АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии 6 страница
перенос проявляется не только в эмоциональных реакциях, фантазиях, особенностях поведения и высказываний клиента, но и в его изобразительной деятельности и характеристиках создаваемых им образов;
контрперепос вызывается как особенностями поведения и высказываний клиента, так и стилем и особенностями его изобразительной деятельности и характером создаваемых им образов (Копытин А„ 1999).
Таким образом, изобразительные материалы и создаваемая Клиентом художественная продукция, являясь основной частью «психотерапевтического пространства* — той системы, в которой формируются и развиваются психотерапевтические отношения, — приобретают особую значимость как дополнительный фактор переноса и контр перенос а. Они становятся также специфическим объектом для проекции переживаний клиента, с одной стороны, и проективной идентификации психотерапевта с переживаниями клиента — с другой.
Указывая на то, что рисунки клиента иногда могут отражать перенос. Д. Ша-верьен в то же время полагает, что в разных рисунках это происходит по-разному. Если «диаграмматические» образы всего лишь обозначают связанные с переносом чувства пациента, то «воплощенные образы* их непосредственно отражают и аккумулируют: «Когда рисунок "воплощает" чувства и пациент начинает активно взаимодействовать с образом, становятся возможными психические изменения посредством самого рисунка. Это напоминает перенос на психотерапевта, но в данном случае в фокусе переноса находится уже сам рисунок* (Schaverien, 1987, р. 80).
Можно предполагать, что художественные образы способны «аккумулировать» и «удерживать» в себе связанные с переносом и контрпереносом чувства, по* степенно делая их более доступными для интерпретации и осознания. Проекция соответствующих чувств клиента и психотерапевта на изобразительные материалы и продукцию является отличительным свойством арт-терапии. Как отмечает С. Лангер, «проекция чувств на внешние объекты — это первый шаг к символизации и признанию этих чувств» (Langcr, 1953, р. 390). Хотя неосознаваемая проекция чувств клиента иногда является предпосылкой символизации и последующего инсайта, решающая роль псе же принадлежит интерпретации переноса с участием психотерапевта.
Кроме этого, психотерапевт должен постоянно анализировать свои чувства, возникающие в ходе общения с клиентом и вызванные в том числе создаваемой им изобразительной продукцией. В последние годы при описании механизма возник-
Глава 3. Основные факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии 57
новения этих чувств в арт-терапевтической литературе используется понятие «проективная идентификация». Оно относится прежде всего к тем чувствам психотерапевта, которые отражают содержание переживаний клиента. «Психотерапевт, — пишет Боллас, — как бы осваивает внутренний объектный мир своего пациента, выражая для него те же внутренние объекты, которые связаны с качествами его родителей. При этом психотерапевт может на какое-то время отражать ту позицию, которую ранее занимал пациент* (Bollas, 1987, р. 5). Б контексте арт-терапевтической работы понятие проективной идентификации приобретает особый смысл, поскольку чаще всего обозначает перенос на создаваемый клиентом образ (Mann, 1989).
Для понимания переноса и контрпереноса в арт-терапевтической работе большое значение имеет представление о ролевых отношениях клиента и психотерапевта. Представители психодинамического направления в арт-терапии чаще всего основываются на представлении о том, что отношения клиента и психотерапевта отражают отношения матери и ребенка, поскольку арт-терапевтическая ситуация во многом воссоздает среду «первичной материнской заботы», в которой изобразительные материалы выступают в качестве «транзитных объектов». Учитывается и то, что коммуникация между клиентом и психотерапевтом в арт-терапевтическом процессе осуществляется в значительной степени на невербальном уровне (по крайней мере, на некоторых его этапах). В то же время было бы ошибочно сводить ролевые отношения клиента и психотерапевта к отношениям матери и ребенка. Очевидно, что их отношения заключают в себе неограниченные ролевые возможности, что позволяет, например, психотерапевту использовать контрперенос как индикатор оценки состояния и потребностей клиента, а перенос — как предпосылку лечебно-коррекционного воздействия на клиента.
Несмотря на то что многие арт-терапевты в настоящее время признают большое значение переноса и контрперсноса в достижении психотерапеитических эффектов и то, что эти феномены в значительной мере опосредуются изобразительными материалами и продукцией, современныйуровень теоретического осмысления и научного изучения психотерапевтических отношений в арт-терапии остается все еше довольно низким, что связано со следующими основными причинами:
с недостаточным использованием новых моделей исследований в арт-терапии;
преимущественно с внутриличностной ориентацией неиходинамического подхода и ограниченностью его возможностей в объяснении разнообразных аспектов психотерапевтических отношений.
