I.2. Представление о спасении. - Западная христианская философия (европейская средневековая)
- Западная христианская философия (европейская средневековая)
Спасение уподобляется судебному процессу. Грех – вина, Адам – преступник, сатана – прокурор, Христос – адвокат. Христос берет на себя наказание и человек объявляется невиновным. Тем самым спасение осуществляется без участия человека. Духовная жизнь сводится к внешним признакам. Пример: практика продажи индульгенций в Европе в средние века. Индульгенция – грамота об отпущении грехов.
Причина подобной трактовки спасения:
Западная Европа – наследница Римской империи в культурном аспекте. Рим – правовое государство. В связи с этим юридизм проник в христианство. В итоге произошло выхолащивание сущности христианства как религии любви.
- Восточная христианская философия (святоотеческая или православная):
Спасения нетбез Христаи без человеческой воли. От человека требуется покаяние. Грех – это не просто ошибка, это – болезнь, поскольку ведет к повреждению человеческой сущности. Сам своими силами человек не может «вылечить» себя, но и Бог не может спасти человека без его желания.
Христос показывает пример свободы от греха: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь».
Человек призван к покаянию, к обретению навыков в любви и добродетели через исполнение заповедей, и в итоге, к обожению или святости. Для православной философии участие человека в Божественной жизни – реально, а не иллюзорно, стяжание благодати также реально. Подтверждение тому – жития святых (см. «Жития святых» свят. Дмитрия Ростовского в 12 томах). На западе же утвердилась иная установка: «Бог – сам по себе, человек – сам по себе». В итоге между человеком и Богом – непреодолимая пропасть, хотя Бог и считается главной ценностью человеческой жизни.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 490 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 |
|