АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
СОЧЕТАНИЯ МЫШЕЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ
Теперь, после предварительного ознакомления с мышечным механизмом лицевой части головы, рассмотрим наиболее ярко выраженные психологические состояния, пря которых действуют те или иные сочетания мышечных напряжений.
Чтобы более ясно представить себе, какие мышцы участвуют в том или ином выражении лица, скульптор должен прежде всего обратить внимание на положение губ, век и бровей, так как вокруг них сконцентрирована большая часть мимических мышц. Степень интенсивности работы тех или иных мышц соответствует активности душевных состояний человека и вносит временные изменения в рельеф поверхности лица (табл. 19).
Улыбка: губы неплотно сомкнуты, растянуты, углы рта слегка приподняты, нижнее веко с четким обозначением нижнего края несколько приподнято, бровь полукруглая, наружный край верхнего века немного прикрыт верхнеглазничной порцией круговой мышцы глаза.
Такое положение рта, глаз и бровей обусловлено действием большой и малой скуловых мышц и мышцы смеха, растягивающих рот и приподнимающих углы рта, которые подтягиваются к местам твердых прикреплений скуловых мышц и мышцы смеха (к нижнему краю скуловой кости), вследствие чего на щеках образуются продольные складки.
Табл. 20 и 20а. Схема действия мышечной структуры лица при улыбке
Растянутая и приподнятая круговая мышца рта образует над углом верхней губы треугольную формочку, довольно сильно углубленную в щечную кожножировую складку, и значительный наплыв носогубной складки. Нижняя выпуклость круговой мышцы рта исчезает, и на ее месте появляется ложбинка,. уходящая снизу вверх под наружный угол верхней губы. Носогубная складка, интенсивно подтянутая скуловым мускулом и квадратным, образует выпуклую форму, нависающую своим нижним краем над верхней губой. Нижнеглазничная порция кругового мускула глаза, напрягаясь, несколько приподнимает четко обозначенное нижнее веко. Верхняя и нижняя порции круговой мышцы глаза, усиливая его прищур, образуют в наружной оконечности глаза целый ряд концентрически расходящихся мелких морщинок.
Расширяются и несколько приподымаются крылья носа, чему способствует маленький мускул, растягивающий крылья носа.
При улыбке наблюдается как бы приподнятость форм лица от центра симметрии, снизу вверх
(табл. 20 и 20а).
Смех. Как более активное выражение чувств радости, смех вызывает более энергичную работу тех же самых мышц, что и при улыбке. Смех значительно изменяет временный рельеф форм лица; приоткрытый рот образует на щеках концентрически расходящиеся глубокие складки; еще больше, чем при улыбке, приподнимаются углы рта; из-за усиленного прищура глаза появляется изобилие радиально расходящихся мелких складочек в области глазницы.
Более активная деятельность пирамидального мускула и мышц, под-1шмающих крылья носа, создает поперечные кожные складочки на боковых стенках носа и в области надпереносья.
Приподнятая верхняя губа обнажает верхний ряд зубов (табл. 21).
Рядом с улыбкой и смехом мы можем рассмотреть выражение приятного удивления. При этом действуют в нижней части лица те же мышцы, что при улыбке и смехе, а также мышцы лобно-глазничного раздела, меняющие весь рельеф форм верхней части лица. Активное действие лобной мышцы высоко поднимает брови; верхняя порция круговой мышцы глаза поднимает верхнее веко,, благодаря чему исчезают мелкие кожные складки как в области глазницы, так и в области боковых стенок носа и переносья. Этому исчезновению способствует также резкое опускание нижнего века из-за ослабленности нижней порции круговой мышцы глаза.
Вместе с тем мы замечаем иад бровями несколько резко выраженных поперечных складок (табл. 22).
Наблюдая форму и рельеф лица, выражающего чувства недовольства, грусти, печали, мы ясно увидим, что углы рта несколько опущены вниз, верхнее веко приспущено, нижнее приподнято, брови резко приподняты, что придает им нисходящий рисунок от центра к наружному височному краю глазницы. Такое положение форм лица обусловлено тем, что чувства недовольства, грусти, печали привели в движение мышцы, прикрепленные к твердой основе переднего нижнечелюстного раздела.
