.-В. Гете. Избранные сочинения по естествознанию. -Академия Наук, 1957. С. 141. - Прим. перев), а Рудольф Штайнер дает следующее примечание к этому месту: "Подобная идеальная истина может и должна быть сперва воспринята совершенно общо, оставляя в стороне все отдельные частности. То, что она как таковая не может быть доказуема, имеет основательную причину. Доказательство всегда лишь является обоснованием какого-либо положения через нечто другое. Каждая истина, однако, сама в себе несет свое обоснование, таким образом, она не может быть обоснована через нечто иное. Знания этого факта недостает, несомненно, тем, кто думает, что общие истины являются лишь абстрактными положениями, выводимыми из бесчисленных наблюдений. Задачей эмпирической науки может являться лишь то, чтобы показать, как общая, несущая свое обоснование в себе истина осуществляется в индивидуальном".

[4] Дополнительные разъяснения относительно космической эволюции головы, при ретроспективном рассмотрении развития вплоть до лунного периода, можно найти в следующих лекциях: 20 декабря 1914 г., в томе "Оккультное чтение и оккультное слышание" (GA 156); 26 и 27 ноября 1920 г., в томе "Мосты между духовностью мира и физическим существом человека" (GA202); 12 января 1924 г., в томе "Мистерии средних веков" (GA 233 а), также в лекциях, включенных в том "Миссия Михаила" (GA 194).

[5] Подробно изложено в книге Рудольфа Штайнера "Теософия" (GA 9), в главе "О мысле-формах и человеческой ауре", также в сочинении "Об ауре человека" - том "Люцифер-Гнозис. Основополагающие статьи к антропософии" (GA 34).

[6] Популярные упрощенные названия, согласно которым венозная кровь обозначается как "синяя", а артериальная как "красная", невозможно применить к малому кругу кровообращения: так как здесь идущие из сердца к легким артерии несут "синюю" кровь, а артерии, ведущие от легких к сердцу, - "красную". Об особенностях малого круга кровообращения Штайнер говорит в лекции от 26 мая 1922 г. ("Душевная жизнь человека и духовное стремление" (GA 212): "Я вскальзывает в органы легких; вместе с сосудами, идущими от легких к сердцу, Я приближается все более и более к сердцу. Интимно соединенное с кровообращением, Я все более и более следует пути этого кровообращения. Таким образом,... Я вступает в то, что образовано из соединения эфирного и астрального сердец".

[7] Имеются в виду сонные артерии

[8] Представление о жизненной силе, "vis vitalis", распространенное вплоть до середины 19 века, является продуктом чисто спекулятивного мышления; считалось, что ее истинная сущность - "витальный принцип" - неизвестна, не поддается обоснованию и феноменологически непостижима. Относительно того, что название "эфирное тело" подразумевает нечто иное, чем "жизненная сила" науки прежнего времени, Рудольф Штайнер пишет в своей книге "Теософия" (GA 9) в примечаниях к главе "Существо человека" в разделе 4: "Тело, душа и дух". См. также в лекциях от 7 февраля 1918 г., в томе "Вечное в человеческой душе" (GA 67), и от 6 апреля 1921 г., в томе "Оплодотворяющее воздействие антропософии на специальные науки" (GA 76).

[9] См. также лекцию Р. Штайнера от 21 октября 1907 г., в томе "Мифы и сказания" (GA 101).

[10] См.: Д-р Рудольф Штайнер, д-р Ита Вегман "Основы для углубления искусства врачевания" (GA 27). Гл. 4. Кровь и нерв. Различают симпатическую и парасимпатическую системы и обе объединяют в вегетативную, соответственно, автономную нервную систему. Тем не менее, имеется мало отличительных признаков, как анатомических, так и физиологических. Выражение "парасимпатическая нервная система" было впервые введено в 1905 г. В публикациях Штайнера не упоминается.

[11] Мощное сплетение симпатических нервов, Plexus Solaris, или Plexus coeliacus, находится в верхней части брюшины. Дополнительные сообщения Рудольфа Штайнера относительно солнечного сплетения можно найти в следующих лекциях: от 26 сентября и 7 октября 1905 г., в томе "Основные элементы эзотерики" (GA 93 а), и от 8 июня 1912 г., в томе "Человек в свете оккультизма, теософия и философия" (GA 137).

[12] Подробное изложение в мартовских лекциях 1910 г. в томе "Макрокосмос и микрокосмос" (GA 119).

[13] См. лекцию Рудольфа Штайнера от 14 января 1917 г., в томе "Рассмотрения современной истории - Вторая часть" (GA 174): "Истинное Я вступает как формообразующая сила через солнечное сплетение во всю организацию человека... Здесь система ганглиев обусловливает всю циркуляцию крови, и это не противоречит тому факту, что Я имеет свое выражение в крови... То, что живет в человеке как система ганглиев, как солнечное сплетение, имеет свое происхождение уже в лунном этапе развития и в определенной мере представляет собой жилище для Я".

