АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

МУЗЫКОТЕРАПИЯ (169-174)

Прочитайте:
  1. МУЗЫКОТЕРАПИЯ
  2. МУЗЫКОТЕРАПИЯ
  3. МУЗЫКОТЕРАПИЯ
  4. МУЗЫКОТЕРАПИЯ
  5. Музыкотерапия (music therapy)

Музыкотерапия представляет собой метод, использую­щий музыку в качестве средства коррекции. Многочислен­ные методики музыкотерапии предусматривают как целос­тное и изолированное использование музыки в качестве ос­новного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопро­вождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмо­циональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

После второй мировой войны за рубежом получило до­вольно широкое распространение лечение музыкой различ­ных психических расстройств. Определились два независи­мых друг от друга течения: американская и шведская школы.

Американская Музыкотерапия имеет эмпирико-клиничес-кую ориентацию. Это главным образом описание клиничес­кого эффекта воздействия музыки, различной по форме и содержанию, на основании чего составляются «лечебные» каталоги музыки. Это своего рода музыкальная фармаколо­гия, в которой выделяют две стороны лечебного воздей­ствия: стимулирующую и седативную. Сторонники психо­анализа объясняют воздействие музыки ее влиянием на сферу влечений. Используя для объяснения эффекта музыки по-

нятие «катарсиса», они вкладывают в этот термин принци­пиально иное значение. Музыка является не только сред­ством, снижающим и устраняющим эмоциональное напря­жение, но и главным образом каналом для выхода сексу­альной энергии.

Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыко-терапии должна отводиться центральная роль, так как му­зыка благодаря своим специфическим особенностям в со­стоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адек­ватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названный ею изо-принципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка спо­собствует его установлению, если она соответствует эмоци­ональному тонусу состояния пациента. То есть при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении — гром­кая, быстрого темпа. История музыкотерапии знает немало примеров практического применения этого принципа.

Правильный выбор музыкальной программы -- ключе­вой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка кон­тактировала с клиентом, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Еще в 1916 г. В.М. Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит силь­ное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с на­строением, может не только не нравиться, но даже раздра­жать».

Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. Рядом ис­следований было показано, что восприятие музыки ускоря­ет сердечные сокращения, повышает темп респирации. Было обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражи­телей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцеби­ений изменялась в зависимости от темпа, тональности му­зыкального произведения.

Физиологическое воздействие музыки на человека осно­вано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как рит­мический раздражитель стимулирует физиологические про­цессы организма, происходящие ритмично как в двигатель­ной, так и в вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов

человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и рит­мом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функ­циональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более стро­гой компактности и экономичности энергетических затрат. Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровож­дение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая силь­ной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Это несколько повы­шает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мо­билизующее воздействие. Покачано, что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Не мень­шей силой воздействия, чем ритм, обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), меха­низмом которых служит безусловный рефлекс, так и раз­вившиеся позднее на их основе условные интонации, в ко­торых больше социально обобщенного значения. Такое со­четание различных интонационных основ обеспечивает наибольшую выразительность.

Среди музыкальных инструментов можно выделить ли­дера по воздействию на состояние человека — это орган. При отборе музыкальных произведений необходимо учиты­вать, что мелодичные произведения, обладающие четким, строго выдержанным ритмом, вызывают немедленную от­ветную реакцию практически у всех слушателей. Если же в музыкальном произведении нет единого четко выдержан­ного ритма, если оно отличается сложной архитектоникой, то воспринимать его во всей полноте, следить за развитием его тематики могут лишь люди, знакомые с музыкой, по­лучившие определенную музыкальную подготовку. В связи с этим и реакция на прослушивание такой музыки при отсутствии должной музыкальной культуры возникает не­сколько замедленно, примерно через 1—4 мин после начала прослушивания. В целом наиболее сильную эмоциональную реакцию на музыкальное произведение проявляют люди со средней музыкальной культурой. Эти люди достаточно под­готовлены, чтобы воспринять даже сложное музыкальное произведение во всей его полноте, и в то же время часть

нюансов звучания, отдельные технические моменты — ис­полнение, скрытое от них, не отвлекают их внимание от главного содержания музыки и не привносят в акт воспри­ятия слишком явный элемент рассудочности, характерной для реакции знатоков и специалистов.

Сердечно-сосудистая система заметно реагирует на му­зыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, рас­ширяются кровеносные сосуды. При раздражающем же харак­тере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Под действием музыки изменяются тонус мышц, мотор­ная активность. Слушающий музыку не только воспроиз­водит музыкальный ритм своим двигательным аппаратом, но и беззвучно пропевает музыку (перцептивная вокализа­ция). Причем в беззвучных сокращениях связок точно от­ражается частота, громкость и длительность воспринимае­мых звуков. Музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы. Музыка оказывает влияние на холесте­риновый обмен: спокойная музыка способствует переклю­чению вегетативной нервной системы в трофотропном на­правлении, возбуждающая музыка вызывает эрготропную реакцию.

Музыка способна устанавливать общее настроение, при­чем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкаль­ной подготовки, интеллектуальных особенностей слушаю­щего. Изучение эмоциональной значимости отдельных эле­ментов музыки — ритма, тональности — показало их спо­собность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают деп­рессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действу­ют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мяг-кие ритмы успокаивают, диссонансы — возбуждают, кон­сонансы — успокаивают. Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное наслажде­ние», по мнению Л.С. Выготского, не есть чистая рецеп­ция, но требует высочайшей деятельности психики. Мучи­тельные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращению в проти­воположное.

