Занятие 6. «Рисуем маски...»
Общие замечания. Приоритетные цели
Арт-терапевтическая работа с эмоцией страха.
Предложенная арт-терапевтическая техника позволяет одновременно работать с группой детей как одного, так и разных возрастов, а кроме того со взрослыми. Может быть адаптирована для индивидуальной работы.
Отдельные приемы без труда осваиваются родителями, поэтому применимы в условиях домашних игровых занятий, в том числе и с куклами.
Арт-терапевтическая техника «масок» эффективна для коррекции разнообразных страхов, и прежде всего тех, которые вызваны воображением: боязнь болезни, нападения, стихийных бедствий, транспорта, сказочных персонажей и др. В процессе рисования происходит «оживление» чувства страха и вместе с тем осознание условного характера этого изображения. Доверительные отношения, которые складываются на занятии между участниками, усиливают ожидаемый результат.
Арт-терапевтическое пространство включает персональные рабочие места (парта и стул) для индивидуального творчества, круг из стульев, столы для коллективной работы малых групп, пространство-сцену.
Число участников — от 9 до 15 человек.
Материалы:
Соус, сангина, художественный уголь, листы бумаги формата А4, листы ватмана (по одному для работы каждой малой группы), клей, мягкий ластик, кусочки мела, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски. (Могут понадобиться спички и емкость, в которой можно безопасно сжигать рисунки.)
Основные процедуры. Этапы
(Инструкции для участников выделены курсивом).
1. Настрой («разогрев»)
Участники занимают места для индивидуальной работы.
Можно использовать «Каракули» Д. Винникотта, «Технику закрытых глаз» Ф. Кейн, М. Ричардсон, описанные выше, а также близкие по содержанию и методике проведения упражнения «Эстафета линий», «Автографы». Подойдут различные игры с цветом. Например, участникам занятия предлагается вспомнить, какие чувства они чаще всего испытывают, нарисовать их красками в виде разноцветных пятен, подписать названия.
В качестве самостоятельного упражнения на этапе настроя можно предложить участникам изобразить с помощью линий и цвета определенные эмоции, к примеру, по методике М. Бетенски, — страх, любовь, злость. Основное условие: рисунки должны быть абстрактными, т. е. не содержать конкретных образов, пиктограмм, символов-штампов (сердечки, цветочки, стрелы и др.).
Каждый работает самостоятельно. На изображение одной эмоции отводится 2-3 минуты. На этом этапе обсуждение не проводится.
Однако если в группе ярко выражена потребность поделиться впечатлениями, надо направить вербальное самовыражение участников на обсуждение их чувств, мотивов выбора цвета, формы, но не анализировать изобразительную продукцию.
2. Актуализация эмоции страха
Участникам предлагается занять места на стульях, расставленных по кругу.
• Всем: и взрослому, и ребенку — знакомо чувство страха. Закройте глаза и представьте ситуацию, свои ощущения, когда вам было страшно. Придумайте этому название.
• Откройте глаза. Расскажите о своих чувствах.
Желательно, чтобы первым говорил тот ребенок (взрослый), на лице которого психолог увидел наиболее сильные эмоции. Не принуждать, если человек отказывается!
Возможен и другой вариант этого этапа. Например, всем присутствующим предлагается разделиться на пары и рассказать друг другу самые страшные сны или истории из своей жизни.
3. Индивидуальная работа. «Материализация страха»
Участники вновь занимают места для индивидуальной работы.
• Нарисуйте свой страх на листе бумаги. Работу не обязательно кому-либо показывать.
• Поступите с рисунком, как вам хочется. Его можно смять, порвать, сжечь или уничтожить другим способом.
После того, как участники расправились со своими материализованными в рисунках страхами, им предлагается следующая инструкция.
• Нарисуйте на листе бумаги страх в виде маски, используя сангину, соус или художественный уголь. По черному или коричневому фону можно рисовать белым мелом или высветлить контуры изображения ластиком.
