АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Речевая тревога и страх речи

Детские страхи, как правило, вполне конкретны и по большей части связаны с тем, что угрожает жизни ребенка или тому, от кого зависит его жизнь, например родителям. С речью у ребенка складываются более сложные отношения. Поскольку речь не дается человеку вместе с жизнью, ребенок не может ощущать потерю того, чем еще не владеет или владеет только в незначительной степени. Кроме того, качество речи мало сказывается на возможности удовлетворения его жизненных (биологических) потребностей. Только по мере того, как формируются новые, чисто человеческие потребности, в том числе и потребность в общении, в получении новых знаний, значение речи существенно возрастает.

Зарождение переживаний по поводу качества собственной речи у маленьких детей проще всего выявить с помощью рисунка. Если попросить ребенка нарисовать на одном рисунке себя и свое заикание, то можно увидеть, что по сравнению с другими темами дети выражают свое эмоциональное отношение использованием большего количества цветов. У детей старшего школьного возраста появляется зависимость размеров изображения “заикания” от тяжести дефекта. Такой рисунок можно обсудить с ребенком, расспросить его, почему он нарисовал те или иные детали, использовал тот или иной цвет. Довольно часто дети в начале лечения рисуют заикание в виде чудовища, например трехглавого дракона, а в конце курса изображают этого дракона с двумя срубленными головами. Это хороший результат. Значит, ребенок настроен продолжать работу над речью, без чего закрепления здоровой речи может не наступить.

У детей, начиная со школьного возраста, и у взрослых меру их переживаний по поводу заикания можно определить с помощью опросника, который приведен ниже. Против каждого утверждения в этом списке следует поставить знак “+”, если отвечающий согласен с ним, и знак “-”, если не согласен. Затем подсчитывают количество совпадений ответов ребенка с “ключом”. Полученная сумма совпадений и будет составлять величину речевой тревоги. Поскольку и те, у кого нет нарушении речи, могут выражать обеспокоенность качеством своей речи, полезно знать, какова их средняя тревога, а так как любая тревога у женщин всегда немного больше, чем у мужчин, то приведем обе величины. Итак, тревога мужчин по поводу своей речи в норме составляет от шести до восьми, а женщин — от семи до одиннадцати баллов. У взрослых заикающихся она составляет соответственно от 12 до 23 баллов у мужчин и от 14 до 23 баллов у женщин, то есть примерно в три раза больше, чем в норме.

Опросник для оценки речевой тревоги (ключ)*

1. Моя речь производит хорошее впечатление. “-”

2. Мне легко разговаривать почти со всеми. “–”

3. Мне легко смотреть на слушателей, когда я говорю с ними. “-”

4. Мне трудно разговаривать с моим учителем или начальником. “+”

5. Даже одна мысль о необходимости говорить в общественном месте меня пугает. “+”

6. Одни слова мне труднее произнести, чем другие. “+”

7. Когда я говорю, то не думаю, как это у меня получается. “–”

8. Я легко могу поддержать разговор. “–”

9. Моя речь иногда смущает моих собеседников. “+”

10. Не люблю знакомить одного человека с другим. “+”

11. При обсуждении какого-либо вопроса в группе я часто задаю вопросы. “–”

12. Когда я говорю, мне легко контролировать свой голос. “–”

13. Мне не трудно говорить перед группой. “–”

14. Речь не позволяет мне делать то, что нравится. “+”

15. Когда я говорю, меня довольно легко и приятно слушать. “-”

16. Иногда мне не нравится, как я говорю. “+”

17. Всегда, когда я говорю, я чувствую себя совершенно уверенно. “–”

18. Я охотно говорю только с некоторыми людьми. “+”

19. Я говорю лучше, чем пишу. “–”

20. Я часто нервничаю, когда говорю. “+”

21. Мне трудно разговаривать при встрече с новыми людьми. “+”

22. Я совершенно уверен в своей речи. “-”

23. Я хотел бы, чтобы моя речь была такой же, как у других. “+”

24. Я часто не могу ответить, даже когда знаю нужный ответ, так как боюсь заговорить. “+”

* За один балл принимается совпадение ответа с ключом.

 

Тревога по поводу своей речи может меняться у заикающихся в зависимости от разных обстоятельств. Так, например, с увеличением возраста наблюдается ее рост, впрочем как и рост общей тревоги, происходящий наиболее интенсивно в период с 7 до 13 лет, что можно видеть на рис. 1.

 

 

***

Степень выраженности речевой тревоги зависит от тяжести речевого расстройства: чем более выражено заикание, тем выше тревога. Наиболее сильна эта связь у подростков, для которых на первое место выходят отношения с окружающими людьми. Подросток завоевывает свое место в обществе и поэтому болезненно воспринимает все, что считает помехой на пути самоутверждения, в том числе и свой речевой дефект.

