I.3. Трактовка разума. - Западная христианская философия (европейская средневековая):
- Западная христианская философия (европейская средневековая):
а) Разум – познавательная способность. Уподобление человека Богу совершается через познание, отсюда – установка на интеллектуализм.
б) Последовательность шагов на пути к тезису об автономии человеческого разума:
- разведение двух планов человеческого разума: высшего (изучает Бога) и низшего (изучает сотворенный мир);
- указание на значимость 2-ого и бесполезность 1-ого, так как связи между ними нет;
- разум как «готовая» система идей – цель сам для себя.
Вывод: Трактовка разума в качестве «готовой» системы идей (это наследие неоплатонизма) стала фундаментом для тезиса об автономии человеческого разума.
- Восточная христианская философия (святоотеческая или византийская):
а) Разум – деятельная способность. Уподобление человека Богу совершается черезсоблюдение заповедей. Ум путем созерцания усваивает истины веры, разум исследует, анализирует, детализирует, рассуждает. Цель анализа – правильная деятельность. Цель человека: соединить все способности человеческой души в их движении к Богу.
б) Разум не является «готовой» системой идей. Следовательно, самовластие не равно автономии. Тезис об автономии человеческого разума предполагает, что разум сам для себя - источник закона и, следовательно, цель. Тезис о самовластии человеческой души предполагает, что источник закона и творец человека как самовластной (=разумной) сущности – Бог, так как именно самовластие указывает на то, что человек – образ Божий.
Представители западной христианской философии:
Иоанн Скот Эриугена (12 в.)
Петр Абеляр (12 в.)
Альберт Великий (13 в.)
Фома Аквинский (13 в.)
Бонавентура (13 в.)
Иоанн Дунс Скот (13-14 вв.)
Уильям Оккам (14 в.) и др.
Представители восточной христианской (православной) философии (святые отцы):
Св. Дионисий Ареопагит (1 в.)
Свят. Василий Великий (4 в.)
Свят. Григорий Богослов (4 в.)
Свят. Иоанн Златоуст (4 в.)
Свят. Афанасий Великий (4 в.)
Свят. Григорий Нисский (4 в.)
Преп. Максим Исповедник (7 в.)
Преп. Иоанн Лествичник (6-7 вв.)
Преп. Иоанн Дамаскин (8 в.)
Свят. Григорий Палама (14 в.)
Свят. Марк Эфесский (15 в.)
Преп. Феофан Затворник (19 в.)
Свят. Игнатий Брянчанинов (19 в.)
II. Краткая характеристика эпохи Возрождения (Ренессанса):
1. В период с 14 века по 15 (16) век имеет место возрождение античных наук и искусств, а также возрождение античного мировоззрения в целом (пантеизм, неоплатонизм).
2. Доминирует светская культура. Акцент ставится на земных стремлениях человека.
3. Антропоцентризм (мировоззрение, согласно которому человек – центр мироздания). Возвеличивание человека оборачивается в итоге стихийным индивидуализмом.
А.Ф. Лосев: «Ренессанс – период детства и юности европейского индивидуализма». Ренессанс, согласно А.Ф.Лосеву, дошел и до пределов субъективизма. Это выразилось в ощущении ограниченности и беспомощности изолированного субъекта. В произведениях В.Шекспира, М.Сервантеса и др. деятелей эпохи Возрождения показано, что в конечном итоге индивидуализм погибает от своего собственного звериного эгоизма. Тем самым указано на ограниченность исповедуемого в рамках эпохи индивидуализма.
Общий вывод: неверно и пагубно абсолютизировать изолированный субъект.
Основные философствующие представители эпохи Возрождения:
Т.Кампанелла «Город солнца»
Т.Мор «Утопия»
Н.Макиавелли «Государь»
М.Монтень «Опыты»
Н.Кузанский «Об ученом незнании»
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 536 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 |
|