АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Типология политических процессов

Прочитайте:
  1. Безопасность технологических процессов.
  2. Билет 10. Типология социальных коммуникаций по критерию соотношения источника и получателя.
  3. Билет 11. Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям.
  4. Билет 12. Модель социальной коммуникации Шеннона-Вивера. Понятие и типология коммуникативных шумов.
  5. Билет 18. Понятие и структура знака. Модель Пирса. Типология знаков по Пирсу. Примеры.
  6. Билет 20.Типология кодов и знаков.
  7. Билет 5. Второй фундаментальный вопрос о сущности коммуникации. Типология коммуникативных субстанций.
  8. Билет 8. Понятие и типология коммуникационного взаимодействия (коммуникативных актов). Примеры.
  9. Возрождение своей державы следует начинать не с создания новых политических партий, а с изменения себя и своего ближайшего окружения.
  10. Зачем нужна типология?

Все политические общности, среди которых нет двух одинаковых, различаются по характеру и уровню динамичности, по составу и направленности протекающих в них процессов. В свою очередь, картину усложняет многоплановый интегральный характер самого политического процесса, который включает: 1) частичные процессы или группы относительно самостоятельных политических действий (субпроцессы), 2) этапы, стадии или фазы в развитии политических систем, 3) периоды, характеризующиеся спецификой темпов и ритмов политической жизни. Таким образом, общий поток политической жизни складывается из множества рек и ручейков разноплановых, разноуровневых, часто разнонаправленных политических процессов, которые к тому же тесно переплетаются с процессами социальными, экономическими, экологическими, культурными, информационными, коммуникативными и др.

Нетрудно видеть, что без соответствующих методов выделения частных процессов их можно назвать сколько угодно. Отсюда вытекает проблема систематизации и организации теоретического и эмпирического материала о политике и сопрягаемых с нею сферах деятельности. Одним из способов такой систематизации является типология, под которой понимается метод поиска устойчивых сочетаний признаков изучаемых объектов, позволяющий распределить их по относительно однородным группам.[17]

Основные функции типологии состоят в следующем:

— разграничение основных (необходимых) и второстепенных (случайных) признаков изучаемых объектов (в пределах одного типа тождество объектов будет необходимым, а различия – случайными);

— целостное и логичное описание типологически однородной совокупности объектов;

— объяснение изучаемой совокупности объектов, так как типология выявляет природу и обусловленность их устойчивых характеристик;

— организация процесса теоретического и эмпирического исследования, поскольку типология формирует понятийный аппарат, гипотезы, увязывает различные уровни исследования.

— построение структурных матриц явлений и процессов путем систематизации типологических рядов и классификаций, выстроенных по различным основаниям;

— определение исследовательских направлений и перспектив, выявление «белых пятен» в исследуемой области.

Различают теоретическую и эмпирическую типологии. Теоретическая типология строится на основе идеальных моделей, позволяющих выделить определенный набор абстрактных признаков совокупности изучаемых объектов. Критерии типологизации здесь обосновываются теоретическим путем. Эмпирическая типология строится на основе эмпирического материала. В отличие от теоретической типологии она конкретизирует свойства изучаемых объектов в отдельных переменных, которые и выступают критериями типологии. Теоретическая и эмпирическая типологии должны быть взаимосвязаны. Сложность этой взаимосвязи определяется многоступенчатым характером перехода от абстрактных понятий к конкретным и, наоборот. Типология может сопрягаться с классификацией, т. е. использованием формальных методов разбиения совокупности объектов на группы. Обоснованная типология возможна лишь при соблюдении следующих требований:

— типология должна охватывать всю совокупность изучаемых объектов;

— критерии, на основе которых строится типология, должны быть существенными;

— построенная типология должна относительно равномерно распределять объекты изучаемой совокупности по группам. Если все или почти все объекты сгруппированы в одну категорию, то ряд существенных подобий и различий исключается из рассмотрения;

— совокупность критериев типологии должна быть целостной, т. е. давать представление об органической целостности соответствующих типов;

— критерии типологии должны быть сравнимы, все категории должны быть определены в терминах одного и того же критерия.

Политические процессы можно типологизировать по масштабам, характеру, составу участников, временной продолжительности и т.д. Приведем наиболее распространенные типологии по принятым в современной науке критериям.

Подразделение политических процессов по критерию пространственного масштаба и уровня связано с тем, что политические системы существуют в пространстве, которое имеет территориальное (планетарное, очерченное границами регионов и стран) и функциональное (определяемое сферой действия политических структур) измерения. Типология политических процессов по этому основанию строится на принятом в политологии делении политосферы на четыре уровня - три институциональных (мегауровень системы международных отношений, макроуровень национально-государственных политических систем, средний мезоуровень пространства между высшей государственной властью и обществом), и один неинституциональный (микроуровень массового политического участия). Сообразно с этим делением вычленяются процессы соответствующего уровня и масштаба.

Глобальные, международные региональные и субрегиональные мегапроцессы, субъектами которых выступают государства и правительства, союзы государств, международные институты и региональные и субрегиональные объединения государств и межправительственные организации, международные общественные движения и организации.

