АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Общие критерии невротических расстройств
1. Страхи. Любые варианты фобий (страх толпы, публичных мест, передвижения вне дома, потери контроля, сумасшествия, заболевания, повести себя неправильно, покраснеть, крови, травм, животных и т.п.).
2. Приступы паники. Эпизоды захлестывающей тревоги с внезапным началом и быстрым развитием до высшей точки. Эпизоды длятся от нескольких минут до одного часа и непредсказуемы, т. е. не ограничиваются какой-то конкретной ситуацией или набором внешних обстоятельств. Другие ведущие симптомы включают дрожь, боли в груди, ощущения удушья, головокружение и ощущение нереальности (деперсонализация и/или дереализация). Часто наблюдаются также вторичный страх смерти, утраты самоконтроля или помешательства.
3. Тревога, беспокойство, тревожные опасения. Неприятные или беспокоящие мысли, которые не поддаются сознательному контролю с помощью переключения внимания на другие предметы. Беспокойство часто упорное, повторяющееся и непропорциональное беспокоящей причине (она может быть даже тривиальной).
4. Симптомы вегетативной тревоги. Тревога, выраженная различными автономными симптомами, такими как сердцебиение, влажные ладони, сухость во рту, головокружение, дрожание рук или конечностей, горячий или холодный пот или приливы, затрудненное дыхание, стеснение или боль в груди, затруднение глотания («ком в горле»), частое мочеиспускание, звон в ушах, бурление в желудке, тошнота. Страхи — такие, как страх умереть, сойти с ума, потерять эмоциональный контроль или надвигающегося большого несчастья, обычно связаны с вышеописанными вегетативными симптомами. Ощущения нереальности объектов (дереализация) или чувство отстраненности (деперсонализация) могут присутствовать.
5. Навязчивые мысли. Идеи, образы или импульсы, которые овладевают сознанием индивида повторно и настойчиво в стереотипной форме. Они различны по содержанию, но всегда мучительны, и индивид безуспешно старается противостоять им. Эти мысли расцениваются как свои собственные, индивида, даже когда они непроизвольны и часто неприемлемы.
6. Компульсивные действия. Повторяющиеся стереотипные поведение и ритуалы, воспринимаемые индивидом как бессмысленные и неэффективные, так что он/она делает повторные попытки противостоять им. Большинство компульсивных действий или ритуалов связаны с чисткой (особенно с умыванием рук), наведением порядка, аккуратностью или контролированием. Такое поведение возникает из страха перед опасными событиями, которые могут случиться с индивидом или быть им вызваны. Ритуалы представляют собой попытку предотвратить опасность. Компульсивные акты и ритуалы могут занимать многие часы ежедневно и иногда связаны с заметной нерешительностью и медлительностью. Если компульсивные акты устойчивы, то тревога индивида возрастает.
7. Подверженность исключительным психическим, физическим или социальным стрессорам. Подавляющее травматичное переживание (например, природная катастрофа), влекущее за собой серьезную угрозу физической, эмоциональной или социальной целостности индивида и требующее от него приспособления к новым обстоятельствам.
8. Постоянные воспоминания или «переживания» стрессового воздействия. Эпизоды повторного оживления психотравмы во вторгающихся воспоминаниях («обратный кадр») или сны, возникающие у индивида, помещенного в исключительно стрессорные события или ситуацию. Эти эпизоды случаются вопреки устойчивому фону чувства оцепенения, эмоционального притупления, отчужденности от других людей и отсутствию реакции на окружающее. Избегание обстоятельств, связанных со стрессом.
9. Избегание обстоятельств, связанных со стрессом. Тенденция избежать намеков, действий и ситуаций, напоминающих индивиду о пережитом стрессорном событии.
10. Признаки нарастающей психологической чувствительности или возбуждения. Повышенная тропность к психотравмирующим ситуациям, несдержанность, возникновение бурных гиперстенических или астенических эмоциональных реакций в ситуации, требующей адаптивного поведения.
