АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ЗАСЛУЖИТЬ ЛЮБОВЬ БЛИЖНЕГО

Прочитайте:
  1. Автор: Любовь Дубченко
  2. В. Исцеляющая Любовь, мультиоргазмнческая энергия
  3. Возлюби ближнего своего
  4. Вопрос: Разве любовь — не просто распространенная эмоция? О ней говорят постоянно.
  5. Еще о поршеньках и ласках в постели или женщина и половая любовь
  6. КОСМИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ АБСОЛЮТНО БЕЗЖАЛОСТНА
  7. КОСМИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ АБСОЛЮТНО БЕЗЖАЛОСТНА
  8. КОСМИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ АБСОЛЮТНО БЕЗЖАЛОСТНА
  9. КОСМИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ АБСОЛЮТНО БЕЗЖАЛОСТНА

"Возлюби ближнего, как самого себя"

Так написано в Ветхом завете и повторено в Евангелии от Матфея (глава19, стих 19) и в Евангелии от Марка (глава 12, стих 31). С некоторымивариациями та же самая заповедь обнаруживается в большинстве религий ифилософий. Золотое правило "поступай с другими так же, как ты хотел бы,чтобы они поступали с тобой" -- лишь модификация той же самой заповеди. Онаозначает, что нужно повиноваться бесспорному авторитету, который повелеваетлюбить и быть добрым. Заратустра в Персии обучая этому огнепоклонников тритысячи лет назад. Конфуций, Лао-цзе и Будда включили эту заповедь в своиучения, и вновь она появляется в иудаизме и христианстве. Ее выдвигалинезависимо друг от друга многочисленные мыслители во всем мире на протяжениистолетий, значит, корни ее в человеческом разуме очень глубоки. Это исторически самое раннее правило поведения, предназначенное дляподдержания душевного равновесия и мира между людьми. Если бы каждый любилближнего, как самого себя, откуда взялись бы войны, преступления, нападенияили просто напряженность в человеческих взаимоотношениях? В библейскиевремена не было лучшего способа заставить людей быть добрыми друг к другу,чем сформулировать такую заповедь. Но чтобы следовать ей, нужно былонепоколебимо верить в ее происхождение от господа бога, обладателябеспредельной мудрости и власти. Разные религии, внушавшие эту заповедь, отличались друг от друга. Кое вчем их воззрения были прямо противоположными. Но в божественноговседержителя верили сторонники всех групп, хотя каждая группа яростноотрицала существование других богов. К счастью, почитатели какого-либо богаочень мало знали о других религиях, поэтому такого рода противоречия исомнения не тревожили их понапрасну. Пока вера была сильна, едва ли основнуюидею поддержания мира между людьми можно было выразить лучше. Старание"возлюбить ближнего, как самого себя", вероятно, принесло много добра исделало для улучшения жизни больше, чем любой другой принцип поведения. Единственное затруднение в том, что строгое соблюдение этого принципанесовместимо с биологическими законами. Я уже говорил, что, нравится нам этоили не нравится, эгоизм -- существенная черта всего живого, и если мы будемчестны перед собой, то должны согласиться, что ни один из нас не любит всехсвоих собратьев, как самого себя. Когда интересы сталкиваются, я не вправеожидать от других, что они примут мои интересы так же близко к сердцу, каксвои собственные. Я далек от осуждения заповеди "возлюби ближнего, как самого себя", ибоубежден: она долго приносила пользу человечеству и была достойной цельюжизни. Но с библейских времен утекло много воды, получили развитиефилософское мировоззрение и наука, и все большее число людей задает вопрос:а кто придумал эту заповедь и возможно ли следовать ей? Честно говоря, я не могу твердо придерживаться ее. Когда я был моложе,я изо всех сил старался, пока не обнаружил: как ни старайся, но могу ялюбить ближнего, как самого себя... даже если бы это не зависело отхарактера ближнего. В отношении некоторых я очень приблизился к исполнениюэтого завета. Но я покривил бы душой, если бы пытался убедить себя, что,приложив больше усилий, сумел бы следовать этому завету как общему закону.