АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Френк Фаррелли, Джеффри Брандсма. «Технологический» уровень интерпретации (без пострисуночного опроса).*

Прочитайте:
  1. Томас Б. Фитцпатрик, Джеффри Д. Бернард (Thomas В. Fitzpatrick, Jeffrey D. Bernhard)
  2. Томас Б. Фитцпатрик, Джеффри Р. Бернард (Thomas В. Fitzpatrick, Jeffrey R. Bernhard)
  3. Френк Фаррелли, Джеффри Брандсма

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА

«Технологический» уровень интерпретации (без пострисуночного опроса).*

Это уровень «прочтения» изобразительного продук­та по формальным признакам. Множество деталей на ри­сунке — важный диагностический индикатор. Обраща­ется внимание на сильную штриховку, изображение гнезд, птиц, насекомых, дупла, сломанных веток, особен­ности прорисовки листвы и другие признаки. Показа­тельны крупные ветви и плоды. Добавим к этому раз­двоение стволов деревьев. Данный признак обычно интерпретируется как потеря родственной связи со зна­чимым близким (братом, сестрой, родителем). Особен­но часто встречается в рисунках близнецов.

Пень, ствол с обрубленным верхом, сломанное дере­во — символы, которые расцениваются как переживания сильного потрясения, надлома личности, связанного с потерей ориентиров душевного развития и могут даже иллюстрировать острое переживание бессмысленности существования (Е. С. Романова «Графические методы в практической психологии»). Вместе с тем в реальности не все так однозначно.

Например, следующий случай из практики. Девушка, рисуя дерево, изобразила его срубленным, в виде мостика через ручей. Чуть позже из ее рассказа выяснилось, что именно так выглядело место свиданий с любимым челове­ком. В процессе творческой работы, по собственному заме­чанию, она испытывала самые добрые, светлые, радостные и немного ностальгические чувства. К тому же, некоторые признаки имеют двойственное толкование. В частности, наличие двух деревьев и их расположение на странице.

На рисунке 54 изображения деревьев занимают ле­вую и центральную позиции. Это трактуется как сомне-

Л. Лебедева, О. Лебедева. Жила-была рябина // Школь­ный психолог. 2001. №32; №33.

ние в поведении или как богатство воображения в соот­ветствии с качеством линий и оригинальностью форм.

По версии Рене Стора, наличие двух деревьев вместо одного понимается как «свобода от инструкции» или рас­ценивается в контексте «он и другие». Дополнительные объекты свидетельствуют о воображении, эмоционально­сти. Несколько линий у основания — признак потребнос­ти в идеале, навязывании своих правил. Ствол, отделен­ный от почвы чертой, — признак, который сообщает о чувстве собственной изолированности и несчастное™.

По К. Коху, ветви вверх — энтузиазм, порыв, стрем­ление к власти. Разделительная линия в листве — инди­катор пассивности, мягкости, податливости. Как видим, сложность не только в многозначности некоторых при­знаков, но и в одновременном присутствии этих призна­ков на одном рисунке. К тому же нередко различаются и сами смыслы отдельных символов.

Итак, судя по вышеперечисленным признакам-индика­торам, Александр отличается педантичностью и аккуратно­стью, хотя, по всей видимости, имеет нерешенные пробле­мы, возможно, даже еще не осознанные им самим. Он переживает надлом личности, связанный с потерей ориен­тиров душевного развития. Отношения с кем-то из близких для него очень важны. Мальчик чувствует себя изолирован­ным и несчастным, имеет сомнения в поведении и испыты­вает фрустрированную нежность. Заметна потребность в идеале, навязывание своих правил и желание пользоваться своим обаянием для победы. В то же время, у него хорошее различение деталей и тенденция к их повторению.

Выявлена значимость ощущений и впечатлений. Ребе­нок живет в мечтах и фантазирует для самоутешения. Раз­виты воображение и эмоциональность. Таким получился образ маленького человека на основании «технологичес­кого» уровня интерпретации его рисунка, выполненный эк­спериментатором, который не знаком с испытуемым.

