Хайгл-Эверс А. Базисное руководство по психотерапии. Глава: Терапия искусством и творческим самовыражением
Автор: Хайгл-Эверс А. и др.
ОБЗОР
Терапия искусством и творческим самовыражением представляет собой психотерапевтическое вмешательство, осуществляемое с использованием творчес ких средств. При этом по Францке, (Franzke, 1983, с. 9), совершается попытка
«в лечебных целях сделать плодотворным творческое действие (речь может идти как о самом акте творения, так и об оценке уже суще ствующего произведения). Творческое переживание должно способ ствовать притоку эмоциональности и являться в дальнейшем пер вой ступенью показанной психотерапии».
По Черни (Czerny, 1985, с. 37), терапия творческим самовыражением пре следует цель «помочь пациенту при восстановлении его расстроенной или раз рушенной личности», укрепляя в пациенте созидательные импульсы; при этом по Янссену (Janssen, 1981).
«производимое действие, рассматриваемое как работа Я, играет само по себе столь же большую роль, как и возникший продукт. Терапия творческим самовыражением может к тому же содействовать воз рождению старых или развитию новых творческих функций Я».
При этом наглядный художественный образ возникает, главным образом, в терапевтическом пространстве (Kraft, 1995). Процесс его возникновения, его форма и структура являются выразителями внутреннего мира пациента. Он становится видимым благодаря возникшему художественному образу и дос тупным благодаря терапевтической переработке. Творческий процесс понима ется при этом как процесс психической структуризации и самоорганизации. Понятие терапии творческим самовыражением было предложено Клаузе ром в 1960 году. В немецкоязычных странах утвердилось еще и понятие тера пии искусством (Kunst-therapie), ведущее свое начало от английского названия «art-therapy», оба термина чаще всего применялись как синонимы. Правда, Францке не рекомендовал употреблять термин «терапия искусством», так как с ним у пациента могли бы ассоциироваться чрезмерно высокие эстетические запросы и к тому же при таком названии интерес был бы слишком смещен с процесса формирования художественного образа на конечный результат. С дру гой стороны, понятие терапии искусством могло бы четче разграничить тера пию творческим самовыражением и эрго-терапию, то есть терапию занятос тью (поскольку в ней также большое внимание всегда уделялось цвету и звуку). Разумеется, задачами последней являются прежде всего достижение функцио нального оптимума, учет кривой напряженности в процессе работы и повыше ние способности к концентрации, в то время как отображение своей личности, особенно ее конфликтных психических аспектов, отходит на задний план. Францке (Franzke, 1983) объединяет под понятием терапии творческим са мовыражением изобразительное искусство, моделирование, музыкотерапию, танцевальную терапию, пантомиму, психогимнастику, кататимное переживание образа и др. Нельзя не признать его правоту в том, что в названных методах имеет место перенос творческих элементов. В последние годы все большее распространение получает работа с невербальными формами выражения, и потому все четче проявляется специализация и обусловленная ею дифференциация в терминологии. Согласно этой тенденции названия форм терапии соответствует используемым в них формам выражения: музыкотерапия, терапия движением, танцетерапия; а под терапией искусством и творческим самовыражением подра зумевается наглядное и пластичное формирование образа в узком смысле слова. Эта дифференциация необходима, вероятно, еще и потому, что названные методы - даже в тех случаях, когда они ориентированы на глубинную психоло гию, - все же характеризуются терапевтически разными принципами действия. Так, Янссен (Janssen, 1981) совершенно справедливо указывает на одно существенное различие между музыкальным и художественным (образным) переживанием. Он отмечает, что
