АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Основные направления в арттерапии. Динамически ориентированная арттерапияберет свое на­чало в психоанализе и основывается на распознавании глу-бинных мыслей и чувствований человека

Прочитайте:
  1. I ОСНОВНЫЕ ЖАЛОБЫ НЕФРОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
  2. I. Основные методы обследования.
  3. I. ОСНОВНЫЕ неврологические заболевания.
  4. II. Организация хирургической службы в России. Основные виды хирургических учреждений. Принципы организации работы хирургического отделения.
  5. II. Основные задачи
  6. II. Основные правила работы с микроскопом
  7. III. 1. Основные формы работы активной логопсихотерапии
  8. III. Понятие о хирургии и хирургических заболеваниях. Основные виды хирургической патологии.
  9. IV. Основные свойства опухоли.
  10. S: В какой среде пищеварительного тракта должны лучше всасываться слабоосновные ЛВ?

Динамически ориентированная арттерапия берет свое на­чало в психоанализе и основывается на распознавании глу-бинных мыслей и чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов. Каждый человек способен

выражать свои внутренние конфликты в визуальных фор­мах. И тогда ему легче вербализовать и объяснить свои пе­реживания.

В США одним из родоначальников использования ис­кусства в терапевтических целях была исследовательница М. Наумбург (1966). Ее работы были основаны на представ­лениях 3. Фрейда, согласно которым первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего вы­ражаются не вербально, а в форме образов и символов. Об­разы художественного творчества отражают все виды под­сознательных процессов, включая страхи, внутренние кон­фликты, воспоминания детства, сновидения, все те явления, которые анализируются психологами психоаналитической ориентации.

В рамках динамически ориентированной арттерапии вы­деляют творческую, интегральную, деятельную, проектив­ную, сублимационную арттерапии.

К средствам арттерапии относят резьбу по дереву, че­канку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание.

Гештальториентированная арттерапия. Целями коррек­ции в этом виде арттерапии выступают:. — излечивание или восстановление адекватной «Я-фун-кции»;

— помощь клиенту в осознании и интерпретации соб­ственных переживаний с помощью образов-символов;

— пробуждение творческих сил, спонтанности, ориги­нальности, способности раскрываться, душевной гиб­кости.

Приемами арттерапии в гештальториентированном подходе яатяются: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, крас­ками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рас­сказом, пение, музыка, выразительное движение тела.

Арттерапевтические занятия проводятся двумя способа­ми. В первом случае клиенту предоставляется возможность изготовить поделку из конкретного материала по собствен­ным рисункам на определенную тему. При этом удается уви­деть удивительные необычные сочетания цветов, своеоб­разную форму, самобытное выражение сюжета. Все это не­посредственно связано с особенностями мироощущения клиента, его чувствами, переживаниями, отражающими скрытые от сознания символы. Арттерапия позволяет полу­чить в этом случае дополнительный диагностический мате­риал, свидетельствующий о проблемах клиента.

Второй вариант неструктурированное занятие. Кли­енты сами выбирают тему, материал, инструменты. В кон­це занятий проводится обсуждение темы, манеры выпол­нения и т.д.

Многими авторами подчеркивается роль арттерапии в повышении адаптационных способностей клиентов в по­вседневной жизни.

Основная роль в арттерапии отводится самому психологу, его взаимоотношениям с клиентом в процессе обучения его творчеству. Основная задача арттерапевта на первых этапах — преодоление смущения клиента, его нерешительности или страха перед непривычными занятиями. Нередко сопротив­ление приходится преодолевать постепенно. Функции артте­рапевта достаточно сложны и меняются в зависимости от конкретной ситуации.

Некоторые авторы считают, что арттерапевту необходи­мо владеть всеми видами перечисленных работ, поскольку при проведении занятий приходится не только рассказы­вать, но и непременно показывать и обучать. Другие счита­ют, что задачей арттерапевта является создание особой ат­мосферы, которая будет способствовать спонтанному про­явлению творчества клиента, и при этом невладение арттерапевтом в совершенстве используемым материалом ставит его как бы на одну линию в творческом плане с клиентом и способствует самораскрытию клиентов.

