АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Роды на Руси
В абсолютном большинстве случаев рожали стоя, причем мотивировка необходимости такой позы была самой разнообразной: от «физиологической» - «Лежать нельзя – кровь запечется» до «этической» - «Рожать лежа считается великим грехом: Бог за корову почтет». Чтобы облегчить роды бабка не позволяет роженице ни в коем случае лечь, так как ребенок, по народному верованию, не может принять благоприятное положение для своего выхода» Рожали также, встав на колени или присев на корточки. Если рожали в доме, рукой держались за печной столб.
Один из приемов помощи роженице заключается в следующем: «Перекинуть через брус или балку веревку, ухватиться за нее руками и, упираясь пятками о кровать или пол избы, держаться в полувисячем положении... особенно рекомендуется этот прием в тот момент, когда Бог станет „прощать" роженицу, т. е. когда покажется из половых путей головка младенца».
При замедляющихся почему-либо родах больную подхватывают под мышки кушаком или веревкой и подвешивают под брусом или под матицей».
При трудных родах, особенно в том случае, когда ребенок шел не головой, а ручкой, рожениц подвешивали вниз головой за ноги, опускали с постели, полатей или полка по доске вниз головой, встряхивали за ноги и заставляли кувыркаться через голову. Положение роженицы вниз головой символизирует ее «смерть», пребывание в ином мире; вместе с тем они направлены на проведение благополучных родов, поскольку направление вниз «стремится к безусловному и положительному центру — к поглощающему и рождающему началу земли и тела».
Рождение ребенка в плодных оболочках — в сорочке, рубашке рассматривалось как признак счастья. Сорочку снимали, высушивали и тщательно хранили в течение всей жизни и использовали как оберег в критических ситуациях, например, брали в суд, чтобы «суд не обсудил». Сорочка наделялась также способностью приносить счастье повитухе, принявшей ребенка, и ее близким: «Сорочки берутся повитухами себе и завертываются или высушиваются ими, чтобы счастье новорожденного перенести на себя или свою семью». Сорочку хранили до тех пор, пока не умирал человек, который в ней родился. В действительности, рождение в плодных оболочках опасно для новорожденного, поскольку закрыты его дыхательные пути и возникает асфиксия.
Особые меры применяли повитухи к новорожденным, не подававшим признаков жизни. Так, их окунали в холодную воду или встряхивали вверх ногами (о перевертывании как пребывании в «ином» мире уже говорилось).
Если ребенок не подает признаков жизни, повитуха окликает его, выкрикивая в ухо имя отца или матери, а затем любые другие имена (в зависимости от пола), пока он не пошевелится. В ряде случаев для окликания бабка выходит из дома и кричит имя в окно. Ребенок не до конца пересек границу жизни и смерти, а повитуха, стоя у окна, находится в сфере «того света», т.е. приближена к новорожденному.
Основу следующего обрядового цикла составляли, во-первых, акушерские действия, связанные с отрезанием и перевязыванием пуповины ребенка, а также с дальнейшим уходом за пупом, во-вторых, уход за роженицей и ребенком в первые послеродовые дни, в-третьих, убирание последа и отпавшей пуповины. Эти (сами по себе простые и естественные) действия считались очень ответственными, и, чтобы не причинить вреда здоровью и благополучию новорожденного, выполнять их полагалось с максимальным соблюдением традиционной обрядности.
После появления на свет ребенка отрезали пуповину. Обычно отрезали ножницами на расстоянии трех пальцев от живота ребенка. Иногда пуповину отгрызали зубами, делалось это для того, чтобы у ребенка не было грыжи. Важность акта отрезания пуповины проявляется в том, что в некоторых областях России, в частности в Заонежье, повитуху называли бабка-пупорезка.
В Костромской губернии пуповина называлась поводок. Мать на пуповине как бы приводила ребенка в мир людей. Отрезание пуповины называлось отбабливание, после него происходило нарушение связи между матерью и ребенком. В реальной практике после отрезания пуповины ребенок начинал самостоятельно дышать, и у него начиналось самостоятельное кровообращение. Отделение матери от ребенка в русской культуре происходило постепенно, поэтому совершались магические действия, которые частично восстанавливали нарушенную связь. Так, отрезанную пуповину ребенка перевязывали волосами, выстриженными из правой косы или с правого виска его матери. Если пуповину перевязывали нитями из дикорастущих растений, например конопли, то старались брать женские растения, чтобы «ребенок не был бесплодным». Перерезанный пупок «зачерчивали», то есть брызгали крест-накрест грудным молоком, а повитуха произносила заговор, чтобы пупок никогда не развязался. По народным представлениям, ребенок мог принести грыжу из мира природы, и поэтому сразу же после рождения «на родимом месте» (месте рождения ребенка) старались от нее избавиться. После родов «при завязывании пупа бабка трижды кусает пуп через тряпку или просто без нее, чтобы у ребенка не было грыжи»: «Не тебя я, пуп, кусаю, а злую-лихую грыжу, чтоб нет ее и не было во веки веков».
