АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Активное участіе алкоголиковъ въ революціонныхъ смутахъ.

Прочитайте:
  1. Активное дренирование (аспирация)
  2. Осмотр, пальпация, активное и пассивное тестирование
  3. Пассивное (реактивное) научение
  4. Раннее активное выявление болезней

 

Дѣйствительно, нѣтъ того революціоннаго волненія буйной толпы, которое-бы не сопровождалось дикимъ пьянствомъ. Обыкновенно съ перваго-же момента возбу[35]жденная толпа ломаетъ и грабитъ казенныя винныя лавки, а равно и частныя заведенія съ продажею крѣпкихъ напитковъ и перепившись начинаетъ, уже совершенно не помня себя, дико неистовствовать и безсмысленно уничтожать и грабить все, что ей ни попадается на пути. Таковыя неистовства толпы были и во время мятежа въ Одессѣ и во время бунта въ Кронштадтѣ. Всѣ аграрные безпорядки, какъ видно изъ описанія въ газетахъ, начинались и сопровождались пьянствомъ, грабежемъ винныхъ лавокъ, а потомъ сожиганіемъ помѣщичьихъ усадьбъ, безпощаднымъ избіеніемъ скота и т. п.

Революціонная пропаганда въ войскахъ также начинается со спаиванія наиболѣе недисциплинированныхъ и деморализированныхъ элементовъ изъ нижнихъ чиновъ. Вотъ что говоритъ по этому поводу "Новое Время" (9. VІ (22) 1907). "Общая воинская повинность безусловно каждый годъ вливаетъ въ ряды войскъ сравнительно значительную часть неблагонадежно настроеннаго элемента. Но обыкновенно въ службѣ онъ совершенно стушевывается, и какой-нибудь парень, ославленный чуть не бомбистомъ, оказывается сплошь да рядомъ на дѣлѣ добродушнѣйшимъ и простоватымъ существомъ. Я не говорю о фанатикахъ революціоннаго дѣла, безусловно имѣющихся всюду. Но они — особая статья. Евреи въ пропагандированіи революціонныхъ идей между войсками [36] играютъ видную роль, особенно если принять во вниманіе, что большая часть нашихъ полковъ стоитъ въ чертѣ еврейской осѣдлости. Одно изъ средствъ развращенія и пропаганды — спаиваніе. Обыкновенно казармы всякой воинской части стоящей въ еврейскомъ городишкѣ, немедленно обрамливаются многочисленными лавченками и лачужками. И вездѣ происходитъ тайная продажа водки и тайная проституція... Такимъ путемъ идетъ систематическое спаиваніе солдатской молодежи, конечно не слишкомъ-то устойчивой. Вотъ здѣсь-то и раздолье пропагандистамъ, которые начинаютъ съ дарового угощенія прививку своихъ идей. Пьяный солдатъ легко совершаетъ служебное преступленіе: нарушеніе дисциплины, безчинства, драки, кражи и т. п. Затѣмъ обыкновенная исторія: судъ и приговоръ. Прежде все это дѣйствовало угнетающимъ образомъ и ставило, хотя на время, осужденнаго въ ряды прохвостовъ. Такъ большинство изъ нихъ и сами на себя смотрѣли. Теперь иное: "Вы жертвою пали въ борьбѣ роковой", и всѣ преступныя дѣянія не только легко оправдываются революціонной логикой, но самый обыковенный воришка начинаетъ смотрѣть на себя чуть ли не какъ на героя. Значительная часть войскового революціоннаго элемента комплектуется именно этимъ путемъ".

И "Биржевыя вѣдомости" отъ 27. VII. 1906 г. говорятъ: "выясняется, что въ [37] значительной степени нижніе чины Кронштадтскаго гарнизона (передъ бунтомъ) были распропагандированы курсистками, которыя въ цѣляхъ агитаціи жертвовали собою, идя на позоръ и дѣлаясь обитательницами домовъ терпимости".

Наконецъ, грабежи и разбои, совершаемые въ Россіи подъ флагомъ революцiи, въ громадной своей массѣ совершаются алкоголиками, которые вмѣстѣ съ тѣмъ бываютъ и революціонеры. Иные изъ такихъ грабителей вмѣстѣ съ тѣмъ состоятъ и сотрудниками нѣкоторыхъ революціонныхъ органовъ печати.

