Средние гайморовы резонаторы.
Под гайморовыми полостями подразумевается пустое пространство в кости, являющееся безупречным резонатором. Дальнейшая работа будет в большей степени концентрироваться на двух наиболее известных гайморовых полостях, расположенных по обеим сторонам носа, которые я буду называть средними гайморовыми полостями. Другие полости, расположенные над носом и бровями, я буду называть верхними гайморовыми полостями.
Шаг первый.
С помощью пальцев прощупайте форму своего лица от носа к скулам. Между двумя костистыми холмами носа и щек Вы обнаружите небольшую полость. Осторожно помассируйте эту область кончиками пальцев, двигая ими вверх и в стороны от ноздрей.
Подвигайте мышцами в районе средних гайморовых полостей. Это движение похоже на то, которым пользуются, чтобы подтолкнуть соскользнувшие очки назад к переносице.
Шаг второй.
Дайте возможность своему рту приоткрыться настолько, чтобы автоматически сформировать беззвучное "хииии" в момент, когда дыхание освобождается сквозь узкое пространство во рту. Для того чтобы это произошло спонтанно, язык должен быть свободен и в какой-то степени продвинут вперед в полости рта. На высоте среднего регистра, приблизительно между "фа" и верхним "до" первой октавы, выдохните через рот непрерывный звук "хииии", массируя средние гайморовы полости кончиками пальцев. Дайте возможность дыханию опуститься назад, в центр, и тоном выше освободите другой звук "хииии". Продолжайте массировать гайморовы полости. Повторите упражнения по диапазону.
Выдохните другой звук "хииии" (поднимаясь по диапазону до тех пор, пока не почувствуете напряжение, после чего начните спускаться опять вниз) и в это время с помощью мышц лица noдвигайте кожей в области средних гайморовых полостей. Представьте, что с помощью этого движения "передвигаются" очки, соскользнувшие с переносицы. Сморщивание переносицы похоже на сморщивание носа при реакции на незнакомый запах. На непрерывном звуке "хиииии" сморщите переносицу, расслабьте, сморщите, расслабьте.
Чередуйте массаж мышц гайморовых полостей с упражнениями, тренирующими эти мышцы с помощью сморщивания — расслабления. Как только на более высоких нотах Вам станет труднее Дышать или Вы почувствуете напряжение в горле, начните опускаться вниз по диапазону.
Вы должны внимательно следить за прохождением звука "хиииии" через рот, не давая звуку переместиться в гайморовы полости, несмотря на то, что Вы пробуждаете вибрации именно в этой области. Если же Вы нацелите звук туда, он прибудет в нос и это помешает Вам изучить качественно другие вибрации, окружающие нос.
Жизненно важным объектом в этом упражнении является язык. Корень языка, как объяснялось выше, обычно начинает напрягаться. Когда голос поднимается выше, напряженные мышцы языка замещают собой работу дыхания. Питая голос своей резона-торной силой, гайморовы полости способствуют трансформации зависимости голоса от корня языка. Чем больше язык расслаблен, тем большей поддержки будет требовать голос от дыхания. Голос сам сможет найти для себя правильные резонаторы.
Для того чтобы удостовериться, что язык не поддерживает своими мышцами звучание в верхнем регистре, сделайте упражнение в шаге третьем с кончиком языка, свободно лежащим на нижней губе. Положите большой палец в мягкую ложбинку под нижнюю челюсть и убедитесь в том, что, когда Вы поднимаетесь выше по диапазону, корень языка не напряжен.
Шаг третий.
Дайте возможность языку, толстому и свободному, "выскользнуть" изо рта. Если он действительно свободен, он будет широким, касающимся углов рта, толстым и неподвижным. Если какой-то участок языка будет напряжен, он либо попытается втянуться назад в рот, либо станет заостренным и утончится. Выдохните "хиииии" изо рта, направляя звук поверх языка, через образовавшееся сейчас очень узкое пространство между поверхностью языка и верхними зубами.
Поднимаясь по диапазону на "хииии" и двигая мышцами в области гайморовых полостей, следите за тем, чтобы язык в это время оставался совершенно свободным. Расслабьтесь для нового дыхания. Используйте серию восходящих по диапазону "хииии", чтобы отметить соотнесенность между языком и дыханием. Если корень языка под нижней челюстью становится жестким, продолжая звучать, помассируйте его под нижней челюстью, чтобы он опять расслабился. Вы можете нажимать пальцами довольно интенсивно. При любой высоте звука ткани под нижней челюстью должны быть такими же мягкими, как если бы Вы молчали. Когда язык напрягается, попробуйте выдыхать с чувством большей свободы.
Работая над освобождением голоса, не забывайте правило: поднимаясь по диапазону, дышите глубже.
А теперь, ни о чем не думая, свободно крикните легким и долгим звуком "хэ—э—э—эй". "Потрясите" звук всем телом.
Причина, по которой необходимо, поднимаясь по диапазону, брать более глубокий вдох, состоит в том, чтобы разрушить привычный условный рефлекс в поведении мышц, толкающих звук на высоких нотах. Психофизическая реакция на необходимость высокого звучания может повлечь за собой разное поведение: излишнее старание, отказ от высоких нот, желание "взять звук" или желание "подпереть звук" с помощью мышц языка и горла.
Если же Вы осознанно придете к решению, каждый раз, поднимаясь по диапазону, вдыхать с нарастающим чувством глубокого облегчения, результат будет таков:
а) поскольку сочетать напряжение дыхательных мышц с глубоким дыханием невозможно, Вы устраните напряжение мышц дыхательного аппарата;
б) увеличившийся порыв дыхания поддержит необходимую высоту тона;
в) Вы избавитесь от привычки подталкивать звук и преодолеете синдром "я не могу", заменив его чувством глубокого облегчения.
Каждый раз, поднимаясь по диапазону, Вы сможете сочетать вздох облегчения с чувством удовлетворения. Это породит соответствующую энергию, большого объема дыхание и новое отношение к высоким нотам, что облегчит их извлечение.
Не переживайте, если на этом этапе звучания качество звука не доставит Вам эстетического удовольствия. В ответ на намерение прозвучать выше, сфокусируйте свое внимание на освобождении мышц лица, горла, языка и челюсти, а также на свободном дыхании. Сначала результаты звучания могут показаться несколько странными. В этом случае помните, что Ваши старые эстетические представления должны уступить место новым. В той фазе тренинга, где речь идет о процессе освобождения, эстетический критерий, как правило, тормозит процесс. К нему стоит прибегнуть, когда фаза мышечной релаксации усовершенствуется.
До тех пор, пока Вы будете полагаться на критерии слухового восприятия, делая про себя критические замечания, типа:" Этот звук — идиотский", или "это не мой голос", или "когда я пою, я звучу много лучше", — Ваше внимание будет лишь частично направлено на физические и сенсорные аспекты работы и ее результаты еще не удовлетворительны. Психофизическая перестройка, удовлетворяющая Ваши потребности в высоком звучании, предполагает не только открытие верхней части голосового диапазона или развитие возможностей певческого голоса, хотя произойдет и то и другое. Она предполагает изменение психофизической реакции всего организма от физических усилий к эмоциональному освобождению.
