АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии 7 страница
Автору этой книги, многие годы проработавшему в системе психиатрического обслуживания, справедливость этих слов очевидна. Ни один, даже самый квалифицированный и искренне исполняющий свой профессиональный долг специалист не застрахован от «навешивания* на своих клиентов тех образов и диагнозов, которые связаны с используемыми им формами профессионального дискурса. Единственной возможностью избежать этого является его способность к «декон-струированиюв- этих форм профессионального дискурса и выход за их пределы. Для этого он должен использовать контекстуальный анализ и множество ракурсов рассмотрения всего происходящего в арт-терапевтическом процессе и пытаться осмыслить культурные, социально-экономические, правовые, политические и институциональные основы своей деятельности, а также свои собственные взгляды, ценности и установки.
Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
Важная роль при проведении обсуждений может принадлежать также оценке тех дискурсивных моделей, носителем которых является сам клиент, поскольку они в значительной мере определяют способы концептуализации им своего опыта и образа «Я», иными словами, то, как он формулирует в общении с психотерапевтом свои мысли и описывает свои проблемы и переживания. Следует учесть, что дискурс связан не только с вербальной коммуникацией, но и с визуальными обра-зами, а потому имеется высокая степень соответствия между созданным клиентом в арт-терапевтическом процессе визуальным рядом и тем, как он его интерпретирует и описывает. Это так или иначе связано с его социальным и культурным опытом, в том числе опытом предшествующей психотерапевтической работы и общения с разными специалистами, а также с его расовой и этнической принадлежностью, образованием и профессией, возрастом, полом, сексуальной идентичностью и т. д. Как утверждает С. Хоган (Hogan, 1997), «дискурсивные модели определяют различные формы репрезентаций и, следовательно, опыта людей и понимания ими окружающего мира; они влияют на то, каким образом представители разных социальных групп воспринимают себя и представителей других групп, и то, как они выражают свои взгляды в различных способах вербальной и визуальной коммуникации» (р. 3). Все это позволяет считать, что используемые в арт-терапевтическом процессе способы интерпретации и вербальной обратной связи не могут быть независимы от социальных и политических отношений — прежде всего отношений господства и подчинения, которые так или иначе преломляются в диалоге клиента и психотерапевта и ролевых моделях их взаимодействия. Многие специалисты этот факт попросту не осознают в силу того, что отношения господства и подчинения ими интериоризованы и являются частью усвоенного ими социального и культурного опыта. Не осознавая этого, в своих отношениях с клиентом они воспроизводят культурные стереотипы и различные формы социального, тендерного, расового, этнического и иного неравноправия и так или иначе служат интересам господствующей идеологии и тех или иных социальных институтов, но отнюдь не интересам клиентов, предлагая им под видом психотерапии различные виды «утешительного нонсенса*.
Резюме
Интерпретация и вербальная обратная связь являются третьим важнейшим фактором психотерапевтического воздействия в арт-терапии. Независимо от конкретных форм обсуждения изобразительной продукции и других аспектов арт-терапевтического процесса их основная задача заключается в том, чтобы помочь клиенту в осознании различных содержаний своего внутреннего мира и их связи со своими проблемами и системой отношений.
Несмотря на длительную практику использования различных видов обсуждения в арт-терапии, лишь в последнее время, главным образом благодаря применению контекстуального анализа, социальной теории, теории культуры и различных приемов постмодернистского «деконструирования*. специалисты в этой области начинают осознавать то, что любые интерпретации и иные виды вербальной обратной связи так или иначе отражают господствующие в обществе отношения неравноправия и тесно связанные с ними формы культурного и профессионального дискурса.
Глава 4
Арт-терапевтический
процесс и его системное описание
В современной арт-терапевтической литературе понятие арт-терапевтического процесса обозначает разнообразные изменения в поведении, состоянии и отношениях клиента и психотерапевта в ходе их совместной работы, приводящие в конечном счете к достижению определенных психотерапевтических результатов. Предполагается, чтп, как и любая психотерапевтическая работа, арт-терапевтический процесс также имеет начало, середину, совпадающую с моментом наиболее значимых для успеха психотерапии изменений, и завершение (терминацию). Признается также, что на динамику арт-терапевтического процесса оказывают влияние самые разные факторы, в связи с чем в одних случаях она может быть наиболее выраженной, а в других — минимальной.