[14] В более позднее время Рудольф Штайнер говорит о "брюшном ясновидении". Смотри лекции от 27 марта и 1 мая 1915 г., том "Пути духовного познания и обновления художественного мировоззрения" (GA 161); от 4 января 1915 г. (2 часть лекции), том "Искусство в свете мудрости мистерий" (GA 275); от 15 февраля 1915 г., том "Духовные причины первой мировой войны" (GA 174, в); от 2 марта 1915 г., том "Человеческие судьбы и судьбы народов" (GA 157).

[15] Точка в зодиакальном круге, где восходит Солнце во время весеннего равноденствия, как известно, не остается той же самой, она сдвигается в течение 72 лет на один градус. Период, за который Солнце проходит весь круг Зодиака, составляет около 25920 лет. Его называют мировым годом или платоническим годом. Человек при нормальных условиях делает 18 дыханий в минуту, что составляет 1080 дыханий в час и 25.920 дыханий в сутки. 25.920 суток, в свою очередь, составляют среднюю продолжительность человеческой жизни, приблизительно 72 года. Рудольф Штайнер часто обращал внимание на эту взаимосвязь, особенно подробно говорилось об этом в лекциях от 28 января 1917 г., том "Рассмотрения современной истории - Вторая часть" (GA 174); от 13 февраля 1917 г., том "Краеугольный камень в познании Мистерии Голгофы" (GA 175) и от 24 сентября 1924 г., том "Сотворение мира и человека" (GA 354), и в лекциях "Человек - иероглиф Вселенной", в томе "Соответствия между микрокосмосом и макрокосмосом" (GA 201).

[16] Первая попытка экспериментального подтверждения этого воззрения была предпринята Лилли Колиско в ее работе "Milz und Plattchenfrage". В поздних курсах для врачей Рудольф Штайнер неоднократно указывал на эту работу.

[17] Рассмотрение космологического аспекта этой проблемы см. в лекциях "Эволюция с точки зрения истины" (GA 132), также "Очерк тайноведения" (GA 13).

[18] См.: лекции от октября 1907 г., в томе "Мифы и сказания" (GA 101).

[19] См.: лекции от 27 марта 1913 г., том "Какое значение имеет оккультное развитие человека для его оболочек и для его сущности?" (GA 145); также от 10 июня 1904 г., в томе "Храмовая легенда и золотая легенда" (GA 93).

[20] Перифраз из Гете. "Фауст", 1 часть. Ночь (строка 573).

[21] См. примечания к стр. 66. В связи с греческой мифологией эта тема представлена в лекциях, прочитанных в августе 1911 г., см. в томе "Чудеса мира, испытания души и откровения духа" (GA 129).

[22] "Как опровергнуть теософию?", лекция от 19 марта 1911 г., в полн. собр. соч. еще не выходила. Издана по неудовлетворительной записи в: "Человек и Мир. Антропософские листки", 1968, 1-2.

[23] На эту тему Рудольф Штайнер говорит в следующих лекциях: от 16 апреля 1921 г., том "Духовнонаучные аспекты терапии" (GA 313): "Восприятие через органы чувств есть не что иное, как утонченный, то есть введенный (букв, вогнанный) в эфирное тело дыхательный процесс"; от 21 июля 1924 г., том "Антропософское познание человека и медицина" (GA 319): "Таким образом, в дыхании мы имеем более грубый процесс, при котором кислород, поступающий извне, соединяется с углеродом нашего организма и выдыхается как углекислота. Наряду с этим мы имеем более тонкий процесс, при котором кислород соединяется с кремнием, образуя кремневую кислоту, и как таковой выделяется вовнутрь человеческой организации"; от 28 августа 1924 г., в том же томе: "Эта кремневая кислота соотносится с деятельностью Я-организации, направленной вовне. Астральное тело: внутренне спиритуальная сфера; процесс кремневой кислоты: внешняя физическая...".

[24] Например: Карл Фогт (1817-1895): "Физиологические письма" (1845 г., стр. 206): "Каждый естествоиспытатель, я думаю, имея сколько-нибудь последовательное мышление, придет к воззрению, что все способности, известные под названием душевной деятельности, являются лишь функциями мозгового вещества; или, выражаясь несколько грубо, мысли стоят примерно в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени или урина к почкам. Предполагать же душу, пользующуюся мозгом, как инструментом, которым она может действовать как ей угодно, чистейшая бессмыслица".

Якоб Молешотт (1822-1893). В книге "Круговорот жизни" (1852 г. стр. 402) он присоединяется к воззрению К. Фогта: "Пример неоспоримый, если уразуметь, куда Фогт переносит момент сравнения. Мозг необходим для вырабатывания мыслей так же, как печень для приготовления желчи и почки для выделения мочи".

На это Р. Штайнер возражает в лекции от 30 января 1921 г., том "Ответственность человека за развитие мира" (GA 203): "Это вздор, ибо верно обратное; именно мыслями выделяется мозг, естественно, выделяется всегда заново, так как он постоянно обновляется организмом обмена веществ".

