При повышенной секреции желез желудка развивается синдром, связанный с увеличением продукции соляной кислоты обкладочными клетками, следствием чего является повышение активности пепсина – экскрета главных клеток слизистой оболочки желудка. Увеличение продукции соляной кислоты и повышение активности пепсина ведет к уменьшению продукции муцина – основного компонента слизи, покрывающей слизистую желудка и кишечника. Гиперацидность, увеличение активности пепсина и недостаток муцина предрасполагают к повреждению слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки (воспаление, эрозии, язвы) и способствуют развитию синдрома увеличения активности кислотно–пептического фактора.
Для патогенетической терапии больных с этим синдромом используют три подгруппы средств:
1. Средства, понижающие функцию желез желудка или ингибиторы желудочной секреции:
а) М–холиноблокаторы;
б) ганглиоблокаторы;
в) транквилизаторы;
г) Н–2–гистаминоблокаторы;
д) блокаторы протоновой помпы.
2. Антацидные препараты, то есть препараты, нейтрализующие соляную кислоту.
3. Средства, предохраняющие слизистую оболочку желудка и двенадцатиперстной кишки от кислотно–пептического воздействия и улучшающие репаративные процессы (пленкообразующие средства).
К средствам, снижающим секрецию желез желудка, относят, прежде всего, М–холиноблокаторы. Как правило, это препараты неизбирательного действия: АТРОПИН и атропиноподобные препараты (ПЛАТИФИЛЛИН, МЕТАЦИН). Данные средства снижают базальную и ночную секрецию желудочного сока и соляной кислоты. Однако следует сказать, что М–холиноблокаторы неизбирательного действия в большей степени уменьшают сокращения желудка, его тонус, чем влияют на секрецию желез. Ограничение использования М–холиноблокаторов обусловлено и широким спектром эффектов, которые они вызывают, помимо влияния на ЖКТ (тахикардия, сухость слизистых, нарушение зрения). Поэтому М–холиноблокаторам неизбирательного действия отводится в настоящее время второстепенная роль в лечении больных с язвенной болезнью, гастритом, эрозиями; их используют только в комплексе с другими препаратами. Вместе с тем, большой интерес представляют созданные в 80–е годы препараты, селективно блокирующие преимущественно М–1–холинорецепторы желудка, в частности ПИРЕНЗЕПИН (ГАСТРОЦЕПИН; Gastrocepinum; в таб. по 0,25). Это трициклическое соединение, являющееся производным бензодиазепина. Все эффекты пирензепина имеют периферическое действие, так как гематоэнцефалический барьер для него непроницаем.
Фармакодинамика препарата: блокирование М1–холинорецепторов парасимпатических ганглиев желудка. Кроме того пирензепин избирательно блокирует М1–холинорецепторы париетальных клеток (G–клеток), продуцирующих гастрин (самый сильный возбудитель секреции соляной кислоты). В отличие от атропина пирензепин (гастроцепин) не оказывает атропиноподобного действия на сердце,гладкую мускулатуру желудка, ЖКТ, желчного пузыря, сосудов; тормозит базальную и стимулированную пентагастрином и инсулином желудочную секрецию; оказывает цитопротекторное действие на слизистую желудка. Препарат назначают по 100–150 мг 2 раза в день.
Ганглиоблокаторы (БЕНЗОГЕКСОНИЙ, ПИРИЛЕН, ПЕНТАМИН) понижают и общий объем желудочной секреции, и содержание соляной кислоты в желудочном соке, но неизбирательность их действия на вегетативные ганглии создает массу побочных эффектов. Поэтому ганглиоблокаторы используют лишь в исключительно тяжелых случаях язвенной болезни.
Транквилизаторы (диазепам) также могут снижать ночную секрецию желез желудка, однако, данную подгруппу с этой целью используют редко.
Новое слово в лечении язвенной болезни – создание английскими фармакологами в конце 70–х годов новых антисекреторных препаратов, названных Н2–гистаминоблокаторами, то есть средств, блокирующих гистаминовые Н2 рецепторы.
Гистамин, как показано в последнее время, играет ключевую роль в выработке соляной кислоты. Под его действием резко повышается секреция соляной кислоты.
Блокаторы Н2–гистаминовых рецепторов являются одними из наиболее сильных из известных лекарственных средств, тормозящих секреторную функцию желудка. Как известно, существуют два типа гистаминовых рецепторов:
– Н1–гистаминорецепторы, которые локализованы в мелких артериальных сосудах, бронхах, гладких мышцах кишечника, сердца; Средства, блокирующие данные рецепторы (димедрол, тавегил и др.), устраняют эффекты гистамина на соответствующие органы.