Имея много общего с любым процессом психотерапии, арт-терапевтический процесс обладает своими особенностями. Они в значительной степени связаны с тем, что отношения клиента и психотерапевта опосредуются изобразительной деятельностью клиента и отражают процесс художественной экспрессии. Поскольку этот процесс, как было отмечено в первой главе, имеет стадийный характер, это так или иначе влияет на динамику арт-терапевтического процесса. В свою очередь отношения клиента и психотерапевта и их изменения в арт-терапевтическом процессе отражаются на художественной экспрессии клиента.
В истории арт-терапии имели место попытки описания происходящих в арт-терапевтическом процессе изменений с использованием тех или иных подходов, однако они трактовались при этом весьма противоречивым образом, что было связано со стремлением исследователей следовать достаточно жесткой системе пред-
68 Часть I, Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
ставлений и рассматривать эти изменения в рамках какой-либо одной теории. Вместе с тем, как отмечает Б. Болл (2001), «имеется явный дефицит системных исследований тех моментов арт-терапевтического процесса, которые связаны с реальными изменениями в состоянии и взаимоотношениях пациента и арт-терапевта. Именно такие исследования могли бы помочь нам приблизиться к пониманию загадочных механизмов лечебного воздействия арт-терапии. В прошлом необходимость в наблюдениях за изменениями в ходе арт-терапевтического процесса, как правило, игнорировалась. При этом для его описания автоматически применялись определенные теоретические представления. Между наблюдениями за реальным арт-терапевтическим процессом и его теоретическим обоснованием существует тесная диалектическая связь... Наблюдения <...> обусловлены личным и профессиональным опытом специалиста, а также его теоретическими представлениями... В то же время он должен сохранить высокую степень восприимчивости к тому, что происходит в ходе сессий между психотерапевтом и клиентом, а также в их внутреннем опыте» (с. 14-15).
Новые подходы к исследованию арт-терапевтического процесса, таким образом, могли бы предполагать:
во-первых, наблюдение за самыми различными проявлениями в поведении и состоянии его участников;
во-вторых, осторожность в использовании тех или иных теоретических моделей, необходимую для того, чтобы сохранить высокую степень открытости исследователя к изучению новых явлений и того, что он не может объяснить в рамках существующей теории.
В данной главе делается попытка системного описания арт-терапевтического процесса. При этом наряду с эклектическим использованием элементов разных теоретических подходов нами применяются некоторые положения общей теории систем, дополняемые стратегией постмодернистского «деконструироваиия», которое можно рассматривать в качестве одного из метаметодов современного научного познания. Несмотря на то что использование обшей теории систем не может являться «исчерпывающим*, одно из ее несом ценных достоинств, по мнению Д. Фримена (2001), «заключается в том, что она дает достаточно широкую и детально разработанную теоретическую базу, позволяющую соотнести друг с другом разные теории и сформировать целостную картину разного уровня сложности» (с. 57). Он также отмечает, что «одним из достижений системного подхода является то, что он позволил определить системный характер поведения, не стремясь при этом к уточнению преимуществ той или иной психологической теории. Системный подход, подчеркивая таким образом общность системных принципов поведения, отличается теоретической "нейтральностью"* (там же, с. 58).
На сегодняшний день системный подход с успехом реализуется, в частности, в системной семейной психотерапии (Mimichin & Fishman, 1981; Haley, 1971; Фримен, 2001), а также в некоторых направлениях групповой динамической психотерапии (см., например, McKenzie, 1997). Системный подход также реализуется в контексте новых микроаналитических качественных исследований психотерапевтического процесса (Rhodes & Greenberg, 1994; Safran & Muran, 1994).
Глава 4. Арт-терапевтический процесс и ею системное описание 69
В последние годы стали появляться и отдельные публикации, посвященные системным исследованиям в арт-терапии (Ball, 2000; Болл, 2001). Вместе с тем этих работ явно недостаточно.
При системном описании арт-терапевтического процесса автор исходил из следующих основных представлений.
1. Психотерапевтические отношения представляют собой открытую «живую» систему, включающую в себя в качестве основных элементов клиента, психотерапевта и изобразительный материал/продукцию и обладающую разными системными характеристиками (открытость, наличие информационных каналов, связывающих составляющие ее элементы друг с другом и с внешней средой, способностью к целеполаганию)1.