НОСОВОЙ РЕЗОНАТОР
Должно быть установлено четкое различие между понятием носового резонанса и понятием гнусавости. Когда Вы не можете четко представить себе звуковой проход во рту, звук с примесью гнусавости выходит через нос. Слабые мышцы мягкого нёба касаются корня языка, который из-за мышечного напряжения зачастую направляет звук в полость носа. Гнусавость неизбежно сопровождает вялое дыхание. Ее можно услышать и в низких голосах, в голосах, звучащих высоко, а также среднем регистре. Это означает, что носовой резонанс довлеет над всем, что произносится. Когда в глубоком голосе слышится гнусавость, он имеет тенденцию к монотонности и свидетельствует о наличии аденоидов. Гнусавость в среднем регистре также сопровождается интонационным однообразием. Высокий голос зачастую имеет агрессивно-резкое звучание. Носовой звук в высоком регистре звучит пронзительно и монотонно.
Тем не менее, носовой резонатор — это жизненно необходимая часть целой резонаторной системы. Он придает голосу яркость, силу и является главным компонентом резонанса маски. Но эта сила должна быть сбалансирована, так как носовой резонатор легко доминирует над другими и искажает звук. Многие актеры, направляя звук в костистую область щек и носа, считают, что таким образом могут быть легко слышны и в последнем ряду балкона. Но быть услышанным — это всего лишь треть победы. Часто до зрителей доходят пусть и красивые голоса, но лишенные мысли и чувства.
Как и другие резонаторы, носовая полость должна быть определена и ее возможности должны быть развиты.
Прежде всего осознайте форму носовой кости и представьте, что вибрации, прибывающие в этот точно сформированный свод, будут озвучиваться с огромной интенсивностью. Допустим, Вы стоите в углу комнаты и издаете звук, обращенный непосредственно в угол. Ответный резонирующий звук будет большей силы, чем от того, который был бы направлен к плоской стене.
Шаг первый.
Пальцем прижмите правую ноздрю. Вдохните через другую ноздрю, втянув воздух коротко, быстро и энергично. Достаточно пяти или шести вдохов через левую ноздрю. Затем выдохните через рот "ффффф".
Теперь так же заткните левую ноздрю и пять - шесть раз вдохните правой ноздрей. Затем выдохните через рот "ффффф".
Повторите это упражнение для каждой ноздри несколько раз, ощущая холодный воздух в носовых проходах и за мягким нёбом.
Шаг второй.
Втянув несколько раз воздух каждой ноздрей, отдохните. Ощутите прохладные участки, по которым стремительно пронеслось ваше дыхание. Затем закройте правую ноздрю и издайте "хамм" на средней высоте, представляя себе вибрации, вытекающие исключительно через левую ноздрю и согревающие охлажденные места. Заткните левую ноздрю и, звуча на "хамм", почувствуйте вибрации, вытекающие сквозь правую ноздрю.
Повторите это упражнение несколько раз, постепенно поднимаясь по диапазону.
Проделайте то же самое, в большей степени сфокусировав звук на переносице и сморщивая ее на "хамм".
Нацельте "хамм" в сморщенную переносицу. Во время звучания кончиками пальцев помассируйте ноздри небольшими круговыми движениями по часовой стрелке. Повторите это движение, поднимаясь по диапазону на "хамм". Звук становится более сильным и, благодаря массажу, в большей степени фокусируется в носу.
Сейчас, полностью нацеливая звук в нос, дайте возможность звукосочетанию "хамм" перейти от сфокусированного "мммммм" в узкое "миииииии". Повторите "мии—мии—мии", нацеливая звук в область переносицы и осознавая, что звук поступает в нос из-за мягкого нёба. Звук ни в коем случае не поступает в рот.
Расслабьтесь. Опустите позвоночник. "Перекатите" голову.
Повторите звук "мии", направляя его в нос и поднимаясь по диапазону. Начните упражнение с ноты "ля". Произнесите "мии—мии—мии" высоким речевым голосом. Почувствуйте в носу гудение вибраций.
Расслабьтесь. Опустите позвоночник. "Выстройте" его. Растяните и расслабьте язык. Вдохните и выдохните шепотом "каа", чтобы освободить мышцы мягкого нёба. Затем, забыв все, чем Вы занимались в предыдущих упражнениях, прокричите "хэ—э—эй" долгим звуком, идущим из центра. Потрясите всем телом звук "хэ—э—эй".
Помня, что существует взаимосвязь между увеличивающейся внутренней энергией и высотой звука, не оттягивайте назад сильные и интенсивно звенящие вибрации, которые отзвучиваются костью носа. Поначалу Вы можете почувствовать, что для того, чтобы достаточно точно сфокусировать звук, мышцы глотки совершают небольшой нажим. Но мысленное видение прохода в носовую полость укрепляется, забота о звуке увеличивается, способность обходить во время звучания горло стороной развивается.
Я бы хотела прокомментировать здесь следующее, что позже повторю по другому поводу. Человеческий голос очень эластичен.
И если, экспериментируя, Вы всегда будете бояться переутомить его, то никогда не разовьете свой голосовой диапазон. Думая, что бережно обращаетесь с голосом, Вы только проявляете физическую осторожность и тем самым существенно сдерживаете энергию, которая снабжает необходимым "топливом" Ваш голос. Таким образом может создаться порочный круг. Сейчас Вам нужно рискнуть и, преодолев все опасения, открыть своему голосу новые возможности. Вы уже обладаете достаточными знаниями для того, чтобы суметь восстановить свой голос в случае его переутомления. Если же это произойдет, повторите все основные упражнения на релаксацию, придавая особенное значение освобождению мышц языка и глотки. Затем спокойно "перекатите" голову на "хамм", опустите позвоночник, помассируйте лицо и т. д. Звучание на "хамм" обеспечивает естественный массаж голосовых складок. Этот уход за утомленным голосом, полезный сразу после эксперимента, гораздо лучше молчания. Он нужен и с психологической точки зрения, так как избавляет от страха "потерять голос".
Шаг третий.
Сморщите переносицу и, втягивая воздух носом, опять подготовьте проход для звука в носовую полость.
Пошлите гудящий звук "мии—мии—мии" в нос.
Положите пальцы на переносицу и вообразите, что Вы можете с помощью пальцев растянуть вибрации от переносицы в разные стороны через кости скулы. Дайте возможность звуку слегка растянуться от "мии—мии—мии" к узкому "мэй—мэй—мэй". Этот звук также должен пройти через нос, но сейчас он окажется под влиянием увеличенной резонаторной поверхности. Через гребень костей скулы звучание будет веером расходиться в разные стороны от переносицы. Освободите горло, мягкое нёбо и язык и, как обычно, "вытряхните" звук из всего тела.
Шаг четвертый.
Сейчас Вам надо будет перенаправить вибрации из носа в рот. Задача состоит в том, чтобы интенсивно скопившиеся вибрации в носу освободить через рот, а не через нос. Для этого необходимо, чтобы опустившиеся мышцы мягкого нёба, отводящие звук через нос, в соответствующий момент "взлетели", открывая канал в ротовую полость.
Направьте звук "мии", как прежде, в область переносицы. Как прежде, распространите вибрации через скуловые, кости на "мэй". Затем (когда мышцы мягкого нёба, "взлетев", откроют канал) сознательно направьте вибрации через рот на звук "ма—ма—ма".
Расслабьтесь — дышите.
Поднимаясь по диапазону, повторите всю последовательность на одном дыхании:
Подберите такую высоту звука, которая вызывала бы у Вас наиболее сильную обратную резонаторную связь в каждой из этих частей тела. Этот звук будет достаточно высоким. Произнесите всю звуковую последовательность высоким речевым голосом, используя тот же резонанс. Звук может быть несколько выше в носу и ниже во рту, но убедитесь, что Вы остались на той же высоте, которая максимально отражается носовым резонатором. Найдите высоту звука, соответствующую этому характерному резонатору, и освободите его через рот. Легко совершить ошибку, опустив звук на высоту, соответствующую резонатору ротовой полости или ниже.
