АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Интеграция полярностей

Прочитайте:
  1. Базовые знания, умение, навыки, необходимые для изучения темы (междисциплинарная интеграция)
  2. Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы (междисциплинарная интеграция)
  3. Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы (междисциплинарная интеграция)
  4. Дезинтеграция
  5. Дезинтеграция
  6. Дезинтеграция
  7. Дезинтеграция
  8. Дезинтеграция
  9. Дифференциация и интеграция в эволюции органов
  10. Интеграция в среду лечебного персонала

Формирование и завершение гештальтов зависит от нашей способ­ности четко определять свои потребности и вступать в контакт с окружением для того, чтобы их удовлетворить. Каждый контакт имеет два разных аспекта. Первый — это способность четко разграничивать окружение и свое «Я». На­пример, в отношении интроектов важно различать то, что идет от себя, и то, что идет от родителей. Второй аспект — это способность выделять разные стороны своего «Я». Свое окружение и самих себя мы воспринимаем как по­лярности. Иногда их противоположные полюса сосуществуют вполне мирно. А бывает, что между ними идет борьба за доминирование. По гештальт-теории, все то, что мы воспринимаем как нашу борьбу с другими, обычно отра­жает подобный конфликт внутри нас самих.

К числу наиболее эффективных упражнений, способствующих установле­нию контактов между человеком и его окружением, относится работа по ме­тодике «пустого стула» или «двух стульев» во время пребывания в «горячем стуле». Работа по методике «двух стульев» в гештальт-терапии имеет некото­рое сходство с использованием «вспомогательного Я» в психодраме. Однако, если в психодраме соответствующее упражнение создает возможность по­вторно пережить болезненную ситуацию, гештальт-методики побуждают участника выделить обе стороны своего внутреннего конфликта и установить между ними диалог. Таким образом, создаются условия для полного осозна­ния личностью обеих сторон внутреннего конфликта, включая ту, которая обычно отрицается или не осознается по причине ее травмирующего ха­рактера. Как только оба полюса полярности оказываются осознанными лич­ностью, ей становится легче интегрировать их. Например, многим присущ внутренний конфликт между собственной пассивностью, податливостью и Уступчивостью, с одной стороны, и стремлением казаться напористым и вла­стным — с другой. Адаптивную интеграцию этих двух полюсов можно реали­зовать, если занять твердую позицию, но при этом сохранять эмоциональ­ность, или если занимать ту или иную крайнюю позицию в зависимости от обстановки. Другие часто встречающиеся полярности — это дилеммы бли­зость/отчужденность, рациональность/эмоциональность, эгоцентризм/само­отверженность.

Невротические механизмы — это процессы, в ходе которых происходит либо смешение различных аспектов личности, как при слиянии или интро­екции, либо разделение или отрицание некоторых из них, как при проек­ции или ретрофлексии. Как уже отмечалось, наиболее часто разбираемым в гештальт-группах примером полярности является конфликт между «напада­ющим» и «защищающимся». Доминирующий «нападающий» интроецирует ро­дительские желания и ожидания. Родители неосознанно навязывают ин­дивидууму свое понимание долга. А вечно виноватый «защищающийся» неиз­менно сопротивляется принуждению со стороны «нападающего», оправдыва­ясь тем, что «он просто из кожи вон лезет, и все равно ничего не получа­ется». Когда член группы находится под преобладающим влиянием внутрен­него «нападающего», он может жаловаться на постоянное стремление доби­ваться совершенства во всем без разбора. Когда же в человеке доминирует «защищающийся», создается впечатление, что он ничего не может довести до конца.

Методика «пустого стула» позволяет усилить позиции более слабой или подавленной стороны, участвующей во внутреннем конфликте, так что обе стороны получают равные возможности. Например, член группы, который вечно всюду опаздывает, может начать работать по методике «двух стульев» и тем самым дать завязаться диалогу между своими внутренними «нападаю­щим» и «защищающимся». Сидя на одном стуле, он выступает от имени «за­щищающегося», обращаясь к воображаемому «нападающему», находящемуся на втором стуле. «Защищающийся» может ныть, оправдываться, стараться отыскать причины своих опозданий. Через минуту или две участник переса­живается на другой стул и уже с позиции «нападающего» как следует отчи­тывает «защищающегося», требуя, чтобы тот все делал вовремя. Потом мож­но снова сменить роль и так пересаживаться со стула на стул до тех пор, пока полярности не будут прочувствованы полностью, а тема диалога не будет исчерпана. Выполняя это упражнение, не следует отдавать предпочте­ние лишь одной из сторон и отрицать права другой. Цель диалога — воссоз­дать процессы формирования и завершения гештальта. Для разрешения кон­фликта может потребоваться компромисс между обеими сторонами личности или просто спокойное признание наличия в своем «Я» отрицательного компо­нента. Парадокс гештальт-психологии состоит в том, что «изменение проис­ходит тогда, когда становишься самим собой, а не стараешься стать тем, кем ты не являешься».