Когда речь идет о гнусном и наглом враге, который стремится уничтожить меняи все, во что я верю, когда я думаю о ленивом пропойце, паразитирующем начужом труде, или о закоренелом уголовнике, растлителе юных, я считаюпротивоестественным любить их, как самого себя, или хотя бы так, как своихродных и друзей. Более того, даже самого дорогого мне ближнего я не могулюбить, как самого себя. Если допустить крайний случай: предстоит решить,чью жизнь сохранить, его или мою, я выберу свою. Есть, конечно, исключенияиз этого правила (родитель может без колебаний умереть, спасая дитя изпылающего дома), но -- согласимся с этим -- исключения редки и не могутслужить основанием считать такого рода поступки эталоном поведения. Зачем же притворство? Самообман ведет лишь к ощущению неполноценности,он порождает угрызения совести из-за того, что мы не на высотепровозглашенных нами принципов. Сказать mea culpa *, пусть даже елейнымголосом смиренного проповедника, и признать себя недостойным, жалкимгрешником -- это не выход из положения. К тому же я отнюдь не считаю себянедостойным и жалким грешником. В пределах моих врожденных возможностей я нежалел сил, чтобы стать уважаемым врачом и ученым. Я усердно работал всюжизнь и продолжаю трудиться. Я добивался права высоко держать голову,стремясь полезными делами придать смысл своей жизни. Я не хочу лгать. Мелибы я считал себя презренным и жалким грешником, я не удовлетворился быпризнанием этого факта, а тотчас изменил бы свою жизнь, чтобы завоеватьуважение и любовь ближних. Не отвергая принципа "возлюби ближнего", мы можем видоизменить его всогласии с открытыми в наше время биологическими законами. Он останетсясовместимым с любой религией и политическим кредо, хотя сохранитнезависимость от них. Видоизмененный таким образом, он не будет исходить изсуществования непогрешимого и всемогущего творца, чьим приказам надо слепоповиноваться, но не будет и противоречить его бытию. Главное же, не надобудет закрывать глаза на эгоистическую природу живых существ. Нужно простоперефразировать изречение. * Mea culpa (лат.) -- моя вина (формула покаяния у католиков).-- Прим.перев, При такой формулировке незачем по приказу любить тех, кто воистинуомерзителен. Мы не обязаны любить других, как самих себя, ибо этопротиворечит биологическим законам. Теперь все зависит от нас! Не всеокажутся на равной высоте, но стремление следовать этому принципу даст намцель для наших трудов. А человеческий организм устроен так, что дляподдержания физического и душевного здоровья должен стремиться к цели,достойной прилагаемых усилий. Чтобы лучше понять изречение "Заслужи любовь ближнего" (его можнорассматривать как перефразированную заповедь или как здравый биологическийзакон, причем эти два толкования не исключают друг друга, ибо для верующихзаконы природы имеют божественное происхождение), мы должны прежде всегообсудить три вопроса: 1. Что такое любовь? 2. Кого считать ближним? 3. Как заслужить любовь? Согласно духу библейской заповеди, термин "любовь" включает всеположительные чувства к человеку -- не только почти инстинктивную любовьмужчины и женщины или любовь родителей к детям, но также чувстваблагодарности, дружбы, восхищения, сострадания и уважения -- одним словом,расположение. Именно в таком широком смысле я использую это слово. Под "ближним" я разумею всех людей, близких мне не толькогеографически, но также генетически и главным образом в духовном иинтеллектуальном отношениях. В этом общем смысле термины "ближний" и "брат"взаимозаменяемы; я высказал свою точку зрения в книге "От мечты к открытию":"Кто брат мне? Человек моей крови -- даже если у нас нет больше ничегообщего -- или человек моего духа, с которым нас связывает теплотавзаимопонимания и общих идеалов?" Девиз "Заслужи любовь ближнего" придает наибольшую важностьрасположению тех, кто ближе всех к нам физически и интеллектуально. Чемвесомее наш вклад, тем большей будет группа людей, чье расположение