Учительница характеризует Сашу как открытого, без про­тиворечий, без особых проблем ребенка, который легко за­водит друзей. Мальчик — аккуратный, исполнительный. Имеет дефект речи. Со своей сестрой часто конфликтует.

Как видно, приведенные характеристики заметно от­личаются друг от друга. Прояснить ситуацию удалось в процессе арт-терапевтической работы.

Свой рисунок, выполненный на арт-терапевтическом занятии «Рисуем деревья», Саша назвал «Старая ряби­на». История была такая.

«Жила-была рябина. Она очень любила людей. Но боя­лась, что срубят, и еще сильных дождей. Потому что ряби­на может упасть на дом и умереть. Она этого не хотела. Старая рябина мечтала о том, чтобы пожить подольше.

У нее нет ни врагов, ни друзей. Если это дерево было человеком, то это был бы я.

Дереву снится, что его перевозят па другое место. Ему бы хотелось жить возле реки».

На вопрос: «Какой бы подарок обрадовал дерево?» Саша ответил: «Надо не ломать ему ветки!»

(См. рис. 54).

Рис. 54

Таким образом, технологический уровень интерпре­тации данных без пострисуночного опроса и какой-либо другой информации о личности ребенка — занятие не слишком благодарное, поскольку полученный в ре­зультате «портрет» вполне может оказаться более похо­жим на экспериментатора, нежели отражать индивиду­альные особенности испытуемого.

Представим арт-терапевтический подход к интерпре­тации детского рисунка по Г. М. Ферсу [58].

Рассматривая спонтанные рисунки как средство вы­ражения содержания бессознательного, Г. Ферс предла­гает опираться в интерпретации на следующие элементы:

• Какое чувство передает рисунок?

• Что выглядит странным?

• Барьеры.

• Чего не хватает?

• Что находится в центре?

• Размер.

• Искажение формы.

• Повторяющиеся объекты.

• Перспектива.

• Растушевка.

• У края листа.

• Сравните с окружающим миром.

• Несоответствие времени года.

• Инкапсуляция.

• Продолжение руки.

• Оборотная сторона рисунка.

• Подчеркивание.

• Исправления стирающей резинкой.

• Подписи на рисунках.

• Линия вдоль верхней части листа.

• Прозрачность.

• Движение. Траектория.

• Абстракция.

• Заполненность — пустота.

• Деревья и возраст.

• Изображение человека на работе, включенное в рисунок семьи.

• Наложение рисунков.

• Смысл цветов.

• Нетрадиционное применение цвета.

В процессе анализа постарайтесь как бы стать час­тью рисунка.

Примеры

Для анализа выбраны работы младших школьников, выполненные на одном из арт-терапевтических занятий. (Рисунки предоставлены учителем И. Ветошинской.)

Рис. 55. «Червь» (Автор Александр Г., 10 лет).

«Шел как-то по земле червь и увидел, что перед ним большой, сочный дуб. Залез он на дерево и начал его есть.

А потом прилетел дятел и съел червя. Недаром гово­рится, что дятел — врач леса. Моему дереву хоте­лось бы расти на опушке. Оно боится червей и грозы. Мечтает о дожде. Ему снится дождь и солнце, а любят его за чистый воз­дух».

На вопрос: «Кем было бы это дерево, если бы оно было человеком?» Саша ответил: «Оно было бы мальчиком».

(У Саши нет отца. Он Рис. 55 ^ ч

один ребенок у мамы.)

Рис. 56. «Чудное дере­во» (Автор — Юля К., 10 лет).

«Мое дерево очень кра­сивое. Оно любит жить вме­сте с другими деревьями. У него много друзей, а врагов нет вовсе. Дерево ничего не боится. У моего дерева ве­селое настроение, потому что оно счастливо. Оно бы обрадовалось, если в нем сделало гнездо белка, а снится ему, что его все лю­бят и уважают».

(Мама Юли химически зависимая, отец из семьи ушел.)

Рис. 56

Рис. 57. «Береза хорошая и красивая» (Автор Денис Я., 10 лет).