• Оторвите пальцами лишнюю бумагу — фон. Ножницами пользоваться нельзя.
Такая работа способствует развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.
Возможна интерпретация и некоторых признаков маски. Информативны размер, изображенная эмоция, наличие таких элементов, как глаза, рот, зубы, уши, рога и др.
4. Ритуальная драматизация. «Спонтанный театр» Создается ситуация «публичного» проживания
страха.
Участникам предлагается объединиться для совместного творчества в малые группы по 3-5 человек.
• Рассмотрите изображения масок. Обменяйтесь впечатлениями.
• Придумайте название и содержание истории, в которой маски были бы главными действующими лицами. Расположите их на листе ватмана и дорисуйте «картину».
Материалы для коллективной работы выбираются по желанию «художников».
Далее участникам предлагается «озвучить» картину.
• Распределите и отрепетируйте роли в соответствии с придуманным сюжетом. Каждый должен говорить от «лица» своей маски.
Затем каждая группа выходит на импровизированную сцену. Остальные участники в это время — зрители. Получается небольшой спектакль, причем, как бы ни был страшен первоначальный сюжет, в момент озвучивания он вызывает смех и у актеров, и у зрителей.
5. Заключительный этап. Рефлексивный анализ В процессе коллективной рефлексии каждому участнику предлагается вербализовать собственные впечатления, к пример}', обсудить:
• Что чувствовал, когда работал один, с группой, чувствуешь сейчас?
• Как работала группа? Кому принадлежит идея сюжета, названия?
• Как можно помочь себе и другим, если вдруг станет страшно?
• Какого цвета ваши чувства, когда бывает страшно?
• Какого цвета ваши чувства сейчас? Одновременно обсуждаются индивидуальные рисунки, выполненные на этапе «Настроя».
Комментарии. Иллюстрации. Рекомендации
Следует обратить внимание на диагностические возможности данной техники. Драматическая импровизация обычно рассматривается как своеобразный индикатор особенностей внутреннего мира участников группы. Важно, как работал каждый, какие при этом проявлял эмоции, как расправился с рисунком страха.
Чем сильнее страх, тем больше манипуляций с рисунком производит автор. Зачастую, рисунок сначала «замазывают» краской, затем рвут на мелкие кусочки, которые сжигают, а пепел пытаются растоптать или смывают водой. Если человек просто разрывает и выбрасывает свой рисунок, можно предположить, что он свободен от навязчивых страхов или не испытал сильных эмоций в процессе занятия.
Необходимо иметь в виду, что индивидуальные рисунки страхов, выполненные на этапе актуализации, обычно никому не показывают. Психолог должен быть предельно внимательным и корректным, использовать приемы скрытого наблюдения, не комментировать происходящего.
Считается, что на данном этапе арт-терапевтической работы происходит сублимация и канализация агрессивных инстинктов по символическим каналам. Это бессознательные процессы, определяющие выбор темы и поиск адекватной формы переживания аффекта.
Хотя все защитные механизмы помогают индивиду справляться с тревогой, сублимация более адаптивна, поскольку приводит к социально одобряемым результатам. Сублимация — один из механизмов психологической защиты. В процессе сублимации, отмечает Э. Крамер, асоциальные импульсы преобразуются и направляются на стимуляцию иных, социально приемлемых форм поведения, что приводит к компромиссному удовлетворению исходных (первичных) потребностей, являющихся причиной этих импульсов [85].
Один из случаев сублимации — творчество, в ходе которого автор трансформирует свои фантазии в художественные образы. Искусство может одновременно преобразовывать такие чувства, как гнев, боль, тревога, страх, подавленность, и кроме того, помогает их выразить и осознать.
Наряду с сублимацией возможна актуализация механизмов защиты, что выражается в определенном типе рисунков детей, фальшиво-слащавом выражении чувств, эпатажном поведении.
