АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

B-лимфоциты

 

У человека интактные B-лимфоциты крови и лимфоидных органов имеют морфологию малых лимфоцитов. Основной функцией B-лимфоцитов является выработка антител. В-лимфоциты, в зависимости от экспрессии на своей поверхности отдельных классов иммуноглобулинов, делятся на следующие субпопуляции:

1) B-лимфоциты IgM+, IgD+;

2) В-лимфоциты IgM+, IgA+, IgD+;

3) B-лимфоциты IgM+, IgG +, IgD+.

Специфическим маркером В-лимфоцитов являются поверхностные Ig-молекулы и CD19, CD20. Для них характерно наличие рецепторов к СЗ компоненту комплемента и Fc- фрагменту антител.

B-лимфоциты продуцируют интерлейкин-12, который активирует НК-клетки и TН0-клетки.

Общий пул B-клеток, кроме типичных B-лимфоцитов, представлен B1-лимфоцитами. B1-лимфоциты широко представлены в перитонеальной и плевральной полостях, содержатся в небольшом количестве в селезенке. При этом эти клетки отсутствуют в костном мозге, лимфатических узлах, пейеровых бляшках. B1-клетки относятся к реликтовой популяции лимфоцитов и являются потомками лимфоцитов, заселивших lamina propria кишечника в эмбриональном периоде.

Их развитие происходит относительно независимо от центральных органов иммунитета. В1-лимфоциты являются важнейшим источником IgA-плазматических клеток в иммунной системе слизистых покровов.

 

Натуральные регуляторные клетки
Из всех субпопуляций регуляторных клеток наиболее хорошо изучена CD4+CD25+(high). Эти Т-клетки способствуют уничтожению опухолевых клеток, клеток трансплантата и регулируют аутоиммунные реакции. CD4+CD25+(high) — субпопуляция Т-клеток, выделенных из тимуса, которая присутствует в организме человека уже к моменту рождения и составляет до 5% лимфоцитов мозгового вещества тимуса [12, 25], около 5% от Т-клеток периферической крови и 10% от общего количества CD4+-Т-клеток [29]. Регуляторная функция аутоиммунитета со стороны этих клеток проявляется уже в раннем возрасте. Так, на моделях мышей было показано, что отсутствие данной субпопуляции лимфоцитов достаточно для индукции аутоиммунных процессов в период новорожденности, т.е. еще до того, как организм подвергается экспозиции чужеродных антигенов [30]. Аутоиммунные расстройства, аналогичные аутоиммунным заболеваниям человека, могут быть получены в эксперименте путем снижения количества или нарушения функции CD4+CD25+(high)-клеток, включая тимэктомию в неонатальном периоде, когда множество новых антигенов проходят через тимус [12], а тимические CD4+CD25+(high)-лимфоциты еще не поступили в системную циркуляцию. Подобного эффекта можно добиться путем назначения циклоспорина, ингибирующего IL-2 — цитокин, необходимый для реализации супрессорного эффекта данной субпопуляции клеток, а также деструкцией CD4+CD25+(high)-лимфо­цитов лимфотропными вирусами [30].

На экспериментальных моделях показано, что специфическая стимуляция CD4+CD25+(high)-Т-кле­ток может восстанавливать баланс между компонентами иммунной системы и обеспечивать выздоровление от аутоиммунного заболевания или толерантность к трансплантату. Так, длительная ремиссия была получена на многих моделях аутоиммунных заболеваний у мышей при стимуляции супрессорных клонов на периферии [35]. Вероятно, данная субпопуляция Т-лимфо­цитов способна оказывать супрессорное влияние на различные типы иммунокомпетентных клеток, обеспечивающих как врожденный, так и приобретенный иммунитет [13, 27].

Гетерогенность ТСR CD4+CD25+(high)-лимфоцитов различна, как и репертуар общей Т-клеточной субпопуляции [4]. Tnr находятся в состоянии анергии in vitro в присутствии активатора Т-клеток — анти-CD3-антител [6]. Эта анергия может быть отменена добавлением таких мощных стимуляторов, как цитокины IL-2 и IL-15 [29, 32]. И, напротив, CD4+CD25+(high)-клетки подвергаются клональной экспансии под влиянием антигенной стимуляции in vivo, в то же время сохраняя свои супрессорные качества [15].

Наиболее широко используемый для идентификации Tnr маркер — CD25, экспрессированный на данных клетках с высокой плотностью, и эта плотность возрастает еще более в ответ на повторную экспозицию антигена [30]. Однако все активированные Т-клет­ки могут транзиторно экспрессировать низкие уровни CD25, а это около 40% циркулирующих лимфоцитов [3, 38].

