АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Двигательные способности
Как было показано в разделе 3.7., после долгой практики наули и бандх возможно совершенное владение брюшной мускулатурой. При этом внимание направлено на сокращение отдельных мышц и полную релаксацию непосредственно примыкающих (синэргических) мышц. Принципиально то же самое имеет место и в асанах, когда проводится обучение равновесию (см.3.7.). В результате такого изолированного сокращения мышц становятся возможными такие дифференцированные двигательные акты, как например, изолированное сокращение лишь одного отдела M.rectus abdomini (прямой мышцы живота) при наули. При исполнении наули через сфинктеры мускулатуры тазового дна посредством его расслабления возможно осуществить засасывание жидкости в обратном направлении в мочевой пузырь или, соответственно, в прямую кишку. Как показал Bhole (1973, цит. по: Funderburk 1977), при исполнении наули и уддияна-бандхи в брюшной полости происходит существенное понижение давления. Градиент давлений, возникающий по отношению к внешней среде, при расслабленных сфинктерах может стать движущей силой для тока жидкости в полости тела, в мочевой пузырь через катетер и в прямую кишку, когда практикующий сидит в ванне с водой. С помощью наули в прямую кишку засасывают до 250 мл воды, в мочевой пузырь - до 90 мл. Посредством уддияна-бандхи вода в прямую кишку не засасыватся, но в мочевой пузырь возможно втянуть до 45 мл жидкости (Bhole, Karambelkar 1971). Эти же авторы, кроме того, показали, что посредством наули через рот без глотательных движений возможно втянуть в желудок 500 мл, а с помощью уддияны-бандхи - 360 мл воды.
Наряду с этими «утонченными» мышечными сокращениями сообщают также и о выдающихся силовых достижениях йогов. При этом большой наглядностью обладает разрывание силой мышц железной цепи, которую «нормальный» человек разорвать не в силах.
В то время как в наблюдениях Hoenig (1968) ничего не сообщается о необходимых для разрыва цепи силах и прочих обстоятельствах, Ballеntine u Gibbons (цит. по: Funderburk 1977) приводят пороговое значение силы для перегиба звена цепи - 650 фунтов (около 320 ньютонов). Испытуемый, йог Рамананда, выполнял при этом следующие дыхательные действия: 2 минуты спокойного дыхания, 2 минуты замедленного дыхания (61/мин), 1 минута ускоренного дыхания (181/мин), затем следовал вдох, длившейся 13 секунд, и на последующем выдохе он двумя руками разрывал цепь. Не описывается биомеханическая ситуация, ничего не сообщается о возможных рычажных эффектах, а также о том, какие мышцы для этого используются. Без точной характеристики биомеханической ситуации такого рода данные, по моему мнению, не имеют научной ценности.
6.5.2. Достижения в области терморегуляции Изменения кровотока, коррелирующие с фазами дыхания (см.4.6.2.), а также ощущение тепла, наступающее при возрастании кровоснабжения в данной части тела, делают возможным осознание и, далее, сознательный контроль кровоснабжения. В йоге, как и в аутогенной тренировке, существуют практики целенаправленного вызывания ощущений тепла, которое может быть измерено как повышение/изменение температуры кожи. А в хатха-йоге для этого может использоваться еще и эффект реактивной гиперемии (см.3.3.3). Некоторые йоги достигли в этом направлении особых способностей. Йог Рамананда (Funderburk 1977) получил на внутренней стороне одноименной ладони разность температур между большим пальцем и мизинцем в 10ºC. Chhina (1974) сообщает, что некоторым йогам удалось в течение 5-10 мин получить разницу температур между левой и правой рукой в 1,5ºC. Все это относится к эффектам изменения периферийного кровоснабжения. Тот же Chhina (1974) описывает умение вызывать потение отдельно конечностей, туловища или головы, что связано с общим повышением кровяного давления. Произвольное влияние на прочие эффекторные механизмы терморегуляции, по-видимому, вполне возможно. Так, например, два йога, вызвав общую пилоэрекцию, добились повышения температуры тела на 1ºC, а посредством охлаждающего дыхания и увеличения потоотделения - ее понижения на 0,5 - 1ºC.
Bhatnagar и др. (1974) описывают стабилизацию температуры ядра тела после продолжительной практики йоги вследствие улучшения терморегуляции. У занимающихся йогой в течение трех месяцев в случае падения температуры окружающей среды потребление кислорода росло быстрее (что считается показателем роста мышечного тонуса), а потоотделение при повышении влажности воздуха было меньше, чем до занятий. Более того, некоторые йоги могут подавлять реакции на экстремальные температурные воздействия, например, сохранять высокую температуру пальцев при длительном воздействии холода, а также избегать ожогов при долгом соприкосновении с раскаленными докрасна углями (Chhina 1974). Можно заключить, что сознательный контроль терморегуляции состоит либо в «прерывании» цепей регуляции, либо в центральной «симуляции заданных величин». Впрочем, нейронные механизмы такого рода эффектов сознательной терморегуляции вообще не исследовались.