Активная деятельность и творчество способствуют рас­слаблению, снятию напряженности у клиентов. Дополни­тельные возможности самовыражения и новые навыки спо­собствуют ликвидации негативного отношения к арттера-певтическим занятиям и страха перед ними. Для изменения и повышения самооценки большую роль играют постоян­ный интерес и положительная оценка со стороны арттера­певта, других клиентов. Вновь приобретенные способы са­мовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе творчества, снижают агрессивность, повышают самооценку («Я не хуже других»). Эмоциональная заинтере­сованность активирует клиента и открывает путь для более эффективного коррекционного воздействия.

Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыра­жения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с уче­том реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важ­нейший принцип арттерапии - - одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности неза

висимо от их содержания, формы и качества. Существуют возрастные ограничения использования арттерапии в форме рисунка и живописи.

Арттерапия рекомендуется детям с 6 лет, так как в воз­расте до 6 лет символическая деятельность еще только фор­мируется, а дети лишь осваивают материал и способы изоб­ражения. На этом возрастном этапе изобразительная дея­тельность остается в рамках игрового экспериментирования и не становится эффективной формой коррекции. Подрост­ковый возраст в связи с возрастанием в этом возрасте само­выражения и в связи с овладением техникой изобразитель­ной деятельности представляет особо благодатную среду для применения арттерапии.

Арттерапия, направленная на коррекцию личностного развития, в зарубежной психологии широко применяется для разных возрастных групп: для детей с 6 лет, подрост­ков, для взрослых и юношей. В последнее время широко применяется и в коррекции негативных личностных тен­денций у лиц старшего и пожилого возраста.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арттерапии: ри­суночную терапию, основанную на изобразительном ис­кусстве; библиотерапию, как литературное сочинение и твор­ческое прочтение литературных произведений; музыкотера-пию; хореотерапию и др.

Наиболее полно разработана арттерапия в узком смысле слова, т.е. рисуночная терапия и драмтерапия.

Показаниями для проведения арттерапии как рисуноч­ной терапии являются: трудности эмоционального разви­тия, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоциональ­ного тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация клиента, пережива­ния эмоционального отвержения, чувство одиночества, на-

личие конфликтов и межличностном отношении, неудов­летворенность в семейной ситуации, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, искаженная само­оценка, низкая степень самопринятия.

Применение арттерапевтических методов, в первую оче­редь рисуночной терапии, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетен­тности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней

стеснительности, арттерапия позволяет объединить клиен­тов в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс их коммуникации, опос­редовать ее общим творческим процессом и его продуктом.

Арттерапевтический метод позволяет психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к клиенту и груп­повую форму работы. Как правило, арттерапевтические ме­тоды присутствуют в любой программе коррекции, допол­няя и обогащая развивающие возможности игры.

Создание продукта в процессе арттерапии обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых яв­ляются:

стремление субъекта выразить свои чувства, пережи­вания во внешней действенной форме;

— потребность понять и разобраться в том, что происхо­дит в себе;

— потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности;

- стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.

Процесс создания любого творческого продукта базиру­ется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и сим­волизация.

Применение арттерапевтических методов в коррекцией -ной работе позволяет получить следующие позитивные ре­зультаты:

1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагиро-вание, придает ему (даже в случае агрессивного проявле­ния) социально приемлемые, допустимые формы.

2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стес­нительных или слабоориентированных на общение клиен­тов.

3. Дает возможность невербального контакта (опосредо­ванного продуктом арттерапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

4. Создает благоприятные условия для развития произ­вольности и способности к саморегуляции. Эти условия обес­печиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.

5. Оказывает дополнительное влияние на осознание кли­ентом своих чувств, переживаний и эмоциональных состоя-

ний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.

6. Существенно повышает личностную ценность, содей­ствует формированию позитивной «Я-концепции» и повы­шению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного клиентом.

Об эффективности арттерапии можно судить на основа­нии положительных отзывов клиентов, активизации учас­тия в занятиях, усиления интереса к результатам собствен­ного творчества, увеличения времени самостоятельных за­нятий. Многочисленные данные показывают, что клиенты нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арттерапии продолжают самостоятельно увле­ченно заниматься разными видами творчества, навыки ко­торых они приобрели в процессе занятий.

ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК (с.191-198).

