АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Вот почему всем нам так важно знать. Что вегетативные реакции – это лишь вегетативные реакции и ничего более, они совершенно не страшны и на абсолютно не опасны.

Прочитайте:
  1. C) Исследуйте двигательные реакции
  2. А почему, собственно, у меня?
  3. А: А почему бы это не доставило мне огромного наслаждения?
  4. А: Почему вы не можете стать сумасшедшей и приходить снова. Даже если у меня есть недостатки, все это можно изменить. Я могу начать понимать вас, если вы будете помогать мне.
  5. Абсолютно узкий таз (истинная коньюгата менее 6 см.).
  6. Абсолютное снижение притока крови к миокарду
  7. Адаптивные реакции организма при гипоксии
  8. Алан: Я ничего не мог сделать правильно.
  9. Аллергические реакции
  10. Аллергические реакции

Вегетативные реакции являются совершенно и абсолютно естественными СОСТАВЛЯЮЩИМИ либой эмоциональной реакции, и потому настоящей проблемой надо было бы считать их отсутствие, а вовсе не наличие.

Покуда наш организм способен на «вегетативную бурю» - это, право, свидетельствует в его пользу и подтверждает что мы живы и здоровы!

Но главное, н что нам надо обратить внимание – это СТРАХ, ТРЕВОГА, БЕСПОКОЙСТВО. Надо осмыслить, уяснить и понять, что поскольку вегетативные реакции всегда сопутствуют нашим эмоциям (в частности и в особенности – страху), то страх, беспокойство и паника только усиливают данные вегетативные симптомы; мы напрягаемся, а потому напрягаются и органы нашего тела – прежде всего сердца и сосудов, а далее и другие органы и системы.

Вот почему, опасаясь вегетативных приступов, мы тем самым лишь провоцируем и усиливаем симптомы собственного вегетативного недомогания

Любой «уход», «бегство», «уклонение» от проблемы – только усиливает её, потому что так работает ДОМИНАНТА болезни.

Нужно чётко знать и понимать, как божий день, как отче наш, что соответствующие телесные реакции напрямую регулируются вегетативной нервной системой. Вегетативная нервная система, в свою очередь, является частью единой, общей и целой, нервной системы, а вся она целиком и полностью живёт по единым ПРАВИЛАМ и ЗАКОНАМ, главное из которых – условный рефлекс, доминанта и сознание…

Нет ничего странного в том, что у нас могут возникнуть определённые вегетативные условные рефлексы, в частности, патологический рефлекс вегетативной бури, который совершенно не страшный, ведь это обычный, в сущности, элементарный условный рефлекс, как у собаки Павлова. Что подкрепляет данный рефлекс?

СТРАХ является своеобразным подкреплением данного вегетативного рефлекса, он закрепляет привычку нашего организма реагировать на те или иные события подобным образом, т.е. «вегетативной бурей», превращая данное и случайное стечение обстоятельств в хроническую, патологическую и продолжительную проблему.

Любой рефлекс как вырабатывается, так и с успехом подвергается угасанию, т.е. исчезает, если вести себя в этих обстоятельствах «правильно». А вести себя «правильно» в данном случае – это значит больше его не подкреплять.

Что нам мешает, что ограничивает, препятствует, преграждает – это, конечно, СТРЕССЫ. К сожалению, СТЕССЫ, лежащие в основе подобных «патологических вегетативных сложносочетанных условных рефлексов» проявляются (осознаются) нами слишком поздно, тогда, когда они уже сформировались и многократно закрепились. Как говориться, понимание приходит поздно, ну как всегда… Прежде мы успеваем заметить признаки своего «телесного недомогания» и впасть поэтому поводу в тяжелейший психический стресс, образно выражаясь уже второго порядка. Иными словами, напряжение и беспокойство могут возникнуть у нас по самым разным причинам, но страх за собственное здоровье и жизнь, возникшие на фоне вполне естественной для таких состояний «вегетативной бури», способны скрыть от нас истинные причины нашего недомогания.

Как ни крути и не верти, но истинное ПОНИМАНИЕ причин нашего вегетативного дискомфорта – это залог успеха и самое мощное средство борьбы с вегетососудистой дистонией. Вот почему львиная доля времени в работе с пациентом в значительной степени должна состоять из разъяснений, а не просто приём лекарственных препаратов, овладение психотехниками и повторение психотерапевтических упражнений. Нужна и мощная философская подготовка. Поясняя и объясняя, растолковывая и рзжовывая, можно в этом смысле считать основную работу практически выполненной, остаются лишь некоторые «ориентировки»…

Симптомы вегетососудистой дистонии – это проявления дисбаланса, вегетативной нервной системы, наступающего вследствие психологического стресса, как правило, глубоко скрытого от сознания, а потому и страшного. Но, никакой опасности для здоровья эти симптомы не несут, не представляют никакой угрозы жизни.

Да, неприятно, страшно, жутко и даже больно, ну и что? А если мы понимаем, что опасности для здоровья иметь не будет, что стресс, пусть даже и скрытый, просто обязан иметь свой «вегетативный компонент», и, если, наконец, мы излечимся, то нужно лишь только потерпеть и поступить правильно. У ВСД просто нет шанса, а у нас шансов предостаточно!

Вегетососудистая дистония (ВСД) – это, быть может, самое загадочное явление из всех наших недугов. Главное, что надо усвоить каждому, страдающему вегетососудистой дистонией, что у него нет никакого телесного, соматического, терапевтического заболевания, а он просто оказался заложником своих тревог и привычек собственного организма. Ещё никто и никогда не умер от вегетососудистой дистонии, хотя это дискомфорт (мягко ещё выражаясь) и неприятен, но вовсе не столь тягостен, как мы привыкли о нём думать. Более того, как только мы разучиваемся о нём думать, так и самого этого дискомфорта становится меньше, а вегетативные приступы и вовсе исчезают, как только мы перестаём подкреплять их собственных страхом. ВСД как паразит, которые питается нашим страхом, а потому он должен жить в нас, а потому питаться, вот он нам и устраивает периодически приступы паники, а себе еду..