[25] Научное течение в психологии, основано в 1860 г. Г. Т. Фехнером (1801-1887)

[26] См.: "Как достигнуть познания высших миров" (GA 10) и "Очерк тайноведения" (GA 13), глава "Достижение сверхчувственного познания".

[27] См. об этом в лекции от 25 августа 1911 г., том "Чудеса мира, испытания души и откровения духа" (GA 129), и от 1 октября 1911 г., "Эфиризация крови", том "Эзотерическое христианство и духовное водительство человечества" (GA 130).

[28] Например: в "Тайной Доктрине" Е.П. Блаватской

[29] Шишковидная железа (Corpus pineale Glandula pinealis Epiphisis cerebri) отчетливо различается уже у двенадцатинедельного эмбриона. С началом половой зрелости процессы минерализации, имеющие место в этой железе, усиливаются настолько, что становится возможным обнаружить наличие так называемого "мозгового песка", в биохимический состав которого входят известковые и магниевые соли. Эпифиз сильно пронизан волокнами симпатической нервной системы и обильно наполнен кровью. Интенсивное научное исследование шишковидной железы началось примерно в 1959 г. Установлена зависимость ее от освещения и выявлена ритмика этого органа, соответствующая временам года и суток.

Мозговой придаток, гипофиз (Hipophise, Glandula Pitui-taria) - инкреционный орган, расположенный у основания мозга. Главным образом регулирует функции остальных гормональных желез. Величиной в лесной орешек. Выявлено около 20 различных гормонов гипофиза, выделяющихся в кровь из передней и задней долей. В 1911 г., когда читались эти лекции, исследования гипофиза только еще начинались.

[30] В "Фаусте" Гете Мефистофель говорит Фаусту после того, как тот подписывает договор кровью: "Кровь - совершенно особый сок" ("Фауст", 1 ч., строка 1740). 25 октября 1906 г. Р. Штайнером была прочитана лекция, озаглав ленная этими словами, том "Познание сверхчувственного в наше время" (GA 55).

[31] В лекции от 21 октября 1907 г. Рудольф Штайнер говорит: "Я-суще-ства (Ich-Wesen) суть ваятели и зодчие этой красной крови (у человека). Они действовали извне, чтобы Я смогло погрузиться в людей. Животные пока не имеют Я. Если речь идет о животных, имеющих красную кровь, то там эти существа действуют извне; животные "одержимы" красной кровью. Человек же приходит к свободе благодаря тому, что он "одержим" своим Я, самим собой. Он должен был овладеть самим собой, чтобы достигнуть власти над своей кровью".

[32] Основатель френологии - Франц Йозеф Галль (1758-1828). Венский врач. Выступил со своим учением в 1805 г. Он считал, что психологические особенности и моральные качества выражаются в форме поверхности головного мозга и могут быть установлены пальпацией внешней поверхности черепа. Учение Галля получило в свое время широкое распространение, было "модным" в широких кругах. К вопросу о связи предыдущей жизни с формой черепа см. лекцию от 27 июня 1916 г., том "Существо мира и Я" (GA 169) и 3-ю лекцию "Лечебно-педагогического курса" (GA 317).

[33] Лишь с 1920 года по просьбе врачей Р. Штайнер начал читать лекции по медицине. См. Библиографию

[34] Из стихотворения Гете "Typis".

[35] См. том "Медитативные рассмотрения и указания для углубления искусства врачевания", лекция от 4 января 1924 г. (GA 316): "...Углекислая известь образует для Земли материальную, вещественную точку приложения с тем, чтобы в согласии с ее образующими силами формировать кости. Фосфорнокислая известь при формировании костей образует точку приложения сил для Космоса". Цит. По: Рудольф Штайнер. Медитативные рассмотрения и указания для углубления искусства врачевания. - Ереван: Ной, 1995. С. 46.

[36] Р. Штайнер говорит в другой связи о "формооблике (Formgestalt) физического тела, который подобно некой духовной ткани (als ein Geistgewebe) перерабатывает физические вещества и физические силы таким образом, что они приобретают форму, явленную нам в человеке на физическом плане" и называет этот формооблик "фантомом" человека (в лекции от 10 октября 1911 г., том "От Иисуса ко Христу" (GA 131). Различные указания Р. Штайнера по этому вопросу представлены Максимилианом Ревгольцем в его работе "К проблеме фантома" (Maximilian Rebholz, "Beitrage zum Phantom-Problem").

[37] Раскаленный металлический пар конденсируется на охлажденной гладкой поверхности, образуя так называемое "металлическое зеркало", состоящее из мельчайших частиц металла. Эта тончайшая металлическая пыль и используется в медицине для приготовления гомеопатических лекарств. Благодаря такой перегонке в существо металла внедряются космические процессы, отчего возрастает целебное действие металлов.

[38] См. работы Эриха Блехшмидта: "Эмбриональные стадии развития человека. Введение в эмбриологию человека", 1960 г.; и "Эмбрион человека", 1963 г.

[39] См. лекцию от 21 октября 1907 г., в томе "Мифы и сказания" (GA 101).


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 634 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)