Рисование — творческий акт, позволяющий клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных пережива­ний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выра­жать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании клиентов окружающих и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Рисование развивает чувственно-двигательную коорди­нацию. Его достоинство (по сравнению с другими видами деятельности) заключается в том, что оно требует согласо­ванного участия многих психических функций.

По мнению специалистов, рисование участвует в согла­совании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полу­шария мозга, и абстрактно-логическое, за которое ответ­ственно левое полушарие.

Будучи напрямую связанным с важнейшими функция­ми (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Рисуя, клиент дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуа­циях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугаю­щими, неприятными, травмирующими образами. Таким об­разом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как спо­соб моделирования взаимоотношений и выражения различ­ного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негатив­ных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при кор­рекции неврозов, страхов.

Проективный рисунок может использоваться как в инди­видуальной форме, так и в групповой работе. Основная за­дача проективного рисунка состоит в выявлении и осозна­нии трудновербализуемых проблем, переживаний клиентов. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания клиента, концентрации его на кон­кретных значимых проблемах. Это особенно эффективно в детском возрасте при коррекции страхов методом рисуноч­ной терапии.

Проективное рисование рассматривается некоторыми ав­торами как вспомогательный метод в групповой работе. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и т.д. Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возмож­ность выразить графически или рисунком свои чувства и мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам.

Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и об­щегрупповых проблем. Обычно тема рисования охватывает:

1. Собственное прошлое и настоящее («Моя самая глав­ная проблема в общении с детьми»; «Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно»; «Я и дети»; «Мой обычный день» и т.д.).

2. Будущее или абстрактные понятия («Кем бы я хотел быть»; «Три желания»; «Одиночество»; «Остров счастья»; «Любовь»; «Ненависть»; «Страх»; «Зависть» и т.д.).

3. Отношения в группе («Что дала мне группа, а я ей»; «Что я ожидал, а что получил от обучения в группе»; «Что мне не нравится или кто мне не нравится в группе» и т.д.).

В проективном рисовании используются следующие методики (классификация С. Кратохвила):

/. Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Ри­сунки выполняются индивидуально, а обсуждение проис­ходит в группе. Тема или задается, или выбирается члена­ми группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин, затем рисунки вывешиваются, и начинается об­суждение. Сначала о рисунке высказываются члены груп­пы, а потом — автор. Обсуждаются расхождения в интер­претации рисунка.

2. Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совме­стно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помо­щью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства создан­ного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса

рисования, которые возникли у членов диад, и их отноше­ние друг к другу в процессе рисования.

3. Совместное рисование: несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.

4. Дополнительное рисование: рисунок посылается по кру­гу— один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.

Обсуждение членами группы авторского рисунка начи­нается с рассказа членов группы о том, что хотел изобра­зить автор рисунка, как они понимают его замысел, что он хотел выразить, какие чувства вызывает рисунок.

Затем автор рисунка говорит о собственном замысле и о своем понимании рисунка. Особый интерес представляют расхождения в понимании и интерпретации членов группы и рисовавших, которые могут быть обусловлены наличием в рисунке как неосознаваемых автором элементов, так и проекций проблем других клиентов.

Существует два способа работы с готовыми рисунками:

1. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания.

2. Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психологи­ческом содержании).

Проективный рисунок способствует самопознанию, вза­имопониманию и активизации группового процесса.

При интерпретации проективного рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в раз­личных рисунках одного клиента специфические особен­ности.

В проективном рисунке находят отражение непосред­ственное восприятие клиентом той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и неверба­лизуемые.

Так, клиент, который говорит, что он удовлетворен сво­им положением в обществе и своими профессиональными успехами, выполняя рисунок на тему «какой я есть», рису­ет яркие и крупные фигуры сослуживцев, помещение, себя же помещает в самом углу листа, рисует черным цветом, фигурка выполнена гораздо меньше и небрежнее, чем остальные. Фигуры сослуживцев он прорисовывает тщательно, крупно, себя же рисует небрежно, штрихами. При об суждении оказывается, что рисунок гораздо более точно отражал ситуацию, чем высказывания клиента, и главное отражал истинные переживания клиента в связи со своим положением в профессиональном сообществе.

При совместном рисовании обсуждение выражает участие каждого в групповой работе, характер вклада в общую деятельность, особенности взаимоотношения в группе и процессе совместной работы.


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 884 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)