АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Сходство родов и смерти
Перед родами женщина прощалась с «белым светом» и с близкими, говоря: «Смерть моя пришла». Выражение «Бог простил» употреблялось как по отношению к роженице в значении «разрешил от бремени», так и по отношению к умершему — «разрешил земные узы». У русских Сибири роженица считалась «полупокойницей», русская пословица гласит: «После родов женщина десять дней в гробу стоит». У Украинцев есть поверие: «Перед родами женщине приснится, что она лежит в гробу». Женщина во время родов испытывает состояние временной смерти.
Повитуха при родах расплетает косы у роженицы снимает верхнюю одежду, развязывает узелки – чтобы развязались роды. Распад – разрушение тела роженицы, снятие последних знаков ее принадлежности к сфере культуры» - верхней одежды, обуви, украшений, пояса и даже креста – является внешним выражением «смертного» состояния».
Л. Н. Толстой обратил внимание на сходство родов и смерти. «На ее лице была та самая перемена от земного к неземному, которая бывает на лице покойников, но там прощание, здесь — встреча» («Анна Каренина»).
Исследования, проводившиеся в Институте мозга человека РАН, показали, что некоторые женщины во время родов испытывают необычные состояния, близкие к «выходу из собственного тела». Прежде всего, к подобным состояниям относится «феномен наблюдения за собой со стороны». Некоторые женщины во время родов видят себя со стороны, им кажется, что рожают не они, а кто-то другой, а они наблюдают за происходящим: «Для понимания феномена представляется важным, что у женщин при этом исчезает чувство боли и ощущение обычного течения времени... В момент „наблюдения за собой" переживания пациенток, обычно свойственные родам, исчезают, а на их месте разворачивается спокойное, никак не тревожащее женщину благожелательное любопытство к процессу родов и к собственному телу. Обычно это состояние продолжается несколько минут. Некоторые женщины во время родов видят необычный свет, ощущают нечто, сходное с полетом в открытом космосе, видят умерших родственников. Иногда подобные ощущения роженицы испытывают и после родов. У некоторых пациенток во время родов появляется ощущение мгновенного прохождения всей жизни перед мысленным взором, причем очень четко, реалистично. Этот феномен известен из описаний психологов, регистрирующих так называемые «околосмертные состояния».
Временное пребывание роженицы вне мира людей, свидетельствующее о ее связи с потусторонним миром, легло в основу представлений о ее нечистоте: в течение сорока дней после родов женщина не должна ухаживать за скотиной, доить коров, дотрагиваться до хлеба и т.д.
При этическом осмыслении роды выступают как момент истины, когда на поверхность выходят, становятся явными все прошлые грехи женщины, но и одновременно пишется будущее новорожденного. Об этом говорят народные представления о причинах тяжелых родов: «Если ничего не помогает при трудных родах, повитуха спрашивает, не согрешила ли под праздник», «Если родиха не выносит присутствия мужа, значит не верна», «Если с кем-нибудь в ссоре, будут тяжелые роды». И с другой стороны: «Чем сложнее, богаче событиями жизнь ожидает человека, тем больше времени требуется, чтобы написать ему судьбу, тем дольше мучается мать». Приведенные примеры интересны тем, что обнаруживают концентрацию, сжатие времени в момент родов, когда прошлое роженицы встречается с будущим младенца».
Речь идет о родах как Божьем прощении роженицы. Здесь всегда звучит пронзительная искупительная нота, отсылающая к теме обязательности и неизбежности самопожертвования ради новой жизни и, как следствие, выдвигающаяся на передний план нравственный аспект: «Хорошо женщинам, умирающим родами: они непременно попадают в рай».
Все сказанное свидетельствует, что роды из акта биологического превращаются в акт самопожертвования, т.е. в такую смерть – символическую которая несет в себе залог воздаяния. Это воздаяние выражается в перерождении – духовном и физическом – женщины, роды означают рождение ребенка и роженицы».
Литература
1. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. - СПб,: «Петербургское Востоковедение», 2001. – 416 с.
2. Коваленко-Маджуга Н.П. Перинатальная психология. СПб, 2001. - 214 с. С. 112 – 137.
3. Мазалова Н.Е. Состав человеческий: Человек в традиционных соматических представлениях русских. – СПб,: «Петербургское Востоковедение», 2001. - 192 с. - С.94 – 107.
4. Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры / Сост.Е.А.Белоусова; Отв. ред. С.Ю.Неклюдов. (Серия «Традиция-текст-фольклор») М.: Российск. Гос. Гуманит. Ун-т., 2001. – 319 с.
5. Сурхаско Ю.Ю. Семейный обряды и верования Карел. – Л.: «Наука». – 1985. – 172 с.
6. Вардиман Е.Е. Женщина в древнем мире. Пер. с нем. М.С.Харитонова. Послесл. А.А.Вгасина. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. – 335 с.
Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 416 | Нарушение авторских прав
1 | 2 |
|