мызаслужим. Свершения типа теории относительности Эйнштейна снискали емупризнание почти всей человеческой расы. Чтобы заслужить любовь ближних, не обязательно быть Эйнштейном. Длялюбого человека лучший и простейший способ достигнуть этой цели - старатьсябытъ как можно полезнее. Конечно, никто не является абсолютно незаменимым,но существуют разные степени и градации нужности. Внезапное исчезновениеодних людей останется незамеченным, а потеря других явится серьезным ударомдля многих. Уверенность и чувство самовыражения, которых мы можем добиться,становясь все более нужными своим ближним, находятся в прямой зависимости отстепени нашего успеха. Незаменимость никогда не бывает полной, но стремлениеприблизиться к этому -- лучший способ завоевать любовь и приобрести ощущениецели. Когда вы помогаете ближним, вы не только завоевываете их любовь, но увас становится больше ближних. Не потому ли люди усыновляют детей? Радостьусыновления ребенка состоит в том, что появляется цель -- заслужить еголюбовь. Прелестная история, на самом доле имевшая место, показывает мудростьпростого человека, понимающего, что любовь ближних скорее принесет счастье,чем высокий доход. Об этом случае сообщил мне профессор У. С. фон Эйлер,получивший Нобелевскую премию за выдающиеся исследования роли адреналина иродственных ему гормонов в реакции стресса. В письме -- отклике на первыйнабросок этой книги он рассказал: "По ту сторону Анд, между Мендосой и Сантьяго, я разговорился в поездес боливийским фермером и спросил его, использует ли он новейшие удобрениядля повышения урожайности. "О нет,-- отвечал тот.-- Это вызвало бы досадумоих соседей. Я предпочитаю скромный урожай, но добрые отношения с ними". Выможете сказать, что он завоевывал любовь соседей, не пытаясь быть слишкомпреуспевающим работником". Я восхищаюсь мудростью этого фермера и, честно говоря, сомневаюсь,чтобы у меня хватило духу подражать ему. Когда я вижу простое решениепроблемы, ставящей в тупик молодого выпускника, я никогда не лишаю егоудовольствия самому доискаться до ответа и уверовать в свои силы. Но когдадело касается коллеги ученого, желание продемонстрировать свое превосходствосильнее меня. Наконец, никогда не забывайте, что единственное сокровище, котороевсегда останется с вами,-- это способность заслужить любовь ближних.Непредсказуемые социальные перемены могут внезапно лишить вас всех нажитыхденег, недвижимости и политической власти. Но то, чему вы научились, всегдаваше, и это самый надежный вклад. Стремитесь к этому. В течение одной ночи могущественнейшие люди теряли -- и продолжаюттерять -- все свое имущество в результате проигранных войн, социальныхпотрясений и политических перемен. История показывает снова и снова, кактысячи влиятельных аристократов, видных членов религиозных, политических илирасовых групп становятся нищими, когда непредвиденное событие обесцениваетих привилегии. Лишь те из них избегают такой участи, кто делал вклады всамого себя, в способность заслужить любовь ближнего. Я всегда советовал своим детям и студентам не очень беспокоиться оденежных сбережениях и о восхождении на очередную ступеньку карьеры (этостало буквально навязчивой. идеей у честолюбивых людей, стремящихся кматериальной обеспеченности). Куда важнее совершенствовать самого себя игарантировать свою полезность при любых поворотах судьбы. Крупный экономист,художник, ученый, первоклассный машинист или слесарь-водопроводчик легконаходят пристанище, если политические или религиозные преследования изгоняютих из страны без гроша в кармане. Помните, что, помимо официальных титулов истепеней, наивысшее звание -- это репутация вашего имени. Ваше значение иустойчивость вашего положения определяются прошлыми достижениями и нынешнейквалификацией. Иными словами, ваша ценность измеряется способностьюзаслужить любовь ближнего.

ИТОГИ


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 569 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)