АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

История детей Берке-султановых, Ильбарса и Бильбарса.

После Берке-султана осталось два сына: старший по имени Ильбарс, младший Бильбарс, который в народе [172] более известен под именем Биличиг. Он, когда еще кормился грудью, сделался болен и у него обе ноги изувечились; голени от самых колен высохли. Оба сына, достигнув полного возраста, были бойкими, прекрасными витязями; они жили в юрте отцовском. Шахт-бехт-хан – милость Божия над ним! – овладел Мавераннагром; потому их владения отошли от них. В этом владении оставались только сыновья Ядигер-хана. Так теперь расскажем о том, как Ильбарс-хан овладел Ургенджем.

Шахт-бехт-хан овладел Мавераннагром. Султан Хусеин-мирза в Герате умер своей смертию. Шахт-бехт-хан пошел и отнял Хорасан у детей Султан-Хусеин-мирзы. У султана Хусеин-мирзы Джагатая было много сынов и внуков; двое или трое из них спаслись, а прочих всех Шахт-бехт велел убить, и в Ургендж, который был до того времени в зависимости от султана Хусеин-мирзы, послал даругу. По прошествии около шести лет после этих происшествий, шах Измаил пришел к Мерву, сразился с Шахт-бехт-ханом, и, поразив его, предал его мученической смерти. Даруга, поставленный в Ургендже Шахт-бехт-ханом, услышав об этом, ушел из Ургенджа. Шах Измаил, овладев всем Хорасаном, прислал в эту область даругу; в Харезм прислал трех даруг: одного в Хиву и Гезарасп, другого в Ургендж и третьего в Везир; присланные в Ургендж и Везир были родные братья, родом Арабы: Ургенджскому даруге имя было Сюбхан-кули-араб, Везирскому Рахман-кули-араб. Рахман-кули-араб, по прибытии в Везир, собрал вельмож городских, дал им большой пир и всем сделал подарки. В это время в Везире был ученый старик кадий Омар. Он не представлялся новому правителю, и приглашенный к пиру, не пошел туда, сказавшись больным. На утро после того дня, в который правитель давал пир, кадий Омар чрез посланного тайно пригласил к себе [173] до четырех человек из почетных граждан вместе с начальниками города и сказал им: «поздравляю вас с счастьем, какое доставляет вам новый правитель; поздравляю вас с новой верой». Вельможи изумились словам кадия и спросили его: о какой новое вере говорите вы? Кадий им отвечал: ужели вы доселе не слышали, какой веры и какого обряда шах Измаил и этот правитель? Они с клятвою говорили: «В продолжение нескольких лет нам дается правитель от того, кто бывает государем Хорасана. И на этот мы также смотрим». Кадий сказал им: «уже около четырнадцати лет тому, как шах Измаил принял то вероисповедание, в котором он ныне: а это исповедание неправое», и тут он подробно объяснил им свою мысль. «При даруге мало людей, а нас много: по страху своему он этого не открывает. Пожив несколько времени, он отнимет у нас свободу и вас, первых граждан, принудит быть хулителями асхабов. Сделав вас своими, он навяжет свою веру и всему народу, а кто этого не сделает, того убьет. Вы об этом не позаботились, отстали от правоверия и сделались неверными». Выслушавши эти слова, все первостепенные граждане Везиря приняли этот образ мыслей. Прошло около двух лет, и они не могли ничего сделать. В это время в Бакыргане был хороший человек Хисам-эд-дин, по прозванию Китал, из рода Сеид-ата. Некоторые из горожан Везиря отправились к нему и сказали: мы хотим тебя сделать государем, истребить Персов. Он им отвечал: народ сегодня готов признать меня государем, но завтра меня отвергнет. Если вы в самом деле хотите это сделать, то я найду государя из знаменитого рода. Везирцы спросили: кто же он такой? Ходжа, несколько лет, по одному разу в год, ездил в Арку к Узбекам для собрания подаяний, и потому подробно рассказал им о роде Ильбарс-хана, о его достоинствах, несчастьях и всех обстоятельствах жизни его. Для человека из [174] жителей Везиря и один от ходжи отправились к Ильбарсу с письмом ходжи и прошением от вельмож Везирских. Ильбарс вместе с своим братом Бильбарсом отправился с людьми, приехавшими за ним из Везиря, и с дороги впред себя послал их в Везирь. Они прибыли в город, известили Везирцев. Все первостепенные жители собрались и из своего заседания послали к Ильбарсу человека и говорили чрез него хану: народ, изъявляя ему подданническую покорность, просит их приехать ночью в такое место, которое не видно из города, и там укрыться, и о том известил бы их чрез посланного. Ильбарс-хан так и сделал. Когда посланный Везирцами к Ильбарс-хану человек возвратился и известил их о прибытии Ильбарса в назначенное место, тогда все граждане, и большие и малые, собрались, поставили к городским воротам стражу, истребили в городе всех Кызылбашей, не оставивши из них ни одного. На следующее утро Ильбарс вступил в город. Весь народ встретил хана и поместил его в доме, в котором жил правитель города. Народу дали общественный обед; сделавши большой пир. Узьбеки и Сарты в общем собрании единодушно возвели Ильбарса на достоинство хана, в девять сот одиннадцатом году, в год овцы (1505-6 Р. Х.). В прежнее время в зависимости от Везиря много было областей, из которых каждая имела своего правителя. Но около времени вступления в него Ильбарс-хана, оне, одна после другой, отпали от него; оставалось только три управления: Везир, Янга Шагр, Терсек. Ильбарс-хан жил в Везире; Янга шагр отдал в управление Биличиг-Султану, в Терсек поставил особого правителя.


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 497 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)