Новые модели исследования психотерапевтических отношений в арт-терапии могли бы быть связаны, в частности, с включением в арт-терапевтический процесс «вовлеченного независимого наблюдателя* (Чепмеи и Чепмен-Сантана, 2001). Как отмечает Б. Болл, «наблюдатель имеет уникальную возможность сосредоточить свое внимание на том, насколько арт-терапевт и пациент вовлечены в творческий процесс и какое влияние они друг на друга оказывают. Наблюдатель может хорошо видеть взаимодействие между арт-терапевтом, пациентом и изобразительным материалом или продукцией» (Болл, 2001, с. 18). По мнению Б. Болл,
JO Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
качественные, микроаналитические исследования в арт-терапии, основанные на учете се реального контекста и самых разнообразных нюансов взаимодействия пациента и психотерапевта, их поведения и взаимоотношений, а также продуктивных и непродуктивных форм их коммуникации, могут оказать решающее влияние на дальнейшее развитие арт-терапии.
Несмотря на то что психодинамический подход во многих странах, в том числе в тех, где сложились наиболее сильные авторитетные школы арт-терапии, продолжает выступать в качестве одной из основных моделей арт-терапевтической практики, в последние годы все чаще указывается на то, что он сдерживает дальнейшее развитие арт-терапии. Делаются попытки использовать иные теоретические подходы, в частности общую теорию систем, социальную теорию, теорию культуры и др. Очевидно, что, вступая в психотерапевтические отношения, клиент и специалист привносят в них не только опыт детства и своих отношений с наиболее близкими и значимыми для них людьми, но и опыт социализации и своих отношений с широким кругом лиц, с которыми они так или иначе связаны. Использование социальной теории позволяет лучше понять, каким образом социальный опыт клиента и психотерапевта влияет на их отношения и динамику арт-терапевтического процесса. «При этом, — пишет Тауссиг, — клиент воспринимается не как отдельно взятый невротик, но как лицо, испытывающее на себе влияние определенных социальных норм, которые могут иметь иррациональный, неконструктивный или негативный характер. При таком подходе.., клиенты могут получить для себя немало ценного благодаря ясному пониманию своего положения в обществе. В рамках такой социокультурной, или социальной, арт-терапии бессознательное выступает в качестве метафоры, а симптомы — в качестве "знаков" социальных отношений, принимаемых за естественные или биологические процессы» (Taussig, 1980, р. 4). Очевидно, что «психотерапевтическое пространство», являющееся основной «ареной» взаимоотношений клиента и психотерапевта, не является ни «закрытым» для влияний извне, ни «нейтральным». Оно выступает в качестве одного из элементов систем более высокого порядка. Следует признать, что создаваемая клиентом художественная продукция, опосредуя его отношения с психотерапевтом, так или иначе тоже является частью этих систем. В каждый момент арт-терапевтического процесса содержание изобразительной продукции является «продуктом» взаимодействия клиента, психотерапевта и так называемого ин-тертекстуального пространства — разнообразных и так или иначе влияющих друг на друга культурных текстов. При этом культурные тексты являются не только средством отражения смысла изобразительной продукции и отношений клиента и психотерапевта, но и инструментом создания новых смыслов и реальности, а точнее, множества «виртуальных» реальностей, часто вовсе независимых друг от друга. Одним из способов преодоления ограниченности традиционных психодинамических подходов для объяснения отношений клиента и психотерапевта в арт-терапии, по мнению С. Хоган (Hogan, 1998), был бы анализ этих отношений с учетом разных контекстов их рассмотрения, а именно социального и культурного опыта клиента и психотерапевта. «Этот анализ, — пишет С. Хоган, —
Глава 3. Основные факторы психотерапевтического воздействия п арт-терапии 59
тивности, болезни, неблагополучия и здоровья» (Hogan, 1998, р. 37). По ее мнению, «более глубокий анализ реального положения представителей различных социальных групп может стать частью арт-терапевтического процесса... По меньшей мере арт-терапевт должен стремиться к тому, чтобы в деталях исследовать актуальные социально-экономические условия жизни клиента, а не ограничиваться исследованием его раннего детского опыта, рассматривая его через призму редуктив-ной теории... либо анализом групповой динамики, который не позволяет оценить всего многообразия актуальных для клиентов проблем» (там же, р. 38).