Подробный разбор литературы, посвященной различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л.С. Бру-силовского (1971), В.Ю. Завьялова (1995), К. Швабе (1974) и др. Музыкотерапия может служить вспомогательным сред­ством установления контакта между психологом и клиен­том и средством, облегчающим эмоциональное отреагиро-вание в процессе коррекционной работы.

Выделяют четыре основных направления коррекционно-го действия музыкотерапии:

1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной пси­хотерапии.

2. Развитие навыков межличностного общения, комму­никативных функций и способностей.

3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.

4. Повышение эстетических потребностей.

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:

— катарсис — эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;

— облегчение осознания собственных переживаний;

— конфронтацию с жизненными проблемами;

— повышение социальной активности;

- приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

- облегчение формирования новых отношений и уста­новок,

В зависимости от активности клиентов, степени их учас­тия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных за­дач музыкотерапия может быть представлена в форме ак­тивной, когда они активно выражают себя в музыке, и пассивной (рецептивной), когда клиентам предлагают толь­ко прослушать музыку.

Активная музыкотерапия представляет собой коррекци-онно-направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помо­щью человеческого голоса и выбранных музыкальных инст­рументов. Активная музыкотерапия может быть индивиду­альной (вокалотерапия) и групповой (вокальный ансамбль, хор) или же в форме игры на музыкальных инструментах или музыкального.творчества.

Активное прослушивание подразумевает дискуссию в груп­пе. Поэтому необходимо фиксировать внимание клиента на исполняемом произведении. Можно предварительно расска­зать о характере и содержании пьесы, ее авторе, предлагая все это запомнить с целью облегчения запоминания музы-

ки, пьесы должны быть контрастными по темпу и ритмичес­кому рисунку. Занятия могут иметь вид музыкальных викто­рин, с помощью которых легче удается вовлекать клиентов в беседу, фиксируя их внимание на предмете обсуждения.

Музыкальные викторины сочетаются с сеансами по за­явкам. Клиентам предлагается назвать те произведения, ко­торые они хотели бы услышать. Заявка может быть испол­нена сразу или на последующих встречах. Формы активной музыкотерапии, в частности групповые, отвечают задачам организующего воздействия, отвлечения от тяжелых пере­живаний путем переживания эстетического удовольствия, а также задачам тренировки некоторых психических функ­ций: памяти, внимания и т.д.

Рецептивная музыкотерапия предполагает восприятие музыки с коррекционной целью. В комплексных коррекци-онных воздействиях музыкотерапия может использоваться в различных формах. Различают три формы рецептивной психокоррекции: коммуникативную, реактивную и регули­рующую:

1. Коммуникативная — совместное прослушивание музы­ки, направленное на поддержание взаимных контактов, вза­имопонимание и доверия, это наиболее простая форма музыкотерии, имеющая своей целью установление и улуч­шение контакта психолога с клиентом.

2. Реактивная, направленная на достижение катарсиса.

3. Регулятивная, способствующая снижению нервно-пси­хического напряжения.

Рецептивная музыкотерапия может проводиться в форме пассивного и активного прослушивания, что определяется особенностями групповой дискуссии, возникающей в про­цессе музыкотерапии.

Чаще всего используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Клиенты в груп­пе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные пережива­ния, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возни­кающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушиваются, как правило, три произведения или бо­лее-менее законченных отрывка, каждый по 5—10 мин. Про­грамма музыкальных произведений строится на основе по­степенного изменения настроения, динамики и темпов с учетом их различной эмоциональной нагрузки.

Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроение клиен-

тов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное про­изведение, отличающееся расслабляющим действием.

Второе произведение — динамичное, драматическое, на­пряженное, несет основную нагрузку. Его функция заклю­чается в стимулировании интенсивных эмоций, воспомина­ний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни клиента. После его прослушивания в группе уделяет­ся значительно больше времени обсуждению переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у кли­ента.

Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть либо спокойным, релак-сирующим, либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

В процессе групповой психокоррекции активность кли­ента может стимулироваться с помощью различных до­полнительных заданий. Например, 1) клиенту предлагает­ся постараться понять, у кого из членов группы эмоцио­нальное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению; 2) из имеющейся фонотеки подобрать собственный музыкальный портрет, т.е. произ­ведение, отражающее эмоциональное состояние кого-либо из членов группы.

При групповой психокоррекционной работе использует­ся активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Клиентам предла­гается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкаль­ных инструментов. Исполнение музыкальных произведений также имеет хороший коррекционный эффект, способствуя созданию доверительной теплой атмосферы.

Для использования активного варианта музыкотерапии нужен набор несложных музыкальных инструментов: коло­кольчики, барабан, марокасы, цимбалы и пр. Клиентам пред­лагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка, например трудный разговор с кем-либо из лиц ближайшего окружения. Клиент выбира­ет музыкальный инструмент и инструмент для своего парт­нера, и затем с помощью звуков создается диалог.

Обсуждение идет таким же образом, как и при прове­дении других техник. Как вариант активной музыкотера­пии может рассматриваться хоровое пение. Целью исполь­зования данного приема является создание соответствую-


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 603 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)