11. Диссоциативные (конверсионные) симптомы или состояния. Частичная или полная потеря интеграции между воспоминаниями прошлого, осознанием своей идентичности, непосредственными ощущениями и контролем за движениями тела. Ослаблен сознательный контроль над воспоминаниями и ощущениями, которые могут быть отобраны в данный момент для внимания, а также выбор движений, которые должны быть совершены. Диссоциативные симптомы предположительно имеют психогенное происхождение и тесно связаны во времени с травматическими событиями, неразрешимыми и невыносимыми проблемами или нарушенными взаимоотношениями. Индивид с диссоциативными симптомами часто отрицает проблемы, очевидные для других.
12. Многочисленные и разнообразные физические жалобы, необъяснимые никаким соматическим расстройством. Многочисленные и разнообразные физические жалобы, необъяснимые каким-либо физическим расстройством.
* Долго продолжающиеся многочисленные рецидивирующие и часто меняющиеся соматические симптомы, без какой бы то ни было определимой органической основы.
* При наличии какого-либо физического расстройства оно не объясняет природу и степень симптомов, страдание или озабоченность индивида.
13. Повторные консультации с профессионалами (медиками) и упорный отказ следовать медицинским советам. Длительная и сложная история контактов с медицинскими и другими альтернативными службами здоровья, во время которых может быть проведено много ненужных исследований. Настойчивый отказ принять (медицинский) совет. Отказ принять совет и заверения врача или других медиков-профессионалов, что симптомы не имеют органической основы, вопреки повторным отрицательным результатам различных исследований. Даже в случаях, когда возникновение и течение симптомов имеют тесную связь с неприятными жизненными событиями, трудностями или конфликтами, индивид сопротивляется попыткам принять возможность психологической причины симптомов.
14. Психическая или физическая усталость. Психическая усталость - сильное и длительное психическое истощение даже после минимальных психических усилий. Часто сопровождается неприятным вторжением отвлекающих ассоциаций или воспоминаний, трудностью концентрирования, фокусирования и поддержания внимания и в целом неэффективным мышлением. Состояние обычно связано с пониженной эффективностью в разрешении повседневных задач.
Физическая усталость – ощущение телесной слабости и истощения после минимальных физических усилий, иногда сопровождающееся ощущениями мышечных болей и страданий.
Неврозы развиваются в результате воздействия длительной психотравмирующей ситуации, нередко на фоне переутомления, перенесенного соматического заболевания. В отличие от реактивных психозов, они не приводят к нарушениям отражательно-познавательной деятельности, грубым изменениям психических функций, но нарушают адаптацию больных и жизненной ситуации.
Выделяют следующие виды неврозов: неврастения, истерический невроз и невроз навязчивых состояний.
Неврастения – наиболее часто встречающаяся форма неврозов, при которой наблюдается слабость всех трех сигнальных систем. В основе неврастении лежат раздражительная слабость, повышенная возбудимость и утомляемость. В клинической картине этого заболевания ведущее место занимает астенический синдром. Выделяют гиперстеническую и гипостеническую фазы неврастении. На начальных этапах, как правило, преобладает раздражительность и повышенная возбудимость, склонность к конфликтам, злобность, которые сочетаются с понижением общего самочувствия, отчетливыми соматовегетативными расстройствами. Значительно снижена активность концентрации внимания, что приводит к низкой работоспособности. На более поздних этапах наблюдается гипостенический вариант астенического синдрома: повышенная истощаемость, общая слабость, склонность к слезам, головные боли, неуверенность в себе, пессимизм, подавленное настроение. Неблагоприятное течение заболевания проявляется в присоединении к основному астеническому синдрому диссоциативных (конверсионных) и соматоформных расстройств: астено-депрессивных, истерических, астено-фобических и астено-ипохондрических нарушений.
Дифференцировать неврастению, как невроз, следует с астеническими состояниями, наблюдающимися в начальных стадиях многих органических заболеваниях нервной системы, после тяжелых соматических и инфекционных заболеваний, травм головы и др. Наличие в анамнезе психотравмирующей ситуации, отсутствие неврологических органических симптомов и указаний на перенесенные соматические заболевания свидетельствуют в пользу диагноза неврастении.
