АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Психиатрия и духовность
Психиатрия... Пожалуй, нет в медицине такой науки, судьба которой была бы сравнима с судьбой психиатрии. Ибо в фокусе теории и практики психиатров душа человека - то, что выделяет нас над всем животным миром, что создано по образу и подобию Божиему. Понятие болезни в психиатрии было и остается неотделимо от мировоззрения врачей и ученых, от самых разнообразных социальных, общественных и политических факторов и условий. Наша страна тому яркий и горестный пример. Я помню случай, когда еще в начале своей врачебной работы мне пришлось для выступления на конференции ворошить кипу историй болезни. Меня интересовали лишь некоторые данные относительно пола, возраста и диагноза пациентов, находившихся на стационарном лечении в психиатрической клинике. И вот как-то непроизвольно я вчитался в одну из них. Речь шла о молодом человеке, которого направили на обследование доктора из военкомата, не на шутку обеспокоенные психическим состоянием 18-летнего паренька. Факты, которые заставили врачей насторожиться, были таковы: бросил институт, уехал в деревню и поступил послушником к священнику, соблюдает посты и ритуалы. В истории болезни в качестве возможных симптомов фигурировали вера в Бога и загробную жизнь, в бессмертие человеческой души. Мне стало страшно за этого парня, за врачей, старательно описавших "сумасшествие", за судьбы других людей... Позже я ближе познакомился с этим милым и добрым юношей, твердо решившим стать православным священником, если будет на то Божия воля. Я обрадовался тому, что Саше (так его звали) удалось избежать неприятностей и он начал готовиться к вступительным экзаменам в Духовную семинарию. Саше помогли перемены в стране, а сколько было таких юношей, пострадавших за веру Христову, осмеянных, преследуемых, но счастливых и не сломленных, потому что пострадали за Христа.
Сегодня мало кто из историков медицины вспоминает, что первый этап становления психиатрии именуется монастырским. Со всей России в монастыри свозили душевнобольных и бесноватых. Братия с христианской любовью молитвами, крещенской водой и безропотным уходом облегчала их страдания. Больной был не Лишним и не чужим человеком, а братом во Христе, который нуждается в помощи.
Процесс отделения психиатрии от церкви начался примерно с конца XVIII века. Примечательно, что в это же время началась секуляризация культуры в России. Художник, как пишет преподаватель Московской духовной академии М. Дунаев, стал сознавать себя как бы самостоятельным творцом, но он уже не мог черпать энергию для творческого акта в глубинах соборного сознания и становился слабым копиистом заимствованных форм. Такие же метаморфозы произошли и с психиатрией и психиатрами. Психиатрия предпочла стать более "объективной", а ученые и практики -опереться только на факты, данные клинических наблюдений и лабораторных исследований. Не удалось удержаться именитым профессорам от искушения всему найти рациональное объяснение и поставить точки над "i". Вот что об этом пишет известный православный писатель Сергей Нилус в книге "Великое в малом": "Случайность, известное стечение обстоятельств, психическая реакция, нервы, дряблость разнузданного барича, атавизм и много другого, одинаково мало объясняющего, приведут мудрецы века сего в объяснение психологии данного момента. Но они даже и не дадут себе труда объяснить его: им дорога не истина, а усвоенная ими их псевдонаучная точка зрения. Отказаться от нее - значит признать свою несостоятельность, а у кого из них на это хватит мужества? В области аристократизма мысли, в которой они узурпировали себе первое место, им дела нет до погибающего в созданных ими заблуждениях человечества - сохранено было бы за ними их первенство, их руководящее влияние над легкомысленной толпой. Внезапную болезнь здорового организма они умеют объяснить заразным началом, находящимся вне организма и извне в него проникающим, но микроба духовной заразы, - открытого давно и известного врачам духовным, великим молитвенникам церкви, единственным духовным врачевателям мятущейся человеческой души, - не дано открыть вновь современным лжецелителям. Закрыты отступничеством и неверием их духовные очи - и "видя не видят, и слыша не разумеют".
Октябрь 1917 года и коммунистическое учение, краеугольным камнем которого является атеизм, принесли известные миру драматические последствия. Что же произошло в медицине, в психиатрии? Человек был сведен к плотской реальности (мозг, биологические жидкости, нервные узлы, внутренние органы, рефлексы и поведенческие реакции). Личность также стала рассматриваться с позиции физиологически ориентированных точек зрения. Духовное понимание всякой болезни было окончательно низвергнуто. А взамен ему пришло биологическое.
Человек стал восприниматься винтиком большой машины (государства). В сталинские времена исследователи и врачи с большой осторожностью произносили такие слова, как "душа", "внутренний мир", "личность", опасаясь преследований. Изгонялось и уничтожалось все, что могло помешать партийцам и их власти. С детских лет людям внушалось, что маленький отрезок времени длиною в 60-70 лет - единственное богатство человека, и, соответственно, карьера, деньги, власть становились критериями благополучия. От внутренней жизни и искания Бога был сделан решительный поворот к жизни внешней, к порокам, грехам и стяжательству. Коммунистическая философия, провозгласившая основной задачей рост материального благосостояния, зашла в тупик, попутно искалечив судьбы миллионов людей.
Ситуация в зарубежной психиатрии как бы способствовала формированию "обновленческих взглядов". В Европе психиатрия развивалась на основе рационалистических идей. Душевные проблемы и болезни стали составлять исключительно компетенцию психиатрии. Священник и церковные таинства оказывались как бы и не нужны. Известные профессора наперебой пытались выразить свое негативное отношение к религии. Вот лишь несколько примеров. Шнайдер: "Проявления религиозной жизни - психическая болезнь"; Рейн: "Религиозные идеи - это навязчивости". Для Фрейда религия была массовым безумием.
Шло время, десятилетие сменяло десятилетие, и к 30-40-м годам в среде психиатров да и ученых других специальностей, за редким исключением, складывалась послушная установка на безбожие и атеизм. Но и в то тяжелое время были среди крупных ученых-медиков настоящие подвижники, сумевшие пронести глубокую веру в Бога и христианское благочестие через всю жизнь. Это профессор-психиатр Д.Е. Мелихов, хирург С.С. Юдин, архиепископ Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий), терапевт Н.К. 1оряев и другие. Их молитвами и молитвами всех верующих сохранил нас Господь.
Современный этап психиатрии создается сегодня и зависит от нас, уважаемые коллеги, от нашей веры и духовности. Господь наш Иисус Христос спросит нас за каждый день, за каждого пациента. Во Славу ли Божию работаем или нет? Вопрос этот остается пока открытым.
Дата добавления: 2015-02-05 | Просмотры: 640 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
|