Придумывая и рассказывая «страшные» истории, как правило, со счастливым концом, участники освобождаются от психической энергии, направленной на разрушение и агрессию («мортидо», по Э. Берну).
Страх, как известно, невидим. Материализованный в рисунке маски, он лишается эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей.
Если маска идентифицируется со страхом, ребенок овладевает ситуацией, приобретает власть и чувство превосходства над ним, право поступить так, как захочет (порвать, сжечь, выбросить, уничтожить другим способом).
Перевод событий, связанных со страхами, в комическую форму, эмоциональное переключение (смешно, а не страшно) приводит к катарсису, освобождению от неприятных эмоций.
По мнению некоторых психологов и психотерапевтов, целесообразно устраивать спектакли в нарисованных масках, закрепив их на лице с помощью резинки. Получается своеобразная игра со страхом, «эмоциональные качели». Человек вынужден вновь посредством маски соединиться с собственным страхом, от которого только что отстранился, как бы «вытащив» его наружу, когда рисовал.
Зачастую дети и невротизированные взрослые категорически отказываются надеть маску на лицо, выказывают агрессию не только по отношению к своему рисунку, но и к психологу, ведущему занятие.
В технике арт-терапии маски, приклеенные на лист ватмана, надежно отделены от авторов и кажутся им жалкими или смешными (рис. 17). Тем не менее, иногда в конце занятия группа просит уничтожить результаты коллективного изобразительного творчества, «чтобы страхи не могли возродиться».
В моем опыте был случай, когда пришлось выйти на улицу, чтобы устроить своеобразный ритуальный костер «сжигания страхов». Настолько сильные эмоции испытали участники группы в процессе занятия.
Таким образом, независимо от вида, причин, количества, разнообразия страхов у детей, данная арт-техника полезна как общая оздоровительная психотерапия. В серьезных случаях требуется специальная помощь психотерапевта и длительная работа психологов, учителей, родителей.
Безусловно, важен правильный выбор коррекцион-ных приемов. Но самое главное — верный диагноз.
Рис. 17. Коллективная работа «Сети страха» (авторы — студенты, 19-20 лет).
История одного случая
Никите 9 лет. Родители привели его лечиться от страха. Им казалось, что мальчик изменился вскоре после смерти дедушки, на похоронах которого он присутствовал.
Никита из жизнерадостного, подвижного, общительного ребенка неожиданно превратился в молчаливого и замкнутого. Подолгу задумчиво сидел у окна, грустил, иногда тихонько плакал.
В общении с психологом Никита спокойно рассказывал, что не боится темноты, остается дома один, играет в компьютерные «страшилки». Про смерть человека пытался говорить по-взрослому, «философствовал».
На арт-терапевтическом занятии Никита долго рисовал дерево в нижней части листа обычным простым карандашом, еле-еле прикасаясь к бумаге (рис. 18). Листочки прорисовывал тщательно, будто с любовью.
На первый взгляд рисунок дерева напоминал образ человека. Но рассказ был совсем про другое. Никита назвал его:
Рис. 18. «Жизнь» (Автор — Никита, 9 лет)
«Жизнь»
— Вообще-то я деревья рисую не так. Не зною, почему таким получилось. Наверное, видел в лесу весной, когда мы с мамой, папой и собакой Витой гуляли. Учительница говорит, что деревья могут погибнуть, если кору съедят гусеницы. Это дерево точно погибнет. Ему ничем не помочь. Я сам виноват.
История была необычной и очень грустной.
Другим участникам арт-терапевтического занятия передалось настроение Никиты. Они задавали вопросы, предлагали разные способы лечения дерева, советы. С одним из них мальчик согласился. Он решил дорисовать на стволе ремешок. Сказал, что дереву от этого, наверное, станет лучше.
— Знаете, раньше богатыри такие пояса носили, и силы у них было немерено. Никто не мог их победить.
Далее выяснилось, что Вита — спаниель. И всем стало видно, что дерево напоминает собаку с длинными ушами.