Отрезанная пуповина использовалась в магических целях: «При родинах, когда отделяется пуповина от ребенка, повивальная бабка трет пуповиной щеки новорожденного, чтобы тот был красавцем или красавицей».
С пуповиной связывается начало половой идентификации детей: пуповину девочки отрезали на веретене, других предметах, связанных с женскими занятиями, мальчика — на топоре и т. д.
Пуповина являлась своеобразной нитью, связывающей прошлые и настоящие поколения; по ней определяли количество детей, которые еще родятся у женщины: «На пуповине есть пузыречки, узелочки, как хрящики, сколько хрящиков, столько детей будет». Таким образом, пуповина связана с природою, откуда придут будущие дети.
Пуповину следовало тщательно хранить: ее либо зарывали в землю, причем обязательно в том месте, где бы ее не вырыли собаки, в противном случае здоровью ребенка будет причинен вред, либо вместе с другими магическими предметами (кусочком золота, капелькой ртути и др.) он носил ее на шее в качестве оберега, лет в семь ладанку снимали и пуповину хранили в сундуке.
Считалось, что отвалившийся конец пупа может оказывать магическое влияние на дальнейшую жизнь человека, поэтому «пупок прячут в особое укромное место и тщательно хранят в продолжение всей жизни», чтобы никто случайно или нарочно не сдвинул его с места, ибо, если «сдвинул пупок ребенка, сдвинул его душу, навек сделал несчастным».
Последний период родов — выход плаценты, или последа (детского места). Если в течение получаса после рождения ребенка не происходило изгнание последа, повитухи применяли дополнительные магические приемы по его извлечению. Например, проводилось его «выкликание»: повитуха кричала «кыс, кыс, кыс» и слегка дергала за пуповину. Это обрядовое действие, вероятно, основано на представлениях о плодовитости кошки и ее легких родах. Так, о часто и легко рожавших женщинах говорят: «Рожает, как кошка». Некоторые другие приемы: к пуповине привязывали веник, лапоть, роженице в рот засовывали ее собственные волосы и т. д. Задержку выхода последа повитухи объясняли тем, что он «прирос к телу», это совпадает с данными научной медицины о приращении плаценты к стенке матки. После выхода плаценты роды считались оконченными и начинался послеродовой период.
Народные названия последа постелька (так же называется последний несжатый сноп на скошенной ниве, который оставляют с целью обеспечить дальнейший урожай). Сразу после выхода последа приступают к его обмыванию. На Русском Севере обрядовые действия с последом называются хоронить послед. Эти действия напоминают похороны некрещеного ребенка. Послед обмывали, заворачивали в чистую тряпку, нередко туда же клали яйца, хлеб, соль и зарывали в землю или навоз. Иногда послед клали в старый лапоть, считалось, что старая обувь предназначена для перехода в «иной» мир; лапти также ассоциируются с плодородием.
В традиции русских, как и многих этносов, существовали представления о плаценте как о двойнике новорожденного. Сохранность последа прежде всего обеспечивала его здоровье. Одно из объяснений необходимости сохранности последа — «чтобы ребенок был спокойным и не болел». Зарывание последа иногда сопровождалось чтением заговоров, например: «Месту гнить, а ребенку жить, да Бога любить, отца, мать почитать и бабку не забывать». Послед обычно зарывали под полом избы либо в красном углу, в подполье.
Особую опасность для последа, а соответственно, и для новорожденного представляют собаки, связанные с «иным» миром. Послед необходимо зарывать в землю, «чтобы собаки не ворошили».
Сохранность последа связана также со здоровьем роженицы. По окончании родов бабка зарывает послед поглубже в сырую землю с хлебом-солью и со словами: «Тебе, святое место, на лежанье, а ей, родильнице, на здоровье». Послед, как и пуповина, связан с природой: «От земли взято, земле предавайся, а раба Божия (родильница) на земле оставайся». Роженице последом терли лицо, чтобы у нее не было пятен.