Очевидно также, что психотерапевтические отношения невозможно рассматривать в отрыве от той системы этических норм и установок, которые их регулируют и являются одним из факторов создания «безопасного психотерапевтического пространства». На сегодняшний день в тех странах, где арт-терапия признана в качестве самостоятельной дисциплины, арт-терапевты ориентируются на специальные кодексы этических норм и принципов профессиональной деятельности (см., например, Code о/Ethics and Principles ofProfessional Practice forArt Therapists, BAAT, 1994). Эти кодексы во многом повторяют те, которые регулируют деятельность психотерапевтов и психологов-консультантов, в частности этический кодекс Европейской ассоциации психотерапии {European Association for Psychotherapy, 1999) и этический кодекс Европейской ассоциации консультирования (European Association for Counseling, 1999). Это относится, например, к признанию того, что 1) арт-терапевт в своей деятельности руководствуется прежде всего интересами клиента (пункт 1.4 Этического кодекса Британской ассоциации арт-терапев-тов); 2) арт-терапевт не допускает дискриминации клиентов на основе их расовой, классовой, культурной, половой принадлежности, их семейного положения, физического или психического статуса, вероисповедания, сексуальной ориентации и возраста (пункт 1.3); 3) арт-терапевт строго соблюдает конфиденциальность в своих отношениях с клиентом (пункт 1.7); 4) профессиональный уровень и готовность к психотерапевтической работе арт-терапевта регулярно оцениваются посредством супервизий.
Вместе с тем в этических кодексах арт-терапевтов содержится ряд тех положений, которых нет в названных этических кодексах психотерапевтов и психологов-консультантов, но которые имеют большое значение для арт-терапевтической деятельности. Таковым, в частности, можно считать пункт 1.7 этого же кодекса, гласящий, что арт-терапевт, желающий использовать любой полученный в ходе работы с клиентом вербальный, изобразительный или письменный материал с целью научных исследований, образования, публикации или экспонирования, должен получить на это согласие клиента, известив его о целях использования материала; психотерапевт должен в дальнейшем соблюдать анонимность клиента и не использовать созданные клиентом работы для продажи и получения от этого личной выгоды (ВААТ, 1994).
Нельзя не признать, однако, что все используемые в тексте этических кодексов арт-терапевтов формулировки являются всего лишь «рамочными»; их использование в реальной работе психотерапевта связано с необходимостью всесторонней оценки им последствий своих действий для клиента, его близких и других людей, а также с возможностью конфронтации с внешним профессиональным окружени-
Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
ем, социальными институтами, культурными стереотипами и собственными эмоциональными проблемами. Современные специалисты по арт-терапии действуют в «многомерной реальности* психотерапевтических отношений, связанной как с их собственной внутренней реальностью, так и с динамично изменяющейся внешней реальностью. Никакая теория, правовые и этические нормы не могут быть достаточными и исчерпывающими для того, чтобы ее описать и гарантировать «непогрешимость» позиций специалиста. Он должен сохранять высокую степень открытости — той открытости, которую К. Стейси называет «постмодернистской сенси-бильностью* и утверждает, что приверженность ей «...заставляет психотерапевта постоянно корректировать свои представления о мире, быть готовым к тому, чтобы действовать в многомерной реальности, развивать свои социальные взгляды, а также определять и анализировать те системы представлений, которые играют ведущую роль в нашем осмыслении всего того, что находится вне и внутри нас* (Stacey, 1993, р. 11).
Психотерапевтические отношения в арт-терапии и различные влияющие на них факторы отражены на рис. 1. Как видно на рисунке, психотерапевтические отношения строятся в психотерапевтическом пространстве, обладающем своими границами, отделяющими клиента и психотерапевта от внешнего профессионального, семейного и социального окружения. В то же время эти границы проницаемы, что позволяет наряду с другими системными признаками считать психотерапевтические отношения открытой динамической системой.
Клиент и психотерапевт являются основными элементами данной системы, взаимодействующими друг с другом как напрямую, так и посредством изобразительных материалов и обладающими личными границами, степень открытости которых может быть различной. Между клиентом, психотерапевтом и изобразительными материалами/продукцией имеется обратная связь.
Кроме того, обратная свя:1Ь имеется между клиентом и психотерапевтом и их внешним окружением, а также «вовлеченным, независимым наблюдателем* (в качестве которого могут выступать, например, исследователь или супервизор). На рисунке также показаны межличностные границы, связанные с ролевыми аспектами и структурой психотерапевтических отношений и проявляющиеся, например, в наличии так называемой «психотерапевтической дистанции» (либо в «отстраненной*- позиции «вовлеченного независимого наблюдателя*).