И въ самихъ газетахъ лѣваго направленія констатируется фактъ сильнаго пьянства среди сознательныхъ рабочихъ. Напр., въ „Ежедневной Почтѣ" № 27 II. VII. 1907 г. статья "По вопросу о пьянствѣ".

Но если алкоголикъ крайне полезенъ для революціонныхъ партій, то для монархистовъ онъ совершенно нежелателенъ даже какъ политическій единомышленникъ. Монархисты по натурѣ своей — люди порядка, законности и творческаго труда. Алкоголикъ-же, по натурѣ своей будучи фанатикомъ, нетерпимымъ, не слушающимся здравыхъ доводовъ разсудка и благодаря своей деморализаціи крайне неразборчивымъ въ средствахъ, конечно, можетъ внести въ созидательную работу монархистовъ крайне вредный и противный [38] ихъ духу элементъ безсмысленнаго разрушенія, ненависти и нетерпимости.

 

Алкогольная наслѣдственность.

 

Такимъ образомъ пьяница подъ вліяніемъ алкоголя вырождается физически, умственно и морально и своимъ присутствіемъ дѣйствуетъ деморализующе на всѣхъ его окружающихъ къ какой-бы профессіи онъ ни принадлежалъ, всюду сѣя смуту и нерадѣніе къ труду. Но будучи и самъ крайне вреднымъ и опаснымъ общественнымъ элементомъ, онъ еще оставляетъ физически хилое и умственно и нравственно вырождающееся потомство, которое уже съ колыбели благодаря своему убожеству обречено пополнять ряды хулиганствующихъ, легко воспринимая всевозможныя антигосударственныя ученія, даже если уже это поколѣніе не будетъ предаваться пьянству. Но обыкновенно дѣти алкоголиковъ, видя съ дѣтства дурные примѣры и получая наслѣдственную склонностъ къ алкоголю, которую съ дѣтства-же и удовлетворяютъ, сами становятся алкоголиками и стоятъ государству громадныя деньги, такъ какъ изъ ихъ числа появляются большинство преступниковъ и дегенератовъ, заполняющихъ притоны всевозможныхъ пороковъ, тюрьмы и больницы и производящихъ всюду общественные безпорядки. Алкоголизмъ родителей играетъ первенствующую роль въ наслѣдственности душевныхъ болѣзней. Идіотизмъ и эпи[39]лепсія имѣютъ тѣсную связь съ пьянствомъ родителей или даже единичнымъ опьяненіемъ ихъ во время зачатія. 80—90% преступленій противъ нравственности совершаются алкоголиками или лицами, находящимися въ состояніи опьяненія. Среди проститутокъ болѣе, чѣмъ у половины родители были алкоголиками. А также женщины, родители которыхъ были алкоголики, вслѣдствіе своей физической слабости бываютъ очень часто совсѣмъ неспособны кормить дѣтей своею грудью и у нихъ не только падаетъ способность къ дѣторожденію, но и дѣти, рождаемые ими, физически хилы, легко заболѣвая и умирая, и плохо развиваясь [2]. Особенно плохо потомство женщинъ съ алкогольной наслѣдственностью, которыя и сами употребляютъ спиртные напитки. И благодаря вырожденію женщинъ на почвѣ алкоголизма происходитъ не только вырожденіе націи, но и ея болѣе или менѣе быстрое вымираніе. А о воспитаніи своихъ дѣтей матерью-алкоголичкой, конечно нечего и распространяться. Употребленіе спиртныхъ напитковъ во время беременности отражается очень дурно на развитіе плода, а употребленіе спиртныхъ напитковъ во время кормленія грудью крайне вредно отражается на младенцѣ, такъ какъ помимо алкоголизаціи кормилицы, спиртъ проникаетъ еще и въ ея молоко.