Освободитесь от напряжения. Дышите. Освободитесь от любого звука в себе, встряхнувшись всем телом.
Эта часть голосового диапазона малодоступна для осознавания. Она находится на пути от наиболее активно используемого среднего резонатора к очень высокому и резонирует в возбудимой части черепа для выражения сверх-эмоциональных ситуаций, вплоть до истерики. В процессе развития диапазона голоса ступени резонаторной лестницы, ведущие от переносицы ко лбу, весьма "шатки". А ведь именно в этой части голосового диапазона происходит нередко случаюшийся с певцами "срыв голоса".
В моем представлении эта часть голосового диапазона особенно ранима. Она выражает наиболее искренние, открытые, уязвимые мысли и чувства, вызывающие в нас трепет и дрожь, страх, удивление, восхищение. Поразительно, с какими незатейливыми восходящими модуляциями задаются некоторые вопросы. Вслушайтесь в них, и Вы обнаружите, как много ответов скрыто в них. Как сфера особо тонкая, эта часть голосового регистра обладает защитными реакциями. Импульсы перенаправляются оттуда в другие резонаторы. Звук часто находит более безопасный резонанс в носовом регистре, либо наполовину ослабляется уменьшившимся объемом дыхания.
Когда энергетические импульсы "обрываются" в носовой полости, голос звучит пронзительно и неприятно. Ослабление напряжения посылаемых импульсов является своеобразной системой защиты от прямой реакции на определенную ситуацию. Другая система, предохраняющая эту часть голосового регистра, связана с реакцией дыхания. При уменьшенном объеме дыхания слова едва слышны. "Посмотрите, как я слаба и беззащитна. Я не в состоянии даже выразить свои мысли в полный голос. И Вы недостаточно хорошо расслышите то, что я Вам говорю."
Чтобы показать на примере, что я имею в виду, опишу три варианта одной и той же сцены.
Двое влюбленных, не видевшихся друг с другом десять лет, неожиданно встречаются. Чтобы описать в связи с этим возможные реакции поведения, заготовим фразы: "Как замечательно, что я встретила тебя! Ты знал, что я должна быть здесь?"
Используя защитные системы, о которых говорилось выше, предлагаю Вам три возможных варианта психофизического поведения:
Первый вариант.
1. При появлении бывшего любовника адреналин попадает в кровь, колени слабеют, дыхание и сердцебиение учащаются.
2. Мысли: "Я не могу позволить ему (ей) увидеть, насколько я потрясена".
3. Психофизическая реакция: Дополнительная энергия, сопровождающая светскую манеру общения, делает поведение человека несколько неестественным. Чрезмерное и неуместное выражение восторга активизирует мышцы гортани и лица в большей степени, чем дыхательные мышцы.
4. Результат: Мышцы звукового канала направляют звук в нос, создавая высокую степень восторга, которая подавляет изначальное чувство уязвимости.
"Как ЗАМЕЧАТЁЛЬНО, что я ВСТРЕТИЛА тебя: ты ЗНАЛ, что я должна быть ЗДЕСЬ?"
Удивление и восторг преувеличены. В вопросе, безопасно скрывающем мысли и чувства, заключен ответ "да".
Второй вариант.
1. При виде бывшего любовника адреналин стремительно попадает в кровь, колени слабеют, дыхание и сердцебиение учащаются.
2. Мысли. "Хотела бы я знать, чувствует ли он (она) то же, что и я. До тех пор, пока я не узнаю это, я не осмелюсь выразить свои чувства слишком определенно, иначе я могу навредить себе."
3. Психофизическая реакция. Дайте возможность Вашему дыханию, наполненному эмоциями, стремительно выйти наружу. Эмоционально опустошенное дыхание, проходя через голосовые складки, несет вялый импульс, вызывая полуголос-полушепот, который уменьшает вибрационную энергию, стимулирующую обратную резонаторную связь или яркость голосовых модуляций.
4. Результат. Полушепот: "Как замечательно, что я встретила тебя! Ты знал, что я должна быть здесь".
Монотонная речь перекладывает всю ответственность на слушающего. Предполагается: он (она) найдут желаемый ответ в завуалированных фразах.
Третий вариант.
В случае открытого выражения эмоций психофизическое поведение сводится к следующему.
1. При виде бывшего любовника адреналин стремительно попадает в кровь, колени слабеют, дыхание и сердцебиение учащаются.
2. Возбужденные волнением, мышцы глотки регулируют голосовые складки. Таким образом возбужденное дыхание, возбужденные голосовые складки создают вибрации высокой частоты. Они подхватываются и одновременно усиливаются мышцами верхней части гортани и верхней части лица.
3. Высота звука "подпрыгивает", и в легком, высоко резонирующем ответе бывший любовник слышит и удивление, и полуиспуг, и восторг, и неподдельное стремление узнать, разыскивал ли он (она) ее (его) или пришел сюда случайно.
Шаг пятый.
Полностью повторите шаги первый и второй, ощущая часть голосового диапазона, идущего от среднего резонатора вверх.
Начните с "мии—мии—мии", перейдите на "мэй—мэй—мэй" и на этот раз освободите звук через рот на "май—май—май— май".
Повторите эту последовательность звукосочетаний еще раз и, простодушно задавая вопрос, закончите на этот раз последовательность идущей вверх интонацией на "ма—а—и".
Постарайтесь не перейти на фальцет.
Проследите за тем, чтобы вслед за намерением задать вопрос Ваши брови не начали подниматься. В противном случае Ваш голос будет не в состоянии подниматься на высоту, на которую он способен. (Брови имеют тенденцию заменять собой работу мышц мягкого нёба.) Еще раз повторите всю последовательность звукосочетаний с вопрошающим "ма — а — и" на том же дыхании. В том же резонансе и на той же высоте: " Что — о — о? Когда — а — а? Сейча — а — ас? Который ча— а— ас?"
Произнося "что — о — о?", направьте звук через скулы.
Повторите: "Миимиимиимэймэймэймай? Что?", — и затем добавьте: "Когда?" "Сейчас?" (дыхание) "Который час?", — сочетая энергию высоты, резонатора и энергию, заключенную в вопросе с настоятельной необходимостью дождаться ответа.
Шаг шестой.
Представьте себе, что Вы стоите на вершине горы, которую разделяет с другой горой узкий и глубокий овраг. Небо безоблачно. Воздух чист и свеж. На другой вершине стоит Ваш друг.
Дайте возможность этому зрелищу изнутри подействовать на Вас. Из самого центра, оживленного необычностью встречи, в сторону вершины противоположной горы крикните:"Хэ — э — эй" долгим и высоким звуком с интонационным изгибом.
Тот же пейзаж. Те же эмоции. То же желание окликнуть друга. На этот раз произнесите шепотом: "Хэ — э — эй". Импульс в центре даст энергию дыханию, вылетающему через широкий канал горла: "Хэ — э — эй".
Снова крикните "хэ — э — эй" в полный голос.
Здесь Вы питаете свое воображение такой картиной, которая помогает стимулировать дополнительную энергию. Для того чтобы суметь удовлетворительно выразить себя в самой верхней части голосового диапазона, голос нуждается в этой энергии. Вся техническая сторона работы в верхнем регистре должна быть сведена к автоматизму. Импульс, рождающий крик, беспрепятственно достигает диафрагмы. Чтобы снабдить импульс достаточным дыханием, диафрагма спонтанно сокращается и освобождает дыхание и импульс с энергией, соответствующей Вашей потребности. К этому времени мышцы горла, мягкого нёба и челюсти обретают присущую им проворность и живость для того, чтобы "разлететься", создавая путь для крика, который попадает в самые верхние резонаторы, увеличивающие вибрации. Таким образом Вы установите контакт с Вашим другом, стоящим на противоположной вершине.