В качестве иллюстрации данного представления предлагаем воспользоваться рис. 1.
Являясь открытой системой, психотерапевтические отношения в арт-терапии имеют определенные структурные, функциональные и генетические характеристики. Ее структурные характеристики связаны с наличием внешних границ системы психотерапевтических отношений, личностных, а также межличностных границ, определяемых нормами поведения клиента и психотерапевта и ролевыми аспектами их взаимодействия. К функциональным характеристикам данной системы можно отнести многообразие форм поведения и состояния клиента и психотерапевта в ходе их прямой и опосредованной художественной экспрессией клиента интеракции, направленной в конечном счете на достижение психотерапевтического результата. К генетическим характеристикам данной системы относится изменение характера психотерапевтических отношений, а также поведения и состояния клиента и психотерапевта на разных этапах психотерапевтического процесса.
Различные факторы психотерапевтического воздействия и используемые в арт-терапевтическом процессе интервенции могут рассматриваться в качестве внутренних ресурсов и механизмов, необходимых для достижения определенных психотерапевтических результатов, что связано с прогрессивной дифференциацией данной системы и проявлением механизма динамического равновесия.
Связанная с арт-терапевтическим процессом прогрессивная дифференциация данной системы проявляется в формировании каналов энергоинформационной связи с окружающей средой; распределении функций между ее элементами; совершенствовании механизмов обратной связи; повышении степени структурности и т. д. Происходящие на разных этапах арт-терапев-
Признавая психотерапевтические отношения и арт-терапии открытой системой, мы тем не менее допускаем разную степень ее открытости. При определенных обстоятельствах, в частности в условиях жесткого институционального или идеологического давления, при использовании психотерапевтом догматической системы взглядов, его чрезмерной директивное™, при наличии у клиента определенных психических расстройств и т. д., психотерапевтические отношения становится закрытой системой, что отражается на динамике арт-терапевтического Процесса. — Примеч. пит.
70 Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
тического процесса системные изменения можно рассматривать на трех основных уровнях — внутриличностном (изменения в состоянии, установках, способах психического реагирования клиента и психотерапевта); межличностном (изменения в отношениях клиента и психотерапевта); социальном (изменения в отношениях клиента с семейным, профессиональным и более широким социальным окружением).
5. С учетом того, что изобразительные материалы/продукция являются третьим элементом системы психотерапевтических отношений в арт-терапии, опосредующим взаимодействие клиента и специалиста и в то же время выступающим в качестве одного из механизмов их связи друг с другом и с внешним миром, художественная экспрессия клиента и создаваемая им изобразительная продукция в значительной мере отражают происходящие на разных этапах арт-терапевтического процесса системные изменения разного уровня (внутриличностного, межличностного, социального). Более того, художественная экспрессия и продукция являются не только «зеркалом», но и одним из факторов этих изменений.
На основе наблюдений за реальным арт-терапевтическим процессом можно говорить о его следующих основных этапах:
подготовительном этане;
этапе формирования отношений и начала изобразительной деятельности клиента;
этапе укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента;
завершающем этапе (терминации).
Подготовительный этап
Подготовительный этап арт-терапевтического процесса включает:
первую встречу с клиентом, получение от него первичных данных и определение показаний для арт-терапии;
разъяснение клиенту содержания и особенностей арт-терапевтической работы, основных правил его поведения и тех возможностей для художественной экспрессии, которые имеются в его распоряжении;
заключение психотерапевтического контракта, регламентирующего общие цели и условия арт-терапевтической работы, количество, частоту и продолжительность сессий и другие моменты;
создание «безопасного пространствам.
Несмотря на то что арт-терапия может использоваться максимально широким кругом клиентов, перед началом работы необходимо определить, насколько целесообразным может быть ее использование с тем или иным клиентом. Показания для применения арт-терапии определяются характером проблем или заболевания клиента, степенью имеющихся у него психических или физических ограничений,
Глава 4. Арт-терапеатический процесс и etu системное описание 71
возрастом, его коммуникативными возможностями, уровнем мотивации к арт-те-рапевтической работе, ожиданиями от нее и рядом других факторов. Следует учесть, что некоторые категории клиентов, обычно не подлежащих вербальной психотерапии (например, олигофрены, лица с тяжелыми психическими заболеваниями или речевыми нарушениями, лица преклонного возраста с нарушениями памяти и внимания), при определенных условиях могут довольно успешно заниматься с арт-тсрапевтом индивидуально или в группе. Это связано с тем, что, имея сниженные способности к вербальной коммуникации, они нередко могут выражать свои переживания в изобразительной форме. Даже если некоторые из них не способны создавать художественные образы, простая манипуляция и различные виды игр с изобразительными материалами оказываются очень важными для их активизации, тренировки сенсомоторных навыков, развития невербального мышления и других функций.