СТРАХ – это ещё тот «тип», он составляет отдельную проблему, а решать её в два счёта достаточно тяжело. Это привычка (страшиться) изживается довольно-таки с очень большим трудом.

Качество нашей жизни зависит от того, как мы себя ощущаем, и, если мы имеем проблему, то её надо решать. Если же мы будем целенаправленно создавать качество нашей жизни своими собственными руками, то всё остальное, уже не будет иметь никакого значения. Вот почему силы, потраченные нами на «объездку» наших же собственных привычек – привычек думать, привычек эмоционального реагировать (следовательно, реагировать определёнными вегетативными реакциями, не всегда приятными..) – просто не могут рассматриваться как «большие»

\вегетососудистая дистония делится на три вида; гипертонический, гипотонический и кардиологический. Разумеется, это деление весьма условное, речь идёт лишь о преобладании симптомов симпатики или парасимпатики, а вот при «кардиологическом типе ВСД», человек будет жаловаться на боли в области сердца. «Сердечные боли», которые испытывает больной, в действительности – боли не сердечные, а неврологические.

Для врача не представляется никакого труда определить, с чём именно связаны эти боли – с сердцем или же она является симптомом обычной межрёберной невралгии. А вот у пациента нет такой чёткой дифференцировки, а раз болит в «области сердца» рассуждает он, то значит это болит сердце, ну в области ведь сердца.. Возникший при этом СТРАХ по механизму условного рефлекса, закрепляет автоматизм появления болей в области сердца. После этого боли появляются с завидной регулярностью, участь пациента с ВСД незавидна. Он переживает и тревожится и тем самым только усиливает, таким образом, свои болевые ощущения.

Страх можно победить

(этапы большого пути)

Первое, с чем мы должны справиться – так это с собственным же страхом. Теодор Рузвельт в своё время как-то сказал: «Единственное, чего нам следовало бы бояться, так это собственного страха» это выражение имеет самое прямое отношение к ВСД. Всем должно быть понятным, что страх является ключевым звеном в развитии вегетососудистой дистонии.

Сначала, впрочем, мы имеем просто выраженное внутреннее напряжение, обусловленное неосознаваемым, бессознательным конфликтом, по большей части между сознанием и подсознанием. На этом этапе развития событий работа вегетативной нервной системы пока вполне адекватна к обстоятельствам.

Потом это внутреннее напряжение перерастает и преобразуется в чувство тревоги, зачастую безотчётной и немотивированной. На данном этапе развития событий мы уже имеем вегетативную дисфункцию, которая уже «выдаёт на гора» в виде проявлений – сердцебиения, слабость, потливость, головокружения и пр. симптомы ВСД.

Затем возникает классический СТРАХ человека, страдающего ВСД: «А что со мной? А не умру ли я? Может лопнуть мочевой пузырь! Сердце разорвётся на части! И пр…).

Далее указанные симптомы вегетативной дисфункции закрепляются (экспозиция) у нас в виде своеобразного рефлекторного автоматизма (негативный стереотип, т.е. условный рефлекс), т.е. проще говоря, в нашем мозгу формируется патологический условный рефлекс, умеющий вполоборота восстановить всю картину «приступа».

Дальнейшее уже хорошо известно, образуется доминанта, что делает нашу жизнь невыносимой. По сути же. Это наш страх обходится с нею (жизнью и с нами) подобным образом.

Мои мысли, «мои скакуны» довершают это «грязное» дело; предполагая возможные неприятности, связанные с собственным здоровьем и жизнью, мы лишь нагнетаем обстановку и окончательно перегружаем свою вегетативную нервную систему. Она же, «сбитая с панталыку», кажется, только того и ждёт, а мы словно бы «газу» поддаём на старте.

Теперь, потому, как только в поле нашего зрения появятся «условные раздражители», т.е. то, что сопрягалось в нашем мозгу с вегетативным дискомфортом (второй – третий этпа) или же просто как-то на них похожие «раздражители», то вегетативная нервная система сразу же «выстреливает залпом» своего «приступа». Это называется «панической атакой», истерией…

А, в общем и целом, речь идёт о простой и банальной ПРИВЫЧКЕ тревожиться по поводу своего состояния здоровья. И если мы хотим избавиться от ВСД, то бороться нам нужно не с чем-нибудь (болезнями и врачами), а именно с этой ПРИВЫЧКОЙ, можете это называть это негативным СТЕРЕОТИПОМ, «бесом», «драконом».. От названия этот страшный зверь, т.е. ВСД не меняется, как его ты не назови…

Борьба со «зверем», т.е. привычкой.

Борьба с привычкой, как и Восток, дело тонкое, деликатное и порой даже очень тяжёлое… Это как сражение со змием или кащеем…

Во-первых, мы должны выяснить, как этот страх у нас сформировался, т.е. механизмы возникновения нашего страха. Не с неба же он свалился нам на голову, в голове это дело и происходит!

Во-вторых, нам следует изучить слабые места в этих механизмах, а это также требует времени, нервов и сил.

В-третьих, обнаружив «точки опоры», необходимо придумать рычаг, способный перевернуть этот, с позволения сказать, мир. Таким рычагом могут являться набор психотехник, направленных на борьбу с главным злом – страхом.

В-четвёртых, эти техники должны быть нами изучены, поняты, выучены наизусть, и, самое главное, пущены в ход. Прокручены неоднократно, т.е. многократно.

