АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Роль нейромедиаторов
Основные элементы синапса
Различные независимые исследования показали, что многие лица, страдающие шизофренией, имеют повышенный поток дофамина и серотонина, поступающего в постсинаптические нейроны мозга.[93][94][95][96] Эти нейромедиаторыявляются частью так называемой «системы поощрения» и вырабатываются в больших количествах во время позитивного по представлению пациента опыта типа секса, наркотиков, алкоголя, вкусной еды, а также стимуляторов ассоцированных с ними.[97] Нейробиологические эксперименты показали, что даже воспоминания о позитивном поощрении могут увеличить уровень дофамина[98][99][100], поэтому данный нейромедиатор используется мозгом для оценки и мотивации, закрепляя важные для выживания и продолжения рода действия.[101] Например, мозг лабораторных мышей вырабатывал дофамин уже даже во время предвкушения ожидаемого удовольствия.[102]Однако некоторые пациенты умышленно перенапрягают эту систему поощрения, искусственно вызывая приятные для них воспоминания и мысли снова и снова, поскольку таким образом натурально производятся нейромедиаторыхорошего настроения, теряя при этом самоконтроль.[96] Это похоже на наркотическую зависимость,[103] ведь практически все наркотики прямо или косвенно нацелены на «систему поощрения» мозга и насыщают его структурыдофамином.[104][105] Если пациент продолжает перестимулировать свою «систему поощрения», то постепенно мозг адаптируется к чрезмерному потоку дофамина производя меньше гормона и уменьшая количество рецепторов в «системе поощрения».[106] В результате, химическое воздействие на мозг уменьшается, понижая способность пациента наслаждаться вещами от которых он раньше получал удовольствие.[105] Это понижение заставляет пациента зависимого от дофамина усиливать свою «мыслительную деятельность» пытаясь привести уровень нейромедиаторов в нормальное для него состояние[96] — этот эффект известен в фармакологии как толерантность. Дальнейшее развитие толерантности может постепенно привести к очень тяжелым изменениям в нейронах и других структурах мозга, и потенциально может в долговременной перспективе нанести серьёзный ущерб здоровью мозга.[107]Современные антипсихотические препараты нацелены на блокировку функций дофамина. Но, к сожалению, эта блокировка иногда также вызывает и приступы депрессии, что может усилить зависимое поведение пациента.[108] Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ), проводимая профессиональным психологом, также может помочь пациентам эффективно контролировать свои настойчивые мысли, поднять самооценку, понять причины депрессии и объяснить им долговременные негативные последствия дофаминовой зависимости.[109][110] «Дофаминовая теория» шизофрении стала очень популярной в психиатрии в связи с эффективностью атипичных антипсихотиков, блокирующих нейромедиаторы, однако многие психологи не поддерживают эту теорию, считая ее «упрощенной», также существует несколько различных течений внутри сторонников теории.[93]
| Нейролептики обладают способностью устранять расстройства восприятия (галлюцинации), мышления (бред) и другие нарушения психики.
|
|
|
|
|
| Лекарства со свойствами нейролептиков были найдены среди веществ, относящихся к различным химическим классам. Ряд нейролептиков, в том числе и первый – хлорпромазин, известный у нас в стране как Аминазин (был синтезирован в 1952 году французским химиком Шарпантье), а также левомепромазин, перициазин, перфеназин, пипотиазин, тиопроперазин, тиоридазин, трифлуоперазин, флуфеназин относятся к производным фенотиазина. Некоторые препараты содержат родственное фенотиазину тиоксантеновое ядро (вы можете услышать от врача – тиоксантены) – зуклопентиксол, флупентиксол, хлорпротиксен. Широко применяются галоперидол и дроперидол (так называемые бутирофеноны). Среди остальных, большая часть которых относится к атипичным, следует упомянуть клозапин, рисперидон, сульпирид, сультоприд, тиаприд.
Атипичные антипсихотики (атипичные нейролептики) — новый класс препаратов, самое общее отличие которого от классических (типичных) антипсихотиков заключается в более низкой степени сродства к дофаминовым D2-рецепторам и наличии мультирецепторного профиля связывания (сродства к рецепторам других типов); этим обусловлены их фармакологические свойства, делающие их более «мягкими», в общем случае более легко переносимыми препаратами.
Согласно распространённому представлению, основные различия типичных и атипичных антипсихотиков заключаются в том, что последние не вызывают или редко вызываютэкстрапирамидные нарушения. В действительности существуют и другие характерные для атипичных нейролептиков особенности: значительно меньшая вероятность повышения пролактина (гиперпролактинемии)[1], возникновения так называемого NIDS (нейролептик-индуцированного дефицитарного синдрома) и нейролептическойдепрессии[2], положительное влияние на негативную симптоматику и когнитивные нарушения
· 4.1 Клозапин
· 4.2 Рисперидон
· 4.3 Палиперидон
· 4.4 Амисульприд
· 4.5 Зипрасидон
· 4.6 Сертиндол
· 4.7 Оланзапин
· 4.8 Кветиапин
· 4.9 Арипипразол
· 4.10 Азенапин
Нейролептики оказывают многогранное действие на центральную и вегетативную нервную систему (блокируют рецепторы многих медиаторов). Антипсихотический эффект, обусловленный в основном торможением дофаминовой передачи, дополняется успокаивающим, связанным с блокадой рецепторов норадреналина и серотонина. На этом фоне усиливается и увеличивается продолжительность действия принимаемых совместно с нейролептиками лекарств, угнетающих центральную нервную систему – наркозных, снотворных и других.
Нейролептики находят применение при лечении различных форм шизофрении и других психических заболеваний, для усиления действия наркозных, снотворных, болеутоляющих средств, а также при резком прекращении приема спиртного алкоголиками, сопровождающемся психическими и неврологическими расстройствами (абстинентный синдром). Ряд нейролептиков, например, галоперидол, дроперидол, хлорпромазин, предупреждают и устраняют икоту и рвоту, вызванные лучевой и химиотерапией у онкологических больных, а также передозировкой сердечных гликозидов.
Торможение дофаминовой передачи является, увы, причиной и основного побочного эффекта нейролептиков – паркинсонического синдрома, проявляющегося снижением общей двигательной активности, замедленностью движений, дрожанием, повышением мышечного тонуса. Мы уже упоминали, что паркинсонизм и болезнь Паркинсона возникают при снижении посреднической роли дофамина в головном мозге. Многие нежелательные свойства нейролептиков связаны с угнетающим влиянием на рецепторы вегетативной нервной системы. Это и расширение сосудов, и снижение артериального давления, и подавление секреции желез, и понижение температуры тела. Большинство препаратов необходимо принимать длительно, и тогда к вышеупомянутым осложнениям могут присоединиться депрессия, поражения печени и крови, эндокринные нарушения (увеличение массы тела, снижение потенции, расстройства менструального цикла и так далее), кожная сыпь и дерматит, повышенная чувствительность к солнечным лучам.
Значительная часть больных шизофренией вынуждена принимать нейролептики постоянно, чтобы избежать обострений. И, разумеется, только врач способен подобрать оптимальный для этого пациента препарат и дозу, желательно минимальную.
Некоторые препараты группы нейролептиков перечислены ниже, более полные сведения о нейролептиках можно найти на сайте www.rlsnet.ru.
Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 469 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|