Треугольная мышца рта оттягивает наружный угол рта книзу, квадратный мускул нижней губы несколько выворачивает вперед нижнюю губу. Вследствие напряжения лобных мускулов брови приподнимаются несколько вверх. Одновременно мускул, сморщивающий брови, резко приподнимает внутреннюю головку бровей вверх, а сокращение пирамидального мускула приближает головки бровей друг к другу, образуя между ними вертикальные морщинки в области надпереносья. Над приподнятыми головка-ми бровей образуются горизонтальные морщины с более усиленным рельефом в центре лба. В результате ослабления напряжения мускула, поднимающего верхнее веко, последнее резко опускается; напряжение нижней порции круговой мышцы глаза несколько приподнимает нижнее веко, как бы создавая некий желобок, способный удержать навертывающиеся слезы. Поперечно-носовая мышца сжимает треугольные хрящи носа, суживая внутреннюю полость носа, что внешне выявляет более четко всю конструкцию носа.
При выражении чувства боли усиливается работа всех мускулов, действующих в тот момент, когда человек чем-либо недоволен или испытывает чувства грусти, затаенной печали.
Если при улыбке и смехе мы наблюдали больший рельеф мягких частей лица в его средних и нижних разделах, то при выражении недовольства, вследствие стягивания кожи лица вниз, большую четкость приобретают костные выступы.
21. Рельеф лица при смехе
22. Рельеф лица при удивлении
Табл. 23. Рельеф лица при доброжелательном сострадании
Табл. 24. Одновременное различное действие мышц лица
Табл. 25. Выражение злости и ненависти
Табл. 26. Выражение испуга, страха, ужаса
Табл. 27. Угрожающий крик
Одновременное начертание двух противоположных выражений на лице человека, к примеру, улыбки и печали - доброжелательного сострадания - обусловлено тем, что это сочетание чувств заставило одновременно действовать лобно-глазничную и средне-нижнюю области лица, которые разделены нижнеглазничным краем орбиты на две самостоятельные мышечные системы (табл. 23).
Одновременное сочетание различных выражений лица может придать скульптурному портрету глубокую жизненность и правдивость. Помимо сочетания различных выражений верхнего и нижнего разделов лица, мы нередко замечаем одновременное различное действие мышц правой и левой сторон лица. Это также расширяет палитру скульптора в отношении изображения разнообразных душевных переживаний человека (табл. 24).
При особо сильных волнениях черты лица достигают чрезвычайной резкости, в некоторых случаях граничащей с искаженностью, потому что предельно напрягаются мышцы лица.
Выражение злости и ненависти. Губы сжаты и стянуты к центру, Внутренние головки бровей резко снижены и сближены к переносью. Круговая мышца глаза напряжена, что создает впечатление глубоко сидящих сверкающих глаз, ноздри раздуты, крылья носа опущены вниз, что придает носу клювовидный хищный характер.
При выражении чувства злости действуют следующие мышцы: круговая мышца рта, напрягаясь, сжимает рот к центру и внутрь, что создает на поверхности губ мелкие продольные складочки; подбородочный мускул, сокращаясь, несколько выпячивает нижнюю губу; мускулы, снижающие крылья носа, оттягивают их нижнее наружное окончание вниз и внутрь, что придает им резкое очертание; четко выявляется вся форма и ребристость хрящевых окончаний носа; носогубная складка принимает более вертикальное направление.
Вследствие стягивания круговой мышцей рта всех прикрепленных к ней мышц кожи лица к центру губ, резко обозначаются нижние костные выступы скул, жевательный мускул и боковая ветвь нижней челюсти; появляется ясно видимая глазничная впадина. Резкое снижение и стягивание к центру головок бровей, производимое активным действием мышц, сморщивающих брови, и пирамидального мускула, создает в области переносья четко обозначенные вертикальные и горизонтальные складки. Стянутая к центру переносья кожа образует лучеобразные складки от переносья к лобным буграм. Круговая мышца глаза, напрягаясь и сжимаясь к центру, прикрывает своей верхней порцией значительную часть верхнего века и создает в области височного края глазницы резкие складки, идущие преимущественно снизу вверх.