Страх – он и есть страх. И для нас не так уж важно, какой именно это страх – страх полётов в самолётах или страх умереть в лифте от инфаркта миокарда. Здесь меняется только содержание воображаемой угрозы, но вовсе не структура страха. Последняя же (структура) всегда одинакова, поскольку механизмы у страха, к чему бы он ни относился, одни и те же; а потому и средство борьбы с ним просты и выполнимы:

* Необходимо нормализовать состояние работы собственного тела – прежде всего, избавиться от избыточного мышечного напряжения и нормализовать функцию дыхания;

* Обеспечить поступление в мозг объективной информации о реальной действительности – вместо того, чтобы мучить себя «ужастиками», хотя воображаемыми картинками собственного будущего;

* Добиться правильного понимания сути, как мы знаем - является ключом к успеху.

Можно и нужно, конечно, бороться со СТРАХОМ, применяя транквилизаторы (противотревожных лекарственных средств), но если уж решать проблему, то лучше уж делать это не бегством от неё, а напротив – массированным наступлением. А «таблетка от страха» даст нам только ощущение временного облегчения, корень же зла оакжется при подобной политике лишь закопанным ещё глубже. И так понятно, что простой и лёгкий путь редко бывает самым правильным.

Привычка – это условный рефлекс

Отдельную проблему, впрочем. Представляет собой специфическая вегетативная привычка нашего страждущего вегетативной дистонией организма.

На самом деле эта привычка бывает двух видов. Вегетативная дисфункция может проявляться у нас приступами, эпизодически, как приступ паники. У некоторых же людей ВСД не протекает в виде приступов, а разворачивается ощущением более-менее постоянного вегетативного дисбаланса-дискомфорта. В чём различия?

В первом случае условным стимулом, «раздражителем», побуждающим вегетативный приступ, оказывается тот или иной фактор внешней среды. Например, транспорт, лифт, метро, «замкнутое» или наоборот «открытое» пространство, толпы людей и т.д. Это часто называют просто – ФОБИИ. Они как по заказу провоцируют очередной вегетативный приступ. Как правило, у них высокая интенсивность, но и ограниченная продолжительность.

Во втором случае своеобразным условным стимулом, «раздражителем», вызывающим вегетативный дискомфорт, является ВНИМАНИЕ самого этого человека, обращённое к состоянию собственного здоровья. Иными словами, как только человек начинает думать о том, как у него обстоят дела с его здоровьем (зачастую это определённого рода мысли, возникающие абсолютно непроизвольно и автоматически), интересуется: «А не плохо ли мне? Может всё-таки плохо!» - так у него сразу же и начинается соответствующая вегетативная реакция. То ли есть сама такая мысль, сама такая заинтересованность и провоцирует у него симптомы негативного недомогания.

Во втором случае, само собой разумеется, что интенсивность «приступа» оказывается меньше, но зато длится он дольше. Ведь из метро и автобуса можно выскочить, и тогда соответствующие реакции, хотя и не мгновенно, но сойдут на нет. А вот от своего организма никуда не уйдёшь, а потому, если ты обратил на него фокус своего внимания, почувствовал собственный дискомфорт, то дальше из этого «омута» вырваться куда сложнее.

К великому сожалению, большинство личностей преуспевают в обоих описанных вариантах, т.е. и приступами «запаслись», да ещё и хронически пребывают «в состоянии нестояния».

Должно оговориться; несмотря на кажущуюся постоянность симптомов вегетативного недомогания, во втором случае, в действительности речи ни о каком «постоянстве» и близко не идёт. Однако всякий раз, когда человек вспоминает о своём физическом состоянии, оно будет условно-рефлекторно становиться «отвратительным». Когда же человек о нём не вспоминает, то оно не «отвратительное», но ведь он этого не знает, поскольку, не обратился к нему своим фокусом внимания. Вот и кажется человеку, что ему плохо постоянно, а плохо ему только в том случае, когда он этим вопросом интересуется. Образно можно сказать, что у человека имеются два градусника: один показывает «хорошо», а другой – «плохо». Человек не смотрит на «хорошометр», а потому не замечает его показаний, зато постоянно смотрит на «дерьмометр» и ему становится плохо.

«Многие готовы скорее умереть, чем начать думать. Часто, и, кстати, так и случается», - Бертнар Рассел.

Таким образом, так или иначе, но механизм здесь всегда один и тот же: есть условный стимул (то ли внешний какой-то агент, то ли мысль собственного производства) и есть условная реакция – сердцебиение, слабость, потливость, головокружение и пр. вегетативные симптомы. Вот поэтому все механизмы борьбы с этим негативным вегетативным условным рефлексом (способы его «угасания») одинаковы, а вот условные стимулы, которые мы должны превратить из условных обратно в индифферентные, либо на них выработать позитивные и положительные условные рефлексы, с помощью, например, техники «Взмах».

В первом случае ВСД мы должны «разучить» свой организм впадать в вегетативное безобразие при виде метро, дверей в квартиру, автобуса, парохода, толпы, самолёта. А вот во втором случае нам достаточно просто разучиться отслеживать своё физическое состояния (используя для этого свойство нашего фокуса внимания, усиливать и включать реакции), держать его под контролем, обращать на него своё пристальное внимание. В последнем случае, оказывается, очень полезными медитативными техниками являются технологии ассоциации и диссоциации, а также работа с фокусом внимания, т.е. так называемые экстрасенсорные упражнения, например, по методики академика Норбекова. Так же прекрасно работают техники на визуализацию.

Так что нам с пациентом делать, точнее, что же пациенту делать? Для этого надо вспомнить классический эксперимент И. П. Павлова по угасанию условного рефлекса. И. П. Павлов оставил нам многое наследство, в том числе и теорию и практику работы с алкоголиками, наркоманами, невротиками и пр., а также рекомендации по воспитанию детей.

