АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Развитие общего обезболивания. Роль американских дантистов в открытии усыпляющего действия наркотических веществ (У. Мортон, Уэллс, Риггс).
Уэллс, зубной врач и студент-медик из Гартфорда, познакомившись на лекциях химика Колтона с обезболивающим действием закиси азота, раздобыл у последнего этот газ, чтобы испытать на себе при удалении зуба (рис. 30). 11 декабря 1844 г. зубной врач Джон М. Риггс (John Mankey Riggs – рис. 31) под наркозом закисью азота без боли удалил зуб мудрости Уэллсу. Наркоз проводил химик Колтон (рис. 32).
С этих пор Уэллс начал пользоваться закисью азота в своей зубоврачебной практике и после 15 случаев удаления зубов под наркозом решил предать гласности свои опыты. Для этой цели он поехал в Бостон (в то время официальный медицинский центр Америки), где в январе 1845 г. публично демонстрировал метод перед хирургами бостонского общества и студентами.
При этой демонстрации присутствовали известный профессор хирург Уоррен, химик Джексон и зубной врач Мортон. Уэллс был и хирургом, и проводил наркоз. Предварительно сделав короткое сообщение о действии закиси азота, он поднёс подушку-мешок с газом больному. Последний хорошо вдыхал закись азота и вскоре потерял сознание. Тогда Уэллс взял щипцы и совершенно безболезненно "всадил их низко в десну". Однако при расшатывании и извлечении зуба больной кричал, двигался, затем продолжал стонать. В аудитории раздались смех, свист, выкрики: "Выскочка, обман!" И, несмотря на то, что после операции больной говорил об отсутствии болевых ощущений, хирурги не поверили в эффективность метода.
В провале демонстрации была повинна не закись азота, а техника наркоза, отсутствие знаний о механизме действия этого анестетика, о возможных осложнениях в клинике этого наркоза. Уэллс не смог создать достаточной концентрации закиси азота во вдыхаемом воздухе, так как он пользовался мешком Колтона, который давал возможность получить только кратковременное оглушение, но не наркоз. Кроме того, нельзя было давать наркоз и делать операцию одновременно. Ведь закись азота очень быстро после прекращения её подачи выдыхается и больной пробуждается.
Несмотря на неудачу демонстрации, Уэллс остался верен идее наркоза закисью азота. Стремясь достигнуть не оглушения, а длительного наркоза, он применил чистую закись азота без кислорода (так называемый "чёрный газ") и без соответствующей аппаратуры; при этом он в одном случае получил смертельный исход. Ряд неудач и в особенности непризнание приоритета в открытии ингаляционного наркоза вызвали у Уэллса очень тяжёлые личные переживания, и в 1848 г. он покончил жизнь самоубийством, вскрыв себе вены и надышавшись хлороформом в ванне тюремной камеры.
Впервые эфирный наркоз применил Кроуфорд У. Лонг (Crawford Williamson Long – рис. 35) 30 марта 1842 г. при хирургической операции. Об удивительных свойствах эфира К. Лонг узнал ещё во время своей учёбы в медицинской школе университета Пенсильвании. В то время среди молодых людей были довольно распространены «эфирные шалости» (ether frolics), когда они «нанюхивались» эфиром с целью достижения эйфории и веселья. Впоследствии наблюдательный врач К. Лонг решил использовать анальгетический и наркотический эффекты эфира в своей практике.
Уильям Томас Грин Мортон (William T.G. Morton), ученик Уэллса, был зубным врачом в Бостоне (США). Он специализировался главным образом на протезировании зубов, и до протезирования ему приходилось удалять все корни зубов. Эта болезненная процедура пугала больных, что и побудило Мортона найти способ, устраняющий боль при удалении зубов и других операциях в полости рта. В 1844 г. Мортон получил диплом врача. В том же году он по совету химика Джексона (Jekson) начал применять жидкий эфир местно при лечении и удалении зубов (рис. 36, 37). При этом он заметил, что пары эфира, смешанные с атмосферным воздухом, оказывают одурманивающее действие. Тогда Мортон решил испытать эфир для общего обезболивания в своей зубоврачебной практике, пользуясь способом вдыхания эфира через платок. Он начал свои исследования с эксперимента на самом себе, а затем на домашних животных. Собака, надышавшись эфиром, заснула и оказалась нечувствительной к болевым раздражениям. После прекращения вдыхания эфира она через 2-3 мин проснулась. Мортон понял, что дальнейшие исследования в этом направлении могут привести к большому открытию. От экспериментов он перешел к испытанию эфира на людях. 1 августа и 30 сентября 1846 г. под эфирным усыплением Мортон произвёл удаление зубов у зубного врача Спира и больного Фроста. Но не всегда удавалось вызвать у больных сон при вдыхании эфира с платка. Тогда Мортон приступил к созданию аппарата. Этот аппарат был очень прост – стеклянный шар имел два отверстия: одно служило для наливания эфира, другое соединялось с трубкой, которая вставлялась в рот больного для вдыхания.
