АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ЗУБОВРАЧЕВАНИЕ В XVIII в. В РОССИИ

Прочитайте:
  1. LXVIII. ЛЕТЕН БАЛ
  2. LXXVIII. ПИШАТ НИ ОТ ЯНИНА
  3. LXXXVIII. ОСКЪРБЛЕНИЕТО
  4. XVIII. Андреа Кавальканти
  5. XVIII. Банкир и его дочь
  6. XVIII. Выписной эпикриз
  7. XVIII. Догляд за хворими з хірургічними захворюваннями та пошкодженнями грудної клітки та органів грудної порожнини.
  8. XVIII. Прейскурант Луиджи Вампа
  9. XVIII. Протокол
  10. XVIII. Сокровища аббата Фариа

Прогрессивную роль в развитии производительных сил и национальной культуры в России, в укреплении централизованного феодального государства, сыграли реформы Петра I, в которых значительное место было уделено медицинскому делу. Царствование Петра I «…было одной из тех, совершенно неизбежных в процессе социального развития эпох, когда постепенно накопляющиеся количественные изменения превращаются в качественные. Такое превращение всегда совершается посредством скачков». [8] Эконмическое развитие России в XVIII веке сопровождалось подъемом русской культуры, науки и искусства. Значительные изменения произошли и в медицине. Нехватка врачей для медицинского обслуживания военных, дворянства, а также работающих на фабриках и заводах, расположенных далеко от центра страны, привела к необходимости открытия сухопутных и морских госпиталей.

В подготовке врачебных кадров и развитии медицины в России XVIII века большую роль сыграли госпитальные школы, открытые на базе этих госпиталей, Академия наук (1725) и медицинский факультет Московского университета (1764).

Первая госпитальная школа была открыта в Москве, за Яузой рекой (1707) в месте, «пристойном для лечения болящих людей». Госпитальные школы были настоящие высшие учебные заведения. «Это был первообраз русского, не существовавшего еще университета, правда, с одним медицинским факультетом», — писал врач и историограф московского госпиталя А. Н. Алелеков.[9]

Учащиеся госпитальных школ изучали анатомию, физиологию, оперативную хирургию, фармакологию, неврологию, зубоврачевание с челюстно-лицевой хирургией и челюстно-лицевой травматологией. В госпитале было установлено обязательное вскрытие трупов больных, умерших в госпитале.

Среди анатомических препаратов встречались и образцы с патологией зубочелюстной системы, а среди инструментов находились инструменты для проведения зубоврачебных операций на голове, губах, деснах, языке. В библиотеках госпитальных школ были книги и диссертации по вопросам зубоврачевания.

Первым руководителем госпитальной школы открытой в Москве, был голландский врач Н. Л. Бидлоо. им был написан труд «Наставления, для изучающих хирургию в анатомическом театре». Это настоящий учебник по хирургии с описанием различных операций, перечнем необходимых при этом инструментов, рисунками. В «Наставлениях» изложены сведения по проведению челюстно-лицевых операций на слизистой оболочке полости рта, на губах, твердом небе, языке, а также описаны показания и противопоказания к этим операциям. В разделе «Об операции зубов» подробно рассматривается строение зубов, сроки прорезывания, иннервация, назначение и функция разных групп зубов, дана методика их удаления и инструментарий, необходимый при этом, описываются различные болезни зубов.

Зубоврачеванием в этот период в России занимались выпускники госпитальных школ, дантисты, цирюльники, знахари.

В 1710 году было введено звание «зубной врач». Чтобы получить это звание, дантистам и цирюльникам, обучавшимся путем ученичества у полковых лекарей, а также в госпиталях и больницах, необходимо было сдать экзамен в Медицинской канцелярии (Аптекарский приказ в 1719 году был реорганизован в Медицинскую канцелярию, а в 1763 году — в Медицинскую коллегию, с правом присвоения, с 1764 года, степени доктора медицины), позднее в Медицинской коллегии, университете, медико‑хирургической академии.