В качестве примера диалога по методике «пустого стула» можно привести спор «внутренних голосов» участницы гештальт-группы, которая хочет устано­вить близкие отношения с мужчиной, но как только отношения становятся многообещающими, тут же прекращает их.

 

«Защищающийся» Я так одинока! Мне так хочется, чтобы меня вечером кто-нибудь ждал
«Нападающий» У тебя есть дети, этого вполне достаточно
«Защищающийся» Днем, когда я вся в делах, еще ничего, да и ночью тоже, если устанешь, но...
«Нападающий» Не будь таким ребенком, ты должна стремиться быть независимой
«Защищающийся» А я не хочу быть независимой! Я хочу, чтобы рядом был заботливый мужчина, чтобы было кому прини­мать за меня решения, и...
«Нападающий» Решения, ха! У какого это мужчины хватит ума при­нимать решения? Все мужчины — слабаки. Кончится тем, что ты сама же и будешь за ним присматривать!
«Защищающийся» Нет, не буду! Пол всегда принимал правильные ре­шения, так что все сразу становилось простым и яс­ным! Я даже любила его за это, пока...
«Нападающий» Вот именно, «пока»! Пока не оказалось, что он паль­цем без тебя пошевелить не может, и пока ты не изве­лась из-за того, что он может покинуть тебя в любой момент. И действительно, что ты можешь дать муж­чине?
«Защищающийся» Но я так хочу быть нужной мужчине! Я ненавижу себя, когда обхожусь с мужчинами так, как всегда это делаю. А они ведь такие славные!
«Нападающий» Забудь об этом, детка. Живи сама по себе. Тут ничего не попишешь, мужчины все какие-то... того

 

Дальнейший диалог позволил женщине понять, что ее внутренний «напа­дающий» напоминает ей об отце, которого она очень любила и который вот уже несколько лет как умер. Продолжая диалог с «отцом», женщина поняла, что именно сохранившийся в ее душе отцовский образ сводит на нет все ее уси­лия построить близкие отношения с мужчинами. Наконец руководитель просит еще одного члена группы выступить в роли отца этой женщины, чтобы она могла выразить свою любовь к нему и одновременно освободиться от его влия­ния. Этот эксперимент показывает, как можно актуализировать обе конфлик­тующие стороны личности, а также обнаружить интроекты и научиться с ними работать.

Некоторые полярности поначалу индивидуум переживает как конфликты между ним самим и другими людьми. Например, не исключено, что участни­ца, которая испытывает чувство вины, представляя, как она говорит матери о своем желании жить отдельно, проецирует свою амбивалентность на мать. Поскольку она никогда не говорила на эту тему открыто, ее чувство вины может быть связано с предположением, что мать расстроится или даже заболеет, если дочь заведет с ней разговор о своем уходе из дома. В гештальт-терапии чувство вины считается проявлением проецируемой обиды, за которой стоят всевозможные невыраженные требования или оценки. Согласно гештальт-теории, в приведенном примере женщина испытывает стыд потому, что никогда не рассказывала матери ни о своих потребностях, ни о своих оценках.

В такой ситуации руководитель группы, скорее всего, предложит участ­нице выполнить упражнение по методике «двух стульев», чтобы она могла идентифицировать полярности, имеющие отношение к ее внутреннему кон­фликту. Находясь на одном из стульев, участница будет говорить за себя и рассказывать матери о своих планах, мнениях и потребностях. Пересев на другой стул, она будет вести себя так, как, по ее мнению, отреагировала бы на эти признания ее мать. По мере того как две крайности вступают во взаимодействие, обе точки зрения осознаются и четко дифференцируются, препятствующие действиям смешанные чувства отделяются друг от друга и проясняются. В результате можно научиться отличать реальные события от фантазий и проекций. Методика «двух стульев» в первую очередь является индивидуальной, предназначенной для работы с одним, находящимся на «горячем стуле», чле­ном группы, но полярности можно исследовать и на уровне всей группы каж­дый раз, когда в ней возникают межличностные конфликты или у участников появляется стремление разобраться в своих чувствах. Для того чтобы выявить всю широту спектра чувств, возникающих у членов группы по отношению друг к другу, каждому из них можно предложить обойти всех остальных и выска­зать им свое неудовольствие или одобрение. Такое «хождение по кругу» может принести ощутимую пользу в тех случаях, когда кто-либо из членов группы испытывает потребность либо в обратной связи, либо в отработке способов поведения, которые уместны при выражении чувств или установлении отно­шений.

 


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 587 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)