Считалось, что действия с последом влияют и на будущее ребенка. Например, послед пускали по воде, чтобы новорожденный был счастлив. И наоборот, чтобы сделать ребенка несчастным, колдуньи добывали его послед и хоронили в хлеву, где стояли свиньи.
Сохранность последа обеспечивает возможность новых родов. В последе видели младшего брата (младшую сестру) новорожденного. По его форме определяли пол будущего ребенка: «Когда родит первого, если послед узенький, то будет мальчик, а если широкий, то девочка». Послед связан не только со следующим ребенком, но и со всеми будущими детьми женщины. Если послед чистый (без узелков), у женщины больше не будет детей. С помощью последа «регулировали» рождаемость: «В подполье место закапывают (с наговором или без него) пуповиной вверх, чтобы дети стояли, выживали и росли, а похоронишь вниз пуповиной — последние помрут». Считалось, что место зарывания последа могло повлиять на пол будущего ребенка: если хотели, чтобы следующий ребенок был мальчик, послед хоронили на чердаке или под красным углом, девочка — на чужом поле. Русские колдуньи крали послед для того, чтобы у роженицы больше не было детей.
Для первого омовения ребенка повитуха готовила особую воду, добавляя в нее различные вещества и предметы, обладавшие, по народным представлениям, теми или иными магическими свойствами. В частности, чтобы ребенок лучше рос, в воду прибавляли серу или пепел, три серебряные монетки (чтобы новорожденный стал богатым), три шляпки от железных гвоздей (чтобы стал хозяйственным), три ячменных зернышка (чтобы рос здоровым и упитанным), собачий помет, собранный с трех кочек (чтобы уберечь ребенка от сглаза и прочего зла); при этом воду нельзя было подогревать на прямом огне — иначе ребенок мог вырасти злым. Приготовленная указанным способом вода обладала якобы столь сильными магическими свойствами, что ею разрешалось пользоваться до трех раз.
Мыть и парить ребенка полагалось в первый же день, соблюдая, разумеется, при этом необходимую осторожность. Веник для младенца делали особый, из мягких верхушек, отломанных от веток простого веника. Воду следовало лить горстью так, чтобы она стекала по локтю на спинку ребенку, лежащему на коленях повитухи. Вся процедура омовения и парения новорожденного сопровождалась, как правило, соответствующими заговорами. Оставшуюся от троекратного мытья ребенка воду не выплескивали куда попало, а выливали под пол бани, чтобы никто не мог ее затоптать.
Действия повитухи с новорожденным направлены на отделение его от природной сферы, превращение в человека, «доделывание». У младенца мягкое «неоформленное» тело, в особенности это касается головы. Она «правила» головку ребенка, которая должна быть круглой. Стараясь сделать голову более округлой, бабки сильно сжимали ее, в поперечном или косом направлении, от подбородка до макушки. Эти действия, по-видимому, основаны на представлении о магических свойствах круга. Рациональная основа представлений: деформация черепа — признак идиотизма, дебильности. В головку неправильной, удлиненной формы могут проникать болезни. В головку неправильной удлиненной формы могут проникнуть болезни, через такую головку возможен легкий контакт с внешним миром. Наиболее уязвимым местом для проникновения болезней является темя. Для предотвращения их проникновения повитуха посыпала темя солью или мазала сажей. Прямыми должны быть руки и ноги. Если ребенок вырастал с кривыми ногами, в этом обвиняли повитуху. Особое внимание уделялось также носу, для этого слишком широкий или приподнятый нос сдавливали двумя пальцами или вытягивали.
Повитуха стремилась придать телу новорожденного недостающую гибкость, а также — что наиболее важно — предохранить ребенка от появления у него различных патологий. Повитуха укладывала младенца животом себе на колени и, взявшись за его правую руку и левую ногу, соединяла их так, чтобы указательный палец дотронулся до пятки, затем то же самое проделывала с левой рукой и правой ногой. В случае, если это не удавалось, она принималась массажировать и растягивать руки и ноги ребенка, пока не добивалась достаточной гибкости. Потом ребенка клали на ладони серединой тела так, чтобы головка и ножки висели, и потряхивали несколько раз, приговаривая: «Расправлен, теперь уже уродцем не будешь».