Мы подошли к важному моменту. Вы начинаете создавать простые воображаемые сценки, в которых можете чередовать техническую, сознательно направленную работу, развивающую, настраивающую и усиливающую Ваш голос, с работой образной. Прежде, чем создать в воображении ту или иную сценку, пошлите образный импульс. Начните питать свой голос из центра, освободите его из центра и посмотрите, что из этого получится. Если Вы где-нибудь ошибетесь, прибегните вновь к технической работе над голосом. Потом опять вернитесь к творчеству. Переходите от техники к творчеству, снова возвращаясь к технике, но не пытаясь комбинировать эти две энергии. Иначе они потеряют свою силу.
ДИАПАЗОН ГОЛОСА
Внутри конструкции резонаторной лестницы Вам остается изучить только верхнюю часть головы. Вершина резонаторной лестницы являет собой великолепную акустическую форму и текстуру. Звуки высокой частоты отражаются в ней легко и сильно. Но пока Вы не начнете тренировать свой голос на высоте сопрано, тенора или в обычном крике, Вы не почувствуете черепного резонанса. Чтобы выразить свои эмоции на этом резонаторном уровне, в центре должен сформироваться звук огромной энергии. Для развития черепного резонанса легче всего начинать с простой работы над голосом по всему диапазону. Упражнения позволят свойственной высоким резонаторам энергии генерироваться естественным образом, а потом уже "штурмовать" верхнюю часть голосового диапазона. Теоретически работа над голосом должна начинаться с области черепа. Практически же гораздо полезнее это делать с упражнений по всему диапазону. Чтобы освободить Ваш голос в максимально широком диапазоне, упражнения будут опираться на четкое представление резонаторной лестницы.
Шаг первый.
Стоя свободно и ощущая, как скелет поддерживает Ваше тело, закройте глаза и направьте свое внимание вовнутрь.
Представьте такую аналогию: Ваше тело — это дом. Пусть подвал воображаемого дома будет расположен под грудной клеткой, бельэтаж — в области грудной клетки, первый этаж — в полости рта, второй — между полостью рта и глазами, третий — от бровей До линии волос и, наконец, чердак — в верхней части черепа.
Представьте себе свой голос по аналогии с движущимся лифтом, электрический механизм которого находится в подвале. Используя для выявления голоса (лифта) длинное "хэ—э—эй", начните движение из "подвального помещения" к "чердаку", "навещая" по дороге все верхние регистры — то есть этажи-резонаторы.
Заметьте: когда лифт работает — дом не двигается (позвольте рту приоткрыться, ни в коем случае не разрешая плечам, подбородку, языку, губам или бровям помогать движению голоса (лифта).
После того, как Вы прибыли на "чердак", позвольте дыханию переместиться и вновь совершите движение вниз, убеждаясь в том, что Вы не проскакиваете ни один этаж и что "лифт" идет с той же скоростью по дороге вниз. (При отсутствии контроля за равномерностью движения "лифта" вниз существует тенденция к его пробуксовке, "перепрыгивание" через "этажи" и расходование большого количества времени на "бельэтаже".)
Повторите упражнение несколько раз.
При этом учтите следующее.
Энергия, приводящая в движение "лифт; исходит из "подвального помещения" вне зависимости от того, откуда "лифт" начинает свое движение.
Если Вы почувствуете, что на полпути "лифта" вверх или вниз Вы устали, не пытайтесь продолжать движение из последних сил. Воспользуйтесь энергетической поддержкой снизу.
Дайте возможность своему вниманию сосредоточиться на предложенном образе и на чувственном восприятии резонанса. Пусть высота звука будет побочным продуктом в упражнении.
Шаг второй.
Вновь "посещая" резонаторные полости своего тела, "распределитесь" в них на этот раз более свободно и беззаботно по своему голосовому диапазону.
Быстро опустите позвоночник и также быстро "выстройте" его вверх. Движение вниз состоит из двух неравнозначных частей: внезапно тяжело падает голова, а затем быстро "разрушается" позвоночник. (Убедитесь, что колени у Вас чуть согнуты, иначе Вы можете потерять равновесие.) "Выстраивание" начинается от толчка, который быстро поднимает позвоночник вверх с головой, "всплывающей" на вершине.
Начните движение голоса (лифта) на "хэй", используя нижнюю часть голосового диапазона, в районе подвала-живота. Опустите голову и, поднимаясь по диапазону вверх, опускайте позвоночник, ускоряя движение таким образом, чтобы неожиданный толчок внизу способствовал освобождению верхней точки голосового диапазона сквозь макушку головы. Возьмите новое дыхание. На этот раз, звуча на "хэй", начните с верхней части диапазона. Выстраивая позвоночник вверх, опускайтесь по диапазону вниз.
Пусть "лифт" (голос) опять вернется в пространство "подвала", помещенного Вашим воображением в животе, а голова "всплывет" на вершину позвоночника.
Поднимайтесь вверх по диапазону в то время, как позвоночник опускается, и опускайтесь по диапазону вниз в то время, как позвоночник поднимается.
Воспользуйтесь преимуществом, которое дает гравитация, чтобы, опуская позвоночник, позволить себе каждый раз подниматься на новую высоту звучания. Мысленно представьте, что звук как бы выпадает из Вашего черепа.
Будьте расслаблены, свободны и беззаботны. В результате неожиданного толчка от падения вниз звук должен "вытряхнуться" вверх. Не тяните звук на самой высокой ноте. Позвольте ему легкомысленно вылететь.
Не относитесь к упражнению слишком серьезно, иначе Вы исказите его смысл.
Представьте себе, что при том, когда Вы опускаете позвоночник, звук начинает свое путешествие в области копчика, поднимаясь по позвоночнику вверх к голове и "вытекая" через ее вершину. Когда же голова находится внизу, звук начинается как бы из-под земли и струится от головы к копчику в течение всего времени, тюка Вы поднимаете свой позвоночник.
Шаг третий.
Лягте на пол на спину и медленно совершите движение по всему звуковому диапазону, экзаменуя все ступени резонаторной лестницы. Здесь опять может быть полезна игра воображения. Лежа на спине, представьте себе на этот раз позвоночник в виде железной дороги, а звук в виде поезда, держащего свой путь из депо (копчика) к конечной остановке (верхнему позвонку) и наоборот.
Сейчас Вы в действительности можете удостовериться, что передвигаясь по всему голосовому диапазону, Вы используете только свои умственные способности и дыхание. Вам ни к чему раскрывать рот шире, когда Вы поднимаетесь по диапазону или открывать его в меньшей степени, когда опускаетесь. Вы не нуждаетесь в том, чтобы мышцы гортани подталкивали звук, помогая ему достичь высокой ноты. Вам не нужно задирать подбородок или поднимать брови. Мысль и дыхание — вот все, на чем Вы основываетесь.
Шаг четвертый.
Встаньте и стоя повторите шаг первый и шаг второй, используя процесс самоосознавания.
РЕЗОНАТОРЫ ЧЕРЕПА
Шаг первый в этой главе будет посвящен процессу освобождения голоса по всему голосовому диапазону в соединении с упражнениями, направленными на изучение черепа. Я собираюсь познакомить Вас в этой части книги со своей концепцией, которая может стать полезной, если будет точно схвачена. В предыдущей главе, в шаге втором, в результате неожиданного падения туловища вниз головой, звук устремлялся вверх без всяких очевидных усилий со стороны мышц. В этом случае брюшные мышцы должны быть полностью расслаблены, так как, благодаря силе гравитации, Вы не нуждаетесь в больших дополнительных мышечных усилиях для поддержки высокого звука. Тем не менее потребность в дополнительной энергии существует. Попробуйте повторить этот шаг еще раз, находясь в вертикальном положении. Сразу же после падения туловища вниз головой повторите "хэй", стоя прямо и сознательно трансформируя физическую энергию в психическую.