 

***

Вотъ та почва, на которой возрасла и [40] возрастаетъ русская революція. Пускай ведется самая энергичная антиреволюціонная пропаганда. Пускай казнятся сотни и тысячи всевозможныхъ изверговъ рода человѣческаго и пускай сотни тысячъ хулигановъ засаживаются въ тюрьмы и подвергаются наказанію. Все это само по себѣ или не принесетъ ничего положительнаго, или же въ лучшемъ случаѣ только на время потушитъ революціонное движеніе, но и то только во внѣшнемъ его проявленіи. Пока народъ будетъ систематически въ своей массѣ вырождаться подъ вліяніемъ алкоголя, до тѣхъ поръ изъ его среды будутъ выходить сотнями тысячъ всевозможные дегенераты и моральные уроды, развращающіе народъ своимъ поведеніемъ и своей пропагандой производящіе революціонное движеніе въ обнищавшихъ и деморализованныхъ народныхъ массахъ. Пока алкоголизмъ будетъ процвѣтать въ Россіи, правительство, казня и наказуя преступниковъ, будетъ только какъ-бы съ дерева срывать ядовитые плоды; само-же дерево, приносящее эти плоды, оно будетъ тщательно оберегать и ухаживать за нимъ.

И при такихъ условіяхъ, конечно, сами по себѣ не принесутъ никакой пользы ни тюрьмы, ни смертныя казни, ни военно-полевые суды, ни даже фантастическая диктатура.

И враги Россіи, особенно еврейство, а [41] также инородцы на окраинахъ, пользуясь деморализаціей русскаго населенія и захвативши въ свои руки прессу, и пропагандируя въ ней кабацкую мораль, легко революціонизируютъ массы, уже подвергшіеся алкогольному вырожденію.

И правительство въ цѣляхъ подавленія смуты должно принципіально отказаться отъ полученія какихъ бы то ни было доходовъ отъ народнаго пьянства. Если Россія видитъ зло въ алкоголѣ, то необходимо съ этимъ зломъ бороться также, какъ теперь Китай началъ бороться съ потребленіемъ опіума. А Россія, вѣдь, тратитъ на спиртные напитки болѣе милліарда рублей, считая въ этомъ числѣ водку, вино и пиво; да на столько-же она прогуливаетъ рабочаго времени и еще на столько-же ослабляетъ трудоспособность народа. Такъ что народное пьянство стоитъ народу ежегодно, за исключеніемъ вырожденія самого народа и народной революціи около 3 и даже 4 милліардовъ рублей, давая чистой прибыли правительству около 500 милліоновъ рублей. Мыслимы-ли при такихъ условіяхъ какія бы то ни было реформы и какая бы то ни было здоровая экономическая политика, когда народъ въ своей массѣ пропиваетъ послѣднюю копѣйку!

Съ уничтоженіемъ алкоголизма масса общественныхъ вопросовъ тотчасъ-же потеряютъ свою остроту. И несомнѣнно въ [42] первые-же годы серьезной борьбы съ пьянствомъ черезъ однѣ только государственныя сберегательныя кассы вслѣдствіе увеличенія взносовъ правительство будетъ получать почти цѣликомъ всѣ эти 400—500 милліоновъ рублей, а потомъ прогрессивно и больше, конечно, заимообразно, но какъ заемъ внутренній, а не внѣшній.

 

Отношеніе къ алкоголизму въ до-петровской и послѣ-петровской Руси.

 

Но въ Россіи до сихъ поръ не только не велась борьба съ народнымъ пьянствомъ, но это зло поощрялось и поддерживалось, такъ какъ торговля спиртными напитками была всегда какъ-бы въ привилегированномъ положеніи, питье спиртныхъ напитковъ не порицается въ обществѣ и даже быть пьянымъ въ торжественныхъ случаяхъ считалось и считается до сихъ поръ прямо-таки одобрительнымъ.