Истерический невроз – характерна повышенная эмоциональность, внушаемость и самовнушаемость, недостаток самоконтроля. В большей мере страдает вторая сигнальная система, в несколько меньшей степени - первая и преобладает активность подкорковых структур. В патогенезе истерических расстройств большую роль играет механизм "бегства в болезнь", условной приятности или желательности болезненного симптома. Клинические проявления невроза весьма разнообразны. Выделяют четыре основных вида истерических реакций: двигательные, сенсорные, вегетативные, и психические. Двигательные расстройства выражаются в виде параличей, парезов, гиперкинезов, контрактур, истерических припадков, явлений астазии-абазии (невозможность ходить при отсутствии органической патологии двигательного аппарата). В отличие от органических, истерические гиперкинезы зависят от эмоционального состояния, видоизменяются по механизму подражания, сочетаются с необычными позами и другими истерическими симптомами (ком в горле и пр.), временно исчезают или ослабляются при переключении внимания или под влиянием психотерапии.
Истерические припадки отличаются от эпилептических своей демонстративностью, возникают в условиях психотравмирующей ситуации, в присутствии зрителей. Они сопровождаются аффективно суженным сознанием, при них нарушена закономерность смены тонических и клонических фаз, по времени они значительно длительнее эпилептических, амнезия не характерна.
Сенсорные нарушения проявляются расстройством чувствительности в виде анестезии, гипестезии, гиперестезии и болевыми ощущениями в различных частях тела. Нарушения кожной чувствительности чаще всего локализуется в области конечностей в виде чулок или перчаток и не соответствует зонам иннервации.
Истерические алгии локализуются в разных частях тела и нередко становятся причиной ошибочных хирургических диагнозов и даже полостных операций (синдром Мюнхгаузена). Сенсорные нарушения могут проявляться в виде истерической слепоты и глухоты.
Вегетативные расстройства при истерическом неврозе полиморфны и красочны. Наиболее часто наблюдаются нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта: периодическая рвота, запоры, поносы, истерическая одышка, сердцебиение. Весьма выражено чувство кома в горле. Психические нарушения истерического генеза характеризуются яркостью, театральностью, носят оттенок инфантилизма. Клинически они проявляются истерическими амнезиями, иллюзиями, галлюцинациями, редко встречается, но описывается в литературе состояние мнимой смерти (летаргический сон).
Невроз навязчивых состояний – клиническая картина характеризуется наличием фобий (навязчивых страхов), и значительно реже других навязчивых явлений (действий, воспоминаний, влечений). Для всех навязчивостей характерным является постоянство, повторяемость, невозможность освободиться от этих нарушений усилием воли, ощущение их чуждости, осознание их болезненности, иными словами, критическое отношение к ним. Заболевание может развиваться на различной конституциональной почве, но чаще у людей с недостаточной подвижностью нервных процессов, их дисгармонией. Наблюдается преобладание второй сигнальной системы над первой и над подкорковыми структурами, в связи, с чем имеется слабость инстинктивных проявлений и выраженность пассивно-оборонительного рефлекса. Навязчивости могут формироваться на всех трех уровнях сигнальных систем.
Различают абстрактные навязчивости (счет, мысли о вечном, размышления и т. п.), образные (мелодии, чувства, воспоминания, насильственно проникающие в сознание с
субъективным ощущением невозможности освободиться), навязчивые сомнения.
Клиническая картина невроза может включать в себя ритуалы – защитные действия, при которых наблюдается конкурирующий очаг возбуждения. Если очаг застойного, инертного возбуждения сформировался в подкорке, то клинически это проявляется разнообразными фобиями (страх заболеть, страх высоты, толпы, широких площадей страх сойти с ума, умереть и т. п.) Навязчивые страхи сопровождаются выраженными вегетативными расстройствами и очень тягостны для больного. При затяжном течении невроза навязчивых состояний, помимо утяжеления основной симптоматики возможно развитие депрессивных расстройств, истерических форм реагирования.
Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 906 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
|