Другие маркеры, находящиеся на поверхности CD4+CD25+(high)-Т-лимфоцитов, — glucocorticoid-induced tumournecrosis factor receptor (GITR), CTLA-4 (CD152), galectin-1, CD38, CD62L, OX-40L, CD103, TNF-R2, TGF-βR1, CD5, l-selectin, CD45RO, CD45RC [26, 28, 30]. Вявлены новые маркеры данной субпопуляции: forkhead transcription factor (FoxP3) и lymphocyte activation gene 3 (LAG-3). Однако экспрессия FoxP3 была также зарегистрирована и на лимфоцитах, дифференцирующихся экстратимически [13, 20, 24, 40].

Tnr продуцируются и созревают в тимусе. Для созревания этих лимфоцитов необходима высокоавидная связь между ТСR и экспрессируемым стромой тимуса НLA-II в комплексе с собственными пептидами [13]. Исследования на knock out мышах показали, что для развития и выживания CD4+CD25+(high)-Т-клеток необходимы контакт через ТСR со своим специфичным антигеном [30], связывание CD28, CD40 и присутствие в микроокружении IL-2 [22]. Еще одна важная для развития и функционирования CD4+CD25+(high)-клеток молекула — FoxP3. Разрушение эквивалента этой молекулы у мышей приводило к развитию аутоиммунных заболеваний и бесконтрольной лимфоидной пролиферации, аналогично наблюдающейся вследствие утраты Tnr [13]. Установлено, что FoxP3 оказывает негативный эффект на активацию Т-клеток, вероятно, вследствие угнетения действия цитокинов, в частности, IL-2 [15, 34].

Получены данные о том, что Т-клетки, активированные ретровирусами, экспрессировали FoxP3 и демонстрировали супрессорную функцию и маркеры, аналогичные CD4+CD25+(high)-Т-лимфоцитам [31].

Супрессорный эффект CD4+CD25+(high)-Т-клеток развивается после предварительного контакта их TCR с соответствующим антигеном, который, как правило, является аутоантигеном [8, 16]. Будучи однажды активированными, Tnr не зависят ни от природы антигена, ни от клетки, на которую они оказывают воздействие. Гистосовместимость между CD4+CD25+(high)-Т-лимфо­цитом и клеткой-мишенью также не является абсолютно обязательной для оказания на нее супрессорного влияния. Для активации супрессорной функции данной субпопуляции небходимы распознавание антигена, а также наличие в микроокружении IL-2 [22, 37].

Супрессорный эффект данной клеточной субпопуляцией реализуется непосредственно через контакт между клетками без участия цитокинов, поскольку супернатант, полученный от активированных CD4+CD25+(high)-Т-лимфоцитов, не оказывал значимого супрессорного влияния [13]. Супрессорный эффект Tnr не ограничивается Т-клетками, специфичными к аутоантигенам. Влияние распространяется на все соседние лимфоциты, взаимодействующие с АРС, с которыми активированные CD4+CD25+(high)-клетки вступили в контакт [30, 33]. Так, лимфоциты, распознавшие чужеродные антигены (патогены, аллергены, антигены пищи), подвергаются супрессии [34], что является положительным моментом для пациентов с аллергическими заболеваниями и для реципиентов трансплантатов. Одновременно с этим возрастает риск развития инфекционных заболеваний, поскольку супрессорный эффект распространяется как на CD4+-, так и на CD8+-лимфоциты, что приводит к снижению продукции ими IFN-γ [31]. Мишенями для супрессорной активности CD4+CD25+(high) могут быть и дендритные клетки (DC), и моноциты [7, 26].

Регуляторная функция CD4+CD25+(high)-Т-клеток осуществляется посредством оказания цитотоксиче-
ского эффекта на клетку-мишень при помощи перфорина, гранзима А и CD18 без участия Fas. Мишеня-
ми цитотоксичности могут быть рядом расположенные CD4+-, CD8+-Т-клет­ки, моноциты, DC, антигенпрезентирующие В-клетки [11, 14].

Еще один механизм супрессии периферических
Т-клеток, используемый Tnr, — связывание молекул В7 на клетках-мишенях, через которые идет негативный сигнал. Клетки-мишени с низким уровнем экспрессии В7 устойчивы к супрессорным влияниям CD4+CD25+(high)-лимфоцитов [13, 23].

Некоторые авторы придерживаются мнения, что CD4+CD25+(high)-Т-лимфоциты могут оказывать супрессорный эффект через продукцию TGF-β и экспрессию его на мембране клетки. Однако помимо этого для оказания влияния на клетки-мишени Tnr требуется контакт с АРС [9]. Tnr подавляют экспрессию костимулирующих молекул на АРС, что блокирует их функциональную активность [5, 13].