Изобрѣтеніе водки относятъ къ VI вѣку и оно приписывается монахамъ перваго католическаго ордена-бенедиктинцамъ и съ тѣхъ поръ алкоголизмъ свилъ прочное гнѣздо въ большинствѣ католическихъ монастырей. Но встарину Русскіе употребляли только медъ, пиво и брагу. Старинное выраженіе "съ хозяина начинать" указываетъ на древнiй обычай пить изъ общей чаши; и хозяинъ, начиная пить первымъ, этимъ самымъ показывалъ, что, въ приготовленномъ имъ напиткѣ для угощенья, [43] нѣтъ ничего вреднаго. "Руси есть веселіе пити; не можетъ безъ того быти", сказалъ Владиміръ Святой. Въ древней Руси пьянство было сильно развито среди князей, бояръ и среди простого народа. По словамъ араба Ибнъ-Фоцлота "Русскіе X вѣка предаются питью вина самымъ неразумнымъ образомъ"..... "они пьютъ его цѣлые дни и ночи" и "иногда даже умираютъ со стаканомъ въ рукѣ". Развитію пьянства среди народа способствовало то, что приготовленіе и продажа спиртныхъ напитковъ находились въ рукахъ князей и высшихъ сословій. Но и тогда уже лучшая, хотя и небольшая часть духовенства боролась съ пьянствомъ. Пьянство громилъ Ѳеодосій Печерскій, Лука Жидята, игуменъ Даніилъ и др. Въ борьбѣ съ пьянствомъ пожертвовали своею жизнью св. инокъ Григорій Печерскій, игуменъ Іоаннъ, иноки Ѳеодоръ и Василій. (Григорьевъ Алк. ком).

Съ Московскаго періода на Руси появилась водка. Но первые московскіе князья, начиная съ Іоанна Калиты, боролись съ народнымъ пьянствомъ. Іоаннъ III разрѣшалъ употреблять хмельные напитки только по праздникамъ. Василій III, чтобы оградить москвичей отъ соблазна пьянства, устроилъ отдѣльную слободу для иностранцевъ, а по взятіи Новгорода топилъ кабатчиковъ въ Волховѣ. Но все-же продажа крѣпкихъ напитковъ въ пользу [44] казны, которая получила свое начало при Іоаннѣ III, конечно, не могла вліять на уменьшеніе пьянства, такъ какъ кабацкіе головы, они-же бургомистры, главнымъ образомъ заботились о томъ, чтобы отъ кабаковъ была "Государевой казнѣ прибыль". И алкоголизмъ былъ сильно развитъ и среди бояръ, и среди простого народа".

При Іоаннѣ Грозномъ, согласно постановленію Стоглаваго Собора, былъ принятъ рядъ мѣръ противъ народнаго пьянства. Но во второй періодъ своего царствованія Іоаннъ Грозный началъ жаловать своихъ приближенныхъ правомъ открытія кабаковъ, устроилъ для своихъ опричниковъ царскій кабакъ и въ цѣляхъ фиска сдавалъ кабаки на откупъ.

Борисъ Годуновъ въ 1598 году запретилъ частнымъ лицамъ торговать водкой и въ городахъ были открыты "царскіе кабаки".

При Алексѣѣ Михайловичѣ съ 1649 г. продажа вина, пива и меда была обращена въ исключительное право казны. При немъ-же съ 1652 года кабаки начали въ малыхъ селеніяхъ закрываться въ посты и праздники и больше одной чарки никому не продавалось послѣ того, какъ въ этомъ-же году Патріархъ Никонъ собралъ особый Соборъ о кабакахъ (Прыжовъ. Исторія кабаковъ въ Россіи, стр. 130). Благодаря "благимъ постановленіямъ этого Собора" пьянство уменьшилось. Но какъ [45] только правительство замѣтило, что отъ этого ослабли доходы "Царевой казны", постановленія этого Собора были отмѣнены.

