АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Не следует думать, что физиология в состоянии исчерпывающе объяснить феномен йоги; йога включает в себя множество нефизиологических аспектов

Прочитайте:
  1. IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
  2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Не следует думать, что физиология в состоянии исчерпывающе объяснить феномен йоги; йога включает в себя множество нефизиологических аспектов. Помимо практик воздействия на различные соматические и психические функции, в йоге содержатся также моральные и социально-психологические аспекты (см.2), а ввиду ее традиционной связи с системой санкхьи (см.1.1.) йогу можно рассматривать и с философских позиций. В заключение можно попытаться дать краткую оценку йоги с различных точек зрения с учетом того, что было показано в предыдущих главах.

С точки зрения физиологии практика йоги представляет собой процесс функциональной актуализации психосоматики. Внимание, направленное на настоящее, концентративная установка на происходящее в данный момент, осознанная деавтоматизация автоматически протекающих процессов (поза, дыхание), в то время как мысленно и чувствами находишься где-то далеко, все это тренирует интеграцию психосоматики, что, с одной стороны, является предпосылкой для сознательного управления вегетативными функциями (напр., кровообращением, сердечной деятельностью, см.6.5.), а с другой, - совершенствует восприятие функционирования собственного тела.

Долгосрочные процессы адаптации (см.6.1-4.) можно понимать как реализацию тенденций к состоянию оптимального гомеостаза (Pasek, Romanowski 1971), так что в результате снижается подверженность всякого рода патогенным факторам - очень важный для медицины эффект физио- и психогигиены. При этом остается открытым вопрос, является ли это состояние гомеостаза чем-то таким, что можно натренировать, создать заново, или в терминах павловской физиологии выработать новый «нейро-вегетативный стереотип», или же практика йоги необратимо разрушает обусловленный культурой, приобретаемый в детстве и юности, нейро-вегетативный стереотип, характерный для перенапряженного стрессами «человека цивилизации».

В аспекте психологии посредством йоги тренируются те качества, которые на место лихорадочной, лишенной сосредоточенности и зависимой от множества внешних обстоятельств личности, ставят личность более устойчивую, которая владеет сосредоточением, самоконтролем и не зависит от внешних обстоятельств. В то время как наша культура требует от человека преимущественно активной жизни и допускает пренебрежение жизнью созерцательной, йога обучает последней, что могло бы привести к уравновешенному соотношению обеих. Посредством медитации происходит «очищение восприятия» (см.5.4.), «деавтоматизация сознания» и, тем самым, также «очищение мышления». Присутствие в настоящем открывает возможности разрушения автоматизированного мышления, ориентированного на привычность и удобство, и делает человека более открытым к восприятию актуальных состояний и процессов, что, в частности, является предпосылкой для «более разумной регуляции обмена веществ с природой» (Маркс).

С медицинской точки зрения терапевтическая ценность свойственна многим элементам йогической практики. В целом ряде случаев психосоматических заболеваний особенно рекомендуется обращение к йоготерапии. Необходимо систематическое изучение этих взаимосвязей и их клиническое обоснование, что подверждается весьма плодотворным опытом индийских институтов йоги.

С точки зрения философии представляется крайне затруднительным обсуждать в наших философских категориях малознакомые европейским философам основы брахманического или буддийского рационализма Индии. К тому же далеко еще не все философские тексты санкхьи или буддизма известны в Европе. Можно предполагать, что особый интерес для теории познания могла бы представлять взаимосвязь психологической и моральной причинности, как это решается в философии санкхья. Вопрос о том, как переживается объективная реальность при деавтоматизации сознании или, соответственно, что познается за пределами категориального мышления, мог бы, например, прояснить структуру социальной детерминированности человеческого познания. Вероятно, можно было бы конкретнее подойти к проблеме влияния моральных категорий на человеческое поведение и, тем самым, к структуре технической цивилизации.

Практика йоги, таким образом, с точки зрения физиологии может быть рекомендована к применению в физио- и психотерапии соответственно как метод физио- и психогигиены. Более фундаментальные исследования физиологических связей должны иметь своей целью научное обоснование рекомендаций по показаниям и противопоказаниям йоги.


Дата добавления: 2015-08-06 | Просмотры: 604 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)