АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Основные компоненты профессиональной готовности к коррекционному воздействию

Прочитайте:
  1. I ОСНОВНЫЕ ЖАЛОБЫ НЕФРОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
  2. I. Основные методы обследования.
  3. I. ОСНОВНЫЕ неврологические заболевания.
  4. II. Организация хирургической службы в России. Основные виды хирургических учреждений. Принципы организации работы хирургического отделения.
  5. II. Основные задачи
  6. II. Основные правила работы с микроскопом
  7. III. 1. Основные формы работы активной логопсихотерапии
  8. III. Понятие о хирургии и хирургических заболеваниях. Основные виды хирургической патологии.
  9. IV. Основные свойства опухоли.
  10. S: В какой среде пищеварительного тракта должны лучше всасываться слабоосновные ЛВ?

Q Теоретический компонент: знание теоретических ос­нов коррекционной работы, способов коррекции и т.д.

Q Практический компонент: владение конкретными ме­тодами и методиками коррекции.

Q Личностная готовность: психологическая проработан­ность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента.

Психолог, самостоятельно осуществляющий коррекци-онную работу, должен иметь базовую фундаментальную подготовку в области психологии и специальную подготов­ку в области конкретных методов коррекционного воздей­ствия.

Теоретический компонент -предполагает: знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе; зна­ние периодизации психического развития; знание.пробле­мы соотношения обучения и развития; представление об основных теориях, моделях и типах личности; знание о со­циально-психологических особенностях группы; знание ус­ловий, обеспечивающих личностный рост и творческое раз­витие.

В общей профессиональной подготовке возможны три основных подхода: приверженность одной теории, одному подходу; эклектизм - - приверженность многим подходам; общий континуальный подход.

Приверженность одному подходу позволяет глубже про­никнуть в предмет, получить исчерпывающие знания тео­рии и практики, но в то же время накладывает определен­ные ограничения, связанные как раз с возможностями од­ного подхода, одного метода.

Эклектизм ведет к тому, что специалист знает кое-что выборочно из различных теорий и практик. Работа такого специалиста может быть эффективной (особенно на началь­ных этапах), однако скоро он столкнется с недостатками поверхностной подготовки, с отсутствием основных, стерж­невых, базовых представлений.

Общий континуальный подход-- это профессиональный подход, при котором специалист первоначально является последователем одной теории и изучает все, что известно в данной области, а затем, приобретя профессиональный фун-

 

дамент и профессиональный опыт, начинает выходить за пределы базовой для него теории. Такой профессионал мо­жет использовать концептуальные поедставления одних те­орий, а техники и практические подходы — других.

Практический компонент подготовки заключается в ов­ладении конкретными методами и методиками коррекции. Глубокое овладение конкретными методами и методиками позволяет избежать как непрофессионализма, так и про­фессиональной деформации личности.

К последним можно отнести «синдром сгорания». «Синд­ром сгорания» встречается у специалистов разного профи­ля, работающих с людьми и использующих в своей работе ресурсы собственной личности. Характеризуется он эмоцио­нальным, когнитивным и физическим истощением, выз­ванным гиперстимуляцией в работе и профессиональной пе­регрузкой. К появлению такого синдрома предрасполагают: неразрешенные конфликты собственной личности; низкий уровень поддержки и высокий уровень критичности кол­лег; индивидуальная и групповая работа с немотивирован­ными и мало мотивированными клиентами; низкая резуль­тативность работы; запрет на инновации и творческое само­выражение, носящий чаще всего административный характер; стремление сохранить свои профессиональные секреты и бо­язнь быть разоблаченным, когда данные секреты не содер­жат декларируемых методов; отсутствие возможностей обу­чаться и совершенствоваться; отсутствие возможности и же­лания обобщать и передавать свой опыт.

Профилактика развития указанного синдрома состоит в принятии на себя ответственности за свою работу, свой про­фессиональный результат и в делегировании части ответ­ственности клиентам, в умении не спешить и давать себе время для достижений в работе и в жизни. Большое значе­ние имеет реалистическая оценка своих возможностей и умение проигрывать без самоунижения и бичевания, так как профессиональные спады и даже тупики — это есте­ственные этапы профессионального развития настоящего специалиста.