Физическая энергия, порожденная в ответ на силы гравитации движением тела в пространстве, — огромна. Сознание может использовать опыт подобного освобождения физической энергии для выработки психической энергии, которая так же велика как и физическая энергия.
Это означает, что высокие звуки могут извлекаться при очень небольшой дополнительной работе со стороны брюшных мышц. Высокие ноты извлекаются путем увеличивающегося воздушного давления между дыханием и голосовыми складками, — давления, создаваемого путем увеличения напряжения в дыхательных мышцах и мышцах гортани. Опасность состоит в том, что подобная осведомленность добавляет еще большее напряжение при формировании сознательной поддержки со стороны брюшных мышц, таким образом нарушая энергетический баланс. Экономная затрата усилий — основа правильных результатов. Иными словами, как только мышцы живота втягиваются, выдвигаются вперед или делают что-то сознательно для того, чтобы форсировать звук, они подменяют психическую энергию физической. Что касается верхней части голосового диапазона, психическая энергия обычно подразумевает эмоциональную энергию, таким образом, подмена эмоциональной энергии физической может оказаться критической.
Шаг первый.
Быстро опустите вниз позвоночник, поднявшись по диапазону на "хэй". Зафиксируйте самый высокий звук, который "вылетает" через "чердак", когда Вы находитесь в положении вниз головой. Он должен звучать высоким фальцетом у мужчин и у женщин. Все еще продолжая находиться в положении вниз головой, позвольте новому дыханию войти и освободите высоким фальцетом звук "киии" на той же высоте. ("Кииии" может чем-то напоминать тирольский звук и не должен тянуться на одной ноте слишком долго.) Расслабьтесь и медленно "выстройте" позвоночник. Когда Вы будете стоять вертикально, опять повторите фальцетом: "Кииии". Вы должны почувствовать, что звук звенит в куполе черепа.
Образец упражнения:
Мужчины должны начинать немного ниже, но они могут подниматься в своем звучании на те высоты, которые были мною предложены.
Как вариант для большей подвижности, вообразите следующий пример в виде быстрых и легких вибраций, освобождающихся на фальцете.
В ответ на оживленную психическую энергию, необходимую для извлечения этих звуков, в центре Вы почувствуете оживленную реакцию дыхания. Позвольте этому процессу совершиться и не пытайтесь добавлять лишнее напряжение со стороны внешних мышц брюшины. Брюшная стенка будет перемещаться, но пассивно.
Ее будет тянуть за собой диафрагма, а не необходимость активно подтолкнуть дыхание. Нужно знать разницу между сильным физическим движением, которое возникает в результате нервно-мышечной реакции на сознательном уровне, и сильным физическим движением, возникающим в результате реакции на непроизвольном уровне. Внутренняя дыхательная мускулатура приводится в активность и стимулируется сильными импульсами. Таким образом, генерируется энергия другого качества, нежели порождаемая усилиями больших, внешних мышц.
Шаг второй.
Повторяя шаг первый, но на этот раз шепотом, мысленно "вспрысните" мощный импульс в высокий, фальцетом звучащий звук "кииии—ии". Мощный импульс повлечет за собой активную реакцию со стороны центра диафрагмы, освобождая дыхание большой силы, с шипением "вытекающее" сквозь передние зубы.
Несколько раз прошепчите "кииии—ии", мысленно концентрируясь на высоком, фальцетном его воспроизведении, позволяя телу с соответствующей энергией реагировать на импульс. Мысленно вновь воспроизведенный импульс — это каждый раз новый дыхательный импульс.
"Распределившись" между импульсом, дыханием и внутренней энергией, озвучьте упражнение, позволяя звуку быть побочным продуктом этого процесса.
Повторите упражнение, поднимаясь по диапазону и чередуя произнесенное шепотом и в полный голос звучащее "киии— ии".
Чередуя произнесение "кииии—и" шепотом и в полный голос, Вы работаете над генерированием коммуникативной энергии в зависимости от определенного повода.
Шаг третий.
Опустите звук глубоко вниз к "подножью" голосового диапазона и, освободив сознание и дыхание, исторгните "громыхающий", резонирующий глубоко в груди звук "хэй".
Вы можете обнаружить, что в результате звук стал значительно глубже, чем раньше, так как голосовые складки расслабились после непривычного растяжения более полно.
Шаг четвертый.
Потренируйте свой голос в крике на "хэй", поднимаясь по диапазону насколько это для Вас возможно, но не переходя на фальцет. Вы можете ощутить звенящий звук в куполе черепа. Его легко удержать в условиях глоточной свободы и при наличии связи с соответствующей силы энергией, исходящей из центра.
Женщины должны упражняться с высоким, фальцетом звучащим "киии—иии", растягивая свой диапазон буквально до мышиного писка. Делайте упражнение легко и игриво, внезапно устремляя звуки вниз, никогда не задерживаясь ни на последней ноте, ни на первой, позволяя энергии вырываться из центра, подобно детской игрушке, когда при снятии крышки из волшебной коробочки пружинисто выскакивают фигурки.
Первая задача в работе над освобождением голоса от зажимов на верхних нотах состоит в том, чтобы избавиться от сомнений, страха и чувства неизвестности. Качество звука здесь не существенно, хотя вытягиванием голосовых складок и освобождением мышц горла Вы развиваете голос и тем самым обогащаете звук.
Прибегая к фальцету, Вы содействуете большей эластичности и прочности голосовых складок и дыхательных мышц. Это одинаково полезно как для мужских, так и женских голосов. Мужчины зачастую не расположены экспериментировать с фальцетом, к которому не привыкли, подсознательно протестуя против него, считая это не мужественным. Одновременно многие женщины подсознательно предпочитают женственные и привлекательные, по их мнению, верхние регистры не подходящему для них, как им кажется, грудному резонатору. На самом деле мужчина может легко состязаться с женским сопрано и развить по крайней мере две октавы сочным фальцетом, не насилуя свой голос.
Как у мужчин, так и у женщин работа фальцетом в верхних резонаторных частях черепа развивает силу голоса и интонационное разнообразие во всех остальных частях голосового диапазона. Эта работа устраняет препятствия для звука, освобождает мощные энергии и знакомит с сильными эмоциональными вибрациями, что позволяет чрезмерным эмоциям выразить себя без напряжения и не травмируя голос.
Вы не должны погружаться полностью ни в один из этих звуков, принадлежащих вершине резонаторной лестницы, до тех пор, пока тщательно не "разомнете" свой голос.
Настоятельно рекомендую соблюдать последовательность упражнений, предусматривающих процесс самоосознавания и физической релаксации, описанный в предыдущих главах в той же голосовой прогрессии. Поначалу эта последовательность может показаться неорганичной для Вас. Не исключено, что тело и голос будут противиться тем или иным упражнениям, не желая перемен. Очень легко отдать предпочтение резонансу груди или резонансу маски, даже фальцету. Если Вы уделите больше внимания и времени какому-либо участку в ущерб другим, то в результате придете к разбалансированному и негибкому голосу, оставшемуся в плену старых привычек.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Восприимчивость и сила.
