МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Может использоваться как основной и как дополнительный метод коррекции.
После второй мировой войны определились два независимых друг от друга течения: американская и шведская школы.
Американская музыкотерапия имеет клиническую ориентацию. Это главным образом описание клинического эффекта воздействия музыки, различной по форме содержанию, на основании чего составляются «лечебные каталоги музыки». Это своего рода музыкальная фармакология, в которой выделяют две стороны лечебного воздействия: стимулирующую и седативную.
Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности.
Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названный ею изопринципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента. То есть при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении — громкая, быстрого темпа. История музыкотерапии знает немало примеров практического применения этого принципа.
Среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека — это opган.
Ключевой фактор музыкотерапии - правильный выбор музыкальной программы.
Для того чтобы музыка контактировала с клиентом, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию.
Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. Рядом исследований было показано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, повышает темп респирации. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения.
При отборе музыкальных произведений необходимо учитывать, что мелодичные произведения, обладающие четким строго выдержанным ритмом, вызывают немедленную ответную реакцию практически у всех слушателей. Если же в музыкальном произведении нет единого четко выдержанного ритма и оно отличается сложной архитектонике, то воспринимать его во всей полноте, следить за развитие его тематики могут лишь люди, знакомые с музыкой, получившие определенную музыкальную подготовку. В связи с этим и реакция на прослушивание такой музыки отсутствии должной музыкальной культуры возникает несколько замедленно, примерно через 1—4 мин после начала прослушивания. В целом наиболее сильную эмоциональную реакцию на музыкальное произведение проявляют люди средней музыкальной культурой.
Выделяют четыре основных коррекционных направления музыкотерапии:
- Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.
- Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей.
- Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.
- Повышение эстетических потребностей.
В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:
- катарсис — эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
- облегчение осознания собственных переживаний;
- конфронтацию с жизненными проблемами;
- повышение социальной активности;
- приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
- облегчение формирования новых отношений и установок.
Активная и пассивная музыкотерапия.
Активная музыкотерапия представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Активная музыкотерапия может быть индивидуальной (вокалотерапия) и групповой (вокальный ансамбль, хор).
Активное прослушивание подразумевает дискуссию в группе. Занятия могут иметь вид музыкальных викторин, с помощью которых легче удается вовлекать клиентов в беседу, фиксируя их внимание на предмете обсуждения.
Музыкальные викторины сочетаются с сеансами по заявкам. Клиентам предлагается назвать те произведения, которые они хотели бы услышать. Заявка может быть исполнена сразу или на последующих встречах.
Для использования активного варианта музыкотерапии нужен набор несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, марокасы, цимбалы и пр. Клиентам предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка, например трудный разговор с кем-либо из лиц ближайшего окружения. Клиент выбирает музыкальный инструмент и инструмент для своего партнера, и затем с помощью звуков создается диалог.
Обсуждение идет таким же образом, как и при проведении других техник.
Групповая вокалотерапия, пение — важный метод активной музыкотерапии. Преимущество этого метода заключается в сочетании внимания к своей телесной сфере (функциям гортани, шейной мускулатуры, легких, диафрагмы и, по существу, всего организма) с ориентацией на группу.
Численность группы вокалотерапии 15—20 человек, длительность занятий — 45 мин. Используются песни предпочтительно оптимистические, жизнерадостного характера, но также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроением группы. Размещение группы — замкнутый круг. Руководители группы включены в круг и поют вместе со всеми. (Пример стихийной музыкотерапии – застольные песни).
Рецептивная (пассивная) музыкотерапия предполагает восприятие музыки с коррекционной целью.
Различают три формы рецептивной психокоррекции:
Коммуникативная —это наиболее простая форма музыкотерапии, имеющая своей целью установление и улучшение контакта психолога с клиентом.
Реактивная, направленная на достижение катарсиса.
Регулятивная, способствующая снижению нервно-психического напряжения.
Чаще, всего используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Клиенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания.
На одном занятии прослушиваются, как правило, три произведения или более-менее законченных отрывка, каждый по 5—10 мин. Программа музыкальных произведений строится на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпов с учетом их различной эмоциональной нагрузки.
Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроение клиентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием.
Второе произведение — динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку. Его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни клиента. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени обсуждению переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у клиента.
Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть либо спокойным, релаксирующим, либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.
В процессе групповой психокоррекции активность клиента может стимулироваться с помощью различных дополнительных заданий. Например, 1) клиенту предлагается постараться понять, у кого из членов группы эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению; 2) из имеющейся фонотеки подобрать собственный музыкальный портрет, т.е. произведение, отражающее эмоциональное состояние кого-либо из членов группы.
Групповая пассивная музыкотерапия проводится в форме регулярного (2 раза в неделю) группового (6—8 человек) прослушивания произведений инструментальной классической музыки. Цель — изменить настроение клиентов, отвлечь их от переживаний, уменьшить тревогу. Коррекционное воздействие музыкотерапии является симптоматическим, т.е. снижающим в определенной степени психические проявления, но не устраняющим источник их возникновения. Поэтому этот метод является дополнительным по отношению к другим методам коррекционного воздействия.
Проведение музыкотерапии требует дифференцированного подхода при выборе ее форм. Клиентам с различными проблемами показаны различные формы музыкотерапии.
Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 1111 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|