АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Развитие просодической стороны речи

 

ПРОСОДИКА

 

Просодия, является наивысшим уровнем развития языка. Просодика является одним из видов невербальных средств общения. Основной составляющей просодии является интонация. Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий:

- мелодику – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе;

- темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками;

- ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (т. е. следующих из качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса);

- фразовое и логическое ударения – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;

- тембр речи (не смешивать с тембром звука и тембром голоса), – звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр и т.д.);

- пауза – временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям. Психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей;

- сила голоса – смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.

При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, но может изменяться и смысл высказывания.

Восприятию интонации способствует хорошо развитый речевой слух. Развитие речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, повышение и понижение голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембральную окраску (просьба, повеление и т.д.), интонационную выразительность.

Интонационной выразительности, сохранению плавности речи, поддержанию соответствующей громкости речи, четкому соблюдению пауз способствует правильное речевое дыхание.

У нормально развивающихся детей не наблюдается резких нарушений просодической стороны речи. Несмотря на относительную легкость восприятия и воспроизведения просодики у дошкольника, все же у него наблюдаются и его несовершенства, как результат недостаточного развития центральной нервной системы.

Рассмотрим систему приемов коррекции просодической стороны речи, рассчитанную на основной курс лечения.

Здесь прежде всего нужно упомянуть рассмотренный выше способ коррекции заикания, основанный на синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки. Он позволяет с первых дней занятий устранить речевые судороги практически у всех заикающихся, без чего затруднена коррекция просодики. Благодаря этому приёму исправляются такие компоненты просодической стороны речи, как темп, ритм, логические ударения, паузация. Пальцы руки становятся жесткими водителями ритма. Именно от скорости и ритма движений пальцев руки зависят темп и ритм речи заикающихся. Говоря "с рукой" в течение полугода, они постепенно налаживают темп и ритм речи, а также слитное произнесение слов в речевом отрезке.

Следует подчеркнуть, что при формировании нового речедвигательного навыка " говорящая" рука похожа на руку пианиста в том смысле, что каждый палец как бы извлекает звуки разной длительности и интенсивности. Если при синхронизации слогов с движениями пальцев руки в синтагме будет формироваться равное давление пальцев на поверхность, то это приведет к равномерной монотонной речи.

Более сильным нажатием пальца, длительностью произнесения слогов и голосом выделяются все сильные позиции в синтагме. Эта работа начинается уже в первые дни занятий, когда пальцы еще не способны к быстрому переключению и темп речи, соответственно, несколько замедлен. В это время особенно эффективна работа по выделению логических ударений. От синтагмы к синтагме пальцы находят их. Следовательно, одновременно решается вопрос наладки и этой стороны просодики.

Такой способ лечения позволяет восстановить нормальную паузацию. По "правилам руки" начало каждого первого слога синтагмы выделяется более сильным и длительным нажатием большого пальца одновременно с более чётким произнесением слога. Обучение этому требует времени, концентрации внимания как пациента, так и логопеда.

С налаживанием паузации появляется мера, а все, что ощущается слухом как мера, фактически является ритмом. Еще в древности ритм считали одним из основных источников приятности и красоты речи. Е.Н.Ухтомский свое отношение к ритму определил словами: "Его Величество, Его Высочество ритм!" Достижение стройной ритмической организации речевого процесса у лиц, страдающих заиканием, один из первых признаков возвращающегося к ним здоровья. Если раньше речь представлялась хаотическим нагромождением утяжеленных звуков и оттого положение казалось безвыходным, то появление пауз, которые мы к тому же используем для расслабления, создают атмосферу спокойствия, порядка.

Работа над ритмом, темпом, паузацией дает новое понимание самого процесса речи. Сложный процесс распадается на ряд простых, хорошо усвоенных и повторяемых элементов (правил). Единственно, что выпадает из этого единообразного потока речи, подтекст, требующий импровизации и творчества. И чем лучше усвоены правила речи, тем больше времени и сил остается для выражения подтекста.

 

Л.В.Бондарко отмечает, что интонационные типы синтагмы (а слово вне контекста есть синтагма) формируются с помощью изменения частоты основного тона голоса, длительности и интенсивности звучания. На протяжении синтагмы они значительно изменяются. Особенно это видно при наблюдении за мелодическими характеристиками речи.

Вариация частоты основного тона происходит вокруг некоторой средней частоты, типичной для данного человека. Интонация завершенности отличается сильным понижением частоты основного тона на последнем ударном гласном синтагмы. Вначале группой усваивается такая интонация. При этом движение голоса связывается с движением руки. Вместе с произнесением слова рука движется вниз и одновременно понижается частота основного тона. Движение руки может заменить мяч, который бросается в пол.

