На заре эволюции, когда Землю населяли исключительно одноклеточные организмы, каждая отдельная клетка, чтобы выжить, должна была захватывать и помещать инородные враждебные ей элементы в себя. Ведь никаких «Пакменов»-иммуноцитов в виде макрофагов тогда не было. Клетки защищали себя, можно сказать, изнутри. Этот иммунитет присущ живым организмам и поныне.
Любой живой организм слагается из клеток, и потому все клетки нашего тела должны, потенциально, иметь вышеописанный врожденный иммунитет (каждая из 60 триллионов клеток!), если только он не был утерян в ходе эволюции. Лично я думаю, ч то мы его не потеряли. Я даже убежден: защитная сила, которая некогда обладали примитивные клетки, – иными словами, их врожденный иммунитет – это реальный природный источник и нашей с вами жизненной энергии, и здоровья.
Именно этот иммунитет делает одних людей неподвластными простуде, тогда как другие хворают и мучаются. Иначе говоря, древнейший иммунный потенциал, заложенный в структуру каждой живой клетки, - это та сила, которая может сохранить нам здоровье даже в разгар эпидемий.
Как же она действует? Удивительно, но ответ на этот вопрос появился лишь в самые последние годы. Профессор Сизуо Акира и члены его научной группы из исследовательского центра Immunology Frontier Research Center (Япония) обнаружили уникальные клетки-сенсоры, названные ими толл-подобными рецепторами. «Толл» по-немецки означает «странный, чуждый», но также и «фантастический, чудесный». И то, что делают эти клетки, действительно напоминает чудо.
Толл-подобные рецепторы выслеживают вторгшихся чужаков и, обнаружив их, выделяют особые антибактериальные и антивирусные вещества. Однако этим их обязанности по отношению к пострадавшим от вторжения клеткам не ограничиваются – они извещают об опасности все близлежащие еще не пострадавшие клетки – и те тоже начинают выделять в направлении патогена антибактериальные и антивирусные вещества. Интересно, что реакция толл-подобных рецепторов на появление чужака следует незамедлительно, что дает лимфоцитам время и возможность присоединиться к их контратаке.
Иммуноциты (макрофаги и лимфоциты) начинают действовать лишь после того, как включился этот первоначальный защитный механизм. Если его мгновенная реакция эффективна, то заболевание от вторгшихся вирусов ил бактерий не возникает.
Мало того, если патогену все-таки удалось избежать контратаки выделенными антибактериальными и антивирусными веществами, он сталкивается с внутриклеточной детоксификацией, то есть клетка разрушает его на молекулярном уровне. Этот процесс ученые называют аутофагией: патоген распознается внутри клетки, изолируется и расщепляется энзимами.
Вторая линия защиты организма при помощи иммуноцитов становится необходимой, только если врожденный иммунитет функционирует неэффективно. И по мере того, как медицинская наука узнаете все больше об этом авангарде нашей обороны, зреет надежда, что мы найдем способы его усилить и наконец полностью уберечь себя от гриппа, простуды и иных болезней, которые на протяжении многих веков мучают человечество.
Тот факт, что даже одноклеточные организмы используют энзимы для защиты от вторжения патогенов, свидетельствует: именно они – «бойцы на передовой» нашего иммунитета, самая первая линия обороны.
Ведь энзимы, по сути, - это катализаторы, участвующие абсолютно во всех химических реакциях тела. Попади в наш организм даже самое необходимое питательное вещество – оно не сможет быть переварено, усвоено и обращено в энергию, если энзимы не функционируют надежно. Причем их важность не ограничивается лишь ролью в усвоении пищи. Они участники всей жизненной активности: дыхания, сердцебиения, мышления, эмоций, клеточной детоксикации, восприятия информации пятью органами чувств итд итп.