Джексон, узнав об успешном обезболивании при удалении зубов, убедил Мортона испытать анестезирующее действие эфира при какой-нибудь более травматичной операции. После накопления некоторого опыта Мортон обратился к главному хирургу Массачусетской больницы общей практики Д. Уоррену (John Collins Warren, 1778–1856) с просьбой разрешить ему продемонстрировать эфирный наркоз для безболезненного производства операции. Операция была назначена на 10 часов утра 16 октября 1846 г. Уорреном была удалена сосудистая опухоль подчелюстной области у больного Джильбера Эббота, 20 лет.
10. Роль русских хирургов в развитии теории и практики общего обезболивания.
| И. Ефремовский установил, что распыление эфира на слизистую оболочку сопровождается более значительной болезненностью, чем распыление на кожу, и напоминает боль при ожоге второй степени. Он также отметил, что метод обезболивания холодом ото льда вызывает воспалительные явления и иногда даже гангрену, а анестезируются только поверхностные ткани.
С.Е. Березовский испытал как местно-обезболивающее средство хлористый метил (хлорметил). По указаниям автора, хлорметил, несмотря на хорошее обезболивающее действие, из-за многих местных осложнений не получил распространения.
Г.А. Маслов, применивший бромистый этил и хлорметил в зубоврачебной хирургии, указывает, что распыление бромистого этила применяется редко, так как достигаемое им охлаждение быстро проходит, обезболивание недостаточно, применение хлопотливо (требуется аппарат Ричардсона) и нередко вызывает омертвение тканей. Единственным достоинством хлорметила является невоспламеняемость его паров.
В 1867 г. впервые был рекомендован как обезболивающее средство путем замораживания хлорэтил. Из всех замораживающих жидкостей только он сохранил свое значение как местно-обезболивающее средство в общей и стоматологической хирургии (Вайсблат С.Н., 1962). Хлорэтил сравнительно с эфиром давал более быстрое и интенсивное охлаждение, но также на небольшую глубину. Замораживанием с помощью хлорэтила пользовались для вскрытия поверхностных абсцессов и флегмон, а также для удаления зуба.
Обычно он не вызывал некроз тканей, если прекращали замораживание при появлении "снежной полосы".
Получаемое хлорэтилом обезболивание также поверхностно и кратковременно. Даже удаление не очень подвижного зуба очень часто сопровождалось значительной болью.
По наблюдениям М. Каменской (1900), Г.А. Маслова (1904), С.Н. Вайсблата (1948), безболезненное удаление зубов под хлорэтиловым замораживанием десны связано с общим действием хлорэтила, когда больные при местном применении препарата вследствие вдыхания его паров впадают в состояние кратковременного полузабытья (анальгетическая стадия наркоза).
Л.Л. Левшин описывает способ химического воздействия на кожу для получения обезболивания. После смазывания кожи расплавленной карболовой кислотой в 85° спиртовом растворе появляется чувство жжения, сменяющееся анестезией кожи, после чего производят разрез кожи через все слои, не причиняя боли. Предварительное смазывание кожи уксусом усиливало действие фенола.
А.В. Вишневский (1956) отмечает, что настоящая история современных способов местного обезболивания начинается с открытия Вуда (Wood), предложившего вводить лекарственные вещества под кожу при посредстве полых игл (1853). Его метод дал возможность не только вводить вещества в общий круг кровообращения в силу всасывания их из подкожной клетчатки, но и подводить эти вещества к нер вам. Из этой мысли он исходил, когда лечил невралгии впрыскиванием морфина по соседству с нервными стволами.
Дата добавления: 2016-06-06 | Просмотры: 943 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|