6.5.3. Контроль сердечной деятельности Многие йоги утверждают, что могут останавливать свое сердце. Однако исследования показали, что целый ряд различных уловок приводит к внешне похожему эффекту. Некоторые йоги выполняют т.н. опыт Вальсальвы (мощное сжатие мышц брюшной полости и грудной клетки). Вследствие этого не ощущается пульс и не прослушиваются тоны сердца, хотя обычная ЭКГ и одновременная рентгеноскопия грудной клетки позволяют зарегистрировать нормальное сердцебиение (Anand и др. 1961, Wenger и др. 1961). Внутригрудное давление при таком сжатии, по-видимому, повышается настолько, что может подавлять распространение пульсовой волны в периферийные сосуды. Проведению же тонов сердца могло воспрепятствовать сильное мышечное напряжение грудной клетки. Речь идет, таким образом, о «трюке Вальсальвы», что не имеет отношения к нервной регуляции сердечной деятельности. Однако другой испытуемый у Wenger (1961) вызывал у себя экстремальную брадикардию, при которой наибольший интервал между ударами сердца насчитывал 2,9 с (что соответствует частоте сердечных сокращений около 20/мин.).
Здесь имеет место воздействие сознания на вагусное управление сердечной деятельностью. N.vagus (блуждающий нерв) иннервирует синусный узел сердца, доминантный центр автоматизма сердца: активизация блуждающего нерва ведет к замедлению частоты водителя ритма - т. н. «отрицательный хронотропный эффект».
Тот же испытуемый в ходе дальнейших исследований Bhole и др.(1973) показал максимальные интервалы между ударами сердца около 5,6 с. О таких произвольных замедлениях сердечной деятельности сообщают еще многие исследователи (Hoenig 1968, Chhina 1974, Green и др. 1970). При аутогенной тренировке также можно добиться понижения частоты сердечных сокращений (Schultz 1936).
У двух йогов был зафиксировано экстремальное ускорение сердечной деятельности, которое было вызвано не посредством какого-либо мускульного действия, а, наоборот, в состоянии покоя. В одном случае Green (1970, цит.по: Funderburk 1977) зарегистрировал продолжавшееся в течение 17 с трепетание желудочков сердца с частотой 300/мин, которое сопровождалось уменьшением амплитуды ЭЭГ и низкой частотой дыхания (2-3/мин).
Kothari и др. (1973) описали обратимую многодневную остановку сердца у йога, который медитировал восемь дней под землей без доступа воздуха. На протяжении первых двух дней у него, по данным электрокардиографии, развивалась синусовая тахикардия, сходная с трепетанием желудочков (250/мин, время изгнания - 120 мс, комплекс QRS - 60 мс, рост интервала S-T), пока не наступила остановка сердца (прекращение электрической активности), которая продолжалась вплоть до восьмого дня. За два часа до условленого времени снова появилась синусовая тахикардия (142/мин), которая к моменту вскрытия снизилась до 98/мин. К сожалению, все это время не регистрировались другие функции, включая ЭЭГ и дыхание, не был проведен и анализ воздуха в яме. После вскрытия ямы была замерена температура тела (34,8˚C), чего не производилось во время эксперимента. В табл. 29 содержатся все данные, полученные до и после опыта. По поводу этих данных существует множество трактовок, от «мнимой смерти» до «зимней спячки». Фактом является то, что йог в течение восьми дней выдерживал следующий «стресс»: 1.застой кровообращения (?); 2. аноксия (кислородное голодание) (?); 3. сухость; 4. голод; 5. лишение сенсорных стимулов и изоляция. Каким образом он смог это выдержать, сейчас не поддается физиологическому объяснению. Этот эксперимент до сих пор не воспроизводился. Таблица 29. Данные до и после 8 дней обратимой остановки сердца у йога, восемь дней медитировавшего под землей (из Kothari, Bordia, Gupta 1973)
Параметр
| До
| После
| пребывания под землей
| Вес тела [кг]
| 55,0
| 50,5
| Кровяное давление [мм рт.ст.]
