D-МОДЕЛИРОВАНИЕ
5.1. Основы трехмерного моделирования
Интерфейс при создании 3D моделей не отличается от интерфейса при черчении на плоскости.
При работе с любой деталью или сборкой на экране может отображаться окно, содержащее Дерево модели.
Дерево модели — это графическое представление набора объектов, составляющих модель. Корневой объект Дерева — сама модель, т.е. деталь или сборка. Пиктограммы объектов автоматически возникают в Дереве модели сразу после фиксации этих объектов в модели.
В зависимости от выбранного варианта отображения объекты модели могут располагаться в Дереве в порядке создания или группироваться по типам.
Компоненты сборки — детали и подсборки — являются самостоятельными моделями. Поэтому на соответствующих им «ветвях» Дерева размещаются, в свою очередь, составляющие их объекты.
Дерево модели отображается в отдельном окне, которое всегда находится внутри окна документа-модели.
При создании моделей система Компас при выборе подсвечивает следующие составные части детали:
Грань — гладкая (необязательно плоская) часть поверхности тела. Гладкая поверхность может состоять из нескольких сопряженных граней в случае, когда она образована операцией над несколькими сопряженными графическими объектами.
Ребро — кривая, разделяющая две грани.
Вершина — точка на конце ребра.
Тело — часть пространства, ограниченная замкнутой поверхностью. Считается, что эта область заполнена однородным материалом. Тело состоит из элементов.
Элемент — объект, создание которого в модели приводит к добавлению или удалению материала тел. Элементы бывают формообразующие и дополнительные.
Компонент — деталь, подсборка или стандартное изделие, входящее в состав сборки.
Сопряжение — параметрическая связь между компонентами сборки, формируемая путем задания взаимного положения их элементов (например, параллельности граней или совпадения вершин).
5.2. Требования к эскизам
Как правило, эскиз представляет собой сечение объемного элемента. Реже эскиз является траекторией перемещения другого эскиза – сечения. Для создания объемного элемента подходит не любое изображение в эскизе. Оно должно подчиняться некоторым правилам.
Одним из основных понятий при описании эскиза является контур. Этот термин часто используется в сообщениях системы, а также в дальнейших разделах настоящего Руководства. Значение этого термина при работе с трехмерными моделями отличается от его значения при «плоском» черчении. Если при работе в графическом документе (фрагменте или чертеже) контур – это единый графический объект, то при работе в эскизе под контуром понимается любой линейный графический объект или совокупность последовательно соединяющихся линейных графических объектов (отрезков, дуг, сплайнов и т.д.).
– Контуры в эскизе не имеют общих точек, т.е. не пересекаются и не касаются.
– Контур в эскизе изображается стилем линии Основная.
Иногда для построения контура в эскизе (особенно параметрическом) требуются вспомогательные объекты, не входящие в контур. Их можно изображать другими стилями линий. Такие объекты не будут учитываться при выполнении операций. Основными операциями можно считать операцию выдавливания и операцию вращения.
Требования к эскизам элемента выдавливания:
– В эскизе может быть один или несколько контуров.
– Если контуров несколько, они должны быть либо все замкнуты, либо все разомкнуты.
– Если контуры замкнуты, они могут быть вложенными друг в друга. Уровень вложенности не ограничивается
Требования к эскизам элемента вращения:
– Ось вращения должна быть изображена в эскизе отрезком со стилем линии Осевая или объектом типа Осевая линия.
– Ось вращения должна быть одна.
– В эскизе может быть один или несколько контуров.
– Если контуров несколько, они должны быть либо все замкнуты, либо все разомкнуты.
– Если контуры замкнуты, они могут быть вложенными друг в друга. Уровень вложенности не ограничивается.
– Ни один из контуров не должен пересекать ось вращения или ее продолжение.
5.3. Создание основания тела
Построение трехмерной модели детали заключается в построении ее тела. Формирование тела начинается с создания основания — его первого формообразующего элемента. Основание есть у любого тела. Оно всегда одно.