СИЛА ДЫХАНИЯ
До сих пор я сознательно не говорила о том, что диафрагма - это мышца, подчиняющаяся интересам дыхания. Во время вдоха диафрагма опускается, желудок, а за ним и кишечник подталкиваются книзу, давая таким образом диафрагме возможность опуститься. Следовательно, для того, чтобы не препятствовать входящему дыханию, область живота должна быть свободна от зажимов. Нетрудно вообразить, что дыхание само по себе опускается в живот. Диафрагма становится плоской, а легкие заполняются воздухом.
Я придавала большое значение явлению релаксации в процессе дыхания. Потребуется немало времени для того, чтобы состояние глубокой релаксации стало для Вас таким же органичным, как и развивающийся процесс самоосознавания.
Большая эмоциональность и необходимость общения предполагают большой объем дыхания и более активную работу дыхательных мышц. Большой объем легких еще не обеспечивает потребности речевого взаимодействия.
Любые попытки поддержать звук путем сохранения дыхания создают мышечное напряжение. Вот почему упражнения старого образца, нацеленные на сдерживание дыхания грудной клеткой, так непродуктивны. Усилия, направленные на создание дыхательной опоры для звука, вызывают напряжение, которое препятствует образованию естественного объема воздуха. Внутренняя дыхательная мускулатура расширяется и сжимается в ритме непроизвольного дыхания. Принуждая мышцы к неестественной попытке удерживать грудную клетку расширенной, мы будем способствовать уничтожению глубокой инстинктивной связи эмоций и дыхания. Сдерживая мышцы, Вы сдерживаете свои эмоции. Эластичность дыхательных мышц — основа эмоциональной подвижности. Напряжение не заменит собой изощренные психофизические процессы.
Теперь мы постепенно подходим к такого рода упражнениям, которые испытают Вашу способность к самоосознаванию. Обратите внимание на то, как звучит Ваш голос. Выразительно или всего лишь громко?
Дыхательный аппарат составляют три группы дыхательных мышц: брюшные, диафрагмальные и межреберные. В процессе релаксации и растяжения мы будем использовать межреберные мышцы, делая их подвижными и эластичными, а впоследствии "удлиняя" их. Они и создадут внутри грудной клетки большую полость, которую смогут занять расширившиеся легкие.
Очень важно, чтобы Вы сейчас научились посылать сигналы, стимулирующие активность работы межреберных мышц изолировано от мышц брюшных. Но нельзя забывать, что работа только над одной частью дыхательного аппарата может привести к негативным последствиям для других составляющих. Следовательно, необходима тренировка всех трех групп мышц.
Одна из обязанностей межреберных мышц — удерживать вес ребер на некотором расстоянии от легких. На минуту вообразите себе вес двадцати четырех ребер, составляющих грудную клетку, и представьте, что этот вес опускается на поверхность ваших легких. Когда межреберные мышцы бездействуют, легкие похожи на две шероховатые "губки". Конечно, верхняя часть позвоночника играет более важную роль в поддержке грудной клетки, нежели межреберные мышцы, роль которых вторична. Если верхняя часть позвоночника между лопатками и дальше ослаблена, это непременно скажется на грудной клетке: либо верхняя часть грудной клетки станет вогнутой, а нижние ребра "пропадут", когда на них начнет давить позвоночник; либо поддержку грудной клетки возьмут на себя межреберные мышцы. При такой реакции межреберные мышцы будут не в состоянии накачивать воздух в легкие.
Работая над последующими упражнениями, помните, что межреберные мышцы, непосредственно "накачивающие" воздух в легкие, находятся на внутренних стенках грудной клетки. Для стимуляции подвижности этого пласта мышц от Вас потребуется немалое воображение.
Шаг первый.
Встаньте и начните вытягивать руки к потолку, особое внимание уделяя спине. Почувствуйте, как растягивается спина, когда локти передвигаются вперед, а затем наверх. Ощутите свою спину растягивающейся сначала по горизонтали, а затем по восходящей диагонали.
Обратите внимание на то, как подмышкой, между поднимающейся рукой и стороной грудной клетки образовывается треугольник. Когда Ваши руки поднимаются выше, этот треугольник расширяется.
Изучите связь между движением рук и растяжением мышц боковых сторон грудной клетки. Движение в ребрах происходит в ответ на вытягивание рук.
Вытягивая руки к небу, зевните. Почувствуйте, как тянутся в длинном зевке Ваши руки. Почувствуйте растяжение в задней части глотки. Почувствуйте, как растягивается вместе с зевком задняя часть грудной клетки.
Дайте опуститься запястьям, "уроните" предплечья, обе руки, голову. А теперь очень медленно опускайтесь через часть позвоночника между лопатками. В этой области не так легко налаживается специфичный контакт с позвонками, как, например, в пояснице или задней части шеи. Если же Вы ясно вообразите себе структуру скелета и позволите грудной клетке "рассыпаться", убирая позвонок за позвонком, то ощутите связь ребер с позвоночником.
Когда Вы повиснете вниз головой, положите руки на середину спины и глубоко вздохните, чувствуя реакцию ребер спины. В этой позиции легче почувствовать, как дыхание проникает в спину, поскольку в вертикальной позе это движение мало заметно. "Выстройте" позвоночник, удерживая в сознании картину широкой поверхности спины и ее подвижность.
Конечно, грудная клетка обладает большей подвижностью спереди и сбоку, но это при условии, что спина свободна от напряжения. Иногда боковые ребра берут на себя в процессе дыхания слишком большую нагрузку. Они эффективно нагнетают воздух, но при этом уменьшается их способность восприимчивости при взаимодействии с диафрагмой — солнечным сплетением.
Шаг второй.
Стоя, нащупайте кончиками пальцев нижний край грудной клетки по всему периметру. Погрузите пальцы в основание ребер спины, чтобы ясно представить себе место их расположения. Представьте себе, что короткий и крепкий кусок резинки соединяет нижний край ребер поясницы с локтевыми точками. Поднимите локти на уровне плеч вверх и слегка разведите от грудной клетки, ощущая ответную реакцию ребер задней части грудной клетки на растяжение воображаемой резинки. Силой своего воображения установите связь между локтями и ребрами. Пусть локти опустятся. Поднимайте опять локти по обе стороны грудной клетки пока они не достигнут уровня плеч. Это движение должно эффективно потянуть Вашу спину и боковые ребра. Итак, Вы полностью растянули мышцы задней части грудной клетки. Теперь сведите локти по направлению друг к другу и потяните спину еще сильнее.
Передвиньте локти назад, позволяя межреберным мышцам спины немного расслабиться.
Передвиньте локти вперед, чтобы растянуть межреберные мышцы спины.
Передвиньте их назад, чтобы расслабить межреберные мышцы. Опустите руки вдоль тела, и пусть мышцы спины расслабятся.
А теперь повторите тот же самый процесс растяжения для передней части грудной клетки, натягивая и расслабляя передние межреберные мышцы.
Представьте себе, что короткий и крепкий кусок резинки прикреплен от локтей к основанию передней части грудной клетки. Поднимите руки на высоту плеч, растягивая в обе стороны основание грудной клетки, обращая особое внимание на ее переднюю часть.
Передвиньте локти немного назад, чтобы сильнее потянуть переднюю часть грудной клетки.
Передвиньте локти вперед, чтобы расслабить межреберные мышцы. Натяните мышцы, а затем расслабьте их.
Опустите руки по обеим сторонам туловища, полностью освободив межреберные мышцы.
Плавно поднимите локти на высоту плеч.
Передвиньте их вперед, вытягивая мышцы и широко открывая заднюю часть грудной клетки.
Оставьте заднюю часть грудной клетки в этом положении и передвиньте локти назад, растягивая мышцы и открывая переднюю часть грудной клетки.