| 164/92
| 140/88
| Частота сердечных сокращений [1/мин]
|
|
| Частота дыхания [1/мин]
|
|
| Оральная температура тела [˚С]
| 37,2
| 34,8
| Сахар в крови [мг/100мл]
| 88,0
| 73,1
| Мочевина в крови [мг/100мл]
| 30,0
| 56,0
| Белки в крови [мг/100мл]
| 5,8
| 5,5
| Кальций в крови [мг/100мл]
| 9,8
| 9,2
| Холестерин в крови [мг/100мл]
| 220,0
| 300,0
| Гемоглобин [г/100мл]
| 12,5
| 12,0
| Количество лейкоцитов [мм-3 ]
|
|
|
6.6. Йоготерапия
Уже с древнейших времен целью йоги было обретение правильного знания посредством медитации (см.1.1.), которая имеет своей предпосылкой гармоническое равновесие тела и духа. Во всех текстах хатха-йоги подчеркивается, что практика асан, пранаям и крий служит не заключению души и тела в «два непроницаемых отсека» (Kuvalayananda, Vinekar 1963), но для того, чтобы установить единство души и тела. Согласно традиционным представлениям состояние «гармонии тела и духа» является предпосылкой здоровой жизни. Так что человек становится невосприимчивым к различным факторам, которые могут привести к болезням или недомоганию. Pasek и Romanowski (1971) описывают это как достижение «состояния гомеостаза, который обеспечивает безупречное функционирование всех механизмов физиологического равновесия». Основываясь на этих соображениях, уже с начала нашего века в Индии занимаются йоготерапией. В этой области был накоплен большой клинический опыт и, как выяснилось, определенные комбинации упражнений оказывают целительное действие при целом ряде заболеваний (Kuvalayananda, Vinekar 1963). Если включить эту форму терапии в арсенал физио- или психотерапии, то, по нашему мнению, можно существенно дополнить современную физио- и психотерапевтическую практику. Решающим психическим фактором при этом могло бы быть то, что существует спрос на возможность помочь себе самостоятельно, независимо от медикаментов и назначений врача. В связи с этим также указывается, что йоготерапия нацелена в первую очередь на психосоматические заболевания. В табл. 30 приведена сводка того, какие группы заболеваний лечат с помощью хатха-йоги в Институте Йоги в г.Лонавла (Индия). К этому можно добавить европейский опыт терапии таких ортопедических заболеваний как артриты, дегенеративные изменения межпозвонкового диска, миогелозы и проч., хотя эта практика пока не получила систематического характера. Медитация также может быть использована в терапии для регулярного получения «релаксационного ответа» (см.5.4.3.). Вполне доказанным может считаться терапевтическое действие различных форм медитации при гипертонии (Datey и др. 1969, Benson и др. 1972, 1974, Patel 1973). Далее с помощью медитативных практик успешно излечиваются прежде всего те заболевания, причины которых коренятся в психике: наркотическая зависимость, различные мании, страхи и фобии, бронхиальная астма, стенокардия, снижение сопротивляемости стрессам, бессонница (подробнее об этом см.: Shapiro, Giber 1978, Sharfetter 1979, Hirai 1975). Хотя отчасти в основе здесь лежат не совсем строгие исследования, в которых, например, не были одновременно обследованы контрольные группы или не производилась стандартизация терапевтических вариантов (Shapiro, Giber 1978), все же эти начинания указывают на взаимосвязь психофизиологических эффектов медитации с «выравнивающими» процессами адаптации, откуда можно вывести смысл «медитативной терапии». Использование для целей терапии отдельных элементов йоги, выделенных из целостной системы, в древнеиндийской традиции не предусмотрено. Следовало бы разработать список показаний и противопоказаний применения йоготерапии, исходя из требований европейской медицины, а также с учетом того, что йога представляет собой целостный метод развития человека. Поэтому применение отдельных элементов йоги имеет лишь мнимое противоречие с традицией, поскольку больной, согласно такому пониманию, не находится в состоянии равновесия, и нарушенная гармония должна быть целенаправленно восстановлена с помощью соответствующих упражнений.