Макропроцессы воспроизводства и развития национально-государственных политических систем. Они определяются субъектами макроуровня, способными, так или иначе влиять на общегосударственную политику. Речь идет о государственных институтах, об элитах, о парламентских и правительственных лобби, о близком окружении государственной администрации, о мозговых центрах при руководителях государства и партий и т.п..

Локальные и региональные процессы, где реализуется деятельность структур мезоуровня. Сюда входят аппараты управления, органы выборной и назначаемой власти, которые слиты со структурами макроуровня, но составляют его периферию. Они протекают в политическом пространстве между высшими эшелонами государственной власти и обществом, которое они связывают с государством. Это так называемые аппараты и органы региональных и муниципальных властей, иерархия партийных, профсоюзных и других ассоциативных структур, учреждения, через которые осуществляется политическая социализация. На этом уровне формируются влиятельные бюрократические аппараты и параллельные (теневые) структуры.

Микрополитические процессы образуются массовым участием общественных групп, классов и слоев, граждан общества в политической жизни. Здесь зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается политическая культура общества. Пространство микроструктур отнюдь не ограничивается неким нижним, массовым уровнем. В нем, в сущности, расположено все общество и все граждане государства, с их взглядами, формами политического участия, хотя политические роли и разделяют их по разным организационным и функциональным нишам.

С точки зрения системных качеств организации политической власти, различаются две основные разновидности политических процессов: демократические, воспроизводящие различные формы политической конкуренции, плюрализма, демократии, и недемократические, протекающие в русле авторитарной тенденции в сторону политического монизма и монополизма.

«Открытые» и «закрытые» процессы. Эта типология является продолжением, если не версией предыдущей. Она вытекает из предложенного К.Поппером и его последователями разделения обществ (прежде всего – современных) на «открытые» и «закрытые». В основе такого различения лежит противопоставление двух парадигм восприятия истории. Формационная теория предполагает уверенность в существовании естественноисторических законов истории, а теория «открытого общества» отвергает существование оных. Для последней история – процесс с заведомо непредопределенным результатом, свободно творимый людьми, которые в соответствии с рациональной мотивацией эмпирическим путем находят оптимальные для конкретной ситуации решения. Соответственно формационной парадигме те или иные социальные типы выступают в качестве закономерных ступеней исторического процесса, а в теории «открытого общества» – в качестве результата человеческого выбора.

По характеру преобразования власти выделяют революционные и эволюционные процессы.

Эволюционный процесс характеризуется постепенным разрешением противоречий, рационализацией и институциализацией конфликтов, дифференциацией функций и ролей политических субъектов, устойчивой структурой правил и процедур принятия решений, взаимодействием элит и электората, действий в рамках обретенных ими статусов, легитимностью власти, общей социокультурной ориентацией управляющих и управляемых; общенациональным консенсусом, наличием конструктивной оппозиции, самоорганизацией политической жизни.

Революционный политический процесс – выход из эволюционного тупика, форма спонтанной социально-политической динамики, когда за сменой правящих элит следует относительно быстрое изменение фундаментальных качественных характеристик политической системы. Революция нередко заканчиваются контрреволюцией и реставрацией. Отсюда вытекает весьма актуальная проблема обратимости перемен в политическом развитии.

Стабильные и кризисные процессы выделяются по признаку устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти. Эта типология вытекает из глубинного механизма политического процесса, связанного с равновесием, балансом и консенсусом основных социальных сил, выступающих субъектами процесса, или же их отсутствием.

В политических системах, находящихся в фазе перехода к иному качественному состоянию, определяющее место занимают переходные процессы, которые чаще всего определяются в понятиях «изменение системы» «переход», «трансформация», «смена системы». Эберхард Шнайдер следующим образом разводит эти дефиниции.[18]

Изменение системы - процесс реформ, осуществляемый в системе, попавшей в кризис, с целью ее стабилизации и приспособления к новой ситуации.

Переход (транзит) – от латинского transire- выражает фазу перехода от старого режима к новому.

Трансформация – превращение системы в иное, так сказать успешно проведенный переход.

Смена системы – это синоним трансформации с акцентом на конечный результат, трансформация в снятом виде.

Эти четыре понятия в определенной степени представляют нарастающую степень радикальности перемен: изменение системы, переход, трансформация, смена системы. Неудавшееся изменение системы вызывает переход, который через некоторое время переходит в трансформацию и заканчивается сменой системы.

По степени публичности различают открытые и скрытые (латентные) процессы.

В публичном политическом процессе политические интересы групп и граждан регулярно выявляются в электоральных процедурах и публичных дискуссиях, решения принимаются под воздействием и контролем общественности, действуют открытые каналы рекрутирования элит.