Позже мама Никиты, только взглянув на рисунок сына, сразу заметила: «Так это же наша Вита»!
А в жизни произошло следующее. В лесу собаку отпустили побегать. Ее поводок привязали на талию Никиты. Собака уже болела, и надежды на выздоровление почти не оставалось. Мальчику об этом не говорили. Вита часто отдыхала, прислонившись к дереву. Никитка пытался играть с ней и незаметно потерял поводок. Когда это выяснилось, мама с горечью сказала, что Вита скоро умрет, есть такая примета. Эти слова не были укором, просто — мысли вслух. Однако чувство вины надолго поселилось в душе ребенка.
Так взрослые, сами того не желая, могут стать причиной невротических отклонений у детей.
Нередко эмоциональные состояния и оценочные суждения родителей как бы «заражают» ребенка опасениями, страхами. «Не подходи к собаке — укусит!». «Не подходи к воде — утонешь». «Только отведу ребенка в детский сад, так на следующий день обязательно заболеет», — говорит мать в присутствии малыша. «Не будешь есть суп, пойдем к врачу укол делать!» И ребенок начинает бояться детского сада, врачей, уколов, всего на свете. Обсуждение различных опасностей, разговоры о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отрицательно влияют на психику маленького человека. Взрослому необходимо правильно выбирать интонацию, мимику, слова, чтобы передать ему уверенность и спокойствие.
Например, ребенку, который увидел мышь, можно сказать: «Она такая маленькая и сама нас боится».
Как правило, уговоры, обращенные к разуму, не способствуют решению проблемы, поскольку страх — иррациональное явление. Лучше помогают «охранительные» советы, «волшебные» предметы. В частности, согласно Дорис Бретт, эмоциональное самочувствие ребенка заметно улучшится, если ему положить под подушку особенный фонарик, которого опасается «ночной страх». Ведь от света он становится жалким и беспомощным.
Обычно дети самостоятельно придумывают счастливые талисманы: монетки, цветные стеклышки, мягкие иг-
Рис. 19. «Мой дом» (Автор — Альберт, 10 лет. На крыше дома надпись «Касса»)
рис.20. Иллюстрация к арт-терапевтической технике «Рисуем деревья» (Автор — Альберт, 10 лет)
Рис. 21. «Мой дом» (Автор —Альберт, 10 лет. На крыше надпись «Тюрьма»)
рушки и др., которые оберегают их от несчастья, неприятностей, потерь. (Вспомните магический меловой круг в произведении Н. В. Гоголя «Вий», чеснок в кулаке — народное средство от вампиров, бесов, другой нечисти).
Страхи зачастую возникают как следствие нарушенных взаимоотношений ребенка с социальным окружением. Среди многообразия причин этого явления — конфликтные семьи, асоциальное поведение кого-нибудь из близких родственников, неприятие ребенка, излишняя требовательность, критические замечания, обещание наказаний, угрозы, запугивание. Пример сказанному — рисунки (19, 20, 21) третьеклассника, который панически боится отчима. Сообразно этому состоянию мальчик видит и изображает семейную ситуацию.
Нередко причиной многочисленных страхов ребенка становится и сверхзаботливое отношение взрослых — гиперопека.
Таким образом, коррекция детских страхов будет эффективной в случае совместных усилий.
Советы взрослым
Детские страхи — очень серьезная проблема. Родители иногда и не подозревают о том, что ребенка мучают невротические фантазии, переживания. А узнав, посмеиваются: «Трусишка». «Чепуха, разве этого можно бояться»? «Что же здесь страшного? Это все выдумки!» Высказывания подобного рода не только не добавляют отваги ребенку, но и порождают дополнительный страх — страх откровения со взрослыми.
Правильнее рассказать, что у папы и мамы тоже когда-то были страхи, которые они, повзрослев, преодолели. В этом случае ребенок понимает, что бояться не стыдно и взрослые могут помочь. У него рождается надежда стать смелым и сильным, когда подрастет.