Сейчас Вы должны чувствовать дискомфорт от растянутой, как бочонок, грудной клетки.
Извивающимися движениями поднимите грудную клетку вверх, одновременно растягивая ее в ширину. Грудная клетка в таком положении кажется похожей на открытый зонт.
Сохраните грудную клетку в том же положении, уронив руки и освободив плечи.
Вы по-прежнему должны остаться в гротесковой позиции с расширенной грудной клеткой, поднятой и растянутой в ширину. В этой позиции дыхание становиться затрудненным. Сейчас подумайте о том, чтобы слегка отпустить нижние передние ребра и позволить себе дышать, но позвоночник держите вытянутым. Не позволяйте задним ребрам "рухнуть".
Затем пусть "рухнет" вся грудная клетка таким образом, как будто бы Вы опустили все Ваши ребра в живот.
Повторите всю последовательность упражнений без финального "разрушения" грудной клетки. Может получиться, что поднятые локти потянут за собой вперед или вверх плечи. Движение плеч может быть нейтрализовано повышенным вниманием к нижней части грудной клетки. Плечи должны оставаться свободными, на протяжении всего упражнения. По восходящей диагонали растяжение должно идти от основания грудной клетки по сторонам вверх, а горизонтальное растяжение — по нижней стороне поднятых рук к локтям.
Убедитесь в том, что в процессе растяжения Вы не изгибаете дугой поясницу. Чтобы избежать этого, держите колени несколько согнутыми. Негнущиеся колени и изогнутая дугой поясница почти всегда сопутствуют друг друга.
Растягивая и расслабляя межреберные мышцы независимо от ритма дыхания, Вы можете создать новые условия для дыхания. В противном случае появится тенденция вдыхать и выдыхать тогда, когда мышцы растягивают переднюю или заднюю часть грудной клетки. Если же Вы сможете наладить контакт с мышцами, используя работу воображения и ясно представляя свою грудную клетку, то Вы будете тренировать эти мышцы независимо от привычных образцов дыхания. Таким образом, это упражнение создает новые пространства для дыхания и приводит к изменению привычного дыхания.
Шаг третий.
Лягте на живот лицом к полу, положите лоб на руки. Живот и ребра на жестком полу станут неподвижными. Это откроет возможность для дыхания в области спины.
Опустите Ваше дыхание к самому основанию Вашего позвоночника. Представьте, что легкие расположены в ягодицах.
Перевернитесь на спину и представьте свое туловище в виде прямоугольной коробки с шестью сторонами:
1) задняя сторона распространяется от затылка до копчика;
2) передняя начинается от ключицы и доходит до лобковой кости;
3) и 4) проходит от подмышек до тазобедренного сустава;
5) пятая сторона — это Ваш плечевой пояс;
6) шестая — это Ваш тазовый пояс. Вообразите себе, что коробка сделана из эластичного материала и может быть приведена в движение изнутри в любом направлении.
Возьмите глубокий вздох облегчения, чтобы заполнить все пространство в шестиугольной эластичной коробке. Итак, вздох облегчения приводит к следующему:
а) Ваш таз сдвигается к ногам;
б) задняя сторона шестиугольника вдавливается в пол;
в) передняя сторона поднимается к потолку;
г) боковые стороны расширяются в горизонтальном направлении;
д) Ваш плечевой пояс сдвигается в сторону головы.
Позвольте вздоху облегчения бесконтрольно "выпасть" из Вас. Эластичные стенки шестиугольника (грудной клетки) в полном коллапсе "рухнут" по направлению друг к другу.
Перекатитесь на правый бок, лишая его подвижности в контакте с неподвижным полом. Возьмите вдох в левый бок.
Перекатитесь на левый бок, лишая его подвижности. Возьмите вдох в правый бок.
Перевернитесь на спину и возьмите вдох всем своим шестиугольным дыхательным аппаратом, обращая внимание на готовность тела к большому дыханию.
Шаг четвертый.
Встаньте свободно. Наблюдая за процессом дыхания, изучите ритм своего нормального, ежедневного, естественного дыхания (несколько неторопливых вздохов), пользуясь представлениями о дыхательном аппарате по аналогии с шестиугольной коробкой.
Эти наблюдения полезны для больших и малых вздохов. При малых вздохах движения эластичного шестиугольника грудной клетки намного утончённее.
Стоя вертикально, пошлите в центр постепенно увеличивающиеся импульсы, вызывающие вздох облегчения. Для того чтобы предоставить дыханию больше пространства в вертикальной позиции, используйте свои наблюдения за спиной, поясницей и боковыми сторонами грудной клетки, которые Вы вели, лежа на полу. Особое внимание уделите взаимосвязи дыхания с тазовым поясом.
Используйте концепцию шестиугольника, положив ее в основу процесса самоосознавания для всего комплекса голосовых упражнений.
Для стимуляции растяжения дыхательного аппарата используйте образ дышащей коробки в структуре знакомых упражнений, расширяя познания о перемещающемся звуке. Отодвиньте партнера, с которым Вы взаимодействуете, на некоторое расстояние от себя. Растяните фразу, состоящую из разных звукосочетаний, произнося ее как можно дольше. Например, вместо "хаа—хаа—хаа, ха— ха—ха, хии—хии—хии" — растяните: — "Хаааа—хаааа— хаааа— хаааа—хаааа", с удовольствием "барахтаясь" в урчаниях, происходящих в грудной клетке: "Ха—ха—ха—ха—ха—ха", разбрасывая оживленные звуки вокруг рта: "Хии— хии—хии—хии—хии— хии", "сверля" свои зубы вибрациями.
Опираясь на воображение, используйте энергию импульса для того, чтобы растянуть дыхательную мускулатуру.
Образ эластичного шестиугольника нужен для того, чтобы помочь создать ощущение огромного внутреннего пространства. Чтобы дыхание могло удовлетворить сильные эмоции, объем его должен увеличиться. На сцене мы зачастую тратим большие усилия для выражения сильных эмоций. Большие усилия вызывают большое напряжение. Напряжение же сокращает мышцы, что, в свою очередь, уменьшает объем дыхания. В этом наше поражение. Если же все внутри Вашего тела будет открыто и готово принять мощный эмоциональный импульс, Вы будете на полпути к свободному владению сильными эмоциями.
Воспроизводя глубокий вздох облегчения с желанием расширить пространство шестиугольника, вообразите себе, что чувство облегчения сначала ощущается в тазовом поясе, а затем наполняет Вас целиком наподобие того, как вода наполняет кувшин от самого дна до горлышка. Тут нет необходимости уточнять, в каких именно дыхательных мышцах должна происходить ответная реакция на импульс. Убедитесь лишь в том, что вне реакции не оставлен ни один участок.
Мысль о том, что связь с дыханием существует на всем пути вплоть до паха, может быть встречена с удивлением. Еще более удивительным покажется, вероятно, и следующее. Если Вы, сидя в кресле и расслабив мышцы ягодиц и мышцы живота кашлянете, то почувствуете движение в анальном отверстии. Реагируя на большие эмоции в условиях зажима, возможно, Вы обнаружите мышечные зажимы не только в области живота, но также и в области поясницы. Возможно, произойдет и сдавливание сфинктеров. Других же путей, по которым энергия могла бы свободно изливаться, нет.
Очередное упражнение, использующее силу безусловных рефлексов, предполагает энергичную стимуляцию дыхательного аппарата настолько, насколько это возможно.
Назовем это упражнение "вакуумизацией легких". Отчасти потому, что в процессе упражнения возникает чувство "извлечения легких", но главным образом по той причине, что естественная вакуумная сила стимулирует активность дыхательных мышц.