Для вопросительной интонации характерно повышение частоты основного тона на ударном гласном последнего слова синтагмы. Если за ударным гласным в последнем слове синтагмы следуют еще и безударные, то происходит понижение частоты основного тона, однако гораздо меньшее, чем то, которое наблюдается при интонации законченности. В ходе обучения вопросительной интонации рука совершает круговое движение. Она направляет ("бросает" вопрос) в сторону собеседника, поднимаясь вверх на завершающей фазе вопроса. Это же движение можно проводить с мячом.

Интонация незавершенности похожа на вопросительную интонацию, только рука в конечной фазе движения поднимается более плавно и не так высоко. При восклицательной интонации рука (мяч) устремляется вверх. За движением руки следует голос.

Эта работа проводится в следующей последовательности. Произносится слово с разной интонацией (вопросительной, восклицательной и т.д.). Правильно воспроизвести мелодическую кривую помогают вышеописанные движения руки. После того как мелодика слова отработана и воспроизводится по памяти, переходим к синхронизации слова с движениями пальцев ведущей руки, которые закрепляют правильную интонацию.

Работа по коррекции основных мелодических рисунков слова позволяет избавиться от их монотонного произнесения, но заикающиеся еще не способны использовать подтекст. Чтобы добиться этого, мы возвращаемся к истокам развития речи, к времени бурного накопления интонационного словаря, когда ребенок передает смысл высказывания в меньшей степени звуковым составом слова, чем жестом, мимикой, позой, взглядом, мелодикой /39/. Мы просим по возможности ярко, живо представить себе какой-то предмет, а затем гротескно изобразить его, используя приемы пантомимы, одновременно беззвучно артикулируя. Затем предлагаем повторить то же самое еще более раскрепощённо и с голосом. Ввиду необычности задания, переключения на эмоции, с гротескным жестом, мимикой, раскрепощенной позой, становится невозможным механическое произнесение слова. Наступает момент, когда заикающиеся обретают способность передать смысл слова, используя не только его звуковой состав, но и яркую интонацию. Аналогичными упражнениями мы пытаемся достигнуть того, чтобы точная интонация при произнесении соответствующего слова зафиксировалась в памяти.

В дальнейшем пациенты произносят это слово, повторяя найденную ими интонацию и сопровождая слово редуцированным жестом, к которому прибегают все нормально говорящие люди. Вначале используются слова, позволяющие вызвать наиболее яркие, образные представления (например, солнышко); фигурируют и слова антонимы (маленький - большой, сладкий - горький). Обычно после первой недели работы эти задания довольно легко выполняются. Далее, теми же приёмами и в той же последовательности обучаем голосом передавать более тонкие оттенки значений (например, маленький - побольше.- большой - огромный).

По мере того как восстанавливается способность мелодически правильного произнесения слова, на первое место выступает подтекст и постепенно к пациентам приходит умение выразить скрытый смысл сказанного. Так мы, наконец, получаем живое звучание слова.

Работа с синтагмой, состоящей из двух и более слов. К этому времени уже усвоены мелодические рисунки завершённости, незавершённости, восклицания. Нам остаётся познакомить лечащихся с мелодическим рисунком интонации выделенности.

Для синтагмы, обладающей этой интонацией, типичен рисунок, характерный для завершённой синтагмы с той лишь разницей, что степень понижения частоты основного тона на ударном гласном последнего слова (интервал падения тона) оказывается в этом случае более значительным. Для описания мелодики существенно также, в каком месте фразы расположен мелодический максимум, то есть самое высокое значение частоты основного тона. Оно может появиться в разных местах синтагмы в зависимости от того, какое слово выделяется.

При тренировке интонации выделенности звука рука медленно поднимается вверх до мелодического максимума, затем падает. Голос повторяет движения руки. Работа с синтагмой, состоящей из двух и более слов, проводится в той же последовательности, что и работа со словом.

Во время тренировок мы предлагаем заикающимся двухсоставные предложения и постепенно усложняем их. Вначале описанным выше способом работаем с каждым словом синтагмы, как бы проводя интонационный анализ. Просим пациентов отстучать ритм каждого слова, изобразить его гротескным жестовым рисунком-знаком, поём это слово на придуманную нами вместе мелодию и т.д. После нескольких повторов, когда мелодический рисунок каждого отдельного слова хорошо усвоен, слова объединяются в интонационные единства (синтагмы), но при этом сохраняется неповторимость интонационного звучания отдельных слов.