В настоящее время не получено доказательств, что дефекты селекции клонов CD4+CD25+(high)-лимфоцитов в тимусе способствуют развитию аутоиммунных заболеваний у человека. Тем не менее некоторые аргументы в пользу роли CD4+CD25+(high)-клеток существуют.
В частности, выявлено, что делеции хромосомы 22 приводят к развитию некоторых врожденных дефектов, включая развитие полиартрита в детстве или раннем юношеском возрасте [10].
^ Индуцибельные регуляторные клетки

Регуляторная активность может быть индуцирована у наивных Т-клеток рядом факторов микроокружения. Так, показано вовлечение в процессы супрессии клеток, активированных в процессе культивирования. Это индуцибельные регуляторные клетки — Тr1 и Тh3. В отличие от выделенных из тимуса CD4+CD25+(high)-T-клеток большинство Tir оказывают супрессорное влияние посредством секреции цитокинов [4, 13].

CD4+-Т-лимфоциты, продуцирующие TGF-β, — уникальная субпопуляция Т-клеток — Тh3 [22]. Созревание Тh3 происходит в присутствии TGF-β, IL-4, IL-10. Необходимым фактором является экспрессия на поверхности клетки CD86 и CTLA-4, а также угнетение активности IL-12 [36]. Клоны Тh3 возникают в основном после поступления в организм чужеродных антигенов per os и находятся в слизистой оболочке кишечника. На развитие данной субпопуляции влияет цитокиновое микроокружение, а именно высокие уровни TGF-β и присутствие DC в состоянии активации, которое отличается от активации, необходимой для дифференцировки Тh1 или Тh2 [26]. Тh3 быстрее, чем эффекторные Т-клетки, взаимодействуют с АРС, с которыми должны вступить в контакт эффекторные лимфоциты, и оказывают на них супрессорное влияние паракринно, выделяя TGF-β [36].

Тh3 экспрессируют на своей поверхности CTLA-4. Связывание данной адгезивной молекулы приводит к секреции TGF-β. Кроме того, Тh3 несут на своей поверхности молекулы FoxP3 и CD25, экспрессия которых усиливается после обработки клеток данной субпопуляции TGF-β. Основной супрессорный механизм Тh3 — это продукция TGF-β, подавляющего пролиферацию Тh1 и Тh2.

Еще одна субпопуляция Tir — Т-регуляторы 1. Продукция IL-10 — отличительная черта данных Т-лимфоцитов. Эти клетки, специфичные к различным антигенам, в том числе к аутоантигенам, могут быть обнаружены преимущественно в слизистой оболочке желудочно-кишечного тракта. Развитие Тr1 определяется активацией лимфоцита через TCR и присутствием в микроокружении значительных концентрации TGF-β и IL-10. Кроме того, необходимыми условиями являются наличие небольших доз антигена и повторный контакт между АPC и CD4+-Т-клеткой [29].

Продуцирующие IL-10 Тr1 могут быть индуцированы in vitro при дифференцировке наивных CD4+-клеток в присутствии IL-10 (при взаимодействии с TNF-α), повторной стимуляцией незрелыми DC, активацией анти-CD3- или анти-CD46-антителами, но наиболее часто CD4+CD25+(high)-лимфоцитами, экспрессирующими α4β7-интегрин [22].

In vitro Тr1, как и Tnr, находятся в состоянии анергии и экспрессируют CD152 [29]. Однако в отличие от CD4+CD25+(high) Т-клеток Тr1 не экспрессируют с высокой плотностью CD25 или FoxP3 и не проявляют супрессорную активность посредством межклеточных взаимодействий [4]. В то же время некоторые исследователи обнаружили, что в присутствии анти-CD3/CD46-антител Тr1 проявляли цитотоксическую активность, индуцируя в клетке-мишени апоптоз путем синтеза гранзима В и перфорина [14].

Цитокиновый профиль Тr1 включает продукцию IL-10, в меньшей степени TGF-β и IFN-γ [22]. IL-10 и, вероятно, TGF-β являются основными факторами реализации супрессорного влияния на пролиферацию и цитокиновую продукцию Тh1, Тh2, CD4+CD25+-Т-кле­ток [26, 29]. Некоторые исследователи показали способность Тr1 угнетать продукцию иммуноглобулинов В-клетками и модулировать антигенпрезентирующую активность моноцитов и DC [29].

Тr1 имеют ограниченный ростовой потенциал (вследствие продукции значительной концентрации IL-10), хотя они могут пролиферировать под влиянием IL-15. Избыток данной субпопуляции лимфоцитов может провоцировать развитие инфекционных заболеваний, таких как туберкулез [29] и болезнь Лайма [31]. Некоторые инфекционные агенты (например, вирус Эпштейна—Барра и цитомегаловирус) используют этот феномен, продуцируя молекулы, аналогичные IL-10 [13].

5.


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 1303 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)