«музыкальное переживание скорее актуализирует регрессивное оживление неразорванных связей мать - ребенок и желание слить ся воедино. Формирование же творческого «Я», напротив, находит ся в тесной связи с моторным развитием и приходится на субфазы индивидуализации, различения себя и объекта, а также развития представлений о себе и константности объектов». Тем самым, твор ческое самовыражение стимулирует процесс индивидуализации, в то время как музыкальное переживание может способствовать, глав ным образом, возникновению симбиотических тенденций и решать проблемы пациента в этой области.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Согласно Биниек (Biniek, 1982), искусство и терапия имеют общие корни. Это касается не только музыки, танца, актерского мастерства, но и изобрази тельных форм, с которыми мы сталкиваемся, рассматривая, скажем, наскаль ную живопись каменного века, которая воспринимается нами как «начало кри тически-созерцательного существования человека» (Narr, 1973; цит. по: Biniek, 1982, с. 9). Формирование основ терапии творческим самовыражением связывается в настоящее время прежде всего с психоаналитиками и психотерапевтами, ограничившими при лечении своих пациентов сферу применения чисто вербальной терапии и каждый раз выносившими в своей технике на передний план определенное средство: Морено - психодраму, Пристли - музыку; если говорить о художественных образах и творческом самовыражении, то в немецкоговорящих странах они впервые стали использоваться в терапевтических целях в 20-х годах Хейером (Неуег, 1929); начиная с 60-х годов сфера их применения начала ощутимо расширяться (ср. Franzke, 1977; Biniek, 1982; Janssen, 1982). В англоязычных странах заслуги в развитии этих терапевтических средств принадлежат, главным образом, динамически ориентированной терапии искусст вом, по Наумбург (M. Naumburg, 1947). В Германии начиная с середины 70-х годов, терапия творческим самовы ражением стала приобретать все большее значение. После очень оживленных дискуссий, проходивших между двумя сторонниками двух направлений - тяго теющими к глубинной психологии и склоняющимися к арт-терапевтическим методам, - был найден компромисс, и оба направления объединились в проф союз терапевтов искусством и творческим самовыражением.
3. О ТЕОРЕТИЧЕСКОМ КОНЦЕПТЕ ТЕРАПИИ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФОРМЫ И ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТРАКТОВКЕ
Художественные (изобразительные) работы душевнобольных (Prinzhom, 1923; Navratil, 1965) изначально рассматривались как возможный доступ к их бессозна тельному. При этом, помимо всего остального, отмечалась диагностическая функ ция этих работ, а также возможность запечатлеть развитие и течение болезни. Такая точка зрения позволяет, по мнению Янссена (Janssen, 1982), принять во внимание конкретную терапевтическую ситуацию «творец - творчество - терапевт в области творческого самовыражения». Американский арт-терапевт М. Наумбург (M. Naumburg, 1966) рассматривала данный аспект как одну из важнейших составляющих этой терапии; под изобразительным искусством она понимала «символическую коммуникацию» и, как терапевт, ставила ее во гла ву угла. Крамер (Kramer, 1975) делал акцент на удавшихся формах продукта и считал их особенно подходящими для поддержки Я и стимуляции процессов самоидентификации и созревания. Согласно Крафту (Kraft, 1993), терапия творческим самовыражением пре доставляет в распоряжение пространство, содержимое которого создает атмос феру чувственности, соблазнов и побуждений к действию, оно включает в себя также и некое игровое пространство для ощущения, наблюдения, движения, раскрытия, встречи. Это внутреннее игровое пространство и есть то, что понимается и пережи вается нами как креативность. Она раскрывается в процессе существующего в течение всей жизни противостояния между отторжением, самореализацией и приспособляемостью. В отличие от здорового, у психически больного человека необходимая для творчества свободная энергия оттягивается патогенными процессами. Таким образом, у больного отсутствует возможность обойтись внутренними силами и восстановить креативную связь между этими внутренними силами и внешней инициативой. Посредством творческого художественного процесса стимулируется спо собность к саморегуляции, научиться ей становится легче. С помощью твор ческого самовыражения и ориентированных на восприятие методов символи зируются особенно значимые жизненные фазы. Таким образом, новые пере живания, новый опыт могут получать наглядное выражение, прорабатываться, и ассимилироваться. Проекции, которые содержатся в плоскости картины или другого продукта творческой деятельности, позволяют достаточно бесприст растно выразить и переработать неосознаваемое и/или конфликтное содержи мое. После такой переработки они наконец занимают прежнее место, но уже будучи измененными. В результате, в личность интегрируется расщепленный и вытесненный материал, который прежде, в своей изначальной форме, пре пятствовал процессам саморегуляции.