– Н2–гистаминорецепторы расположены в париетальных клетках слизистой желудка, в миометрии, а также в некоторых сосудах.
Средства, блокирующие этот тип рецепторов, снижают секрецию желудочного сока. Наиболее отчетливо Н2–гистаминоблокаторы подавляют базальную и ночную секрецию.
Выделяют три поколения Н2–гистаминоблокаторов, представителем I–го поколения является ЦИМЕТИДИН (гистодил, "Гедеон Рихтер", тагамет; Cimetidinum; в таб. по 0,2 и в амп. по 2 мл 10% раствора), очень эффективный препарат, синтезирован 10–15 лет назад. Циметидин снижает моторную функцию желудка, уменьшает секрецию пепсина, объем желудочного сока и содержание в нем соляной кислоты. В дозе 400 мг препарат ингибирует кислотовыделение на 83%, 200 мг – на 70% (1 мл атропина на 33,4%, 2 мл на 59%; метацин – на 30,24% и 60,34% соответственно). Продолжительность антисекреторного действия 6–8 часов.
Циметидин более эффективен при язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, чем желудка.
Циметидин назначают три раза в день после еды и один раз на ночь. Побочные эффекты: головная боль, головокружение, слабость, тошнота, понос, запоры, редко – потеря сознания. Циметидин обладает отрицательными хроно–, инотропными эффектами и положительным дромотропным; угнетает активность микросомальных ферментов печени, а потому удлиняет действие снотворных, транквилизаторов, анаприлина; способствует компенсаторному освобождению гистамина, что может ухудшить состояние больных бронхиальной астмой. Большим недостатком циметидина является его способность блокировать андрогенные рецепторы, что ведет к олигоспермии, у мальчиков – к задержке полового развития, у взрослых – к импотенции, гинекомастии. Кроме того, данный препарат способен вызывать нейтропению, тромбоцитопению, анемию. При внезапной отмене препарата возможен рецидив заболевания.
Препарат показан при пептических язвах желудка, кишечника, рефлюкс–эзофагите, синдроме Золлингера–Эллисона, эрозиях (при приеме стероидов).
За рубежом выпущен другой препарат этого класса, принадлежащий к II–му поколению Н2–гистаминоблокаторов,– РАНИТИДИН (ЗАНТАК, РАНИСАН; Ranitidini hydrochloridum; в таб. по 0,15 и 0,3). Препарат по своим фармакологическим эффектам аналогичен циметидину, но свободен от антиандрогенного действия, а также более активен (в 5–10 раз) и обладает более высокой блокирующей активностью и избирательностью действия в отношении Н2–гистаминорецепторов, нежели циметидин. Ранитидин также менее токсичен.
Существуют препараты Н–2–гистаминоблокаторы III–го поколения, в частности, ФАМОТИДИН (КВАМАТЕЛ "Гедеон Рихтер", ГАСТРОСИДИН, УЛЬФАМИД).
Целесообразным является сочетание Н2–гистаминоблокаторов с М–холиноблокаторами, в частности с гастроцепином.
Ингибиторы протоновой помпы, в частности ОМЕПРАЗОЛ (Omeprasolum; в таб. по 0,03) – ингибитор протонового насоса париетальных клеток, угнетает продукцию соляной кислоты в желудке. Подавление секреции соляной кислоты происходит за счет избирательного угнетения активности Н,К–аденозинтрифосфатазы протонового насоса париетальных клеток – фермента, контролирующего последний этап высвобождения секретируемой кислоты в желудок. Препарат угнетает ночную и стимулированную желудочную секрецию на 90–100%, то есть является одним из наиболее сильных ингибиторов желудочной секреции. Омепразол обладает также пролонгированным действием, более быстрым симптоматическим действием и способствует более скорому заживлению язв двенадцатиперстной кишки, чем ранитидин.
Препарат показан при язвах, эрозиях (вследствие приема НПВС, гормонов), синдроме Золлингера–Эллисона в ходе поддерживающей терапии. Данный препарат оказывает лечебное действие при язве двенадцатипестной кишки любого размера и независимо от того, курит больной, или нет. Назначают по 20 мг один раз в день утром. В первые две недели приема омепразола у больных улучшается самочувствие, а у большинства (77%) исчезают боли.