Въ Петровскую эпоху пьянство усилилось еще больше. Объ этомъ Патріархъ говорилъ слѣдующее: "Теперь и благородные и простые, даже юноши хвастаются пьянствомъ, говоря безстыдно другъ другу: "тогда-то и тогда-то я былъ пьянъ, а церковныя торжества въ праздники проспалъ". (Исторія Россіи С. М. Соловьева, т. III. стр. 1100). Петръ I даже опоэтизировалъ пьянство, устраивая шутовскіе праздники и создавъ "всепьянѣйшую коллегію", въ числѣ членовъ коей былъ Никита Зотовъ, называвшійся "Всешутѣйшимъ отцомъ Іоанникіемъ". Самъ Петръ I любилъ выпить и требовалъ, чтобы всѣ приближенные отъ него не отставали, зачѣмъ зорко присматривалъ гр. Апраксинъ (см. Истор. Соловьева). Во время ассамблей провинившійся долженъ былъ выпивать кубокъ большого орла. Также Петръ I заботился объ умноженіи "кабацкаго сбора", хотя и предназначалъ эти деньги на "нужнѣйшія потребы". При Петрѣ I борьбы съ пьянствомъ не существовало, такъ какъ едва-ли можно считать за борьбу съ онымъ его предписанiе для Сибирскихъ городовъ бить "ботажьемъ" "задорныхъ пьяницъ" и чтобы воеводы убѣждали ихъ пить "честно, въ веселіе и въ отраду". [46]

Алкоголизмъ во всѣхъ слояхъ общества былъ и при Петрѣ I и послѣ него процвѣталъ съ неменьшей силой; но уже генія Петра I не было, почему всѣ его реформы за недостаткомъ людей свелись на нѣтъ; а положеніе Русскаго народа даже ухудшилось, такъ какъ въ Московскій періодъ національная идея укрѣплялась, въ Петербургскій-же періодъ началось господство инородцевъ.

Но и въ XVIII вѣкѣ раздавались единичные голоса противъ пьянства. Ломоносовъ писалъ противъ праздничнаго разгула. Св. Тихонъ Задонскій боролся съ масленичнымъ разгуломъ, а Св. Дмитрій Ростовскій написалъ проповѣдь "Десять горькихъ гроздовъ пьянства".

Съ 1767 года окончательно учреждается Екатериною II откупная система. Питейный доходъ по вычесленію проф. Китарры (Публичный курсъ винокуренія) за 140 лѣтъ существованія откуповъ увеличился въ 335 разъ. По его словамъ народъ пропилъ въ одномъ только 1856 году 151,289,909 р., изъ коихъ въ казну попало 82,193,358 р., а откупщики получили остальное, имѣя чистой прибыли около 43 милліоновъ рублей.

Въ 1860 году доходы съ откуповъ дали казнѣ 103,600,000 рублей.

Откупная система съ первыхъ-же годовъ своего существованія проявила тенденцію къ сильнымъ злоупотребленіямъ и безпощадному спаиванію и развращенію [47] народа несмотря на то, что доходъ питейный постепенно падалъ. Вслѣдствіе этого въ 1819 году министромъ финансовъ гр. Гурьевымъ былъ введенъ уставъ казеннаго производства и продажи питей. Спиртъ выкуривался на казенныхъ заводахъ и продавался въ казенныхъ оптовыхъ складахъ; розничная-же продажа была предоставлена въ опредѣленномъ числѣ заведеній частнымъ лицамъ. Питейный доходъ сразу почти удвоился, но пьянство уменьшилось. Но благодаря главнымъ образомъ проискамъ одного изъ откупщиковъ — Кокорева при министрѣ финансовъ гр. Канкринѣ откупная система была возобновлена съ 1 сентября 1827 г. и продолжалась до 1 января 1863 года.

Въ 1858 году благодаря дороговизнѣ водки и ея недоброкачественности народъ началъ волноваться и начались было особенно въ Сѣверо-3ападномъ краѣ открываться общества трезвости и братства. Чему сильно способствовало и духовенство. Но испугавшіеся откупщики тотчасъ-же начали хлопотать въ Петербургѣ о прекращеніи такихъ безобразій. Братства трезвости, открытыя безъ разрѣшенія правительства, были закрыты, а брошюра "О братствѣ трезвости" конфискована; и министръ финансовъ просилъ Св. Сѵнодъ воспретить духовенству проповѣдь трезвости. Но Св. Сѵнодъ указомъ отъ 10 августа 1859 года не только отказалъ въ просьбѣ, но и благословилъ духовенство на борьбу съ [48] народнымъ пьянствомъ. Но тѣмъ не менѣе откупщики добились того, что губернаторы на основаніи особыхъ циркуляровъ должны были слѣдить за тѣмъ, не дѣлается-ли со стороны священниковъ что-либо насильственное и противозаконное въ дѣлѣ отрезвленія народа, т. е. не требуютъ-ли они клятвенныхъ обѣщаній послѣ торжественно отслуженныхъ молебновъ, приговоровъ сельскихъ обществъ и т. п. И постепенно антиалкогольное движеніе начало затихать. И общества трезвости начали приходить въ упадокъ благодаря тому, что съ одной стороны сознаніе вреда пьянства у народа не существовало, и съ улучшеніемъ качества водки и ея удешевленіемъ онъ снова началъ пить. Съ другой-же стороны матерьяльно необезпеченному и приниженному Православному духовенству трудно было бороться съ сильными міра сего. Къ тому-же и само духовенство въ своей массѣ неясно понимало вредъ пьянства.