Разнообразные внешние и внутренние факторы психотерапевтических отношений, а также их общие системные особенности во многом определяют динамику арт-терапевтического процесса и способы психотерапевтического взаимодействия и используемые психотерапевтом на разных его этапах и в разных клинических ситуациях интервенции, что будет подробнее рассмотрено в последующих главах.
Что касается внутренних факторов психотерапевтических отношений, то одним из них является система мировоззрения клиента и психотерапевта, включающая самые разные аспекты — аксиологические, этологические, логические, эпистемологические, онтологические, индивидуальные способы восприятия пространства и времени и концептуализации образа «Я* (Myers, 1991). В тех случаях, когда они не совпадают, для продолжения арт-терапевтической работы могут возникнуть непреодолимые препятствия.
Гласа 3. Основные факторы психотерапевтическое!) воздействия в арт-терапии
ОБЩЕСТВО
'
изобразительный материал
личностные границы
границы психотерапевтического пространства
1 — клиент: биопсихосоматический статус; темперамент; установки; личностные особен-
ности и проблемы; мировоззрение и самосознании (в том числе аксиологические, зто-логические, эпистемологические, логические, онтологические аспекты самосознания, способы восприятии пространства и В|юмсни, образ->Яа); опыт предыдущей психотерапевтической работы; культурный опыт; интерноршовапные нормы и ценности;
2 — психотерапевт: то же, что и у клиента, плюс профессиональные умения, опыт и теоре-
тические взгляды;
3 — вовлеченный независимый наблюдатель в трех позициях наблюдения: то же, что и у
психотерапевта, плюс различные модели описания и анализа наблюдаемых в психотерапевтических отношениях феноменов (системная, исиходинамичеека!], обсервационная, групповая, бихевиоральная, кросс-теоретическая (эклектическая), социально-ролевая и другие модели).
Рис. 1. Психотерапевтические отношения арт-терапии и различные влияющие на них факторы
Включаясь в систему психотерапевтических отношений, «вовлеченный независимый наблюдатель* использует различные модели описания и анализа наблюдаемых феноменов — системную, пс и ходи нам и чес кую, обсервационную, групповую, бихевиоральную, кросс-теоретическую (эклектическую), социально-ролевую и др. (Calish, 1998).
62 Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
Резюме
Психотерапевтические отношения выступают в качестве важнейшего фактора лечебного воздействия в арт-терапии. Несмотря на то что представители ее различных направлений обосновывают его действие по-разному, все они признают его решающее влияние на течение и результаты арт-терапевтического процесса.
Психотерапевтические отношения в арт-терапии имеют свою динамику и особенности, что связано с тем, что они опосредуются изобразительной деятельностью клиента и в той или иной степени отражают стадийный характер процесса художественной экспрессии.
На психотерапевтические отношения в арт-терапии оказывают влияние различные внешние и внутренние факторы. К первым относятся профессиональное, семейное и более широкое социальное окружение клиента и психотерапевта. Ко вторым — их индивидуальные особенности, самосознание и мировоззрение, мотивации, установки, ожидания, опыт предшествующей психотерапевтической работы, культурный опыт, интериоризованные нормы и ценности.
Применение новых подходов к описанию и анализу психотерапевтических отношений, в том числе связанных с включением в «психотерапевтическое пространство» «вовлеченного независимого наблюдателя» и использованием им различных моделей описания и анализа наблюдаемых феноменов, может многое дать для дальнейшего развития теории и практики арт-терапии.
Фактор интерпретации
и вербальной обратной связи
Интерпретация и вербальная обратная связь являются третьим основным фактором психотерапевтического воздействия в арт-терапии. Роль этого фактора может быть различна в зависимости от индивидуальных особенностей клиента, в том числе его способности к вербализации своих чувств и мыслей, а также от тех подходов и моделей работы, которых придерживается специалист. Столь же различными могут быть и конкретные формы вербального обсуждения изобразительной деятельности и продукции клиента и других аспектов арт-терапевтического процесса. Как бы то ни было, их основная задача заключается в том, чтобы помочь клиенту в осознании содержаний своего внутреннего мира и их связи с системой его отношений.