• Создавать для ребенка атмосферу максимального психологического комфорта, т. е. стараться облегчить страдания от страха. Например, оставлять приоткрытой дверь в комнату, где спит малыш, включать там светильник, брать крепко за руку, проходя мимо собаки или у лифта (если он боится). Нельзя сообщать в присутствии ребенка о его страхах. Лучше внушать, что все будет хорошо, ничего плохого не случится, т. е. формировать устойчивое чувство защищенности. Другими словами, важно беречь детей от психотравмирующих ситуаций.
• Не запугивать ребенка разными устрашающими обещаниями: отдать в детдом, бросить на улице, сдать в милицию, сделать укол и т. п. Нетрудно вспомнить, какой ужас охватывает взрослого, если он, например, заблудился в лесу или отстал от друзей в метро, оставшись без денег, не зная адреса. А у маленького человека страх, что его не любят и бросят, еще более велик.
• Стараться понять скрытый смысл вопросов, которые задают дети в тревожащих их ситуациях. Приведу пример из книги X. Дж. Джайнотта [17]. Мама впервые привела мальчика в детский сад. Он очень боялся остаться в незнакомой обстановке, крепко держался за мамину руку и задавал бесконечные вопросы. Ответы позволяли получить необходимую информацию о том, как поступит воспитателътща, если мальчик сделает что-нибудь не так.
— Кто сломал пожарную машину? — поинтересовался Брюс у воспитательницы.
— Зачем об этом спрашивать, ведь ты никого из детей еще не знаешь! —рассердилась и одновременно смутилась от бестактности сына мама. Однако воспитательница поняла скрытый смысл вопроса.
— Игрушки для того и сделаны, чтобы ими играть. Иногда они ломаются. Бывает...
Брюс был доволен. Воспитательница хорошая. Она не станет злиться, если случайно сломается игрушка. Бояться нечего, можно спокойно остаться в детском саду.
Заранее подготовить ребенка к разлуке, если она неизбежна.
Родители зачастую просто «сбегают», когда дети спят. Ребенок, поставленный перед фактом маминого или папиного отъезда, очень переживает, ждет, плохо ест, скучает... Иногда даже считает, что его обманули, бросили, предали. X. Дж. Джайнотт описывает игру, которую организовала мама с дочерью перед тем, как лечь на операцию. Она устроила кукольную больницу. Показала, как доктор хорошо лечит куклу-маму. Вскоре та выздоравливает и возвращается домой на радость дочери. «Драма» разлуки была проиграна несколько раз.
Дочь поручила кукле-доктору хорошенько присматривать за мамой, уговаривала ее не бояться и обещала спокойно ждать. Фотография напоминала девочке о маминой любви. Детям противопоказаны семейные ссоры, которые порождают разнообразные страхи, тревогу и чувство вины. Поскольку им часто кажется, что родители больше никогда не помирятся, произойдет что-то ужасное, и к тому же испытывают необоснованное чувство вины. Если бы не случилось болезни, не сломалась игрушка, не потерялись ключи, не..., то все было иначе.
Боязнь темноты — один из наиболее распространенных детских страхов. Часто он связан со страхом неизвестности. Дети считают, что взрослые обманывают их, когда говорят, что на самом деле в темной комнате ничего особенного нет. Просто чудовища прячутся, когда кто-то входит и зажигает свет. Образы пугающих объектов нередко являются проекцией злости, раздражения или плохого настроения ребенка. Они содержат отрицательные эмоции и чувства, с которыми трудно справиться самостоятельно. Поэтому необходимо помочь маленькому человеку почувствовать себя более уверенным перед кажущейся опасностью, научиться понимать свое состояние, управлять эмоциями, владеть собой. С целью усиления чувства защищенности дети и сами придумывают счастливые приметы, наделяют различные предметы свойствами амулетов, талисманов.
Один из действенных способов помощи ребенку, по мнению Д. Бретт, — психотерапевтические истории, которые рассказывает взрослый. К примеру, история про Энни.