На следующем этапе даётся задание: не прибегая к интонационному анализу синтагмы, произносить её сразу целиком, синхронизируя каждое слово с редуцированным жестовым знаком. Жестовые знаки не предлагаются нами, а рождаются сами в процессе речи. Они помогают передать внутреннее видение мира, живущее в форме зрительных представлений, закодированных в головном мозге. Постепенно жестовые знаки, которые синхронизируются вначале с каждым словом синтагмы, трансформируются в жест. А возвращение точного жеста - это, по сути, возвращение эмоциональной окраски речи.

Резюмируя сказанное, ещё раз отметим, что занятия просодикой направлены не на украшательство речи, а на коррекцию многих значимых симптомов заикания. Предложенные приёмы позволяют одновременно корригировать темп, ритм, паузацию, устранить монотонное звучание, обеспечить свободное голосоизвлечение, использовать в процессе коммуникации подтекст.

 

В результате проделанной работы пациенты осознают, что речь живёт по своим законам. Так, для свободного звучания необходимо использовать опору и ощутить открытую глотку. Каждый гласный звук имеет свой характер. Если исключить иотированные звуки, то гласных всего шесть, а правила их произнесения нетрудно запомнить. Весь речевой поток разделяется паузами на синтагмы, содержащие от пяти до девяти слогов, правильное произнесение которых уже освоено. Каждая синтагма, в свою очередь, живёт по определённым интонационным законам, которые тоже просты и легко выполнимы. Заикающиеся с удивлением отмечают простоту выполнения речевых заданий, и речь начинает восприниматься ими как автоматизированный поток слогов, объединяемых в различные последовательности - синтагмы.

Работа над просодикой представляется тем более важной, что, занимаясь коррекцией интонации, мы косвенно корригируем личность, выводя заикающихся на истинное общение. В процессе коррекции интонации у них повышается самооценка. Свободное голосовое звучание возвращает человеку уверенность, новое понимание себя. Значительно усиливается активность пациентов, что в конечном счёте гарантирует успех.

Работа по формированию просодической стороны речи и работа по развитию голоса неразрывно связаны между собой. При развитии мелодико-интонационной стороны речи особое значение имеет навык управления движением голоса вверх-вниз, поэтому очень важно научить ребенка пользоваться голосом различной высоты. Нужно постепенно формировать умение повышать и понижать голос в пределах звука, слога, слова и фразы.

При формировании мелодико-интонационной стороны речи важным разделом является работа над логическим ударением (выделение слов, наиболее важных по смыслу). Детям предлагается выделять слова, на которые падают ударения, голосом и движением — хлопаньем в ладоши, притоптыванием (Мама мыла Таню. Мама мыла Таню. Мама мыла Таню).

На логопедических занятиях большое внимание уделяется формированию у детей умения пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной и повелительной интонацией. Совместно с логопедом ребенок проговаривает стихи и тексты с нужной интонацией:

Сказала тетя: (повествовательно)

Фи, футбол! (восклицательно, с оттенком брезгливости)

Сказала мама: (повествовательно)

Фу, футбол! (восклицательно, с оттенком пренебрежения)

Сестра сказала: (повествовательно)

Ну, футбол! (восклицательно, с оттенком растерянности)

А я ответил: (повествовательно)

Во, футбол! (восклицательно, радостно).

Кроме того, необходимо развивать у детей естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг. Одним из средств выражения эмоций является произнесение междометий. Их воспроизведение можно сопровождать различными произвольными движениями и мимическими реакциями ребенка:

Ай! — руки прижать к себе, на лице выражение испуга;

Ай-я-яй! — укоризненно покачать головой и погрозить пальцем;

Ой! — на лице радость, всплеснуть руками и поднести их к лицу;

Ой-е-ей! — покачать головой с сожалением, руки развести в стороны;

Эй! — радостный окрик, руку вытянуть вверх;

Эй-е-ей! — радостно крикнуть и приветливо помахать рукой.

Развитию мелодико-интонационной стороны речи, гибкости, модуляций голоса способствуют игры-инсценировки и чтение сказок по ролям.

В процессе развития просодики проводится работа по формированию и коррекции нарушений темпо-ритмических характеристик речи. Ритм организует не только двигательную активность, но и слово, руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи. В работе над темпом и ритмом можно использовать такие движения, как отхлопывание и притоптывание. Допускается отстукивание ритма одной или двумя ногами, отхлопывание в ладоши или одной рукой по телу или столу.

При этом ударному слогу соответствует более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному — тихий.

Важным разделом работы является восприятие и воспроизведение ритма стихотворений. Необходимо прослушать текст стихотворения, его ритм, отхлопать ритм, затем проговорить стихотворение сначала с одновременным отхлопыванием ритма, а потом без него. При работе над темпом речи важно проговаривание речевого материала в заданном темпе (от замедленного к убыстренному с постепенным наращиванием).