Интересный вопрос, что же рекомендовал И. П. Павлов по воспитанию детей. В отношении воспитания – это рекомендации – не взывать к разуму, рассудку, воле, совести и пр. вещам, которых у детей нет и в помине, а работать спокойно, как дрессировщик в цирке с львами и тиграми – подкрепление (поощрение) желаемого и неподкрепление или подкрепление отрицательное (наказание) нежелательного поведения; кстати так поступают психологи в колониях по воспитанию малолетних преступников. Иногда так должны поступать учители и школьные психологи, когда имеют дело с воспитанием..

Вернёмся к нашим баранам … Сначала И. П. Павлов давал собачке (считай ребёнку) мясо (безусловный стимул) и звонил в звонок (нейтральный стимул). После нескольких сочетаний (экспозиция) звонок стал уже и без соответствующего подкрепления мясом вызывать у животного (то бишь и ребёнка) слюноотделение, т.е. превратился из нейтрального и индифферентного стимула в условный. Всё как по заказу!

Потом И. П. Павлов стал звонить и дальше, а мясо как перестал давать, так и больше и не давал. Что случилось с собакой? Сначала выделение слюны стало сокращаться, а потом и вовсе прекратилось, а на завершающем этапе собака стала к этому звонку совершенно безразлична. Всё, условный рефлекс угас, а условный стимул превратился в нейтральный и совершенно индифферентный.

Теперь берём наш случай. Допустим, «условным стимулом», побуждающим у нас вегетативный приступ, является речь матери (либо нравоучения отца). Прежде мы сотни раз реагировали нормально и всё было ничего, нормально, без эксцессов следствий и последствий. Но вот однажды нам как говориться «поплохело» и мы расстроились, перепугались, забеспокоились, озадачились. В этот саамы момент мать стала читать нравоучения и её речь, до того выступала как нейтральный стимул, теперь стала в результате этого страха, испуга и расстройства - условным раздражителем. Страх, расстройство, испуг или беспокойство играют роль безусловного стимула, который и закрепляет эту вот условную реакцию. Не испугайся мы тогда, не «взволнуйся», не поддайся мы ПАНИКЕ, то ничего бы и не произошло. Вот почему так важно быть серьезным (есть такой фильм, хорошо бы посмотреть), «нейтральным», «диссоциированным» и «спокойным» Будь мы в спокойном. Уравновешенном состоянии, то об этом факте своей юиографии даже не вспомнили никогда (перелопатить детство). Но мы ПЕРЕПУГАЛИСЬ, негативно отреагировали, и эта РОКОВАЯ УСЛОВНАЯ связь возникла, потом к этому рефлексу мы добавили неблаговидную роль сознания, приплюсовали мысли-дерьмо о том, что мы «больны немилосердно» раз таким образом реагируем, и вот мы получаем замечательный НЕВРОЗ – называемый ВСД, получите и распишитесь! А вот если бы мы не СМАЛОДУШНИЧАЛИ, то и никакого невроза бы не получили; не надо «думать», а надо «прыгать».. а я подумал и в суп попал. Вот как вредно думать негативно.. дурак думками богатеет.. А вот на фоне депрессии, хронической усталости, навязчивые неврозы просто начинают сыпаться как из рога изобилия, хорошая почва для выробатки самых разнообразных негативных привычек. Тогда как хорошее настроение способствует выработке серии положительных и позитивных условных рефлексов. То бишь СТЕРЕОТИПОВ, ПРИВЫЧЕК, НАВЫКОВ, ОПЫТА.

А вот теперь, чтобы разорвать эту патологическую, негативную, невротическую условную связь, превратить ни в чём не повинный разговор матери и ребёнка опять в нейтральный стимул, необходимо напиться корвалола, аминатриптилина и перестать ПОДКРЕПЛЯТЬ соответствующую вегетативную реакцию, и она начнёт медленно, но верно угасать.

А что в нашем случае является ПОДКРЕПЛЕНИЕМ? Догадайтесь с трёх раз! Правильно! СТРАХ, разумеется – эта, по сути, физиологическая функция, реакция на СТРЕСС, а потом желание избежать страха и закрепление избегания, т.е подкрепление, которое и создаёт доминанту.

Только полный запрет на СТРАХ, раздражение, агрессию, гнев и прочие «прелести», как учил Иисус Христос: «Не гневайтесь вовсе!», может дать необходимый, целительный для нас эффект. Вот о чём идёт речь в данной заповеди. Если не будешь гневаться. Раздражаться, расстраиваться, то не заработаешь ВСД, прав был Христос. Не всё, конечно, учение Иисуса Христа основано на этом простом правиле: «Не гневайся напрасно, не пугайся, забудь о страхе, скорби и унынии, вовсе!» только в этом случае не будут образовываться негативные условные связи и жизнь снова покажется милей. Само собой разумеется, в учение входит и понимание ДАРЕНИЯ и прочие вещи, которые мы рассмотрим в отдельной теме «Учение Иисуса Христа».

Возвращаемся к баранам… Только в том случае, если мы перестанем БОЯТЬСЯ разговаривать с «надрывом», только тогда эта патологическая условная связь будет разорвана. Избегание, наоборот только ещё сильнее подкрепляет, а вот смелое и спокойное, уравновешенное действие, направленное не на избегание, а на достижение, разрывает негативную связь. Вот о позитивных нервный связям мы также будет потом беседовать в учении о счастье – «Наука, которая называется ГЕДОНИЯ»

В противном случае СТРАХ, как то мясо у собаки, каждый и всякий раз будет подкреплять наш, выражаясь научным языком, «патологический условный вегетативный рефлекс» и если он уже выработался и подкрепился, то и грандаксин не поможет, всё равно будет срыв, как только появляется условный раздражитель.. а вот если мы не будем подкреплять этот негативный рефлекс, то и грандаксин начнёт действовать и аминатриптилин будет помогать. Борьба со СТРАХОМ, самая главная борьба человека в его жизни, вот только посмотрите фильм «Гуру», там страх сковывает.. Можно догадаться с трёх раз, что борьба со СТРАХОМ вечная и бесконечная и многим не под силу, но надо бороться. А что делать…?