Девочка боялась темноты. Однажды к ней прилетела фея и подарила волшебный фонарик, от света которого все чудовища начинали плакать, уменьшаться в размерах, отчего становились безобидными. Такой же фонарик был у мамы на кухне. Его положили к девочке под подушку. Теперь, когда она включала свет, чудовище умоляло ее выключить, т.к. не любило выглядеть жалким и само страшилось девочки. В итоге они подружились и, чтобы избавиться от страха, вместе колошматили подушку. Было очень смешно. Потом они сладко уснули и больше никогда не пугали друг друга и не боялись [7].
Родителям можно посоветовать в занятия с детьми включать элементы куклотерааии.
Примерные тематические задания:
• Нарисуй лицо куклы, которая чего-то боится. Сделай «пальчиковую >> куколку. Пусть она расскажет страшные истории.
• Представь, что кукла чего-то боится и прячется. Нарисуй, где и от кого она прячется.
• Представь, что твоя кукла попала в темную комнату. Нарисуй, что там происходило.
Этапы домашнего куклотерапевтического занятия
1 этап. Создание серии рисунков поэтапного преодоления страха
Ребенок совместно с кем-то из родителей изображает, как главный герой постепенно побеждает свой страх.
2 этап. Изготовление бумажной пальчиковой куклы
Для этого необходимо вырезать изображение героя-победителя страха, приклеить его на бумажный цилиндр по размеру одного или нескольких пальцев ребенка, если рисунок большого размера.
3 этап. Кукольный спектакль
Выполненная ребенком «пальчиковая» кукла «показывает» рисунки про себя и «рассказывает» всем присутствующим, как она перестала бояться.
На этом этапе — главное действующее лицо — бумажная кукла.
4 этап драматизации
Завершается занятие тем, что ребенок с «пальчиковой» куклой на руке сам исполняет роль нарисованного персо?гажа, и как актер разыгрывает все нарисованные действия героя, приобретая при этом опыт адекватного психического реагирования.
Далее герой и зрители обмениваются впечатлениями.
Таким образом, получается своеобразный лечебный «сериал».
Подобные занятия помогут взрослым прояснить причины детских страхов, и, следовательно, оказать ребенку своевременную поддержку.
Иногда дети интуитивно находят собственные способы, чтобы расправиться со страхами.
История одного случая
Летом восьмилетний Коля попал в больницу. Это было первое в его жизни расставание с любящей и любимой мамой. Сильный стресс в дальнейшем стал причиной развития невротических реакций. Пришлось обратиться к психотерапевту. Она в качестве домашнего задания предложила сделать рисунки семьи, несуществующего животного, а также изобразить свой страх.
Коля с удовольствием взялся за работу. У мальчика хорошо развиты художественные способности. Он знает об этом и хранит все свои «шедевры» с раннего возраста.
Выполненные рисунки Коля показал маме и аккуратно сложил в папку. Однако незадолго до очередного визита к врачу обнаружилось, что рисунок страха таинственно исчез. Позже выяснилось, что Коля «похоронил» его в земле.
На листе бумаги черным и коричневым цветами была изображена больничная палата. На кровати — мальчик до самых глаз укрытый простыней, на которой «красуется» огромная зловещая печать «медсанчасть».
В детских рисунках ярко проявляются реакции, «фокусированные на чувствах» и «фокусированные на проблеме». Примеры первых — страх смерти и страх боли в связи с медицинскими процедурами. Пример вторых — изображение различного медицинского оборудования, больничных помещений, инструментов и др. (как иллюстрация — история Коли)-
Многие арт-тсрапевты и, в частности, Б. Суоркис в работе с больными детьми предлагают не ограничиваться только изобразительной деятельностью, а обязательно разговаривать с ребенком о нарисованном сюжете. В этом случае интерпретация изображения основывается на системе значений, предлагаемой самим автором. Инициатива предоставляется ребенку. В числе инструкций могут быть такие: «Нарисуй, что изменилось в вашей семье, когда ты заболел? Покажи это на своем рисунке или скажи об этом». Б. Суоркис также просит подумать о самом страшном, что связано у ребенка с представлением о его болезни, и затем нарисовать это [44].
