АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ОТ РЕДАКТОРА
Судьба психоанализа в нашем Отечестве оригинальна, странна и крайне неопределенна. Не затрагивая период от начала века до 60-х - 70-х годов, изложу свое личное мнение о тех метаморфозах, которые происходили либо произойдут (?) с психоанализом в нашем доме.
Метаморфоза первая. Психоанализ как запретный плод привлек внимание психологов возможно даже в большей степени, чем это соответствует его объективной ценности и значимости. Отсюда идеализация, превознесение этого отдельного, единичного метода как чудесной и сладостной панацеи. Многие доморощенные адепты восприняли (и до сих пор продолжают воспринимать) психоанализ как свой инфантильно-эротический интеллектуальный объект, повод для секса интеллектов.
Метаморфоза вторая. Сладость запретного плода не отменяет его запретности. Отсюда два важных следствия. Одно касается того, что важным мотивом формирования приверженности психоанализу был мотив по существу эдипов - желание маргиналов противостоять отеческому режиму, протестовать против отеческой (отечественной) идеологии того времени посредством контрабандного протаскивания психоанализа в свою нелегальную же практику. Так сформировался корпус доморощенных психоаналитиков - из маргиналов обиженных или оппозиционных. Сюда же вошли аутсайдеры - снобы, не имевшие счастья своевременно занять свое место под солнцем в номенклатуре профессиональных ниш. Другое следствие - закономерное возникновение подсознательного чувства вины за грех вкушения запретного (по тем временам) плода, отсюда постоянные попытки самонаказания неявными символизированными, иногда причудливыми и эксцентричными, но в конечном итоге - невротически эффективными способами.
Метаморфоза третья. Россия - страна идео- и психократии. Достаточно упомянуть об исторически стабильной тенденции придержания власти прежде всего идеологией (либо идеологизированными кулътурообразованиями) - здесь и Православие, и Третий Рим, и коммунизм, и сногсшибательный авторитет в обществе всяческих «Учителей» (от писателей до экстрасенсов). Искушение властвования психократического, психоаналитического оказалось слишком велико, чтобы снобы и маргиналы смогли отринуть его. Эдип и Лаий объединились. Психоанализ обрел характер дикого, доморощенною, старчески-инфантильного. Одновременно сохранились некоторые черты имитации, экспортной поверхностности, вторичности. Наш психоаналитик чувствует себя властно и самодостаточно, однако постоянно девиирует в практике в сторону неаналитических, а то и анти-аналитических форм работы. Желание удержать при себе отцовскую властность и власть над пациентом - и обрести детски-игровую свободу новых форм работы с клиентурой - вот то расщепление, поразившее сердце и разум психоанализа на нашей отечественной почве.
Дальнейшее - Семеро против Фив? На другом уровне возникают иные коллизии. Чем кажется и чем оказывается в конце концов психоанализ Фрейда - плод протестантизма в иудаизме и натуралистического террора в гуманитарной сфере - на почве России? Два Сфинкса задают психоаналитику разные каверзные ответы, для которых трудно (невозможно?) отыскать единственный достойный вопрос. Социальная нестабильность, распад Империи, экономическая стагнация, капиталистическое и общее одичание масс стадии накопления, мерцающее Христом и Антихристом Православие, крах и регресс национального самосознания до коммуно-фашизма - а подо всем этим слои подавленного, но живущего родоплеменного язычества.
Один вопрос - чем может стать в таком эоне психоанализ?
Другой вопрос - кем пожелает и станет в таком эоне психоаналитик?
По сравнению с этими двумя вопросами проблема издателя представляется малозначимой. Будет ли дана в руки варвара (инфантильного сноба-тирана) новая порция интеллектуального оружия для психократических погромов, либо настоящая книга выполнит свою дисциплинирующую, просветительскую и дидактическую миссию? Все сие зависит не от издателя, но от Бога, Истории, Души и Разума человека, считающего себя Человеком.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 447 | Нарушение авторских прав
|