Вы можете попросить вашего ребенка оценить свою речь с помощью шкалы, выбрав одну из девяти приведенных ниже “ступенек”:

1. Прекрасная речь.

2. Хорошая речь.

3. Более или менее хорошая речь.

4. Неплохая речь.

5. Обычная речь.

6. Неважная речь.

7. Плохая речь.

8. Очень плохая речь.

9. Чрезвычайно плохая речь.

Обычно такая самооценка достаточно хорошо соответствует действительной тяжести заикания. Ее ценность заключается также в том, что она может быть сопоставлена с самооценками других характеристик, таких, как внимание, память, характер. Оценки семи разных характеристик, включая и речь, данные указанным способом заикающимися и здоровыми людьми, приведены в табл. 3. Можно видеть своеобразие оценок тех и других. Прежде всего полностью противоположным образом они оценивают свою речь. Заикающиеся выражают наименьшую удовлетворенность речью, а здоровые наиболее удовлетворены именно своей речью. Обратные отношения наблюдаются в самооценке здоровья, которое здоровые оценивают ниже всего, а заикающиеся выше других характеристик. Это, в частности, означает, что заикающиеся разделяют свой речевой дефект и общее здоровье. Изучение самооценок позволяет говорить о том, что по крайней мере часть заикающихся не считает себя достаточно счастливыми в связи со своим речевым дефектом, также они достаточно часто связывают свои проблемы с собственным характером.

Таблица 3 Ранжирование семи характеристик по степени возрастания неудовлетворенности ими (в условных баллах шкалы самооценки) здоровыми лицами и заикающимися

Здоровые   Заикающиеся  
Речь 3,16 Здоровье 3,96
Внимание 3,19 Память 4.02
Ум 3,39 Внимание 4,13
Характер 3,42 Ум 4,18
Счастье 3,65 Характер 4,20
Здоровье 3,84 Счастье 4,73
Память 3,87 Речь 6,22

Многие заикающиеся по мере развития тревоги по поводу своей речи начинают отождествлять эту тревогу и само заикание. Но при дополнительных расспросах обычно выясняется, что страх вызывает не само заикание, а возможное отношение к ним из-за плохой речи. Поэтому степень переживаний в значительной мере связана с тем, кто является партнером общения. И здесь страх может носить очень избирательный, индивидуальный характер. У одного это реакция на слишком требовательного учителя, у другого на представителя власти, у третьего на одного из родителей. Завышенные требования могут порождать у ребенка очень сильные переживания, ощущение бессилия и даже депрессии. При этом его самооценка снижается, появляется чувство зависимости, резко падает активность. Взрослые порой не замечают, что, призывая ребенка быть “самостоятельным”, в то же время требуют беспрекословного выполнения своих указаний. В этом случае стоит представить себя в аналогичной ситуации, например на работе. Разве не стремимся мы освободиться от мелочной опеки со стороны руководства, не чувствуем, что нам “подрезают крылья”, заставляя отчитываться за каждый проделанный шаг? Что может быть невыносимее постоянных угроз и критики взамен поддержки и разумного совета? Право же, наши дети не должны расплачиваться за наши страдания, не стоит к ним применять тактику, которая кажется неприменимой к нам самим.

Наташа Л., 15 лет, очень остро переживает по поводу своего заикания. У нее выраженные признаки того, что называют страхом речи. Она отмечает сильное волнение перед тем, как необходимо что-то сказать. Волнение сопровождается сильным сердцебиением, иногда она чувствует “спазм” в животе, а ладони при этом становятся мокрыми.

Внешне она очень привлекательна, у нее покладистый характер, она хорошо учится. В семье все любят Наташу, она находит полное понимание близких. Товарищи в классе также хорошо относятся к ней, подруги ценят ее отзывчивость, доброту, верность данному слову, а мальчики заглядываются на ее внешность. Наташа очень красочно и точно описывает истинную причину своих переживаний, не осознавая этого сама. Она с волнением говорит, что во время танца ее преследует неотступная навязчивая мысль о том, что все только и ждут, когда она остановится и начнет говорить, выдав свой дефект. Ей очень нравится танцевать, но она панически боится окончания танца и своего “разоблачения”.

В действительности она боится не речи, а того отношения к ней окружающих, которое, с ее точки зрения, может быть вызвано ее заиканием. Это частая ошибка. Попытки разными средствами устранить такой “страх речи” обычно оканчиваются неудачей. Симптомы страха (сердцебиение, потливость, даже острота самого ощущения) на время могут быть уменьшены, но не будут по-настоящему преодолены, пока не будет устранена его причина, в данном случае явно ошибочное мнение об отношении к ней окружающих. Именно в разъяснении ее ошибки и должна заключаться помощь.


Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 332 | Нарушение авторских прав



1 | 2 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)