Согласно теории Л. С. Выготского, эмоциональная связь действительности с воображением проявляется двойным образом. Всякое чувство стремится воплотиться в определенные образы, т. е. эмоции, и как бы подбирает себе соответствующие впечатления. Однако существует и обратная связь воображения с эмоцией, когда образы воображения порождают чувства. Например, образ разбойника, созданный фантазией ребенка, является нереальным, но страх, испытываемый ребенком, его испуг — совершенно действительные, реальные для ребенка переживания [12; 13].
Выбор коррекцией ных методов зависит от многих факторов и прежде всего от характера страха, причин его возникновения и индивидуальных особенностей ребенка.
История одного случая [*Л. Лебедева, Н. Акимова. Велики ли глаза у страха? // Школьный психолог, 2000, № 19].
По мнению психофизиологов, зрачки у человека, когда он чего-то или кого-либо боится, заметно расширяются. Значит, в буквальном смысле, глаза велики, что отражено и на пиктограмме эмоции страха. Эти внешние проявления вызваны серьезными изменениями физиологических процессов в организме. В какой-то мере ситуативный страх связан с инстинктом самосохранения. Однако если данное эмоциональное состояние становится патологическим и вызывает невротические отклонения в развитии личности, необходима специальная психотерапевтическая работа.
В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции страхов разной этиологии. Одни из них имеют паллиативное, другие — лечебное назначение. В целом, предлагаемые методики условно можно разделить на следующие группы:
- рисование страха;
- вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории);
- игра со страхом; драматизации.
По мнению специалистов (Л. А. Абрамян, А. И. Захаров и др.), процесс перевоплощения — важное условие перестройки эмоциональной сферы личности. В игре-драматизации ребенок испытывает двойственное переживание: он «лепит образ», преобразуя самого себя, и, наблюдая как бы со стороны, радуется изменению в игре, обнаруживая при этом определенные отношения к своему персонажу.
Доказано, что любое изображение страхов (игра, рассказ, лепка, рисунок) вызывает чувственный ответ, эмоциональное переключение, которое выступает в роли психологической защиты. Графическое изображение страхов требует волевых усилий, снижает тревожные ожидания их реализации.
Первичная диагностика эмоционально-аффективной сферы ребенка осуществляется, как правило, с помощью проективных рисуночных тестов и беседы:
— Скажи, пожалуйста, боишься ты или нет... (оставаться дома один, заболеть, темноты, страшных снов, взрослых, сверстников, пожара, воров...)?
— Нарисуй себя в темной комнате.
— Изобрази одного себя в лесу.
— Представь, что тебе страшно и ты спрятался. Где и от кого?
Обычно для выявления у ребенка разнообразных страхов используется форма анонимной анкеты с подобными вопросами. Многочисленные фобии расцениваются как показатель преневротического состояния личности, что служит основанием для специальной коррекционной работы.
Приведу пример протокола одного из занятий, построенного на сочетании разнообразных приемов.
Форма работы — индивидуальная. Основная проблема шестилетнего мальчика Балеры — патологический страх любой высоты.
На первой встрече, после этапа настроя, психолог попросил ребенка на листе бумаги формата А4 изобразить животное, которое чего-либо боялось. Был представлен набор карандашей.
Рисунок 1.
Валера выбрал простой карандаш, нарисовал петуха и лестницу, идущую вверх. Сказал, что он, вернее, петух, хотел бы подняться по лестнице высоко-высоко, но очень боится упасть, наверное, потому что болеет.
Психолог предложил мальчику изобразить лекарство.
Ребенок на самой верхней ступеньке лестницы нарисовал «аптечку».