Таблица 30. Некоторые успешные схемы терапии из Института Йоги Кайваладхама в г. Лонавле (Ananda 1980)
Заболевание
| Терапия
| Повышенная кислотность желудка
| бхастрика, уддияна, пашимоттанасана, вакрасана, майюрасана, триконасана, випаритакарани, шавасана
| Артриты
| ритмическое дыхание, нади содхана, вакрасана, пашимоттанасана, випаритакарани, триконасана, падмасана, шалабхасана, шавасана
| Бронхиальная астма
| ритмическое дыхание, нади содхана, уддияна, пашимоттанасана, шавасана, випаритакарани
| Сахарный диабет
| ритмическое дыхание, нади содхана, уддияна, пашимоттанасана, шавасана, ардхаматсиендрасана, сарвангасана
| Запор
| бхастрика, уддияна, триконасана, вакрасана, пашимоттанасана, наули, ардхаматсиендрасана, сарвангасана, сиршасана
| Понос
| нади содхана, випаритакарани, шавасана
| Геморрой
| ритмическое дыхание, уддияна, випаритакарани, сарвангасана, матсиасана, сиршасана, шавасана
| Головные боли
| ритмическое дыхание, нади содхана, випаритакарани, шавасана
| Гипертония
| ритмическое дыхание, нади содхана, падмасана, (випаритакарани?), шавасана
| Гипотония
| ритмическое дыхание, бхастрика, сиддхасана, халасана, шавасана, пашимоттанасана, сарвангасана, сиршасана
| Ревматизм
| ритмическое дыхание, нади содхана, триконасана, бхуджангасана, шавасана, шалабхасана, дхануранасана, сарвангасана, ардхаматсиендрасана
| Синусит
| нади содхана, сурья бхедана, шавасана, випаритакарани
| Туберкулез
| ритмическое дыхание, нади содхана, випаритакарани, сарвангасана, шавасана, сиршасана
| Язвы желудка или двенадцатиперстной кишки (ранняя стадия)
| ритмическое дыхание, уджайи, нади-содхана, уддияна, пашимоттанасана, ардхаматсиендрасана, сарвангасана, сиршасана, шавасана
| Варикозное расширение вен
| нади содхана, бхастрика, падмасана, йога-мудра, вакрасана, випаритакарани, сарвангасана, матсиасана, сиршасана, шавасана
| Синдром страха
| капалабхати, нади содхана, кумбхака, ваджрасана, ардхаматсиендрасана, шавасана, триконасана, дханурасана,сарвангасана
| Депрессивные состояния
| ритмическое дыхание, сурья бхедана, бхастрика, вакрасана, бхуджангасана, шалабхасана, халасана, пашимоттанасана, сарвангасана, шавасана
| Нервозность
| ритмическое дыхание, нади содхана, йога-мудра, вакрасана, шалабхасана, халасана, майюрасана, випаритакарани, шавасана
| При всех заболеваниях применяются еще и очистительные процедуры (шаткрия), соблюдается экономная диета йоги и большое значение придается концентративным практикам, особенно при психических нарушениях.
|
6.7. Противопоказания
В йогических ашрамах Индии Учитель отсылает обратно тех учеников, которые кажутся ему неподходящими по причине психических или соматических расстройств. В основе такого отказа лежат, конечно, противопоказания, проистекающие из традиции, которые было бы интересно рассмотреть с позиций медицины. Поскольку на сегодняшний день у нас нет достаточно обширного обоснованного перечня показаний для йоговской или медитативной терапии, то мы не располагаем и целенаправленными предписаниями по поводу их противопоказаний. Однако, изходя из того, что было изложено в главах с 3-й по 5-ю, возможно дать некоторые указания, которые напрашиваются a priori.
Исполнение любых асан должно сопровождаться оглядкой на болевые ощущения. Практика йоги ни в коем случае не должна причинять боль! При достижении болевой границы исполнение асаны должно быть приостановлено, что в первую очередь касается лиц, страдающих ортопедическими заболеваниями. Прежде чем приступать к интенсивной практике асан, необходимо выяснить состояние позвоночника, чтобы, к примеру, не допустить опасных пережимов A.vertebralis (позвоночной артерии). Hanus и др. (1977) описывают случай закупорки A.vertebralis после сильного отклона головы назад при занятиях йогой с последующим инфарктом мозжечка и продолговатого мозга. Лица с повышенным артериальным давлением должны избегать упражнений, способствующих его дальнейшему повышению, к примеру, перевернутых поз и асан, при которых возрастает внутрибрюшное давление (см.3.3).
Только при нормальной, здоровой ситуации с обменом веществ допустимо приступать к пранаямам с пролонгированным выдохом.
Медитативные опыты должны следовать предписаниям, которые подобны тем, что рекомендуются при практике высших ступеней аутогенной тренировки или гипноза. Необдуманная, «дикая» медитация может иметь катастрофические психологические последствия. Ikemi и др. (1978) описывают такие негативные результаты йога- и дзен-медитации, как «высвобождение бессознательного материала», которым «затопляется» Я. Неподготовленная встреча с содержанием неосознаваемых переживаний может привести к дезинтеграции личности с последующими симптомами психоза или склонностью к суициду (что совпадает с действием некоторых наркотиков). Значение гуру в ашрамах йоги заключается также и в том, чтобы предохранить психическое развитие ученика от этих опасностей (что совпадает с функцией психотерапевта). Медитацию, таким образом, могут практиковать психически здоровые лица со всеми предосторожностями, постепенно и по возможности под компетентным руководством.
Дата добавления: 2015-08-06 | Просмотры: 525 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
|