«Жила-была бере­за среди других дере­вьев. Были ли у нее враги — это в зависи­мости от ее отноше­ния к ним. Если она отнесется к ним кор­ректно, они подобре­ют. Она счастлива. Ее обрадовало бы море воды, а любят ее за ее красоту».

Часто на заданные вопросы Денис отве-

Рис. 58

Рис. 57

чал: «Это провока­ционный вопрос» или «Я затрудня­юсь ответить».

(Денис — един­ственный ребенок в семье.)

Рис. 58. «Чудная береза» (Автор Яна Б., 11 лет).

«Мое дерево красивое и строй­ное. Растет на поля­не среди других де­ревьев. У него много друзей и со­всем нет врагов. Оно боится только молнии. Береза мечтает, чтобы все время было солнце. У моего дерева очень хорошее настроение, оно счастливо. Если бы оно было человеком, это была бы я. Дереву снит­ся, что оно попало в сказку. Его бы обрадовало очень-очень-очень много друзей. Мою березу можно спасти, если ее напоить. Это дерево любят за то, что оно имеет такую красоту».

Рис. 59. «Две березы» (Автор Анатолий В., 11 лет).

«Жило два дерева. Они были очень дружными и ни­когда не расставались. Кроме них были две реки, и все они дружили между собой. Моим деревьям хотелось бы жить среди других деревьев. У них есть друзья и враги. Боятся вырубки. Они мечтают, чтобы было все, как есть. У деревьев нормальное настроение. Им снятся сны. Их все радует, только их надо поливать и вспахивать землю вокруг».

(В семье два брата, разные по темпераменту и поведе­нию. Мама нередко старшего брата ставит в пример млад­шему.)

Рис. 59

Рис. 60. «Дуб с лицом» (Автор Ро­берт К., 10 лет).

«Жил-был дуб. Он стоял долго, и никто его не срубил. Он любил живот­ных, но больше все­го любил птиц. Од­нажды он попросил повесить на него кормушку. Жил этот дуб среди деревьев. Он ничего не боял­ся, т. к. ему ничего не грозило. Это де­рево просто мечтает, чтобы все дружили. Если бы оно было

Рио

человеком, то это был бы я. Это веселый дуб. Ему ничего не снится, потому что он не спит».

(Полная семья. У Роберта есть брат.)

По совету Г. Ферса, прежде всего желательно опреде­лить «притяжение» отдельных опорных элементов, что в каждом конкретном случае и станет началом интерпре­тации.

Что выглядит странным?

При интерпретации рисунков полезным правилом бу­дет попытка выяснить, почему некоторые объекты нари­сованы необычно и выглядят странно. Например, парус­ник, летящий в небе, дом без окон и дверей, шестиногий человек с двумя головами, яблоки и цветы на сосне, лицо без глаз. Представление объекта в таком необычном виде часто указывает на наличие специфической проблемной области, о существовании которой человек может знать или не знать, но в любом случае требующей раскрытия.

Так, на рисунке 56 привлекает внимание необычная форма кроны, левая сторона которой нарисована ровно, а правая — в виде кривой линии. Кроме того, правая часть несколько раз обведена, отчего выглядит толще противо­положной. Вызывает удивление туча, нарисованная от края до края листа, что, по-видимому, свидетельствует о непри­ятных переживаниях в связи с семейной ситуацией.

На рисунке 58 кажется неестественным изгиб ствола березы. Вероятно, он не случаен. Береза склонилась под солнцем, которое изображено с лицом. Этот символ мо­жет расцениваться как сильный авторитет значимого взрослого человека, оказывающего влияние и/или дав­ление. Возможно, ребенок его боится. И, конечно, нельзя не заметить молнии, изображение которой также выгля­дит странным и ассоциируется с агрессией. Сама Яна, комментируя рисунок, подчеркнула, что ее дерево боит­ся молнии. Судя по всему, девочка не в силах дальше со­противляться авторитарному воздействию родителей (или одного из них).

Далее обратим внимание на заштрихованные части у основания дерева и на самой верхушке, которые тоже выглядят необычно.