У каждого специалиста может быть свой набор общих и специальных вариантов, осознанно или неосознанно исполь­зованных для восстановления и развития профессиональ­ных сил. К общим относится следующее:

— возможность свободно выражать свои чувства и эмо­ции. Каждый психолог может получать от своих клиентов негативные чувства, которые имеют свойства накопления

г

и вытеснения. Поэтому так важно свободное выражение чувств;

- возможность выполнять только свои желания. Многие психологи живут в мире, где правит «должно» и «надо». Восстановлению способствует возможность выполнять свои желания, где одно из самых частых — желание побыть в одиночестве, в покое.

Остановимся более подробно на личностной готовности к коррекционной работе.

Если психолог аффективен, он не может продуктивно работать с клиентами, имеющими проблемы аффективной сферы, корректировать до тех пор, пока не выяснит причи­ны и особенности собственной аффективное.

Если психолог обладает слабыми волевыми усилиями, его коррекция волевой активности детей будет носить фор­мальный характер.

Если взрослый чувствует себя нелюбимым и одиноким, ему будет трудно воспитать счастливых и любящих детей.

Личностная неподготовленность может проявиться в виде психологических барьеров к требованиям коррекционного об­щения. Если психолога в детстве строго наказывали или на­казывали физически и он пережил травму личного униже­ния, то коррекционное требование — не унижать клиента (ребенка), которого также наказывают физически и кото­рый находится в состоянии депрессии, таким психологом может игнорироваться. Взрослый может считать это требо­вание необязательным: меня били в детстве, а я вырос дос­тойным человеком. В результате между психологом и клиен­том возникает эмоциональный резонанс.

Аналогичные эмоциональные состояния у психолога и клиента (например, стрессовая реакция в сходных ситуаци­ях) могут усиливать друг друга и мешать коррекционному процессу.

Особенности личностных проблем, эмоционально-воле­вого склада взрослого репродуцируются в возрастающих объемах в личности ребенка. Происходит навязывание ре­бенку, воспроизведение уже им самим стереотипов взрос­лого. Личностные проблемы взрослого увеличивают его субъективизм и пристрастность в оценке личности ребенка. Происходит своеобразная экстраполяция предвзятой оцен­ки в будущее ребенка: «Если ты сейчас так делаешь, то что с тобой будет, когда ты вырастешь?» Словесные негатив­ные посылки воспринимаются ребенком, запоминаются и воспроизводятся им в настоящем и в будущем.

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов пи­шет: «Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети — веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов лю­бить весь мир — меня никто не понял: я выучился ненави­деть. Я говорил правду-- мне не верили: я начал обманы­вать».

Данный отрывок иллюстрирует эффект приписывания. Взрослый может рассуждать следующим образом: «Этот ре­бенок из неполной семьи, следовательно, у него присут­ствуют дефекты развития личности» или «Этот ребенок из неполной семьи, я сам тоже из неполной семьи — я знаю, что с ним может быть, а чего — не может».

Проработанность личностных проблем позволяет взрос­лому выбрать адекватную позицию по отношению к ребен­ку. Например, в выборе оснований для проведения коррек-ционных мероприятий может присутствовать мотив: «Этот ребенок слишком шумный, подвижный, а этот — вредный, этот — заторможен и раздражает меня, следовательно, их поведение следует корректировать». В данном случае это по­зиция, центрированная на взрослом, — ребенок подвергает­ся изменениям по потребности взрослого.

Личностная готовность осуществлять коррекцию пред­полагает наличие у взрослого потребности идти не от себя, а от ребенка и его проблем.

Может существовать вариант центрации на модели лич­ности, когда коррекционное воздействие осуществляется после соотнесения особенностей переживания и поведения ребенка с определенным образцом (возрастным, половым, культурным, национальным и т.д.). В данном случае взрос­лый займет как бы нейтральную позицию по отношению к содержанию образца, но способы воздействия опять же бу­дут зависеть от особенности его личности. В процессе есте­ственного общения взрослого и ребенка должна постоянно осуществляться взаимокоррекция, т.е. взрослый должен про­являть гибкость, непредвзято относиться к реакциям ре­бенка в процессе взаимодействия и постоянно предлагать ему разнообразные варианты реагирования, проводить ра­боту над собой


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 986 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)