Продажа спиртныхъ напитковъ при Николаѣ I была воспрещена только инородцамъ Сибири и нѣмецкимъ колонистамъ. Но Русскій народъ могъ свободно пьянствовать. Но во время крѣпостного права помѣщики, блюдя свои интересы, заботились, чтобы крестьяне ихъ не спаивались.

Послѣ освобожденія крестьянъ откупы были въ 1863 году уничтожены и водка подешевѣла, вслѣдстіе того, что былъ наложенъ ничтожный акцизъ на спиртъ; и [49] пьянство благодаря "дешевкѣ" сразу возросло. Но уже вскорѣ акцизъ на спиртъ началъ постепенно повышаться. Торговля спиртными напитками, гдѣ только возможно, перешла въ руки евреевъ. Все это, конечно, повліяло на усиленіе народнаго пьянства. Особенно тяжелымъ сдѣлалось положеніе русскаго народа въ Сѣверо и Юго-Западномъ краѣ. Епископъ Могилевскій Сергій въ своемъ донесеніи Св. Сѵноду 1889 года за № 436, говоритъ слѣдующее: "Мѣстные помѣщики (преимущественно поляки) послѣ освобожденія крестьянъ отъ крѣпостной зависимости, когда надѣляли ихъ землей, то въ каждой деревнѣ, среди крестьянской осѣдлости, оставляли за собой по десятинѣ и болѣе земли, и на этой землѣ, устраивали кабаки, которые и сдавали евреямъ. Проживая въ центрѣ крестьянскаго населенія на помѣщичьей землѣ, евреи поставили себя въ независимое положеніе къ мѣстнымъ жителямъ и, пользуясь покровительствомъ помѣщиковъ, спаиваютъ народъ и окончательно развращаютъ его, вслѣдствіе чего народъ бѣденъ, униженъ, забитъ умственно и матеріально. При всемъ своемъ желаніи народъ не можетъ освободиться отъ шинкаря-еврея, за котораго стоитъ помѣщикъ. Бывали случаи когда крестьяне подъ вліяніемъ убѣжденій священника поднимали голосъ противъ еврея-шинкаря, противъ его сплошь и рядомъ безпатентной торговли; но это крестьянамъ обходилось дорого. Помѣщикъ такимъ [50] крестьянамъ отказывалъ въ продажѣ дровъ, въ пастбищѣ для скота и пр. Испытавши разнаго рода гоненія и притѣсненія, крестьяне не желаютъ входить въ процессы съ шинкарями и волей—неволей мирятся съ существующимъ порядкомъ вещей".

Указъ Св. Сѵнода отъ 5 іюля 1889 г.,призывавшій духовенство "путемъ живого и ближайшаго воздѣйствія на населеніе способствовать къ отвлеченію низшихъ классовъ городского и сельскаго населенія отъ питейныхъ заведеній и отъ употребленія вина", вновь повліялъ на оживленіе дѣятельности духовенства въ борьбѣ съ пьянствомъ, такъ какъ часть духовенства откликнулась на этотъ призывъ, и уже въ 1889 году было 95 обществъ трезвости, утвержденныхъ Министромъ Внутреннихъ дѣлъ и 36 церковно-приходскихъ: такъ что въ средненъ выводѣ существовало 2 общества трезвости на каждую губернію или по одному на 229 Православныхъ приходовъ. Изъ отчета преосвящ. Іеронима о состояніи Тамбовской епархіи въ 1891 г. видно, что въ теченіе этого года было открыто 300 обществъ трезвости съ 12,637 членами. Въ общемъ обществъ трезвости, открытыхъ духовенствомъ съ 1890 по 1900 г., по вычисленію свящ. Рождественскаго, было около 890. Число членовъ въ каждомъ обществѣ бываетъ начиная отъ 8—10. Самое большое общество это, открытое о. Пермскимъ въ [51] селѣ Нахабинѣ, Московской губерніи, въ 1896 году, которое по 1900 годъ имѣло 62,273 члена.