Вернёмся к детям.. Подобная задача методами цирковой дрессировки кажется психологам, педагогам и учителям совершенно невыполнимой: «Ну как можно с этим ребёнком разговаривать совершенно СПОКОЙНО!?!?!?... Оказывается (тайная информация для школьных психологов) в разговоре не смысл и не рассудок играют главную и ключевую роль, а спокойный, деловой, нейьтральный тон голоса взрослого, ребёнок, что та собака И. П. Павлова, взвивается на звонок.. Ингда такой приём называется «методика заезженной пластинки».

Посудите сами, не речь и смысл взвивает, а тон (звонок, лампочка, тикание) голоса, а чем вы сейчас больны? Ответ (без трёх раз) известен – все мы больны – СТРАХ, да страх. Именно со страхом и надо бороться; человек кричит только от страха, нормальный, спокойный и уверенный в себе человек не испугается и останется спокойным, а потому не получит ВСД. именно с беспокойной привыкой и следует бороться. Как говорил Иисус Христос: «Ничего не бойся, я с тобой!».

Существует в психотерапии множество способов справляться с тревогой, страхом, гневом, унынием, но главное, что нужно понять: нельзя, невозможно пытаться делать что-либо, когда испытываешь гнев, беспокойство, тревогу или страх – в э

Тот момент надо уйти, выйти за дверь, успокоиться, а потом опять войти в клетку, ап.. и тигры у ног моих сели, т.е в класс к ученикам, чтобы снова их дрессировать, да ещё и знания давать… Для начала, прежде всего, надо добиться учителю, чтобы гнева и страха не было вовсе. Только в тот момент, когда страх или гнев будет побеждён с помощью специальных фармакологических средств и терапевтическими психотехниками (мышечное расслабление, успокоение дыхания, изгнание мыслей из головы и пр.), можно входить в класс и приступать к непосредственному контакту с тем стимулом, который стал для нас (вас) условно негативным, вызывающим нежелательные вегетативные реакции. Только в этом случае можно избежать того подкрепления, на котором и зиждется, держится «сия конструкция». Надо понять, если мы «вздёргиваемся» и раздражаемся, то подкрепляем негативную условную связь, а тогда как спокойно реагируем, то разрушаем патологию. Главное СПОКОЙСТВИЕ, только СПОКОЙСТВИЕ, Карлсон..

Только нейтральным, безразличным, спокойным отношением можно «убить» сего дракона, т.е. «сию конструкцию». Мы все прекрасно знаем, что равнодушие убивает, разве не так..?.. Когда же это подкрепление будет устранено, наша вегетативная нервная система достаточно быстро (относительно быстро, это понятие относительное) нормализуется, т.к. сработает система саморегуляции, а нежелательный симптом вегетативного недомогания постепенно (подчёркиваю, не сразу, а постепенно_ начинает исчезать, плавно и постепенно стираясь, бываю и рецидивы, чудес не бывает. Есть только фокусы. «Не фокусничайте понапрасну, вовсе!», - Юрий Вячеславович Дудченко.

А теперь, ВНИМАНИЕ, главное правило и закон: не надо заниматься САМОЕДСТВОМ, предоставьте этим заниматься другим, выбросите все дерьмовые мысли из головы, а также разделайтесь с совестью, стыдом, виной и прочими безобразиями – это кроме неприятностей ничего не даёт, а лучше занимайтесь своей РЕФЛЕКСИЕЙ, как дрессировщик в цирке, от этого будет только польза, больше проку и выгоды. Не верите – проверьте, а потом мне расскажите… Ну с другими понятно, а вот с собой играть в цирк и коники – это уже что-то… Это как в фильме «Баловень судьбы», где герой так всю жизнь и проиграл в цирк

Ещё один важный НЮАНС – фокус нашего внимания – это не цирковой фокус.. Фокус нашего внимания, с помощью которого мы можем «заклиниться», но с его же помощью мы можем и расклиниться. Взглянем на ситуацию, когда условным стимулом к вегетативному дискомфорту является наше внимание к собственному организму, в этом случае надо контролировать не только гнев или страх, тревогу и беспокойство, но и нужно научиться управлять самим вниманием, куда и на что направлен фокус нашего внимания.

Например, если мы научимся владеть своим фокусом внимания и управлять им (что гораздо лучше), что достигается саморегуляцией и предотвращает, сами понимаете ВСД; если мы сможем «разучить» следить своим фокусом внимания за собственными внутренними переживаниями, внутренними органами и системами, подобно агенту русской разведки, постоянно сверяться с нормами этики и эестетик4и, то эффект не заставит себя долго ждать, придёт желанная пора, Россия встрянет ото сна, т.е. всё придёт в норму.