Далее обсуждалась возникшая проблемная ситуация, как достать лекарство, чтобы помочь больному. В итоге, было принято решение: изобразить петуха, прыгающего по ступенькам вверх.
В процессе работы выяснилось, что в деревенском доме, где мальчик проводит каждое лето, два этажа. Однако на второй этаж он самостоятельно не поднимается из-за того, что деревянная лестница очень непрочная, скрипит и шатается.
Рисунок 2.
Валера нарисовал высотное четырнадцатиэтажное здание, на крыше которого примостился тот самый петух из первого рисунка.
Мальчик сказал, что подняться было нетрудно, даже интересно, но теперь страшно смотреть вниз.
Психолог предложил ребенку придумать и нарисовать, что мог увидеть петух около дома, если бы все-таки решился посмотреть на землю с «высоты птичьего полета». Валера нарисовал троллейбус, детей, играющих в мяч, длинную пожарную лестницу, по которой один из мальчиков поднимется на крышу за петухом, только очень медленно, с маминой поддержкой. Как это может произойти, психолог вместе с мальчиком проделали, передвигая карандаш со ступеньки на ступеньку. Первоначально воображаемый подъем «в сопровождении мамы» был осуществлен только до 8-го этажа, на котором живет бабушка. Далее путь вверх и вниз мальчик совершал самостоятельно (на рисунке — многочисленные линии поперек ступенек лестницы). Ему понравилась игра, поэтому движение карандашом до 14-го этажа и обратно повторялось несколько раз. Лист для следующего рисунка Валера попросил сам.
Рисунок 3.
На крыше дома изображен радостный мальчик, который кричит оттуда:
— Мама, я не боюсь!
В ответ на просьбу психолога показать, как громко и весело кричал тот мальчик, Валера залез на стул, встал во весь рост. (Обычно он предпочитал сидеть на стуле или, в крайнем случае, стоять на коленях.) Затем ребенок с удовольствием несколько раз повторил, как происходили нарисованные им события.
Рисунок 4.
На следующем листе бумаге предлагалось вновь нарисовать высотный дом, в котором живет смелый мальчик.
Валера сообщил, что он теперь живет на самом верхнем этаже, и это ему очень нравится.
На завершающем этапе занятия психолог и мальчик играли в «петуха» в соответствии с нарисованными сюжетами. Валера с удовольствием поднимался на низкие табуретки и стулья. Постепенно удалось «взять высоту» стола. Однако залезать на подоконник он по-прежнему отказывался. Преодолеть боязнь этой «вершины» удалось только единожды, после повторного воспроизведения победы храброго мальчика на рисунках.
Терапевтическая функция данного этапа состоит в создании условий и ситуаций для эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов, фантазий в ином восприятии и в новых формах поведения. Благополучный конец истории, придуманной и воспроизведенной ребенком в рисунках и действиях, способствовал развитию уверенности в себе, осознанию возможной победы над тревогами, страхами. В процессе игры был получен ценный опыт одновременного переживания условности и реальности создавшейся ситуации.
Во время игры также использовались различные приемы, повышающие «смелость». Это были воображаемые зрители, которые с восхищением смотрели на успехи Валеры, «волшебные сухарики», есть которые можно лишь по одному, чтобы не потерять чувства осторожности от излишней храбрости.
В конечном итоге, вся система работы (рисование страха и его преодоления, вербализация эмоциональных состояний, игра, позитивная эмоциональная атмосфера) в данном случае позволила успешно начать психологическое лечение патологической боязни высоты.
Очевидно, что психокоррекция страхов не должна ограничиваться работой с симптомами. В частности, если возникновение фобических состояний связано с семейной ситуацией (конфликтами, эмоциональным неприятием ребенка родителями, глубинными аффективными переживаниями и т. п.), дополнительно необходимы специальные меры по преодолению причин. Иначе на смену одному страху, вполне вероятно, придет какой-либо иной.
Дата добавления: 2014-12-11 | Просмотры: 1930 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|