В целом можно говорить о постепенном повышении роли интерпретации и вербальной обратной связи в процессе становления и развития арт-терапии и все более активного использования арт-терапевтами достижений вербальной психотерапии. Интерпретация и вербальная обратная свя;)Ь тесно связаны с наблюдением клиента за своим поведением и его рефлексией собственных потребностей и нери-живаний. Как было отмечено а первой главе, арт-терапия как метод предполагает
Глава 3. Основные факторы психотерапевтического воздействия о арт-терапии 63
использование тех или иных приемов, направленных на обучение клиента видению в своей изобразительной продукции некоего смысла, осознанию ее связей со своим внутренним опытом, и все это — при возможно более точном вербальном описании (Betensky, 1995).
Многие виды интерпретации и вербальной обратной связи можно отнести к «интервенциям, направленным на смыслообразование» (Ball, 2000). С точки же зрения системного подхода различные виды вербального обсуждения связаны с использованием энергоинформационного обмена между клиентом и психотерапевтом, рассматривающегося в качестве одного из отличительных свойств открытых развивающихся систем и тесно связанного с процессом их прогрессивной дифференциации.
Интерпретация и вербальная обратная связь неотделимы от психотерапевтических отношений и реализуются главным образом посредством «диалога» клиента и психотерапевта. В то же время интерпретация, рефлексия и осознание клиентом содержаний своего внутреннего мира и изобразительной продукции в какой-то мере возможны вне психотерапевтических отношений, в силу увеличения внутри психической дистанции к развития у него способности к ведению «внутреннего диалога* и художественных описаний и иных видов творческой работы на основе создаваемых им образов.
Можно говорить о том, что интерпретация и вербальная обратная связь в значительной мере строятся на фундаменте символической коммуникации, активизирующейся по мере перехода клиента от непосредственного отреагирования своих чувств и потребностей в поведении к более структурированным формам деятельности, связанным с художественной и иными видами творческой экспрессии. «Удерживание* «сырых* аффектов в границах «психотерапевтического пространства» является предпосылкой их трансформации в символические образы с последующим осознаванием скрытого в них смысла. Пытаясь обосновать целесообразность вербальной обратной связи в арт-терапевтическом процессе, Р. Гудман (1999) указывает на то, что арт-терапия дает клиенту возможность одновременно иыступать в качестве «свидетеля *■ и «непосредственного участника* изобразительного процесса и проводить рефлексию своего травматичного опыта, «переводя* информацию о нем с эмоционального на когнитивный уровень.
На используемые в арт-терапии формы интерпретаций в значительной мере повлияли психоанализ и аналитическая психология Юнга. Многие западные психотерапевты до сих пор при обсуждении с клиентом его изобразительной продукции используют технику «свободных ассоциаций» и различные процедуры «амплификации», стремясь получить от клиента как можно более детализированный отчет о тех ассоциациях, которые вызывают у него созданные им образы, о каких событиях прошлого и настоящего они ему напоминают, какие мифологические или культуральные представления они затрагивают и т. д. Большое значение придается также обсуждению содержания изобразительной продукции в контексте психотерапевтических отношений, поскольку она может отражать те чувства клиента, которые связаны с переносом.
Большинство арт-терапевтов избегают прямых интерпретаций изобразительной продукции клиента, считая, что это может блокировать у клиента желание и
Часть!. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
способность самостоятельно доходить до осознания ее содержания, а также чревато проекцией на изобразительную продукцию клиента их собственных потребностей и переживаний. Тем не менее при определенных обстоятельствах психотерапевт может вербализовать в своем общении с клиентом собственные чувства, связанные с изобразительной продукцией клиента, что способствует установлению и поддержанию эмоционального резонанса, активизации психотерапевтического «диалога» и созданию определенной системы «разделенного смысла». Как отмечают Сандлер (Sandier, 1988) и Эмде (Emde, 1990), взаимность и разделенный смысл в психотерапевтической работе чрезвычайно важны как для клиента, так и для психотерапевта, поскольку стимулируют развитие психотерапевтических отношений и повышают организованность психических процессов и эмоциональной экспрессии клиента.