Но и въ самомъ уставѣ обществъ трезвости и безъ того численно ничтожныхъ, существуютъ недостатки, сильно вредящіе ихъ дѣятельности. Членами обществъ трезвости не могутъ быть несовершеннолѣтніе, воспитанники всѣхъ учебныхъ заведеній, нижніе воинскіе чины и юнкера, тогда какъ опытъ Англіи, Бельгіи, Швейцаріи и другихъ государствъ привелъ къ выводу, что именно съ молодежи-то и нужно начинать борьбу съ врагомъ.

Такъ что въ общемъ, можно сказать, духовенство, за исключеніемъ только немногихъ пастырей, еще не начало борьбы съ алкоголизмомъ и въ своей массѣ не ясно понимаетъ, что такое алкоголизмъ.

Но тѣмъ не менѣе и въ данное время лучшіе представители Православнаго духовенства, какъ напр. о. Іоаннъ Кронштадтскій, являются энергичными проповѣдниками трезвости. И при желаніи священникъ, благодаря своему нравственному авторитету, можетъ достичь колоссальныхъ результатовъ.

И монастыри могли бы при желаніи сыграть видную роль въ дѣлѣ народнаго отрезвленія. С. А Рачинскій (Письма о трезвости, стр. 38) такъ говоритъ о значеніи Валаамскаго монастыря. "Извѣстно-ли вамъ, что на Валаамѣ соблюдается абсолютная трезвость и что этимъ именно [52] сохраняется то благоуханіе святости, коимъ дышитъ жизнь скромныхъ монаховъ этого монастыря. Что значатъ всѣ наши общества трезвости въ сравненіи съ этимъ примѣромъ, сіяющимъ передъ глазами безчисленныхъ богомольцевъ изъ всѣхъ краевъ Россіи? Ибо тутъ въ художественной цѣлости является соединеніе трезвости, цѣломудрія, трудолюбія, смиренія, благотворительности, жизнь въ Богѣ и для Бога".

Нельзя сказать, чтобы и свѣтскія власти не принимали кое-какихъ мѣръ въ дѣлѣ, если не отрезвленія народа, то хотя бы въ нѣкоторомъ облагораживаніи и обезвреживаніи пьянства.

Екатерина II приказала "кабаки называть питейными домами, потому что отъ происшедшихъ злоупотребленій названіе кабака сдѣлалось весьма подло и безчестно".

Въ цѣляхъ уменьшенія пьянства съ 1885 года были совсѣмъ уничтожены кабаки и введены трактиры для распивочной и винныя лавки для выносной торговли водкой. Но и послѣ 1885 года цензура часто ставила всевозможныя препятствія для пропаганды борьбы съ пьянствомъ. Этому также мѣшала и крайняя трудность получать разрѣшенія для чтенія лекцій о вредѣ пьянства. Примѣромъ цензурныхъ препятствій можетъ служить слѣдующій фактъ. Въ 1894 г. въ Спб. появилась брошюра Бородина "Пьянство во время холеры". Нашлись люди, у кото[53]рыхъ явилось желаніе отпечатать извлеченія изъ этой брошюры въ видѣ афишъ для безплатной раздачи среди одесскаго городского населенія; но цензоръ этого не допустилъ (докл. Бородина). И министерство народнаго просвѣщенія тоже не боролось съ пьянствомъ черезъ школу. А по заявленію въ Алкогольной комиссіи 28—XI 1907 г., чл. Государственной Думы Клюжева, который былъ раньше инспекторомъ народныхъ училищъ, одинъ изъ попечителей округа предписалъ, чтобы учителя не задавали ученическихъ темъ, касавшихся вреда пьянства.

