АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Спонтанное рисование и лепка

Прочитайте:
  1. Рисование без натуги.
  2. Рисование конечностей человека
  3. Рисование костной основы торса.
  4. Спонтанное начало родов повышает шанс удачных ВПКР

В психотерапевтическом контексте можно сказать, что занятия изобразительным искусством носят спонтанный характер — в отличие от тщательно организованной деятельности по обучению пациентов рисованию или рукоделию. Практически все специалисты по арт-терапии согласны друг с другом в том, что художественные таланты и специальная подготовка пациен­тов не играют роли при использовании изобразительного искусства в качестве терапевтического средства. При проведении арт-терапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые вы­являются в результате осуществления этого акта. Руководители поощряют Участников выражать свои внутренние переживания как можно более произ­вольно и спонтанно и совершенно не беспокоиться о художественных досто­инствах своих работ.

Карл Юнг считал, что воображение и творчество сами по себе обладают Целительной силой. Роль фантазии в творческих процессах описана Юнгом так:

Не только художник, но и каждый, кто наделен творческими способностями, обязан своей фантазии всем лучшим, что он сделал в жизни. Динамическим началом фантазии является игра — занятие, которое считается детским и, в качестве такового, несовмести­мым с серьезным подходом к любой работе. Но без этой игры фантазий никакая творческая работа не может быть ни начата, ни проделана.

При описании творческой деятельности, в процессе которой субъект на­блюдает за развитием своих фантазий, не пытаясь сознательно воздейство­вать на них, Юнг использовал термин «активное воображение». Хорошим примером применения спонтанного фантазирования в арт-терапии может служить методика, основанная на рисовании каракулей, когда пациент без какого-либо предварительного замысла рисует линию, не отрывая каран­даша от бумаги. Смысл этого упражнения в том, что, выполняя его, пациент спонтанно выражает свои текущие переживания. Когда члены психотерапев­тической группы заняты рисованием каракулей, из глубины души каждого всплывает неосознанное. По окончании этого процесса участникам предлагают попытаться определить, что означают загогулины, предметы или фигуры, ко­торые явились им из подсознания. Такие приемы аналогичны методам, кото­рые и сам Юнг применял для того, чтобы развивать «активное воображение» своих пациентов (Юнг предлагал им в своем воображении завершать «недо­смотренные» сны).

 

Сублимация

В психоаналитической теории сублимация описывается как один из механизмов психологической защиты. В процессе сублимации асоциальные импульсы трансформируются (преобразуются) и направляются на стимуляцию иных, социально приемлемых форм поведения, что приводит к компромиссно­му удовлетворению исходных (первичных) потребностей, являющихся причи­ной этих импульсов. Хотя все защитные механизмы помогают индивиду справляться с тревогой, сублимация в этом отношении наиболее адаптивна, поскольку она приводит к результатам, которые получают соци­альное одобрение. В соответствии с теорией психоанализа, одним из случаев сублимации можно считать творчество, в ходе которого художник трансфор­мирует свои фантазии в художественные образы.

Для терапевтов психоаналитического направления, использующих арт-те­рапию, сублимация является основным понятием, поскольку искусство может одновременно и преобразовать такие чувства, как гнев, боль, тревога, страх, подавленность, и помочь их выразить. Исторически сложилось так, что искус­ство помогало людям не только выражать конфликты, возникающие на почве столкновения инстинктивных импульсов (желаний) с социальными ограничени­ями, но и разрешать эти конфликты. Глиняная композиция, спонтанно выпол­ненная одним из участников группы арт-терапии, тихим и замкнутым 30-лет­ним мужчиной, который готовился стать священником, наглядно иллюстрирует такой конфликт. Композиция включала фигурку человека, ис­поведующегося перед священником. На голове его было начертано слово «со­мнение». За фигурой священника располагалась еще одна — свирепого, дья­вольского вида, с острыми зубами, а сбоку была поставлена фигура, которая изображала мать, нежно обнимающую своего ребенка. Все вместе отражало двойственное и противоречивое отношение автора к церкви.

По утверждению Эдит Крамер, «каждое произведе­ние искусства, по сути, отражает конфликт между мотивами, которые прида­ют ему жизненность и в значительной степени определяют его форму и содер­жание». При всей своей абстрактности и символичности искусство позво­ляет нам выражать в социально приемлемой форме наши инстинктивные им­пульсы, благодаря чему мы до некоторой степени освобождаемся от них.

Те специалисты по арт-терапии, которые относятся к психоанализу менее лояльно, считают фрейдистскую концепцию сублимации слишком ограничен­ной. Они утверждают, что мотивы творческого самовыражения автономны и имманентно присущи личности, а не являются результатом по­давления сексуальности или агрессивности.

 


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 722 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.008 сек.)