АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

МУЗЫКОТЕРАПИЯ. Музыкотерапия представляет собой метод, использую­щий музыку в качестве средства коррекции

Прочитайте:
  1. МУЗЫКОТЕРАПИЯ
  2. МУЗЫКОТЕРАПИЯ
  3. МУЗЫКОТЕРАПИЯ
  4. МУЗЫКОТЕРАПИЯ (169-174)
  5. Музыкотерапия (music therapy)

Музыкотерапия представляет собой метод, использую­щий музыку в качестве средства коррекции. Многочислен­ные методики музыкотерапии предусматривают как целос­тное и изолированное использование музыки в качестве ос­новного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопро­вождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмо­циональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. Рядом ис­следований было показано, что восприятие музыки ускоря­ет сердечные сокращения, повышает темп респирации. Было обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражи­телей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцеби­ений изменялась в зависимости от темпа, тональности му­зыкального произведения.

Физиологическое воздействие музыки на человека осно­вано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как рит­мический раздражитель стимулирует физиологические про­цессы организма, происходящие ритмично как в двигатель­ной, так и в вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и рит­мом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функ­циональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более стро­гой компактности и экономичности энергетических затрат.

В зависимости от активности клиентов, степени их учас­тия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных за­дач музыкотерапия может быть представлена в форме ак­тивной, когда они активно выражают себя в музыке, и пассивной (рецептивной), когда клиентам предлагают толь­ко прослушать музыку.

Активная музыкотерапия представляет собой коррекдионно-направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помо­щью человеческого голоса и выбранных музыкальных инст­рументов. Активная музыкотерапия может быть индивиду­альной (вокалотерапия) и групповой (вокальный ансамбль, хор) или же в форме игры на музыкальных инструментах или музыкального творчества.

Активное прослушивание подразумевает дискуссию в группе. Поэтому необходимо фиксировать внимание клиента на исполняемом произведении. Можно предварительно расска­зать о характере и содержании пьесы, ее авторе, предлагая все это запомнить с целью облегчения запоминания музыки, пьесы должны быть контрастными по темпу и ритмичес­кому рисунку. Занятия могут иметь вид музыкальных викто­рин, с помощью которых легче удается вовлекать клиентов в беседу, фиксируя их внимание на предмете обсуждения.

Музыкальные викторины сочетаются с сеансами по за­явкам. Клиентам предлагается назвать те произведения, ко­торые они хотели бы услышать. Заявка может быть испол­нена сразу или на последующих встречах. Формы активной музыкотерапии, в частности групповые, отвечают задачам организующего воздействия, отвлечения от тяжелых пере­живаний путем переживания эстетического удовольствия, а также задачам тренировки некоторых психических функ­ций: памяти, внимания и т.д.

Рецептивная музыкотерапия предполагает восприятие музыки с коррекционной целью. В комплексных коррекционных воздействиях музыкотерапия может использоваться в различных формах. Различают три формы рецептивной психокоррекции: коммуникативную, реактивную и регули­рующую:

Коммуникативная — совместное, прослушивание музы­ки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимание и доверия, это наиболее простая форма музыкотерии, имеющая своей целью установление и улуч­шение контакта психолога с клиентом.

Реактивная, направленная на достижение катарсиса.

Регулятивная, способствующая снижению нервно-пси­хического напряжения.

Рецептивная музыкотерапия может проводиться в форме пассивного и активного прослушивания, что определяется особенностями групповой дискуссии, возникающей в про­цессе музыкотерапии.

Чаще всего используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Клиенты в груп­пе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные пережива­ния, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возни­кающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушиваются, как правило, три произведения или бо­лее-менее законченных отрывка, каждый по 5—10 мин. Про­грамма музыкальных произведений строится на основе по­степенного изменения настроения, динамики и темпов с учетом их различной эмоциональной нагрузки.

Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроение клиентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное про­изведение, отличающееся расслабляющим действием.

Второе произведение — динамичное, драматическое, на­пряженное, несет основную нагрузку. Его функция заклю­чается в стимулировании интенсивных эмоций, воспомина­ний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни клиента. После его прослушивания в группе уделяет­ся значительно больше времени обсуждению переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у кли­ента.

Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть либо спокойным, релаксирующим, либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

В процессе групповой психокоррекции активность кли­ента может стимулироваться с помощью различных до­полнительных заданий. Например, 1) клиенту предлагает­ся постараться понять, у кого из членов группы эмоцио­нальное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению; 2) из имеющейся фонотеки подобрать собственный музыкальный портрет, т.е. произ­ведение, отражающее эмоциональное состояние кого-либо из членов группы.