Тем не менее принято считать, что в качестве самостоятельного лечебно-кор-рекционного метода арт-терапия подходит прежде всего клиентам с негрубой психической патологией в форме неврозов или личностных расстройств. Более серьезные психические нарушения могут являться препятствием для формирования психотерапевтических отношений. Однако даже с ними арт-терапия может быть использована в качестве одного из элементов комплексной лечебной или реабилитационной программы, дополняя методы биологической терапии, социальную работу и иные формы психотерапии.
Особую ценность арт-терапия может иметь для работы с теми детьми и взрослыми, у которых имеются затруднения в выражении и вербализации своих чувств и мыслей, например в силу речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности самих переживаний и наличия значительных внутренних барьеров для их выражения (например, у лиц с посттравматическим стрессовым расстройством, наркотической или алкогольной зависимостью и т. д.). Это не значит, конечно же, что арт-терапия не может быть эффективной в работе с теми, у кого имеется достаточная способность к вербальному общению. Для таких людей художественная экспрессия может являться альтернативным средством общения, позволяющим им выразить свои мысли и переживания с большей полнотой и убедительностью.
Наличие у клиента художественных способностей и навыков изобразительной работы сколь-либо большого значения при этом не имеет. При определении показаний к проведению арт-терапии специалист может отчасти ориентироваться на те критерии, которые используются при отборе клиентов для использования иных форм психотерапевтической работы. При этом он учитывает ту информацию, которая содержится в направлении, и то, что сообщает ему сам клиент (или его родственники и прочие лица). В некоторых случаях могут использоваться иные источники информации: так, при работе психотерапевта в социальной сфере это могут быть сведения от социального работника; при работе в школе — сведения от педагога или психолога и т. д.
Многое может проясниться в ходе первой встречи с клиентом, когда психотерапевт выясняет его основные жалобы или проблемы, собирает сведения об истории его жизни, оценивает его биопсихосоциальный статус, время появления у кли-
72 Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
ента тех или иных нарушений и их изменение с течением времени, а также определяет ожидания клиента относительно арт-терапевтической работы. Кроме того, в ходе первой встречи с клиентом психотерапевт также объясняет ему основные правила и условия проведения арт-терапии, а также содержание и общие задачи работы.
Принципиально важным моментом подготовительного этапа арт-терапевтического процесса является получение от клиента добровольного согласия на проведение арт-терапии, что, конечно же, невозможно без его информированности о характере, задачах и содержании арт-терапевтической работы. Поэтому психотерапевт должен предоставить клиенту эту информацию. Чаще всего за этим может следовать обсуждение с клиентом (либо с его родственниками или иными представителями, если клиент несовершеннолетний или имеет ограничения дееспособности) условий психотерапевтического контракта. Контракт регламентирует основные цели и содержание арт-терапевтической работы, ее продолжительность, общее число сессий, их частоту и продолжительность, Взаимные обязательства сторон, порядок и размер оплаты услуг специалиста и другие моменты. Хотя соблюдение конфиденциальности в отношениях специалиста с клиентом является одним из основополагающих этических принципов его деятельности, этот момент может быть дополнительно оговорен в контракте. То же самое относится и к условиям хранения художественных работ клиента и праву его собственности на свою изобразительную продукцию.
В ходе первой встречи с клиентом психотерапевт обычно объясняет, в чем будет заключаться их совместная работа; что клиент может, а чего не может делать (например, портить инвентарь арт-терапевтического кабинета, использовать изобразительные материалы опасным для себя и окружающих образом). Как правило, психотерапевт подчеркивает, что эта работа не предполагает наличия каких-либо художественных способностей или навыков изобразительной деятельности и не ставит своей целью создание «высокохудожественных произведений». Он дает клиенту понять, что акцент будет сделан на свободном выражении клиентом своих чувств и мыслей с помощью имеющихся в его распоряжении изобразительных материалов. При этом целесообразно добавить, что это будет необходимо или весьма желательно для достижения положительных результатов арт-терапевтической работы.