Довольно странно на рисунке 59 изображена вторая река, впадающая в главную. Она больше похожа на во­дяной смерч или водопад. И если хорошо приглядеться, то можно заметить, что на одной линии по вертикали нарисованы: одинокая птица на облаке, которая отдели­лась от стаи, маленькая речка (что стало понятно только из рассказа ребенка), а также гриб, который в отличие от других обведен черным цветом. Рисунок оставляет особенное впечатление, даже оттенки недоброго пред­чувствия. Хотя по рассказу мальчика «настроение у де­ревьев нормальное, они счастливы». Возможно, верба­лизован когнитивный образ. Или ребенок предчувствует какие-то неприятные события, но пока не осознает их.

На рисунке 60 странным выглядит почти все. И кро­на, и ветви, особенно та, на которой висит кормушка, и устрашающий полет птицы, и лицо на стволе. Вообщето, этот символ довольно часто встречается в детских рисунках, но в данном случае автор акцентировал осо­бое внимание на овале, который прорисован с сильным нажимом на карандаш.

Чего не хватает?

Г. Ферс советует изучить рисунок с точки зрения недо­стающих или пропущенных объектов. Недостающие эле­менты могут иметь особое значение для рисовальщика. Они с большой долей вероятности обозначают или символизи­руют то, чего недостает этому человеку в жизни.

У дерева на рисунке 56 отсутствуют листья, нет по­чвы. Создается впечатление нереальности существова­ния, будто бы автора рисунка лишили основания, точки равновесия.

Обратимся к рисункам 54, 56 и 59, на которых видно, что крона деревьев заштрихована неравномерно. При­чем, практически пустой остается правая сторона, а в заштрихованной части нажим карандаша сильнее и как бы агрессивнее.

Вообще, штриховка в интерпретации изображений играет не последнюю роль. Например, на рисунке 55 штриховка кроны намного заметнее и ярче в том месте, где заканчивается путь червя. Таким образом автор как бы создает преграду для дальнейшего продвижения вверх. Пройденный путь изображен линией желтого цве­та от земли до почти верхушки. Высота дерева, которую преодолел червяк, является диагностическим признаком и, вероятно, совпадает с временным отрезком жизни ав­тора рисунка до какого-то значимого события.

Известно, что условная вертикальная линия от осно­вания дерева до верхней границы кроны — это так назы­ваемая «линия жизни». Поэтому все примечательные особенности дерева, такие как обрезанные сучья, дупла, повреждения следует соотнести с возрастом человека. Вопросы о промежутках времени, соответствующих этим отметинам на дереве, помогают получить значимую ин­формацию о субъекте из области его бессознательного.

Исходя из сказанного, логично предположить, что произошло нечто важное, когда Саше было примерно семь лет. Видимо, это как-то повлияло на его жизнь, ос­тавив в памяти заметный след. Хотя история червя, по словам мальчика, все-таки завершилась: «Прилетел дя­тел и съел его».

Что находится в центре?

Образ, расположенный в центре, часто указывает на суть проблемы или на что-то особенно значимое для это­го человека.

Центральное положение на рисунке 60 занимает об­раз с лицом как символ персонифицированного дерева. Ощущение сходства с человеком создают ветки-руки, силуэт и другие признаки. Возможно, это «защитная» ме­тафора патологического страха маленького художника.

Размер

Большое значение имеют размеры и пропорции изоб­раженных объектов, людей. Непропорциональные объек­ты заставляют искать ответ на вопрос, что именно призва­ны усилить преувеличенно большие фигуры или, напротив, принизить, если их изображение чрезмерно уменьшено.

Хорошим примером может служить рисунок 55. Кро­на дерева на этом рисунке начинается от самых корней. Одна из левых веток слишком длинная и широкая, что явно выделяет ее на фоне других ветвей. Создается вде-чатление, будто у нее есть продолжение за пределами листа, она как бы не уместилась во всю длину.

Грибы огромного размера на рисунке 57, судя по все­му, также не случайны, как и туча во всю ширину листа на рисунке 56.

Искажение формы

Какая-либо часть фигуры или объекта бывает изоб­ражена с искажением пропорций. Это может символи­зировать проблемную область, которой необходимо уде­лить специальное внимание.