После сдачи экзамена, получив звание «зубной врач», они должны были уметь делать операции в малой хирургии (удаление зубов относилось к малой хирургии).

Кроме дипломированных цирюльников и дантистов, которые относились к среднему медицинскому персоналу, было много таких, которые не имели не только медицинского, но и общего образования, занимаясь шарлатанством в медицине. Это были, в основном, иностранцы, которые работали парикмахерами, вырезали мозоли, делали кровопускание, удаляли и заговаривали зубы. Хотя медицинская практика для таких лиц в 1721 году была запрещена, многие из них, из корыстных побуждений, обходили этот запрет.

Петр I, являясь членом Парижской Академии наук, имел обширные знания в области техники, был хорошо знаком с естественными науками, интересовался медициной и понимал ее огромное государственное значение. Знакомство царя с работами голландского анатома Ф. Рюйша оказало плодотворное влияние на развитие анатомии в России. Посещая Голландию (1698 и 1717), Петр I слушал лекции по анатомии, присутствовал на вскрытиях и операциях. В 1717 году он приобрел анатомическую коллекцию Ф. Рюйша, положив начало фондам первого русского музея, Кунсткамеры, ныне Музей антропологии и этнографии в С.-Петербурге.

Сам Петр I умело перевязывал раны, производил некоторые хирургические операции: пункцию живота, кровопускание и «…со временем приобрел он в том столько навыку, что весьма искусно умел анатомировать тело, пускать кровь, вырывал зубы и делал то с великою охотою».[10]

Он постоянно носил с собой два набора инструментов: математический и хирургический, в последнем находился пеликан и щипцы, для удаления зубов.

В С.-Петербургском Музее антропологии и этнографии хранится «Реестр зубам, дерганым императором Петром I». В коллекции содержится 73 зуба, удаленных лично императором, причем большинство зубов относится к молярам, т. е. к группе трудноудаляемых. Однако, несмотря на искривленность корней, переломов не отмечено, что свидетельствует о хорошем владении техникой удаления и знанием анатомии зубов.

В 1718 году Петром I была открыта «инструментальная изба» для изготовления хирургических инструментов, где лично для него были изготовлены медицинские инструменты. В настоящее время эти инструменты хранятся в Эрмитаже.

В России готовили кадры среднего медицинского персонала — фельдшеров, которые обучались в фельдшерских школах (1741). Они получали знания по анатомо-физиологическим особенностям зубочелюстной системы, осваивали элементы зубоврачебной практики по оказанию помощи при вывихе нижней челюсти, переломах челюстей, при зубной боли, при удалении зубов.

После открытия Московского университета (1755), основателем которого был и М. В. Ломоносов и граф И. И. Шувалов, зубоврачебную помощь, помимо лекарей, выпускников госпитальных школ, стали оказывать лекари, получившие медицинское образование в университете (на медицинском факультете, 1764). специальной сдачи экзамена для занятий зубоврачеванием от них не требовалось.

Большое значение в подготовке русских лекарей, имеющих обширные знания в области зубоврачевания и челюстно-лицевой хирургии, имели первые пособия на русском языке для врачей, посвятивших себя этим разделам медицины.

Главный хирург С.-Петербургского адмиралтейского госпиталя М. И. Шеин перевел с латинского языка на русский «Основательные наставления хирургическiе медицинскiя и рукопроизводныя въ пользу учащимся» Захария Платнера (1761), в которых подробно изложена анатомия зубов и челюстей, описаны болезни зубов: кариес, стираемость и расшатанность зубов и др. Причинами кариозной болезни в наставлениях назывались как внешние, так и внутренние, зависящие от общего состояния организма. Лечение кариеса было рекомендовано проводить путем очищения кариозных полостей, а корни зубов пломбировать золотом или свинцом.

