диабет и инсулиновая резистентность,
наследственные и приобретенные нарушения обмена (гиперхолестеролемия, гиперлипидемия и др.),
эндокринные возрастные нарушения,
недыхательные легочные патологии (астма) и др.
Изучение функций эндотелия в нормальном организме и химических факторов его регуляции служат основой для постулирования такого взгляда. В целом, современное понимание патологии эндотелиальных дисфункций можно сформулировать как своеобразную “триаду зла”:
нарушение равновесия противоположно действующих начал;
нарушение противостояния в системе регуляторных субстанций;
возникновение “порочных кругов”, дисбалансирующих функцию клетки, органа, физиологической системы.
Васкулярная медицина-XXI (как исправить?)
Это самый трудный на сегодня вопрос. Современная терапевтическая стратегия в отношении эндотелиальной патологии направлена на удержание или восстановление равновесия описанных выше факторов. В целом речь идет об ограничении действия одних эндотелиальных факторов, компенсации дефицита других и восстанавлении их функционального баланса. Например, нитрат-содержащие препараты компенсируют дефицит эндогенного NO; антагонисты Ca++ “сдерживают” активность ангиотензина II и эндотелина в гладких мышцах сосудов, облегчая вазодилататорный эффект NO; ингибиторы ангиотензин-превращающего фермента помимо снижения синтеза ангиотензина II препятствуют разрушению кининов; недавно появившиеся ингибиторы эндотелин-превращающего фермента и антагонисты рецепторов эндотелина-1 тормозят активность пептида. Однако базовое лечение эндотелиальных дисфункций пока отсутствует.
Появилось новое стратегическое понятие — васкулярная медицина. Ее основой служат базовые знания об эндотелии, могучем эндокринном органе, и процессах, проистекающих в его клетках, которые становятся теперь все более понятными, однако до сих пор не перестают удивлять своей сложностью.
Что делает ребенок с новой игрушкой? Он “изучает” ее, разбирая на палочки, колесики, винтики — интересно, как “оно устроено” — чтобы потом, когда станет взрослым, сделать лучшую.
Работа выполнена при поддержке РФФИ (грант 99-04-99322)