В большинстве случаев при проведении обсуждения изобразительной продукции клиента арт-терапевты используют либо вопросы, либо так называемые открытые утверждения, дающие клиенту возможность завершить их так, как ему захочется, и оставляющие ему определенную свободу выбора. Как правило, задаваемые психотерапевтом вопросы направлены на то, чтобы дать клиенту возможность рассказать о своей работе так, как он считает нужным; прокомментировать различные части рисунка и изображенные на нем предметы и персонажи; привести свои ассоциации с цветом, а также рассказать о том, как, по мнению клиента, его работа связана с его жизненной ситуацией (Гудман, 2000). Ссылаясь на Я. Бо-верс (Bowers, 1992) и В. Окландер, Р. Гудман рекомендует в процессе обсуждения обращать внимание на особенности интонаций, положение тела, выражение лица и ритм дыхания клиента, с тем чтобы при наличии у него признаков сильного эмоционального напряжения переключить его внимание на другую тему. Она также советует обратить особое внимание на отсутствующие части изображения и пустые пространства в рисунке; просит клиента рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения и т. д.
В целом эту технику обсуждения изобразительной продукции вряд ли можно связать с каким-то конкретным автором. Очень многие специалисты делают примерно то же самое, ничего не зная о работах Окландер и Боверс. Разнообразие привлекаемых во время обсуждения изобразительной продукции ассоциаций и широта охвата любой имеющей к ней отношение информации имеют большое значение не только для проверки диагностических гипотез, но и для достижения психотерапевтического эффекта. Чем шире круг ассоциаций клиента, связанных с работой и процессом ее создания, а также данных о состоянии и системе отношений, которые попадают в поле зрения специалиста и клиента в ходе обсуждения, тем вероятнее осознание клиентом содержания своей изобразительной продукции и ее связи со своим внутренним миром, отношения с психотерапевтом и другими людьми. Следует, однако, учесть, что каждому клиенту присущи индивидуальный темп работы и разная степень готовности к установлению ассоциативных связей. Вполне возможно, что они будут возникать у него постепенно, психотерапевту не следует торопить клиента, пытаясь «вытянуть* да него все новые и новые ассоциации и признания.
Большое значение может иметь обсуждение целой серии работ, созданных клиентом за определенное время. При этом стоит обратить внимание на наличие в его
Глава 3, Основные факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии 65
изобразительной продукции сквозных тем или элементов, а также на их связь с его переживаниями и теми событиями, которые происходили в его жизни за этот период. Во многих случаях подобные обсуждения могут служить важным средством интеграции опыта и осознания произошедших в мироощущении клиента изменений, Очевидно, что при проведении обсуждений психотерапевт будет прежде всего задавать те вопросы, которые направлены на проверку имеющихся у него гипотез относительно существующих у клиента проблем или заболевания, его отношения к окружающим и самому себе и т. д. Независимо от того, будет ли психотерапевт пользоваться так называемыми динамическими формулировками, психологическими или клинико-психиатрическими понятиями, уточняющие вопросы помогут ему эти гипотезы подтвердить или опровергнуть. Тем не менее нельзя не признать, что, даже пользуясь вопросами и «открытыми утверждениями?-, специалист порой может повлиять на характер ответов клиента и «навязать* ему свое видение его работы, проблем и жизненной ситуации в целом. Как отмечают А. Чепмен и М. Чеп-мен-Сантана(2001), некоторые психотерапевты, задавая пациенту вопросы и давая собственные оценки, показывают ему, какая информация представляет для них интерес, а какая — нет, поэтому «пациент... предпочтет впредь сообщать психотерапевту лишь ту информацию, которая вызовет у того наибольший интерес, хотя и не будет при этом осознавать, что определенным образом ее "фильтрует". Подобная "фильтрация" начинает действовать уже в ходе третьей или четвертой сессии, тем самым лишая психотерапию проблемно-ориентированного характера и превращая ее в пародию на психотерапию* (с. 33-34).
Даже если специалист вполне искренне стремится при этом «установить истину» и помочь клиенту, это не значит, что он не навяжет клиенту своими вопросами И суждениями тех форм профессионального и культурного дискурса, носителем которых он является. Как признается одна из клиенток, «мне кажется, что, лишь когда я заболела, я впервые поняла, что значит быть жертвой... Я внезапно осознала, что... попала ^медицинский дискурс. Я <...> увидела себя в роли пушечного мяса, перемещаемого между врачами и консультантами... Я начала видеть, каким образом посредством своей профессии они конструируют свое мировоззрение и что мои потребности не имеют для них никакого значения. Я была пациенткой, с которой нужно было что-то сделать; которую нужно было "вылечить"; но при этом я для них не существовала — не существовала за пределами того образа, который сформирован их дискурсивной моделью» (цит. по: Hevey, 1992, р. 120).
Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 763 | Нарушение авторских прав
|