При групповой психокоррекционной работе использует­ся активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Клиентам предла­гается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкаль­ных инструментов. Исполнение музыкальных произведений также имеет хороший коррекционный эффект, способствуя созданию доверительной теплой атмосферы.

Для использования активного варианта музыкотерапии нужен набор несложных музыкальных инструментов: коло­кольчики, барабан, марокасы, цимбалы и пр. Клиентам пред­лагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка, например трудный разговор с кем-либо из лиц ближайшего окружения. Клиент выбира­ет музыкальный инструмент и инструмент для своего парт­нера, и затем с помощью звуков создается диалог.

Обсуждение идет таким же образом, как и при прове­дении других техник. Как вариант активной музыкотера­пии может рассматриваться хоровое пение. Целью исполь­зования данного приема является создание соответствующей эмоциональной атмосферы, необходимой для функ­ционирования группы, снижения уровня напряжения, ско­ванности, отчужденности, создание сплоченности, фор­мирование сотрудничества, взаимопонимания, эмоционального контакта.

Групповая пассивная музыкотерапия проводится в фор­ме регулярного (2 раза в неделю) группового (6—8 чело­век) прослушивания произведений инструментальной клас­сической музыки. Цель прослушивания — изменить настро­ение клиентов, отвлечь их от переживаний, уменьшить тревогу. Программа прослушивания составляется с учетом предварительного апробирования пьес на групповых сеан­сах, анализов самоотчетов клиентов и наблюдения за ними во время прослушивания. Коррекционное воздействие музыкотерапии является симптоматическим, т.е. снижающим в определенной степени психические проявления, но не ус­траняющим источник их возникновения. Поэтому этот ме­тод является дополнительным по отношению к другим ме­тодам коррекционного воздействия.

Групповая вокалотерапия, пение — важный метод актив­ной музыкотерапии. Преимущество этого метода заключает­ся в сочетании внимания к своей телесной сфере (функци­ям гортани, шейной мускулатуры, легких, диафрагмы и, по существу, всего организма) с ориентацией на группу.

Численность группы вокалотерапии 15—20 человек, дли­тельность занятий — 45 мин. Используются песни предпоч­тительно оптимистические, жизнерадостного характера, но также такие, которые побуждают к размышлению и глубо­ким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроением группы. Размещение группы — замкнутый круг. Руководители группы включены в круг и поют вместе со всеми.

Вначале упражнение сводится к основным музыкальным элементам: воспроизведение звука закрытым ртом, воспро­изведение гласных в сочетании с движениями рук и всего тела и т.д. Преимущество групповой вокалотерапии заклю­чается в том, что при ней каждый участник вовлекается в процесс. Тут имеет значение момент анонимности, чувство своей скрытое™ в общей массе, которая создает предпо­сылку к преодолению расстройств контакта, к утвержде­нию собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

Когда уже достигнута динамическая направленность груп­пы, каждому участнику предоставляется возможность предложить песню, тот или иной порядок голосов, выдвинуть запевалу. Путем активного участия в построении занятия клиенты побуждаются к выходу из состояния анонимности. Поскольку для руководства всей этой работой требуются музыкальные знания и навыки, психолог (если он сам не музыкант) работает совместно с музыкантом, которому дает необходимые разъяснения и указания. Проведение музыко­терапии требует дифференцированного подхода при выборе ее форм. Клиентам с различными проблемами показаны раз­личные формы музыкотерапии.

Одна из методик заключается в обучении детей распознаванию эмоций. Она состоит из четырех музыкальных уроков с постепенным усложнением заданий.

На первом уроке дети получают 6 карточек с изображени­ем детского лица с различной мимикой: радости, гнева, гру­сти, удивления, внимания, задумчивости. Авторы методики назвали их «картами настроения». Прослушав музыкальную пьесу, дети должны поднять одну из карт. Если все поднятые карты совпадают по настроению с настроением музыки, то эмоции, изображенные на них, не называются.

На последующих трех уроках дети, наоборот, учатся сло­весно описывать чувства, вызываемые контрастными му­зыкальными произведениями и соотносить их с «картами настроения». Так как мимика на «картах настроения» реше­на неоднозначно, то дети могут сразу после прослушивания одного и того же произведения показать две разные карты Для характеристики музыкальных образов, своих чувств и звучания музыки дети пользуются двумя наборами поляр­ных определений:

веселый — грустный; бодрый — усталый; довольный — сердитый; спокойный — взволнованный; смелый —трусливый; медленный — быстрый; праздничное — будничное; теплое — холодное; задушевное — отчужденное; ясное — мрачное; красивая — некрасивая.

Методика рассчитана на детей школьного возраста, но может быть адаптирована для старших дошкольников.

 


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 828 | Нарушение авторских прав



1 | 2 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)