К подготовительному этапу арт-терапевтического процесса относится также создание «безопасного» пространства, что является важным условием установления психотерапевтических отношений и перехода клиента к изобразительной деятельности. Безопасное психотерапевтическое пространство является условием достижения клиентом и психотерапевтом состояния внутренней защищенности, взаимного доверия и открытости. Поскольку арт-терапевтическая работа связана с использованием различных изобразительных материалов, они также могут рассматриваться в качестве составной части безопасного психотерапевтического пространства. Это имеет непосредственное отношение к оформлению арт-тераневти-ческого кабинета и его оснащению соответствующими инструментами и материалами. К. Кейз и Т. Делли отмечают, что «каждый приходящий в арт-терапевтиче-ский кабинет человек использует его по-разному и устанавливает с арт-терапевтом
Глава 4. Арт-терапевтический процесс и его системное описание 73
уникальные отношения. И хотя одно и то же пространство каждый клиент воспринимает по-своему, оно всегда будет играть одинаковую роль, являясь не только фактическим местом пребывания клиента, арт-терапевта и изобразительных материалов, но и символическим пространством» (Case & Dalley, 1992, p. 20).
Арт-терапевтический кабинет обладает уникальной атмосферой, обусловленной тем, что клиенту здесь предоставлены такие условия и средства для выражения им своих чувств и мыслей и действуют такие правила, которые отсутствуют эа его пределами. Немаловажное значение имеет и позиция самого психотерапевта, и хотя стиль его работы и используемые им методы могут быть различны, эта позиция, как правило, отличается недирективностью и мягкостью. С этой точки зрения арт-терапевтический кабинет можно рассматривать в качестве своего рода «фасилитирующей среды*. Понятие «фасилитирующая среда*, как известно, было введено Д. Винникоттом для обозначения той среды, которая создается матерью в ее отношениях с ребенком в первые годы его жизни и позволяет ребенку свободно манипулировать «транзитными объектами*. Арт-терапевтический кабинет и его оснащение могут поэтому рассматриваться как то пространство, в котором роль «транзитных объектов* выполняют различные изобразительные материалы и средства изобразительной деятельности.
Все это, по-видимому, дало основание Д. Шаверьен описать арт-терапевтический кабинет следующим образом; «Что бы здесь ни происходило, оно будет в той или иной степени отделено от повседневной жизни и является предметом для наблюдения. Это имеет очень большое значение, так как без ощущения вынесенного за пределы внешнего мира пространства будет сохраняться склонность пациента действовать и реагировать неосознанно — то есть так же, как мы ведем себя в повседневной жизни. Наличие определенных границ обеспечивает возможность для поддержания психотерапевтической дистанции. Это также позволяет клиенту отстраниться от внешнего мира и дает ему возможность психологического регресса и функционирования в качестве наблюдателя за своим собственны» поведением* (Schaverien, 1989. р. 149).
Таким образом, основными задачами психотерапевта на подготовительном этапе арт-терапевтического процесса являются следующие.
Создание атмосферы высокой терпимости, защищенности и безопасности, необходимой для установления психотерапевтических отношений и перехода клиента к изобразительной деятельности, что достигается за счет заключения психотерапевтического контракта, эмпатических качеств психотерапевта, обозначения пространственно-временных границ арт-терапевтической работы и соответствующего оборудования кабинета.
Структурирование и организация поведения клиента и его отношений с психотерапевтом посредством разъяснения клиенту правил поведения в арт-терапевтическом кабинете, основных задач и содержания работы, определения взаимных обязательств сторон и знакомства клиента с оборудованием арт-терапевтического кабинета.
Пользуясь системными определениями, можно сказать, что на данном этапе арт-терапевтического процесса происходит следующее:
74 Часть!. Основные понятия. Концепции системной арт-терапии
моделирование системы психотерапевтических отношений и ее структурно-функциональных параметров (что связано со знакомством клиента и психотерапевта, обозначением пространственно-временных границ арт-терапевтической работы, определением взаимных обязательств сторон и основных правил их поведения);
определение информационных, энергетических и материальных ресурсов системы, что связано со сбором психотерапевтом исходной информации о клиенте и оценкой его биопсихосоциального статуса, первичным налаживанием с ним эмпатического контакта, знакомством клиента с имеющимися в арт-терапевтическом кабинете материалами и инструментами изобразительной деятельности, определением показаний для арт-терапевтической работы и ее общей продолжительности, а также частоты и продолжительности сессий);
целеполагание (исходя из оценки биопсихосоциального статуса клиента, его основных жалоб и проблем и имеющихся материальных, энергетических и информационных ресурсов системы).