Также въ 1885 году крестьянамъ было разрѣшено воспрещать у себя открывать кабаки, но воспрещалось брать деньги за выдачу разрѣшеній.

Съ 1892 года было предоставлено крестьянамъ право брать съ содержателей питейныхъ заведеній деньги за право открытія кабаковъ. Но деньги, получаемыя за разрѣшеніе открыть кабакъ, находились подъ контролемъ губернскаго присутствія и на нихъ было сооружено много школъ, церквей и общественныхъ амбаровъ. Но несмотря на право брать деньги за открытіе кабаковъ, число запретительныхъ приговоровъ не уменьшилось, но даже послѣ голоднаго 1891 г. возрасло. На всю Россію съ 1889 по 1891 г. было 24,299 запретительныхъ приговора; послѣ же голоднаго 1891 г. съ 1892 по 1894 г, — 39,881. И потребленіе водки начало по[54]степенно уменьшаться. Въ 1884 г. приходилось 40% спирта на человѣка 0,75 ведра въ 1892 году всего 0,50 ведра, а въ 1896 году — 0,51 ведра. А по д-ру Григорьеву 40% спирта на взрослаго человѣка приходилось въ 1883 году — 3,8 ведра, а въ 1893 г. — 2,3 ведра. Хотя все же далеко не безопасно было бороться съ пьянствомъ частнымъ лицамъ среди простого и невѣжественнаго народа. Напр., во Владимірской губерніи на сельскомъ сходѣ въ 1895 году былъ звѣрски убитъ крестьянинъ Балашевъ за то, что возставалъ противъ открытія кабака въ селеніи.

Но если и уменьшилось потребленіе водки, то едва-ли вообще на Руси уменьшилось къ 1897 году пьянство, что видно изъ того, что косвенные налоги съ питей постепенно давали все больше и больше доходу.

Въ фабричныхъ-же районахъ и городахъ пьянство замѣтно усилилось. Напримѣръ, по Распопову, количество питейныхъ заведеній съ 1839 по 1897 годъ въ Богородскомъ уѣздѣ Московской губерніи увеличилось почти въ 7 разъ. Раньше одно заведеніе было на 2318 человѣкъ, а въ 1897 году одно на 703 жителя. И Богородскiй уѣздъ по изслѣдованіямъ Распопова тратитъ на хлѣбъ 1 мил. 685 тыс. 784 руб., на крѣпкіе напитки 1 мил. 250 т. 702 руб, а государственныхъ повинностей уплачиваетъ всего 352 тыс. руб.

Число заведеній съ раздробной прода[55]жей питей на всю Россію въ 1889 году было 150,089; въ 1896 году уменьшилось до 123,933, изъ коихъ 2,875 было казенныхъ винныхъ лавокъ. Но въ этотъ подсчетъ не вошли всѣ мѣста комиссіонной продажи вина, всѣ пивныя, портерныя, склады, ренсковые погреба и др. Такъ что, имѣя въ виду, что пьянство стоитъ въ зависимости отъ числа мѣстъ продажи питей, нельзя также заключить, что пьянство уменьшилось.

Въ 1885 году было выкурено 78 мил. 551 тыс. ведеръ водки и до 1896 года эта цифра не повышалась. Такъ что, если разсматривать только водочное производство и принимая въ расчетъ приростъ за эти годы населенія Имперіи, то окажется, что оно сократилось на 2,7%. Но съ уменьшеніемъ потребленія водки есть данныя, говорящія за возрастаніе въ данный періодъ потребленія вина и пива.

Но все же въ общемъ можно сказать, что сознаніе вреда отъ пьянства начало проникать, хотя и въ слабой степени въ среду народа, что видно по увеличенію числа запретительныхъ приговоровъ и появленію ничтожнаго числа обществъ трезвости; и пьянство къ 1897 году среди народныхъ массъ если и не уменьшилось, то не сильно возрасло.


Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 380 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.009 сек.)