В заключение процедуры следовало еще «поднять живот»: перевернув ребенка на спину, повитуха, поглаживая, старалась подтянуть кожу живота к середине, «чтобы все жилки сошлись к пупу». Повитухи притягивали зубами пупок к центру живота. Пуп — мифологический центр человеческого тела, любые его смещения приводят к нарушению работы организма, к болезням.
При первом купании полагалось обмерить новорожденного; считалось, что длина «локтя» повитухи соответствует нормальному росту ребенка.
В тех случаях, когда хотели, чтобы следующим родился сын, особенно если первенцем была девочка, повитуха тут же, на месте родов, заворачивала ребенка в старую отцовскую рубаху. Если же хотели дочь, заворачивали новорожденного в материнскую рубаху. Заворачиванию младенца в отцовскую рубаху нередко придавался и другой магический смысл: «Чтобы отец ребенка любил», или «чтобы ребенок спокойным был как отец».
Управившись с ребенком, бабка хлопочет около родильницы: парит ее в бане или в печи, правит живот и сдавливает груди, чтобы удалить первое плохое молоко. Вскоре после родов происходила правка роженицы. Править роженицу — прежде всего означало «ставить на место» живот, матку, пуп, которые во время родов опустились вниз (стремление вниз — к земле, к порождающему центру, а также к миру мертвых). По народным представлениям, любое смещение органов вызывало болезни: повитухи «трут живот родильницы руками по направлению кверху, берут пупок в зубы и тянут вверх, а иногда накидывают на живот горшок...». Послеродовая баня совершается для того, чтобы «пропарить, промять роженицу», чтобы из ее тела вышла «дурная кровь». Воде, которой умывали роженицу, приписывалась магическая сила: она якобы способствовала чадородию, и эту воду старались сохранить, чтобы затем ею могли помыться девушки.
Поскольку роженица считалась нечистой, кормление ребенка разрешалось либо после крещения, либо после совершения обряда «размывания рук».
Значение первой бани, проводимой после родов, а также обряда размывания рук заключается в том, что с роженицы смывается «чужесть», связь со сферой иного. Во время проведения обряда размывания рук происходило очищение всех участников обряда — роженицы, новорожденного, а также повитухи.
Начинать кормить ребенка следовало с левой груди, иначе он вырастал левшой, что считалось признаком связи с нечистой силой.
Роженица и новорожденный до совершения специальных обрядов считались «нечистыми», открытыми миру духов, незащищенными так же, как и в других культурах. Новорожденного ни на минуту нельзя было оставить до сорока дней. Поэтому первые дни и ночи повитуха проводила вместе с роженицей и младенцем: ухаживала за ними, ежедневно топила баню, мыла и парила их веником, пеленала ребенка и т. д. Условия проживания в бане были далеко не идеальными, особенно в зимнюю пору: топились бани по-черному, во время топки приходилось приоткрывать дверь. Старые женщины вспоминают поныне, как роженица с ребенком лежала «в студеной бане да в дыму!». Однако обычай требовал, чтобы после родов мать и дитя прожили в бане несколько дней. Источники указывают чаще всего три дня, но известны и более длительные сроки — до недели
Статус роженицы проявлялся главным образом в запретах, основой которых служило представление, будто женщина в течение всего шестинедельного послеродового периода остается чрезвычайно восприимчивой к порче и другим вредоносным воздействиям со стороны недоброжелателей и злых сил и в то же время может сама причинить вред окружающим. Она не могла ходить на кладбище, в церковь, в гости. Роженица «Шесть недель считается полумертвой нечистой, ей нельзя браться за икону, зажигать лампаду перед иконой, ходить в церковь, покамест не возьмет молитву», «Если у родильницы есть мать, то она из бани отправляется к матери и живет у нее до 6 недель», Роженице запрещалось спать с мужем, питаться вместе со всеми за столом, есть мясо, доить корову, месить тесто и т.д.
На новорожденного распространялся запрет показывать посторонним в течении 6 недель. Только после первого очищения баней его мог увидеть отец, после второго-третьего — братья, сестры и другие члены семьи.
Считалось, что новорожденному грозят всевозможные опасности: злые духи могут подменить ребенка, навести какую-нибудь болезнь, его могут также сглазить люди. Особенно опасались последнего, ибо верили, что «если на родильном ложе сглазят, то исцелителя уже не найти».
Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 660 | Нарушение авторских прав
1 | 2 |
|