АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Прочитайте:
  1. B. физиоем, механотерапия, ЛФК
  2. E Диетотерапия
  3. I. Антибактериальная терапия
  4. I. Противовоспалительная терапия (для быстрого уменьшения боли, явлений воспаления в суставе).
  5. I. Химиотерапия хламидиоза
  6. II. Гормональная медикаментозная терапия
  7. II. Ежедневная терапия
  8. II. Специфическая терапия отдельных болезней
  9. II. Терапия, направленная на снижение давления в МКК
  10. III. 6. Кинезитерапия

Танцевальная терапия применяется при работе с людь­ми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия.

Цель танцевальной терапии — развитие осознания соб­ственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение груп­пового опыта.

Танцевальная тера­пия побуждает к свободе и выразительности движения, раз­вивает подвижность и укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое.

Танцевальная терапия направлена на решение следую­щих задач:

1. Углубление осознания членами группы собственного тела
и возможностей его использования. В начале первого занятия психолог наблюдает за участниками, оценивает сильные стороны и изъяны двигательного репертуара каждого тем определяет, какие движения подойдут каждому кли­енту лучше всего.

2. Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела.

3. Развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта.

4. Танцеваль­ная терапия создает условия для творческого взаимодей­ствия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении.

5. Помощь членам группы вступить в контакт с их соб­ственными чувствами путем установления связи чувств с движениями.

Наряду с названными решаются также задачи:

повышения двигательной активности; коммуникативного тренинга и организации социотерапевтического общения; получения диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов пациента и его самопознания; раскрепощения пациента, поиска аутентичных путей раз­вития.

Специальные упражнения танцевальной терапии пред­ставляют собой свободное раскачивание, движения, требу­ющие собранности и контроля над телом, чередование рас­слабления и собранности, связанных с дыхательным цик­лом, перемещение по помещению строго определенным образом.

На первом этапе, занимающем несколько минут, заня­тия танцевальной терапией обычно используются для раз­минки, помогающей каждому участнику подготовить свое тело к работе подобно тому, как перед выступлением музы­кант настраивает свой инструмент.

Одним из вариантов начала занятий предусматривается выполнение спонтанных движений свободной формы под попурри из разных мелодий. Здесь встречаются упражне­ния, включающие встряхивание, растяжки, раскачивание, хлопки, потряхивания, которые, начиная с кистей рук, распространяются на локтевые суставы, плечи, грудную клетку. Эти упражнения повторяются до тех пор, пока вся группа не разогреется как следует.

На втором этапе происходит разработка общегрупповой темы. Например, разрабатывается тема «встреч и расстава­ний». На уровне движений могут «встречаться» и «расставать­ся» отдельные части тела. Кисти рук и локти могут «встре­титься», чтобы тут же «расстаться», или они могут «встре­титься», чтобы «вступить в драку» или чтобы «обнять» друг друга. Взаимодействию между членами группы могут способ­ствовать встречи ладоней одного с локтями другого и т.д.

На заключительной стадии занятия тема разрабатывает­ся с использованием всего предоставленного группе про­странства, при этом меняется скорость движений и их пос­ледовательность. Руководитель либо определяет характер дви­жения участников, либо сам их повторяет.

Руководитель группы может быть: партнером по танцам, распорядителем (организатором), катализатором развития личности участников через движение.

Обычная продолжительность занятия — 40—50 мин. Занятия могут быть ежедневными, еженедельными (на протяжении нескольких месяцев или лет).

В профилактических целях возможно проведение однора­зовых танцевальных марафонов. Оптимальный количествен­ный состав группы —5—12 человек.

Дискуссионным является вопрос о характере музыкального сопровождения занятий. Одни руководители предпочитают стандартные магнитофонные записи народной и (или) танце­вальной музыки, другие — собственное (или своих ассистен­тов) импровизированное музыкальное сопровождение. Музыка не должна пере­крывать значимости и удовольствия собственной двигатель­ной активности, поэтому лучше использовать незнакомые группе мелодии, умеренную громкость звучания и физиоло­гически ориентированные ритмы, способствующие форми­рованию трансовых состояний сознания.

ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК

Рисование — творческий акт, позволяющий клиенту ощу­тить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных пережива­ний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выра­жать мечты и надежды.

Проективный рисунок может использоваться в инди­видуальной и в групповой работе.

Основная за­дача проективного рисунка состоит в выявлении (диагностике) и осозна­нии трудновербализуемых проблем, переживаний клиентов.

Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания клиента, концентрации его на кон­кретных значимых проблемах. Это особенно эффективно в детском возрасте при коррекции страхов методом рисуноч­ной терапии.

Обычно тема рисования охватывает:

Собственное прошлое и настоящее («Моя самая глав­ная проблема в общении с детьми»; «Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно»; «Я и дети»; «Мой обычный день» и т.д.).

Будущее или абстрактные понятия («Кем бы я хотел быть»; «Три желания»; «Одиночество»; «Остров счастья»; «Любовь»; «Ненависть»; «Страх»; «Зависть» и т.д.).

Отношения в группе («Что дала мне группа, а я ей»; «Что я ожидал, а что получил от обучения в группе»; «Что мне не нравится или кто мне не нравится" в группе» и т.д.).

В проективном рисовании используются следующие методики (классификация С. Кратохвила):

1. Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Ри­сунки выполняются индивидуально, а обсуждение проис­ходит в группе. Тема или задается, или выбирается члена­ми труппы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин, затем рисунки вывешиваются, и начинается об­суждение. Сначала о рисунке высказываются члены груп­пы, а потом — автор. Обсуждаются расхождения в интер­претации рисунка.

2. Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совме­стно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помо­щью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства создан­ного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отноше­ние друг к другу в процессе рисования.

3. Совместное рисование: несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.

4. Дополнительное рисование: рисунок посылается по кру­гу — один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.

Обсуждение членами группы авторского рисунка начи­нается с рассказа членов группы о том, что хотел изобра­зить автор рисунка, как они понимают его замысел, что он хотел выразить, какие чувства вызывает рисунок.

Затем автор рисунка говорит о собственном замысле и о своем понимании рисунка. Особый интерес представляют расхождения в понимании и интерпретации членов группы и рисовавших, которые могут быть обусловлены наличием в рисунке как неосознаваемых автором элементов, так и проекций проблем других клиентов.

Существует два способа работы с готовыми рисунками:

1. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр
и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания.

2. Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психологи­ческом содержании).

При интерпретации проективного рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в раз­личных рисунках одного клиента специфические особен­ности.

Так, клиент, который говорит, что он удовлетворен сво­им положением в обществе и своими профессиональными успехами, выполняя рисунок на тему «какой я есть», рису­ет яркие и крупные фигуры сослуживцев, помещение, себя же помещает в самом углу листа, рисует черным цветом, и фигурка выполнена гораздо меньше и небрежнее, чем ос­тальные. Фигуры сослуживцев он прорисовывает тщатель­но, крупно, себя же рисует небрежно, штрихами. При об­суждении оказывается, что рисунок гораздо более точно отражал ситуацию, чем высказывания клиента, и главное — отражал истинные переживания клиента в связи со своим положением в профессиональном сообществе.


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 736 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)