С детьми дошкольного и школьного возраста развитие дыхания, голоса и просодики можно проводить не только на индивидуальных занятиях, но и на подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях (под музыку, счет и т.д.).

 

Речь заикающихся имеет значительные отклонения от нормы по интонационным характеристикам: интонационная незавершенность окончания фразы, нарушения синтагматического ударения внутри фразы, отсутствие паузы в конце синтагм и фраз. В целом речь заикающихся интонационно обеднена. Нормализация просодической стороны речи включает в себя следующие задачи:

1. Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).

2. Нормализация процесса речевого паузирования.

3. Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз. На первых этапах коррекционного воздействия уже в период “щадящего речевого режима” заикающиеся обучаются передавать основные виды интонации с помощью невербальных средств общения, активно использутся пантомимику.

На следующем этапе заикающиеся обучаются передавать основные виды интонаций (интонации завершенности, незавершенности, вопроса, восклицания) с помощью гласных звуков. При этой работе также активно подключаются жесты, которые определенным образом помогают заикающимся осмыслить различные виды интонации. Начинают обучение с вопросительной интонации. Голосовые упражнения сопровождаются плавными движениями руки, что позволяет лучше контролировать изменения голоса по высоте. Для вопросительной интонации характерно повышение основного тона голоса. Рука совершает круговое движение и резко идет вверх на завершающей фазе голосоподачи. Восклицательная интонация сопровождается резким, сильным взмахом руки вверх, а незавершенности — плавным, полукруговым движением руки вверх. Интонация завершенности сопровождается плавным движением руки вниз. Полученные навыки интонирования постепенно вводятся в слог, слово, фразу и в спонтанную речь.

У детей такие формы работы проводятся в процессе игровых ситуаций и на основе образцов, которые дает логопед. Одним из видов обучения интонационной выразительности является использование междометий в передаче интонаций радости (Ax! Ox!), печали (о-о), сожаления (ох-ох) и т.п.

На уровне синтагмы начинается работа по обучению выделения значимого слова. Оно должно быть выделено силой голоса, или так называемым логическим ударением. Выделение синтагмы, как единого интонационно-смыслового образования связано с обучением процессу паузирования.

Для устной речи так же, как и для чтения вслух характерны лингвистические паузы, которые разделяют между собой синтагмы и связаны с тем или иным видом интонации. При обучении заикающихся интонационному оформлению высказывания следует добиваться, чтобы то или иное интонационное оформление синтагмы маркировалось паузой. Таким образом, у заикающихся формируется навык посинтагматического произнесения фраз.

Работу над процессом паузирования хорошо начинать на материале стихов, где конец строки всегда совпадает с окончанием речевого выдоха и оформлением паузы. Затем используются фразы диалогической речи, чтение, пересказ, и постепенно переходят к спонтанному высказыванию.

Работа над интонацией начинается с формирования голосовых модуляций. Такая тренировка на первом этапе проводится на материале эталона гласных. Обучение вначале происходит по образцу, который дает логопед. Предлагается интонационно завершенный ряд гласных, при этом один из гласных особо выделяется при помощи

ударения, например: “А-`о-у-и”. Выделение ударных элементов гласного ряда должно сочетаться с интонационным модулированием голоса или интонационным оформлением данного ряда гласных. Такие упражнения начинаются с произнесения одного эталона гласных, постепенно наращивая их количество (до 4, 6, 8 эталонов гласных произносятся слитно). Это могут быть интонации вопроса, ответа, завершенности, незавершенности.

Например:

Аоуи?Аоуи!

Аоуи-аоуи-аоуи-аоуи?

Аоуи-аоуи-аоуи-аоуи!

Данный навык переносится на слитное произнесение коротких синтагм.

Затем проводится работа над интонационным членением текста. Для детей дошкольного возраста следует проводить эту работу на материале стихотворных текстов с короткой строфой и прозаических текстов, состоящих из коротких фраз.

Интонационное членение тесно связано с ритмом моторной реализации высказывания, т.е. по существу оно является ритмо-интонационным членением.

Ритмо-интонационное членение речевого потока в свою очередь тесно связано с организацией речевого дыхания.

Таким образом, развитие речевого дыхания и ритмо-интонационного членения высказывания способствует формированию артикуляторно-дыхательных циклов в соответствии с синтагматическим делением текста.

При неврозоподобном заикании необходима длительная тренировка и различные виды контроля как за интонационным оформлением синтагмы, так и за ее акустической завершенностью паузой.

При невротической форме заикания фиксация внимания на просодической стороне речи значительно улучшает плавность речи.

 

 


Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 1126 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.019 сек.)