Не совсем ярким, но все-таки примером могут слу­жить ветки дерева на рисунке 60, крона на рисунке 56 и наклон березы на рисунке 58.

Повторяющиеся объекты

Если изображенные объекты часто повторяются, сле­дует сосчитать повторы. Число объектов во многих слу­чаях относится к единицам отсчета времени или собы­тиям, имеющим значение в прошлом, настоящем или будущем.

Так, на рисунке 58 хорошо заметны 2 облака, 11 кус­тиков, 28 черных пятен на стволе березы и 28 цветков (14 справа и 14 слева относительно условной централь­ной линии). Интересно, что художнице 11 лет, а два взрослых члена семьи постоянно ссорятся.

Рисунок 59 содержит изображения 18 птиц, одна из ко­торых совсем отделена от стаи; 6 грибов, один из которых обведен другим цветом; по 12 черточек на каждой березе.

Согласно исследованию Сьюзан Бах (1969), в рисун­ках тяжелобольных пациентов может открыться, что людям известны на бессознательном уровне, некоторые главные вехи их жизни. В качестве примера, она анали­зирует работы, на которых число объектов соответство­вало отсчету времени до момента трагического события. Эти данные подтверждены также и Г. Ферсом.

Линия вдоль верхней части листа

Горизонтальная линия в верхней части листа, изоб­ражающая небо, либо просто нарисованная линия может обозначать нечто, психологически довлеющее над «ху­дожником», из-за чего человек скорее всего испытывает страх. Страх рождается от необходимости искать спосо­бы, чтобы справиться с проблемой, или от сомнений в возможности взять ситуацию под контроль.

Подписи на рисунках

Написанные на рисунке слойа требуют особого вни­мания. Иногда человек переживает из-за того, что не смог достаточно хорошо выразить суть или передать идею рисунка, поэтому слова призваны внести ясность и уменьшить возможность неправильной интерпретации. При этом возникает вопрос: что же было не так истолко­вано раньше и/или неправильно понимается сейчас в жизни человека? Быть может, это также сомнения рисо­вальщика в невербальном способе общения.

Кроме названия рисунка «Береза хорошая, красивая», Денис написал фразу: «У каждого растения есть семья» (рис. 57). Похоже, у него есть неразрешенные проблемы (возможно, еще неосознанные им), которые вызывают мучительные переживания.

Движение. Траектория

Интересно проследить траекторию находящихся в движении объектов, оружия и людей, отметить направ­ление движения и определить, какие последствия это движение вызовет.

К примеру, птица, несущаяся вниз стрелой (рис. 60), вряд ли оставит зрителя равнодушным.

Бывает, что некоторые фигуры или объекты изобра­жают так, что они располагаются вдоль края листа и как будто имеют продолжение за его пределами (рис. 54). Край листа можно расценивать как своего рода границу. Считается, что такое расположение объекта может быть интерпретировано, как потребность не отдаваться цели­ком, а быть вовлеченным лишь частично, присутствовать и в то же время находиться в стороне. Дети таким обра­зом зачастую изображают здание школы.

Таким образом, с одной стороны, интерпретация ри­сунков, об авторах которых экспериментатор не имеет никакой дополнительной информации, затруднительна и может содержать искаженные, далекие от реальности выводы. С другой стороны, если субъект хорошо извес­тен экспериментатору, возникает проблема «подстанов­ки» данных. Например, зная о душевных переживаниях человека, интерпретатор рисунка стремится увидеть в нем соответствующие формальные признаки. Следовательно, в ряду сказанного немаловажно отметить ком­петентность и корректность исследователя в работе с изобразительной продукцией своих подопечных. Поэто­му, отмечая несомненную значимость проективного ри­сования в диагностике индивидуальных и психологичес­ких особенностей конкретного человека, его актуального состояния и жизненных ресурсов, стоит еще раз подчер­кнуть важность понимания границ метода и принятия соответствующих ограничений.

Френк Фаррелли, Джеффри Брандсма

 


Дата добавления: 2014-12-11 | Просмотры: 480 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.01 сек.)