Нижняя порция круговой мышцы глаза своим напряжением приподымает нижнее веко, резко обозначая его нижний край, а также сморщивает кожу нижнеглазничной области в радиально расходящиеся сверху вниз складки, что усиливает впечатление пристальности взгляда (табл. 25),
Выражение испуга, страха, ужаса. Приоткрытый рот, готовый закричать от испуга. Вследствие опускания нижней челюсти и стянутости кожи лица книзу четко проявляются формы мышечных групп (скуловых и квадратных), носогубной складки, опущенной сверху вниз, треугольного мускула рта, жевательного мускула, кругового мускула рта. Верхнее веко и нижнее предельно раскрыты, что создает впечатление выкатившихся глазных яблок с ясно обозначенными круглыми зрачками. Брови действием мышц, сморщивающих брови, и пирамидального мускула резко подняты вверх и сдвинуты к центру лба, где сокращением лобных мускулов образуются короткие полукруглые горизонтальные морщины. Костные выступы лба, скул и челюсти резко обозначаются вследствие стянутости кожи лица в области надпереносья. Крылья носа напряжены и расширены. Благодаря действию поперечно-носового мускула четко обозначаются хрящевая система носа и границы верхней части грушевидного отверстия. В целом для этого душевного состояния характерны резкие напряженные формы лица (табл. 26).
Угрожающий крик. Рот сильно открыт; губы и круговая мышца рта в целом принимают кольцеобразную форму. Ясно видны верхний и нижний ряды зубов и язык. От углов рта снизу вверх расходятся пучками тонкие складки. Сильно опущенная нижняя челюсть стягивает кожу лица к подбородку, от боковых сторон которого снизу вверх радиально расходятся кожные складки. Вследствие сильной стянутости кожи к области рта и подбородка, отчетливо проявляются контуры скуловой дуги, жевательного мускула и даже суставной головки нижней челюсти.
Сильно стянутые вниз и к центру переносья мышцы, сморщивающие брови, и пирамидальный мускул образуют на бровях энергичные и крупные вертикальные складки и резкие мелкие горизонтальные. Вследствие энергичного стягивания кожного покрова к центру переносья ясно различимы лучеобразные складки, направленные от надпереносья к лобным буграм. Верхнее веко сильно приподнято, нижнее приподнято меньше. Верхняя порция кругового мускула глаза значительно опущена, особенно в своей центральной части, прикрывая верхнее веко и вызывая впечатление глубоко сидящих глаз. Нижняя порция кругового мускула глаза, слегка приподнимая нижнее веко, создает вокруг него несколько складочек, усиливающих впечатление напряженности взгляда. Крылья носа опущены вниз и втянуты внутрь посредством сокращения мускулов, снижающих крылья носа. Ноздри расширены, центральные части фигурного хряща носа несколько опущены и втянуты внутрь действием мускула, осаждающего перегородку носа, что придает профильному абрису носа клювовидный, хищный характер, подобный тому, какой мы наблюдали при описании выражения злости (табл. 27).
Рассмотренные нами примеры действия мимических мышц могут служить лишь подсобным ориентиром в работе начинающего скульптора над портретом. Такое же назначение имеют объемные учебные таблицы, в которых мы старались показать степень проявления работы мимических мышц во внешних формах лица. Каждое психологическое состояние человека может иметь целую гамму оттенков - от едва заметных до ярко выраженных, которые влияют на степень напряжения тех или иных мышц, участвующих в формировании данного выражения, что, в свою очередь, определяет характер временной рельефности форм лица.
Базируясь на анатомической схеме действия мимических мышц учитывая индивидуально сложившиеся формы головы портретируемого, скульптор может достичь правдивой выразительности образа в своем произведении. Раскрытие психологического состояния портретируемого диктует отбор тех индивидуальных внешних форм и деталей, с помощью которых художник доносит до зрителя типические черты данной личности.
Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 685 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 |
|