В скрытом (латентном) процессе социальные субъекты реализуют свои интересы, минуя официальные каналы и структуры, воздействуя на центры принятия решений через персональные связи, не опосредованные публичными институтами. Контроль за правящими элитами отсутствует. К скрытым функциям легальных государственных, партийных, административных учреждений при определенных условиях добавляются конфликты аппаратов и их лидеров, клановость, коррупция, клиентелизм. Теневая политика является питательной средой для противоправной деятельности. Однако отождествлять их не следует. Поле политики шире правового. Политика по определению есть поле соперничества, игра с заведомо не определенным результатом, в нее изначально заложена интрига, и поэтому сверх меры «прозрачный политик» заведомо обречен на поражение.

Приведенные типологии далеко не исчерпывает всех многообразных форм политических процессов, а лишь иллюстрируют это многообразие и принципы типологизации. При этом напомним, что типология как всякое аналитическое отображение объективной реальности не тождественна самой этой реальности. Объективный политический процесс разворачивается не иначе как нерасчлененная целостность взаимосвязанных частных процессов в их единстве и взаимной обусловленности, которые, будучи рядорасположены на осях времени образуют линейные и дискретные траектории воспроизводства и развития политических систем. Об этом пойдет речь в следующей статье.

 

Продолжение следует

Волгоград, 27.11.2001

 

 

Мельниченко Е.Н.. Западный модернизм и историческая логика России: возможен ли синтез? // Научный вестниг ВАГС: Сб. Научных статей. Выпуск первый.– Волгоград. Изд-во ВАГС, 2002.–253 с.

 

 


[1] Межуев В. Проблема современности в контексте модернизации и глобализации//«Полития». 2000. №3. С.103-108.

[2] Капустин Б.Г. Посткоммунизм как постсовременность. Российский вариант//Полис. 2001. №5.

[3] См.: Ignatow, Assen. Ist Osteuropa «postmodern»? Der Begriff der Postmoderne und die Osteuropaforschung. Berichte des Bundesinstituts für ostwissenschaftliche und internationale Studien, 4 – 2000, Köln, S.17-19.

 

[4] Советский энциклопедический словарь/2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 1071.

[5] Mayntz, R. Problemverarbeitung durch das politisch-administrative System: zum Stand der Forschung, in: Hessse, J.J. (Hrsg.), Maynz R., Scharpf, F.W. (Hrsg.) 1973: Planungsorganisation. Die Diskussion um die Reform der Regierung und Verwaltung des Bundes, München, S.74.

[6] Alemann, Ulrich, von. Politikbegriffe, in: Wörterbuch Staat und Politik von Dieter Nohlen (Hrsg.) Bonn, 1991, Lizenzausgabe für die Bundeszentrale für politische Bildung, S.490-493.

[7] См.: Политология: энциклопедический словарь. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. с. 294; Мельник В.А. Политология. – Мн. Выш. шк.1996. С.277; Политология/Под ред. В.Н.Лавриненко. – М.: ЮНИТИ. 1999. С. 214; Ирхин Ю. Зотов В. Зотова Л. Политология. – М.: Юристъ, 2000. С.370 и др.

[8] В некоторых электронных словарях, в частности в Словаре общей лексики Promt Family, три разных слова – polity, policy, politics – однозначно переводят как политика.

[9] The Dictionary of Political Analysis. Jack C. Piano. Robert E.Riggs, Helenah S.Robin. ABC — Clio,Santa Baibara (Calif., USA) — Oxford (Great Britain), 1982. Приведенный здесь фрагмент дан в переводе журнала «Полис». См.: 26 основных понятий политического анализа//«Полис», 1993, №1. С.84.

[10] Там же, с. 87.

[11] Приоритет здесь принадлежит немецким исследователям, склонным, вероятно в силу национальной интеллектуальной традиции, к более строгой систематизации и кодификации.

[12] См.: Hartmann, Jürgen. Politikwissenschaft. Eine problemorientierte Einführung in Grundbegriffe und Teilgebiete, GB. Verlag Fakultas, 1995, Chur, Schweiz..

[13] Ibid.P. 135.

[14] Due, T.R. Policy Analysis. What Governments Do, Why They Do It, and What Difference It Makes, Alabama, 1978. P.53.

[15], Werner Jann. Politikfeldanalyse, in: Wörterbuch Staat und Politik von Dieter Nohlen (Hrsg.) Bonn, 1991, Lizenzausgabe für die Bundeszentrale für politische Bildung, S. 502.

[16] Конечно же, такие определения встречаются. Так, в «Международной энциклопедии социальных наук» можно найти определение политического процесса как «деятельности людей в различных группах по поводу борьбы за власть и ее использование для достижения своих групповых и индивидуальных интересов», к которому в полной мере приложимы изложенные здесь рассуждения. См.: Gross B. Political Process // International Encyclopedia of Social Sciences. New York-London.1972. vol.12. P. 265.

[17] Подробнее см.: Сморгунов Л.В. Сравнительная политология: Теория и методология измерения демократии.–СПб. 1999. С. 91-103.

[18] Eberhard Schneider. Begriffe und theoretische Konzepte zur politischen Transformation. In: Dewr Osten Europas im Prozess der Differenzierung, S.17-25.

 


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 597 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)