Итак, прочтите сначала все инструкции, а потом быстро, шаг за шагом, проделайте всё упражнение.
Вам надо полностью освободить легкие от воздуха, подобно тому, как Вы выжимаете воду из губки. Вы сделаете это без промедления, если будете выдувать воздух (на "ффффф"), а затем "выжмите" последние "капли" воздуха, чувствуя, что внутри ничего не осталось. Не тратьте на это слишком много времени. Быстро закройте рот и пальцами зажмите ноздри, чтобы воздух не попал в легкие. Затем создайте подобие огромного вакуума внутри. Лучший способ добиться этого — попытаться вдохнуть через все еще зажатый пальцами нос, позволяя межреберным мышцам реагировать на потребность расширить грудную клетку. Отметьте в эту минуту разреженное пространство внутри грудной клетки. Затем, держа рот закрытым, отпустите свой нос. Воздух хлынет через нос, чтобы заполнить вакуум. Не помогайте себе, беря вдох. Пусть дыхание всосется в соответствии с природным законом, не терпящим пустоты.
Стойте свободно.
Освободите легкие на "фффффф".
Зажмите нос, закройте рот.
Попытайтесь вдохнуть. Ваши ребра расширятся настолько, насколько это возможно (положение открытого зонта).
Представьте себе созданное Вами внутри вакуумное пространство.
Держа рот закрытым, отпустите нос, и пусть ворвавшийся воздух наполнит легкие.
Вернитесь к обычному дыханию.
Ощущая внутри вакуум, некоторые люди впадают в панику, так как условия для дыхания очень необычны. Но помните, что опасным было бы находиться без воздуха, если бы эти условия контролировались кем-то другим, а не Вами. Если Вы чувствуете дискомфорт, откройте рот, и все встанет на свои места. Один раз ознакомившись с основной формой, Вы можете расширять осознавание этого упражнения, практикуя его.
Воображая, что легкие заполняют собой все туловище, проделайте вакуумизацию, представляя себе дыхательный аппарат в виде шестиугольной коробки.
Выдуйте весь воздух. Ощутите, как все эластичные стенки шестиугольной коробки передвинулись навстречу друг к другу.
Зажмите нос, закройте рот.
Расширьте шестиугольную коробку по всем направлениям, чтобы создать вакуум во всем туловище.
Отпустите нос и ощутите воздух, врывающийся в область тазового пояса, в бока, в спину и в переднюю часть грудной клетки.
Расслабьтесь и вернитесь к обычному дыханию.
Возможно, от дополнительного кислорода, врывающегося в легкие, Вы почувствуете головокружение. Если же этого не случится, значит, упражнение не делается в полную силу, либо Ваш дыхательный аппарат уже натренирован. Не бойтесь головокружений, но и не переусердствуйте, снова и снова повторяя вакуумизацию легких. Отдохните, сделайте другие упражнения, а затем опять вернитесь к этому. При дальнейшем развитии дыхательного аппарата явления головокружений исчезнут.
В голосовой разминке вакуумизация легких применяется после работы над грудным резонатором и резонатором рта. Это активизирует энергию до того, как Вы продолжите свой путь к средней и верхней части голосового диапазона. Вакуумируйте легкие три или четыре раза. Иногда медленно, иногда быстро. Упражнение действует оживляюще на весь организм. Оно полезно для здоровья в целом. Но в данном случае главной его задачей является растяжение дыхательной мускулатуры путем использования естественных рефлекторных движений. Развивая "глубокое дыхание", чтобы увеличить силу мышц, Вы тем самым создаете мышечный контроль, который не благоприятствует спонтанному общению. Работая с дыханием, Вам важно сохранить связь с импульсом. Когда Вы переходите к более энергичным упражнениям, не предавайте мышечной энергии чрезмерное значение. Взаимосвязь с импульсом необходима для того, чтобы голосовой и эмоциональный аппарат актера развивались одновременно. Если же голос развивает свою силу независимо от эмоций, звук может начать подменять собою чувство. Нет ничего более вредного для актера, чем сознательное культивирование голосовой энергии, которая более доступна в обращении, нежели эмоциональная. И наоборот. Развивая эмоциональный аппарат быстрее, чем голосовой, актер может устроить в своем "доме" (организме) короткое замыкание, "сорвав голос". Было бы идеальным предполагать, что во время творческого процесса актер в состоянии поддерживать строгий баланс в работе над голосом и телом. И тем не менее, в некоторой степени такая возможность существует.
Актеры, обладающие "хорошими голосами" и превозносимые за это окружающими, иногда бывают удивлены, если не шокированы, когда я соболезную им по этому поводу. Почти всегда эти актеры, эмоционально маловыразительны. С другой стороны, актеры со слабыми голосами, работающие над голосом, приходят к замечательным результатам. Их голос постепенно совершенствуется для выражения внутренней жизни на сцене.
В следующем упражнении Вы должны будете представить дыхательный аппарат в виде дышащей коробки с шестью сторонами — межреберными мышцами и диафрагмой. В конце концов Вы достигнете большого объема грудной клетки в сочетании с возросшей гибкостью межреберных мышц. Поэтому следующим объектом нашего внимания еще раз станет диафрагма.
Шаг пятый.
Подготовкой здесь будет растяжение, релаксация, вращение головой и так далее. Успех следующего упражнения зависит от Вашей способности изначально приводить тело в нейтральное состояние. В упражнении Вам необходимо идти от импульса и позволять происходящему воздействовать на Ваше тело.
Вам надо вызвать один за другим, без промедления, четыре сильных импульса для четырех вздохов облегчения — глубоко прочувствованных, приятных вздохов облегчения — в шестиугольную дышащую коробку. Не торопитесь, но и не делайте пауз между вздохами.
Пусть импульс движет дыханием, а дыхание движет Вашим телом. Отнеситесь к вздоху облегчения с наслаждением, как если бы эта необходимость возникла в упражнении по актерскому мастерству. Подумайте о чем-то плохом, что вот-вот должно было случиться, но не случилось, оставляя Вас с огромным чувством облегчения.
Если Вы запрограммируете это в своем воображении раз-другой, то будете уже брать этот вздох осмысленно.
Возьмите подряд четыре глубоких вздоха, а затем отдохните. Большее число таких вздохов может привести к обморочному состоянию. Мысленно можно представить себе диафрагму во время этих вздохов как трамплинную доску, рассекающую дыхательную "коробку" под напором ветра, вызванного импульсом. При сильных вздохах Ваши внутренние органы будут сотрясаться. Внешние стенки живота из-за внутреннего сотрясения ничем не контролируемых мышц будут напоминать что-то вроде желе.
Повторите четыре глубоких вздоха облегчения.
Отдохните.
Сейчас Вам надо воспроизвести шесть импульсов для вздохов облегчения. На этот раз они будут несколько короче предыдущих, и в большей степени направлены в центр купола диафрагмы. И только на самом последнем вздохе дышащая "коробка" должна "рухнуть", поддаваясь чувству глубокого облегчения, освобождающемуся наружу.
Это дыхание сейчас может показаться затрудненным. Постоянно создавайте и воссоздавайте взаимосвязь движения мышц с импульсом до тех пор, пока не будете уверены, что мышцы приводят в движение импульс так же, как импульс приводит в движение мышцы.
Обратите внимание на свой позвоночник. Он должен оставаться вытянутым (Прим, перев.)
Развивайте в себе способность воссоздавать повторяющиеся импульсы облегчения, не превращая их в поверхностные, бессмысленные, механистичные.
Повторите четыре сильных вздоха.
Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 470 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
|