АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Символика дождя

Прочитайте:
  1. Аналогия и символика симптома
  2. СИМВОЛИКА ТЕЛА И ТОПИЧЕСКАЯ СОМАПСИХОЛОГИЯ.
  3. Эта жизненная сила стала той средой, в которой элементы воздуха, огня и воды (в виде ветра, солнца и дождя) обеспечили развитие жизни.

Одним из ресурсов социальной адаптации является способность человека противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, стрессовым факторам. Эта способность задействует множество психологических механизмов: темперамент, волю, интеллект, самосознание. Кроме того, потребность безопасности и защиты стимулирует формирование конструктивных механизмов психологической защиты.

Психологическая защита является многомерным явлением. Защитные механизмы исключительно индивидуальны, многообразны, нередко иррациональны, поэтому не всегда поддаются анализу.

Как пишет Е. Романова, «среди исследователей нет единой точки зрения ни на общее количество механизмов защит, ни на степень их соотнесенности друг с другом, ни даже на их ясные определения в некоторых случаях. Это осложняет выявление инвариантных характеристик защиты и ее роли в социально-психической адаптации индивида».

В данной статье мы не ставим перед собой задачу внести свой вклад в исследование психологической защиты. Для нас важен аспект реагирования, ситуативного поведения человека в условиях моделируемого стресса.

В качестве «стрессового фактора» в нашем случае выступает фактор внешней среды - дождь попробуем понять символическое значение дождя.

Дождь является важным символом плодородия и связывается в архаических земледельческих культурах с божественным семенем вспомним, как Зевс проник к Данае в виде золотого дождя, благодаря чему родился герой Персей. В шаманизме призывание дождя было связано с процессом вхождения в контакт с духами.

Согласно Д. Тресиддеру. «высший бог плодородия ацтеков Тлалок (Чак в пантеоне майя) был богом дождя, его отличительный признак - зубчатая корона, символизирующая дождь. Ему на вершинах гор приносили в жертву детей, их слезы и кровь считались предзнаменованием скорого дождя. Подобная связь между кровью и дождем встречается и в иранской мифологии, где богу дождя Тиштрие приносили жертвы, чтобы он в образе белого коня боролся против черного коня - засухи. Божественное, небесное происхождение дождя сделало его эмблемой чистоты, и поэтому ритуалы очищения часто проводились именно для того, чтобы вызвать дождь. В магических ритуалах, прямо направленных на вызывание дождя, в танце заклинания дождя топанье ногами имитировало стук падающих на землю капель».

Итак, в данном контексте дождь может символизировать жизненную силу, проливающуюся с неба, благословение и откровение Бога. Так проявляется его созидательная ипостась.

Но, с другой стороны, дождь (ливень) может быть источником потопа и разрушений, проявлением гнева Бога. Свидетельство тому Всемирный потоп в Книге Бытия сказано, как Господь объявил Ною: «... чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли». И далее: «Чрез семь дней воды потопа пришли на землю... Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей».

Таким образом, дождь представляет собой амбивалентный символ. Есть люди, которые любят дождь, есть те, у кого он вызывает дискомфорт. Предлагая людям нарисовать человека под дождем, мы увидели, что одни рисуют жизнерадостные картины, другие - совсем наоборот. Вероятно, так проявляются две стороны глубинного символизма дождя.

Для более полного понимания клиента важно посмотреть, как он «ведет себя» под дождем. Это даст нам возможность либо обратиться к его внутренним ресурсам (если восприятие дождя жизнерадостное), либо проработать способы преодоления жизненных трудностей (если мы видим «плачевную картину»). Нельзя сказать, чтобы эти рисунки были информативны относительно психологической защиты клиента, но, тем не менее, они дополняют общую картину его мировосприятия.


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 907 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)