Этап формирования системы
психотерапевтических отношений
и начала изобразительной деятельности клиента
Этот этап арт-терапевтического процесса связан с формированием психотерапевтического альянса и переходом клиента к изобразительной деятельности, в ходе которой происходит первоначальное отреагирование им своих чувств, конфликтов и потребностей, а также тех переживаний, которые отражают его отношение к психотерапевту.
Большое значение на этом этапе работы имеют профессиональные умения, опыт психотерапевта и его личностные особенности, что является предпосылкой формирования устойчивого психотерапевтического альянса. Многое зависит также от личностных особенностей и ожиданий клиента, а также его социального и культурного опыта. На данном этапе работы, исходя из первых реакций и отношения клиента к психотерапии и его личности специалист может гибко менять используемые им тактики ведения сессий, демонстрируя большую или меньшую степень его эмоциональной поддержки.
Принципиальное значение имеет установление с клиентом эмоционального резонанса, что является одним из факторов психологической защищенности клиента и эффективного обмена с ним чувствами, представлениями и фантазиями. Многие арт-терапевты стремятся подчеркнуть равноценность своих позиций и позиций клиента и даже в некоторых случаях (как, например, в работе с детьми или с клиентами с «хрупкой психической организацией») выполнять его волю, чтобы он смог ощутить возможность управления ситуацией, что является важным средством поддержки его хрупкого чЯ». Столь же большое значение имеет признание и поддержка потребностей клиента.
Глава 4. Арт-терапевтический процесс и его системное описание 75
Следует, однако, подчеркнуть, что с учетом индивидуальных особенностей клиента, условий работы, а также стилевых отличий деятельности психотерапевта и его теоретических представлений, его действия и степень директивное™ и эмоциональной поддержки клиента на данном этапе могут быть различны. Как было отмечено, многие арт-терапевты, в особенности если речь идет о работе с клиентами с пограничными психическими расстройствами, предпочитают недирективный подход, предполагающий минимальную степень протекционизма в отношениях с клиентом и избегание вторжения в его изобразительную деятельность. Подобная позиция объясняется тем, что избыточный протекционизм и директивность со стороны психотерапевта приводят к блокированию способностей клиента к выражению своих чувств и потребностей. Кроме того, чрезмерная поддержка клиента может вызвать у него негативную реакцию. «В целом, — отмечает Фицджеральд, — чем более серьезны проблемы пациента, тем в большей поддержке он нуждается» (2001, с. 87). Однако ориентация на нозологический диагноз при этом недостаточна, и необходимо прибегнуть к иной системе оценок, чтобы определить необходимый для клиента уровень директивное™ и эмоциональной поддержки. Фицджеральд, в частности, предлагает принять во внимание:
степень нарушения социального и профессионального функционирования клиента;
характер имеющихся у него поведенческих нарушений;
способы его психологической защиты;
выраженность интраспективных черт личности.
Все это позволяет преодолеть недоверие клиента и помогает ему справиться с имеющейся тревогой и перейти к изобразительной работе.
Проведенные в последние годы систематические наблюдения за ходом арт-терапевтического процесса с использованием «вовлеченного независимого наблюдателя» (Болл, 2001) свидетельствуют о том, что для начального этапа арт-тера-певтического процесса характерна преимущественная фокусировка внимания клиента и психотерапевта на их отношениях, что связано с их «настройкой» друг на друга, стремлением понять особенности личности и реагирования другого, а также с необходимостью преодоления возможного конфликта между взаимными ожиданиями. При этом внимание клиента и психотерапевта, в отличие от вербальной психотерапии, многократно в течение одной сессии может переходить с их отношений на изобразительную работу. И даже когда их внимание сфокусировано на художественной экспрессии, она нередко отражает отношение клиента к психотерапевту.
Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 598 | Нарушение авторских прав
|