В качестве основания можно использовать любой из четырех типов формообразующих элементов — элемент выдавливания, элемент вращения, кинематический элемент и элемент по сечениям. Кроме того, основанием первого тела детали может стать другая (уже существующая) деталь.
Перед созданием модели всегда встает вопрос о том, какой элемент использовать в качестве основания. Для ответа на него нужно хотя бы приблизительно представлять конструкцию будущей детали.
Мысленно исключите из этой конструкции фаски, скругления, проточки и прочие мелкие конструктивные элементы. Разбейте деталь на составляющие ее формообразующие элементы (параллелепипеды, призмы, цилиндры, конусы, торы, кинематические элементы и т.д.).
Чаще всего в качестве основания используют самый крупный из этих элементов. Если в составе детали есть несколько сопоставимых по размерам элементов, в качестве основания можно использовать любой из них.
Иногда в качестве основания используют простой элемент (например, параллелепипед, цилиндр), описанный вокруг проектируемой детали (или ее части).
В некоторых случаях можно выбрать основание (а также наметить дальнейший порядок проектирования детали), представив технологический процесс ее изготовления.
Вообще говоря, дать универсальные рекомендации по выбору основания тела невозможно. Любой конструктор вырабатывает представления об удобном ему порядке моделирования после самостоятельного создания нескольких моделей.
Построение любого основания начинается с создания эскиза. Эскиз располагается на плоскости. Как правило, для построения эскиза основания выбирают одну из существующих в файле детали координатных плоскостей.
Перед созданием эскиза основания выделите в Дереве модели нужную плоскость.
Чтобы создать эскиз в выделенной плоскости, вызовите команду Операции — Эскиз или нажмите кнопку Эскиз на панели Текущее состояние. Команду Эскиз можно также вызвать из контекстного меню.
В Дереве модели появится пиктограмма нового эскиза, отмеченная «замком», а кнопка Эскиз останется нажатой. Это свидетельствует о том, что система находится в режиме редактирования эскиза.
Режим редактирования эскиза практически не отличается от режима редактирования фрагмента. В нем доступны все команды построения и редактирования графических объектов, выделения, измерений, простановки размеров, наложения параметрических связей и ограничений.
Когда создание эскиза закончено, необходимо вернуться в режим трехмерных построений.
Для этого вызовите из контекстного меню команду Эскиз или отожмите кнопку Эскиз на Панели управления.
Система перейдет в режим трехмерных построений.
В Дереве модели появится пиктограмма нового эскиза. Она будет выделена цветом (рис.5.1).
Рис. 5.1. Создание эскиза прямоугольника в плоскости XY
После выбора плоскости и создания на ней графического примитива, необходимо закрыть эскиз, отжав кнопку Эскиз.
Изображение эскиза перейдет из нормального отображения в изометрическое, можно приступать к созданию тела, используя одну из команд опции меню Операции (рис.5.2.).
Рис. 5.2. Выбор операции Выдавливание
Команда Выдавливание позволяет с помощью параметров задать на панели свойств направление выдавливания, величину выдавливания, угол уклона и т.д. (рис.5.3.).
Если необходимо продолжить моделирование, то необходимо, например на плоскости созданной детали создать еще один эскиз, закрыть его и применить опять операцию выдавливания с другими параметрами (рис.5.4).
В дереве модели отображаются создаваемые пользователем эскизы и применяемые к ни операции.
Рис. 5.3. Панель свойств операции Выдавливание
Рис. 5.4. Процесс построения модели с использованием операции Выдавливание
Пример использования операция Вращения представлен на рис. 5.5 и рис. 5.6.
Рис. 5.5. Создание эскиза для операции Вращение
Рис. 5.6. Операция Вращение
Лабораторная работа № 15
СОЗДАНИЕ ДЕТАЛИ «ОСНОВАНИЕ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЕРАЦИИ ВЫДАВЛИВАНИЯ
Задание. По индивидуальному заданию создать деталь «Основание».
Рис. 5.7. Деталь «Основание»
Дата добавления: 2015-08-26 | Просмотры: 807 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |
|