Не надо взывать к СМЫСЛУ и РАЗУМУ его у нас, детей и зверей нет, а у алкоголиком, наркоманов и невротиков, тем более; а лучше заниматься РЕФЛЕКСИЕЙ; диссоциация, фокус внимания, триггера, якоря и прочие психотехники… Одним словом, надо заниматься дрессировкой, дрессировать в себе «зверя», «дракона», «чёрта», «беса», «ангела», ну того, кто в нас сидит и его не надо будить, а то проснётся.. Самый лучший вид дрессировки, который я знаю – это САМОРЕГУЛЯЦИЯ…

Внимание к собственному организму и переживаниям – это тоже привычка. Не надо взывать к стыду, совести, вине, жертвенности, лучше заниматься своими ПРИВЫЧКАМИ, стереотипами (по-научному) к чему призывали киники, т. е. древнегреческие философы. Уж если чем-то заниматься, то займитесь своими доминантами. Думать о том, то ПРАВИЛЬНО, а что НЕПРАВИЛЬНО, что есть ЛОЖЬ, а сто есть ПРАВДА, что есть НОРМА, а что ПАТОЛОГИЯ – аналогичная привычка; недаром философы-киники в первую очередь призывали и рекомендовали заниматься своими привычными стереотипами, а всем остальным (стихии-эмоции, страх ошибок, счастьем) потом. Всё это привчки и от многих надо избавляться. Бороться с негативными и вырабатывать позитивные, об этом много сказано в «Учении Иисуса Христа» в Евангелиях.

Например, если мы постоянно начнём следить за своим пульсом и за своим АД, то сосредоточенный фокус внимания, начнёт выбрасывать фокусы. Если мы не будем следить за своим пульсом, дыханием и АД, не будем думать о том, насколько нам «плохо», на сколько грамм и сантиметров мы несчастны, то в скором времени горе, беда, печаль, грусть и тоска уйдет, о них можно будет забыть, сработает саморегуляция, в скором времени всё нормализуется, устаканится, утрясётся.

Наш мозг нуждается в тюненге, отрегулировал и забыл, отдал на откуп саморегуляции. Но, своим же постоянным, сознательным, произвольным вниманием, мы лазим в бессознательные механизмы регуляции и контроля и просто ломаем его автоматическую, правильную работу; никакая сознательная слежка за подсознательными процессами, не даёт никакого проку, кроме разве что головной боли. Мы должны понимать, что люди, звери, пароходы и человеки управлять эмоциями не могут, а вот заниматься рефлексией, могут.

Не бойтесь неприятностей, чем их больше вы преодолеете тем более счастливыми будете, чем больше вы боитесь и избегаете неприятностей, тем больше подкрепляете патологию. Вот когда понимаешь смысл изречения в Евангелие: «Если у тебя неприятность, которую ты хорчешь избежать, то пожелай себе ещё большую неприятность…» - это сложно для среднего ума, нужно верхнее образование, что понять истину, которую уже 2000 лет пытаются объяснить людям. Не переживайте по поводу срывов и проявлений эмоций (страх, гнев и пр.) – это естественные реакции, как покакать или пописать, не переживайте по поводу дискомфорта: не драматизируйте, не актуализируйте, не преувеличивайте угрозу. Не сравнивайте себя с некой «виртуальной нормой», а главное, по совету и учению Иисуса Христа, дайте себе зарок, категорический запрет на гнев. Страх (а если они возникли, то реакция на них должна быть нейтральная) – вот что необходимо сделать, если мы хотим действительно хотим себя избавить от недуга под названием СТЕРВОЗНАЯ НЕРВОЗНОСТЬ ли как её раньше называли – ИСТЕРИЯ. Не надо бояться перегибов и загибов, не берите в голову кому и как «заплохело», не преувеличивайте угрозу, опасность проявления человеческих чувств, не нагнетайте обстановку своими ПАНИЧЕСКИМИ ожиданиями, мыслями и настроениями – вот залог успеха по Иисусу Христу.

Нам необходимо понять, что наши опасения и страхи, наш гнев и беспокойство по поводу собственного здоровья – это не добрые друзья, а враги, которых нельзя казниь помиловать, которых нельзя привечать, ни задабривать. Христос говорил: «Не думайте о завтрашнем дне, не беспокойтесь!». А почему? Да потому что, в сущности, ощущение опасности, которое возникает у нас в таком случае просто по привычке – не реальная угроза, а просто привычка тревожиться, т.е. условный рефлекс. Этот страх иллюзорен, это утверждал ещё в своё время Иисус в своих проповедях, опасность выдумана. А в действительности, действия, которые совершаются в такой ситуации под давлением страха, просто смехотворны, мы же оказываемся заложниками собственных привычек своего организма, которые, как нетрудно догадаться, просто не могут быть роковыми или кармическими сами по себе. Рок, судьба, карма вступают в действие только тогда, когда мы верим в них безоглядно и отказываемся от здравого смысла, когда мы отказываемся верить специалистам и готовы подчиняться собственным глупостям и страху.

Воспитание бесстрашия

Одним из способов воспитания своего бесстрашия в отношении вегетативных дисфункций и дискомфортов давно признана тактика «от обратного». В комедийном плане мы видеть это наглядно можем в таких комедиях как «А, как же, Боб?», «Управление гневом?», «Любовь по правилам и без», «Анализируй это и то». Обычно мы пытаемся всячески избежать того, что нас пугает. И это совершенно естественная реакция – ну кто хочет встречаться с неприятностями? Другое дело, что неприятности эти зачастую не такие уж и неприятные, а просто у страха глаза велики, а потому она и кажется таковой.. Игнорировать ничего нельзя, тут депрессивным пофигизмом, неврастеническим похренизмом ничего не решишь; пессимизм, оптимизм отпадает, остаётся только здравый реализм. Это с одной стороны.

С другой стороны, сами попытки избежать неприятности существенно усиливают страх. Мы потакаем своему страху, и это приносит нам ложное чувство облегчения: «Какое счастье – избежали! Пронесло! Слава богу!» и таким образом у нас формируется навык избегания соответствующей нежелательной для нас встречи, но само это избегание и есть страх. Короче говоря, хотели как лучше…

Вот почему специалисты «по голове» в своё время пришли к выводу: если человек вместо бегства от того, что его обычно пугает, напротив, будет всячески стараться привлечь свою виртуальную угрозу, то страх не проявится.