З. Платнер разработал показания к удалению зубов, перечислил необходимый для этого инструментарий, описал методы остановки послеэкстракционного кровотечения, при пластических операциях на небе, операциях по поводу опухолей челюстей. Производство подобных операций подчеркивает высокую квалификацию врачей и знание элементов челюстно-лицевой хирургии.

Большой вклад в обеспечение учащихся госпитальных школ русскими учебными руководствами внес выдающийся деятель отечественной медицины профессор акушерства Н. М. Максимович-Амбодик (1744—1812). Им было написано большое количество словарей по различным разделам медицины, ботаники, учебных руководств по физиологии, акушерству.

Он сделал перевод с немецкого учебника И. Ф. Шрейбера «Руководство к познанию и врачеванию болезней человеческих наружных и внутренних» (1781), в котором описана цинга и ее проявления в полости рта, врожденные аномалии полости рта, расщелины твердого неба. Н. М. Максимович-Амбодик перевел книгу И. И. Пленка «Врачебное наставление о любострастных болезнях» (1790). Книга посвящена клинике, диагностике и лечению сифилиса, в том числе, лечению проявлений сифилиса в полости рта.

Из оригинальных работ Н. М. Максимовича-Амбодика большое значение имела его диссертационная работа «Искусство повивания или наука о бабичьем деле» (1784—1786). Несмотря на то, что работа посвящена подготовке акушеров, в ней подробно изложены болезни зубов, десен женщины в период беременности и после родов, даны основы детского зубоврачевания, рекомендации по сохранению зубов младенцев. В руководстве описаны такие заболевания, как молочница, заячья губа, дефекты уздечки языка. Автор отметил сроки прорезывания и выпадения молочных зубов. Лечение заячьей губы Н. М. Максимович-Амбодик проводил с помощью хирургического вмешательства. Изучая этиологию и патогенез пульпитов, ученый обращал внимание на раздражение чувствительных нервных окончаний, находящихся в зубных тканях. Лечение боли, по мнению автора, может быть местным и общим, для чего он использовал слабительные соли, отвлекающие средства, при наличии кариозной полости, ученый использовал коричное, камфарное и гвоздичное масла и др.

Выдающийся деятель отечественной медицины А. Г. Бахерахт (1724—1806) издал монографию «Практические рассуждения о цинготной болезни» (1786), в которой отметил значение алиментарного фактора в этиологии цинги, описал клинические проявления этого заболевания, для лечения рекомендовал полоскание полости рта отваром сосновых шишек и употребление лимонного и апельсинового соков.

Воспалившиеся десны А. Г. Бахерахт иссекал хирургическим путем. На основании его работ было составлено наставление по профилактике цинги на флоте, в котором предусматривались медицинские осмотры моряков перед выходом в море. А. Г. Бахерахт был хорошо знаком и с практическим зубоврачеванием, оказывая бесплатную помощь неимущим.

К диссертациям на зубоврачебные темы можно отнести диссертацию Якова Европеуса «О скорбуте» (1765) — о проявлении цинги в полости рта, М. С. Крутеня «О жевании» (1765), в которой дано толкование такого сложного физиологического акта, как жевание. Автор проанализировал жевательную функцию каждой группы мышц, языка, роль слюноотделения в процессе жевания.

К концу XVIII века, в связи с возрастанием требований к подготовке врачебных кадров, госпитальные школы были преобразованы в медико‑хирургические училища (1786), а затем в медико‑хирургические академии (1798).

Несмотря на развитие зубоврачевания в XVIII в., основная масса населения была лишена этого вида помощи. Имущие слои населения городов получали помощь у частнопрактикующих врачей (в большинстве случаев иностранцев), беднота же пользовалась услугами цирюльников, знахарей и других лиц, не имевших медицинского образования. Зубоврачебная помощь в сельской местности практически отсутствовала.


Дата добавления: 2015-10-20 | Просмотры: 1450 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)