Она может быть следствием врожденного укорочения сухожилий мышц и связокладонно-радиальной стороны, а так же недоразвития отсутствия лучевой кости (рис. 95). Первый вид косорукости может рассматриваться как стойкая врожденная контрактура лучезапястного сустава в положении сгибания и приведения.
Патология может быть односторонней и двухсторонней, нередко сопровождается недоразвитием первого пальца. Это приводит к смещению его в лучевую сторону. Он становится под углом к предплечью и при этом резко страдает хватательная функция кисти.
При недоразвитии лучевой кости, лечение косорукости представляет определенные трудности. Иногда у детей старше 10 лет проводят артродез лучезапястного сустава в правильном положении, внедряя локтевую кость в кисть.
Деформация Маделунга – (хронический подвывих киста) сложная деформация, которая вовлекает в процесс как все компоненты лучезапястного сустава, так и предплечья. Характеризуется постепенным развитием «штыкообразной кисти» из-за смещения кисти по отношению к предплечью в ладонную сторону с одновременным смещением в локтевую или лучевую сторону (рис. 96). Заболевание чаще встречается у девочек подросткового возраста. В основе деформации лежит замедленный или извращенный рост эпифизарного хряща дистального конца лучевой кости врожденного или приобретенного характера при сохранившемся нормальном росте локтевой кости.
Диагностика не представляет трудности. Деформация развивается постепенно. Появляется искривление луча выпуклостью в тыльно-лучевую сторону. Головка локтевой кости выстоит на тыле лучезапястного сустава, луч укорочен, искривлен. Развивается хронический подвывих кисти. Ось кисти не совпадает с осью предплечья.
Исправление деформации возможно не ранее чем в возрасте 14 лет, когда в основном окончен рост. Раннее оперативное лечение не оправдано. Производят резекцию головки локтевой кости с удлинением луча с помощью аппарата внешней фиксации Результаты обнадеживающие, особенно у детей с окончившимся ростом.
Врожденный радиоульнарный синостоз – врожденное сращение костей предплечья (рис. 97), которое приводит к невозможности пронационно-супинационных движений. Патология довольно распространенная и составляет 9,35% от всей ортопедической патологии верхней конечности. Болеют чаще мальчики. Левосторонняя патология чаще носит наследственный характер.
Сращение костей предплечья всегда происходит в проксимальном отделе. Здоровые кости практически никогда не срастаются. Причиной развития патологии считают нарушение эмбриогенеза мезенхимы, происходящей в раннем эмбриональном периоде. Недоразвитие костей предплечья нередко сочетается с недоразвитием дистальной суставной поверхности плеча. Предплечье фиксируется в положения крайней пронации. Головка лучевой кости обычно деформирована - вытянута, смещена в проксимальном направлении, нередко вывихнута. Как правило, отсутствует бугристость лучевой кости, нарушено взаимоотношение плечевой кости и костей предплечья. Капсула и связки сустава утолщены. В некоторых случаях не выявляется кольцевидная связка луча. Пронаторы как бюы гипертрофированы, что обусловлено их рубцовым перерождением. Такие же изменения и в двуглавой мышце. Сосудисто-нервный пучок топографически расположен правильно.
Синостоз чаще развивается на деформированных, недоразвитых костях. Синостоз бывает только проксимальный и на разном протяжении от 1 до 12 см. Сращение костей настолько непосредственное, что при осмотре создается впечатление созданной новой однородной кости. Проксимальные синостозы могут быть в следующих видах: метаэпифизарный, метафизарный и абортивный, в виде синдесмоза.
Диагноз заболевания обычно устанавливается не ранее чем в двух летнем возрасте ребенка. При этом родители обращают внимание, что больная рука фиксирована в положении крайней пронации, супинация не возможна, что значительно затрудняет функцию кисти.
Оперативное лечение приносит успех только в случаях некоторых абортивных форм. Артропластические операции не приводят к желаемому результату.