Так это или не так, вопрос в каком-то смысле спорный. И, действительно, для воспитания бесстрашия бросаться под танк неам, наверное, не следует. Однако, есть один нюанс, зная который, эту технологию вполне можно использовать при вегетативных расстройствах невротического характера, например, как это делал герой из кинокомедии «Святоша».

О чём идёт речь? Страх, кроме психологического переживания, это ещё и мышечные, органные, и, соответствующие вегетативные реакции. Именно эти реакции организма, как правило, и пугают до невозможности людей впечатлительных, имеющих на своём счету диагноз вегетососудистой дистонии. В результате страх здесь как бы замыкается на самом себе и превращается, таким образом, своеобразное «перпетум мобиле» – вечный двигатель и самозаводящуюся машину.

Если же мы, напротив, вместо того чтобы всячески скрываться от собственного вегетативного приступа (дискомфорта и фрустрации), напротив, возьмём себя за правило три раза в деть вынуждать свой организм переживать вегетативный приступ, то ситуация измениться кардинальным образом. Раньше мы сами себя запугивали возможностью этого приступа, а пугаясь с лихвой себя этим приступом и «награждали». Теперь же мы берём на вооружение обратную тактику; не бежим без оглядки, не пытаемся спастись, а, наоборот, влестно призываем и требуем появления вегетативного дискомфорта и его «ужасных», «катастрофических» последствий.

Проще говоря, мы. Будучи в хорошем расположении духа (ещё лучше в состоянии транса) и не имея на данный момент никакого вегетативного дискомфорта, садимся и говорим себе: «А сейчас я сделаю себе сердечный приступ!». И тут же пытаемся его сделать, всеми возможными силами и средствами – не на самом деле, конечно, а просто для того, чтобы поставить собственный страх в тупик. Это ловкий обманный ход, как в сказках, не обманёшь – не проживёшь. Победить страх невозможно, а вот обмануть можно и нужно..

Обычно страх нас пугал, а теперь мы сами должны его напугать, мы сами этого жаждем, пугни нас.. Разумеется, в этом случае страха возникнуть просто не может, он переживает своеобразный «страх», страховый коллапс, а мы ощущаем приятное чувство победы над собственной трусостью.

Само собой, применение этой техники оправдано только в том случае, если мы обладаем достаточной степенью здравого смысла и здорового цинизма в отношении собственного страха. Иными словами, выполняя эту технику, мы должны точно представлять себе то, что мы делаем. Для своего страха (по официальной версии) – мы делаем вегетативный приступ, а для самих себя (на само деле) - это просто спектакль, цель которого просто поставить наш страх в тупик, не дать ему развиться в ситуации возможного (в воображаемом представлении) вегетативного дискомфорта. Это при тревоги следует вызывать страх, как это делают дети, рассказывая страшилки и прячутся под одеяло, а может даже всплакнут, но то совершенно другой случай. Это тоже обман, но иного рода.

Такой «обманный маневр», кроме прочего, тренирует нашу собственную уверенность в собственных силах. Так мы можем почувствовать, кто в нас самих настоящий хозяин, кто определяет внутреннюю политику – мы сами или наши страхи (черти, драконы и прочие животные) вместе с нашими пагубными привычками. И не нужно бояться «неприятного», от «неприятного» ещё никто не умирал. А вот жить с ВСД просто невозможно. Сознание же того, что это твой организм и ты им управляешь – это великая вещь! Поэтому вперёд и с песнями!

Нет такой уверенности, чтобы сознательно можно было получить сердечный приступ. Здесь важно понять, что ты не только управляешь собственным организмом, но можешь его и «надуть», нам от природы для этого дан дар лжи. Дело только в страхе, который бессилен тебя объять, если ты, вопреки его требованиям, идёшь туда, куда он тебе не советует. Да, «обмануть и надуть» собственный организм, укротить своих драконов, схватить своих бесов за хвост, сжать в кулак свой организм, который расшалился не на шутку – это то. Что нам сейчас нужно» слишком уж он долго держал нас «в Иванушках-дураках» своим запугиванием, улюлюканьем, наушничеством и кликушествованием, чтобы запугать нас своими условными вегетативными рефлексами, так что теперь самое время восстановить «статус кво».

Фармакологическое лечение ВСД

«Брать себя в руки» и приводить в порядок расшатанные нервы – дело совсем непростое, и часто это просто лень-матушка и пофигень-батюшка делать. А вот на таблетки всегда пожалуйста, вся надежда и упование, любо дорого наблюдать.. Велико искушение и сильно желание таблетку заполучить, избавляющую нас от всех бед сразу – если не тайскую, то какую-нибудь индонезийскую – вынь и положи.

Но, к великому нашему сожалению, панацеи как не было, так и нет, и если речь идёт о ВСД, то и не предвидится в ближайшем и даже отдалённом будущем

Как мы знаем, основными факторами развития вегетососудистой ждистонии являются вегетативные условные рефлексы и страхи. Первые устраняются посредством специальных тренировок, о которых уже шла речь, вторые – посредством всё тех же самых тренировок.

Конечно, страх можно заглушить и таблеткой. Сейчас такие таблетки имеются, способных заглушить кого угодно и как угодно и на сколько угодно. Но разве это нам надо?. Тем более что прекратиться действие этих таблеток, и всё снова вернется на «круги своя» на свои места в прежнее русло. Проблема в том, что мы ДУМАЕМ ОБ ОПАСНОСТИ, если мы верим в опасность, то наш страх просто нельзя победить.

Наши мысли, а точнее, ошибочные суждения, которые наполняют головы страдающих ВСД – это для существования и развития страха исключительно плодотворная почва! А таблеток, которые бы действовали на мысли человека, пока не придумано. И со своими ошибочными суждениями мы должны разобраться сами, меняя их на суждения здравомыслящие, а именно; основной физический дискомфорт, которые никак, ни коем образом не угрожает здоровью человека: основной же психологический фактор этого психического расстройства – страх, который обусловлен ошибочными представлениями человека.

