АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Младенчество

Прочитайте:
  1. Глава 15. Младенчество
  2. СОБСТВЕННО МЛАДЕНЧЕСТВО

Начало младенческого возраста совпадает с окончанием кризиса новорожденности. Поворотный пункт находится между 2 и 3-м мес. жизни ребенка. Итак, собственно младенчество можно разделить на 2 периода: 1. от 2 – 3 мес. до 6мес. 2. от 6 до 12 мес.

Р ебенок рождается, уже обладая четвертью веса мозга взрослого (300 - 400 г.), за первый год жизни вес его мозга удвоится, к трем годам — утроится. Оставшаяся же четвертая часть мозга дозревает к 20 годам (мозг взрослого весит 1200 -1600 г). Таким образом, на первом году жизни мозг ребенка увеличивается ежеднев­но более чем на грамм!

Вес мозжечка увеличивается в два с половиной раза, и это означает, что движения малыша достигли высокого совершенства, — он весьма и весьма координирован в пространстве и готов пойти.

В первое полугодие жизни происходит чрез­вычайно интенсивное развитие сенсорных механизмов, элементарных форм будущих ориентировочных реакций: сосредоточение, слежение, круговые движения. Зрительное сосредоточение, т.е. способность фиксировать взор на предмете, появляется на вто­ром месяце жизни. К концу его ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.

Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов,а на третьем-четвертом месяцах — формы предметов.

Развивается слуховое восприятие. В 4 мес. появляются реакции на голос матери (улыбка). В 6 мес. начинают беспокоиться, если слышат голос матери, но не видят её. Развивается так­тильная чувствительность, которая имеет значе­ние для возникновения акта хватания и обследования предмета.

Примерно в 5 месяцев происходит перелом в разви­тии ребенка. Он связан с возникновением акта хватания — первого организованного, направленного действия.

Акт хватания — это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки. По­этому для того, чтобы возникло хватание, необходимо, чтобы рука превратилась в орган осязания, чтобы она «раскрылась». Первоначально кисть руки ребенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган перцепции, она не может стать органом хватания. Хватание осу­ществляется под контролем зрения: ребенок рассматри­вает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету.

После 10 месяцев приспособление руки и кисти осуществляется заранее, еще до касания предмета, только на основе его зрительно воспринима­емого образа. Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять движениями рук и регулировать их, т.е. о том, что у ребенка возникла сенсомоторная координация.

На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметом, а в возрасте от 4 до 7 меся­цев возникают результативные действия: простое переме­щение предмета, сдвигание, извлечение из него звуков. В возрасте 7—10 месяцев формируются соотносимые действия: ребенок может манипулировать двумя объектами одновре­менно, отдаляя их от себя и соотнося их между собой: ребе­нок отводит объект от себя, приближая его к другому объек­ту, чтобы положить, поставить или нанизать на него. К концу младенческого возраста (от 10—11 до 14 месяцев) возникает этап функциональных действий: это более со­вершенные действия нанизывания, открывания, вкладыва­ния, но если раньше ребенок выполнял действие одним показанным ему способом и на одних и тех же предметах, то теперь он пытается воспроизвести действие на всех воз­можных объектах.

Развиваются голосовые реакции ребенка.

В возрасте около 1 меся­ца новорожденный начинает произносить какие-либо простые звуки типа а-а, у-у, э-э. Около двух-четырех месяцев от рожде­ния возникает гукание, затем — в 4—6 месяцев — гуление, по­вторение простых слогов. Во втором полугодии жизни появляет­ся лепет, а в 9—10 месяцев в речи младенца замечаются первые слова.

В 6—6,5 месяцев ребенок связывает воспринимаемый предмет с его именем. Около 8 месяцев появляется отчетливая ориентиро­вочно-исследовательская реакция в ответ на называние предме­та: поворот головы в его сторону, продвижение в направлении предмета, захват его руками, рассматривание, манипулирование. Примерно в 10 месяцев наряду с эмоционально-жестовым и рече­вым общением у ребенка и взрослого появляется новая его фор­ма — предметное общение. В ответ на называние взрослым како­го-либо предмета ребенок берет его и протягивает взрослому.

Способность запоминать и хранить образы в памяти в своих первичных фор­мах также складывается у младенца в течение первого года жизни. До 3—4-месячного возраста ребенок, по-видимому, в состоя­нии хранить образ воспринятого предметане более одной секун­ды. После 3—4 месяцев время сохранения образа увеличива­ется, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня. На втором месяце жизни младенец особым образом реагиру­ет на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов.

В 8—12 месяцев он выделяет предме­ты в зрительном поле,причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свиде­тельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в дол­говременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соот­носит с ней, т.е. фиксирует объективные связи, существующие между предметами. (ассоциативной памяти)

Жизнь и деятельность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В общем, это ситуация комфорта, и центральный элемент этого комфорта — взрослый человек.

Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противоречие: ребенок мак­симально нуждается во взрослом и, в то же время, не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества. Разрешение указанного противоречия при­водит к разрушению социальной ситуации развития, ко­торая его породила.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с мате­рью приводит к возникновению нового типа деятель­ности — непосредственного эмоционального общения ребен­ка и матери. Как показали исследования Д.Б. Эльконина и М.И. Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятель­ности — другой человек. Но если предмет деятельности — другой человек, то эта деятельность — суть общения. Общение в этот период должно носить эмоциональ­но-положительный характер. Исследования показали, что де­фицит общения в этот период сказывается отрицательно. Так, после второй мировой войны в психологию вошло понятие «госпитализм», с помощью которого описывали психическое развитие детей, потерявших родителей и оказавшихся в больницах или детских домах.

Во многих работах указывается, что в условиях госпитализма страдает предречевое и речевое развитие, разлука с матерью сказывается на развитии познаватель­ных функций, на эмоциональном развитии ребенка. Вот почему начало психической жизни состоит в формировании у ребенка специфически человеческой потребности в общении.

Основной, ведущий вид деятельности ребенка в I период мла­денчества — эмоционально непосредственное общение.

Ребенок тянется к предмету, который привлекателен, но получить его можно только с помощью взрослого. Благодаря этому общение приобретает другой харак­тер, оно становится общением по поводу предметов. М.И. Лисина назвала его ситуативно-деловым. Начиная со второго полугодия жизни, ребенок больше не согла­шается просто «обмениваться со взрослым ласками». Ему теперь уже нужно, чтобы взрослый «сотрудничал» с ним в деле, организовывал его, помогал в трудную минуту, подбадривал при неуспехе, хвалил за достижения. Изменение предмета общения требует новых средств и способов воздействия на взрослого. Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест. Он уже предметно отнесен и содержит в себе заро­дыш слова.

Девятимесячный уже знает свое имя и отвечает ожив­ленными движениями на зов взрослого.

Да и на посторонних малыш реагирует по-новому. «В то время как 3 — 4-месячные дети улыбаются и оживляются на обращенный к ним разговор любого взрослого, 5 — 6-месяч­ные дети, — пишет Д. Б. Эльконин, — если к ним подойдет и начнет говорить чужой человек, вместо того чтобы сразу улыбнуться, долго и сосредоточенно смотрят на него, а за­тем либо улыбаются, либо отворачиваются, а иногда могут и громко расплакаться».


Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 516 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)