Ну и что делать? Есть фармакотерапия ВСД, хотя её роль вторично, если не сказать, третична. На первом месте стоит психотерапия, тесно связанная с работой над пониманинем и представление, т.е. философией, с мировосприятием и миропониманием человека. А что мы имеем из лекарственной терапии? В нашем распоряжении барбитураты, бензадиазепины, антидепрессанты и типичные нейролептики.

Во-первых, барбитураты. Это как раз тот карвалол с валокардином. Молодым их применять не рекомендуется, привыкание и потом это препарат для наркоза при операциях, вырубает сознание. Единственное исключение – это пожилые люди, старше 60 лет, им уже всё равно.. Правда и то, что в в данном возрасте ВСД как такокая уже не бывает, а потому и вопрос отпадает сам собой.

Во-вторых, бензодиазепины. Это иначе транквилизаторы – это противотревожные средства. В целом и общем, эти лекарства неплохие. Часть из них, правда, например, феназепам, обладает общеподавляющим действием и вызывает привыкание; все они дают временный эффект. Пока применяешь, действуют, бросил и опять крыша поехала.. Исключение грандаксин. У грандаксина, например, меньше всего побочных эффектов, зато и эффект ниже. Седуксен также противотревожный препарат, но принимать его длительно не рекомендуется. Ксанакс даёт более длительный эффект, но и вызывает большое привыкание к препарату.

В-третьих, антидепрессанты. Действительно, весь мир активно использует антидепрессанты для лчен ия соматоформной вегетативной дисфункции сердца и сердечно-сосудистой системы (серлдечно-сосудистая дистония), но зхдесь важен, с одной стороны. Правильный подход к подбору лекарства. А с другой стороны, необходимо ДЛИТЕЛЬНОЕ ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ, тогда как гарантий, к сожалению, никто не даёт. Действие у антидепрессантов (селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, например, ФЛУОКСЕТИНА, циталопрама, пароксетина и др) наступает постепенно и является в данном случае не столько антидепрессивным (хотя настроение они, конечно, поднимут), сколько антипаническими, т.е. предупреждающими приступы страха, характерные для ВСД. Антидепрессанты, казалось бы применяться должны при депресии, но оказывается они ещё более эффективны при ВСД, т.е. они предупреждают приступы страха.

Особое место занимают растительные антидепрессанты, в частности «Негрустин» у него не только антидепрессивный и антипанический эффект, но также он является противотревожным и вегетостатическим, вегетостабилизирующим.

В-четвёртых, атипичные нейролептики. Противотревожное средство – «Атаракс». Есть которые объединяют в себе как противотревожное, так и вегетостабилизирующее действие, например, «Эглонил». Эглонил и другие препараты не вызывают привыкания.

В-пятых, это – ноотрофы – лекарственные препараты способствующие улучшению состояния нервной ткани (обменных процессов в нервных клетках, их дыхания и взаимодействия друг с другом).

Ноотрофы бывают как синтетические, так и растительного происхождения (на основе растения гинко билоба)

Кроме всего прочего нужны витамины группы Б, например, «Нейромультивит» и другие комплексы витаминов и минералов.

В общем и целом, выбор возможных лекарственных средств есть и выбор порядочный. Однако ни один из вышеперечисленных препаратов не общеает нам излечение от ВСД, а она излечима, и было бы неправильно при таких возможностях ограничиваться одним только «симптоматическим» лечением, над менять философию жизни и мировоззрение. И если мы собрались лечить «голову», то уж точно это нужно делать с головой в том числе, а потому борьба со страхом и собственными рефлексами является здесь вещью первоочередной.

Итак, врачи-терапевты делят всю ВСД на три типа; гипотоническую, гипертоническую и кардиологическую. Разумеется эти деления весьма условны. В случае «гипертонического типа ВСД» речь идёт о преобладании симптомов симпатического характера. В случае «гипотонического типа ВСД» у человека, напротив, преобладает парасимпатическая система. А вот при «кардиологическом типе ВСД» человек будет жаловаться на боли в области сердца.

Как мы знаем из фильма про Василия Ивановича Чапаева, атаки бывают «психические», но вот вегетососудистая дистония предоставляет нам возможность познакомиться с атакой «панической». Причём, разницы между ними нет никакой – сначала у кого-то начинается атака «психическая», а у тебя начинается атака «паническая». Вот, собственно и вся разница – «на тебя» давят психически, а «у тебя» начинается атака «паническая». А вот кто же атакует нас во время вегетососудистой дистонии? Разумеется самому пациенту «больному» хотелось бы думать, что его атакует инфаркт, инсульт и ещё чёрт знает кто, бабка ёжка в ступе. Ведь если так, то значит, ты не «придуриваешься», как тебе говорят, а вполне обоснованно переживаешь за собственное здоровье, а то и за саму жизнь.

Ну что можно сказать… Во-первых, никто в этой ситуации не «придуривается»: вегетативный приступ вещь неприятная, мучительная и действительно требующая принятия ряда мер. Во-вторых, он возникает не потому, что мы его захотели, а по своей собственной воле; т.е. это никакая не «симуляция» и не «притворство», а это специфический физиологический автоматизм, о чём мы это сейчас и пытаемся разобраться. В-третьих, если ты паникуешь, то, по большому счёту, да и по маленькому, нет разницы, из-за чего (по делу или без дела), - это само по себе бессмысленно и вредно. Вот, собственно, со всем этим нам и предстоит работать…

 

 


Дата добавления: 2015-10-19 | Просмотры: 622 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.017 сек.)