АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ПСИХОПАТОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (часть 1)

Прочитайте:
  1. I. ХАРАКТЕР И ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ КАК ЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
  2. III. Половая психопатология.
  3. IV. Главной задачей историй культуры является морфологическое понимание и описание культур в ходе их особенной, действительной жизни
  4. V1: ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ
  5. XII. ИГРОВОЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
  6. В данном учебнике существенный акцент сделан на достижениях в области перинатологии, что объясняется современной направленностью акушерства на охрану здоровья будущих поколений.
  7. В современной юридической практике
  8. Влияние ситуации и культуры.
  9. Вопрос 1: понятие о синдроме и симптоме. Психопатология детского возраста
  10. Все дело лишь в одном: принимая выгоды культуры, нельзя разрывать самой

Безносюк Е.В.зав. курсом психотерапии и клинической психологии ММА им. И.М. Сеченова, эксперт комитета безопасности Государственной Думы РФ

Какими путями движется современная нам массовая культура с точки зрения клинической и социальной психологии и социальной психиатрии? Предлагая современному молодому человеку идеал - респектабельного господина, в «эксклюзивном» костюме и в «элитном» автомобиле, направляющегося в «VIP»-клуб, либо руководителя фирмы или банка, - российская реклама формирует, как нам представляется, социальный стереотип - и, тем самым, не только прогнозирует жизненный успех, или неуспех, но и закладывает, если уместно здесь так сказать, будущий невроз.

Чуть ли не главной ценностью современного Российского общества стал именно коммерческий успех, но ведь его процент ничтожно мал на фоне массового отчаянного выживания и бедности. И вот этот человек попадает в обычную жизненную ситуацию: т. е. неопределенную, плохо прогнозируемую. Его охватывает беспокойство. Он испытывает массу страхов. Он чувствует себя неуверенным в ситуации, которую не может оценить и которой не может управлять.

Эта проблема стоит сегодня особенно остро. Современная социальная ситуация усиливает остроту и увеличивает частоту переживаемых стрессов. Стало очевидным, что живем мы в эпоху иллюзий. Казалось, в значительной степени под настойчивым воздействием средств массовой информации, что степень свободы и возможностей выбора выросли. Обществу предлагается масса вариантов преуспевания, рекламируется легкий и быстрый путь к успеху. На деле, для большинства людей они недоступны, недостижимы.

Средний человек не может ни поехать за рубеж, ни открыть свое дело без начального капитала и без прикрытия полукриминальными неформальными образованиями, ни купить достойное жилье, ни восстановить свое здоровье, а подчас и приобрести здоровую и вкусную пищу. При этом, в уязвимом положении оказываются люди нравственные, законопослушные, добрые, сострадательные, совестливые, т.е. большинство населения нашей страны. Именно они пережили и продолжают переносить огромные эмоциональные перегрузки и нравственные потрясения нашего времени. Именно они нуждаются в целенаправленной психологической поддержке. Современная медицина предлагает им, в первую очередь психотропные препараты, и психотерапию - если человек догадается и сможет обратиться к специалисту.

Российский кризис, о котором так много говорилось, и который так больно по всем ударил, наступил не только в политике и экономике, но, что для нас особенно важно, в душах людей. Рыночная система оказалась чревата целым рядом внутренних противоречий, саморазрушительных, глубинных конфликтов, и со всё большей очевидностью обнаруживают себя по мере её развития. Утрачена система прежних духовных ценностей и ориентиров, а новые так и не создана. Как мы воспринимаем и переживаем мир, так и живем.

Сейчас обсуждаются различные подходы в науке к исследованию того, что происходит в людях и в обществе, различные стратегии и тактические пути реконвалесценции и реабилитации. Массовая псевдокультура, развившаяся как уродливое проявление технократической цивилизации, основанной на культе потребления, создает систему ложных ценностей, где почти не остается места здоровому человеку с благополучной семьей.

Активно навязываясь в СМИ и рекламе, болезненно искажает картину мировосприятия и мироощущения, патологически влияет на душу человека. В информационно-психологическом поле, как никогда прежде, сказывается зависимость каждого члена социума не только от информации, но и от тех эмоциональных потоков, которые несут СМИ.

Тенденции работы СМИ сегодня - это отбор преимущественно отрицательных, сомнительных фактов, событий, связанных с разрушительными проявлениями, направленных на сильные переживания и острые отрицательные эмоции страха, ужаса, либо на шокирующие зрительные образы и описания, связанные с областью секса. Это отражает концепцию работы СМИ: информация должна вызывать очень сильный, резкий отклик человека, она должна его выводить из уравновешенного состояния, будоражить. Средства массовой информации фокусируются на деструктивных событиях насилия и разрушения. В результате создается ложная стрессовая реальность, виртуальный трагический мир который насыщен опасностью, угрозой, агрессией. Эмоциональный спектр у человека складывается из ощущений угрозы, тревоги, страха, обиды, недоумения, бессилия, разочарование, и зависти провоцируемой скандальными сведениями о жизни сильных мира сего.

Все это приводит к торможению интеллектуальной, творческой, нравственной, активности человека, замедляют или искажает его личностный рост и формирование независимой индивидуальности. Таким образом, выполняется заказ на человека потребительской цивилизации – «невротизированного» человека, тревожного, постоянно чем-то неудовлетворенного, разбалансированного, завидующего и алчущего, - для того, чтобы он постоянно искал способы купирования духовной неустойчивости, которая в нем должна поддерживаться. Инстинкты должны не просто развязаться в человеке – они должны бушевать в нем, бороться, пожирать: жажда успеха, экзотических сексуальных впечатлений, напитков и продуктов, тяга к сверхкомфорту и погоня за модой. Идеальный потребитель для рынка – человек не просто мечущийся, потерянный в вихре неограниченных возможностей, а раздавленный и охваченный шквалом соблазнов - патологический - больной.

Культура есть система формирования потребностей. И высокая культура влияет на повседневность человека таким образом, что она сокращает, преобразует его физиологические потребности, развивая потребности информационные, эмоциональные, интеллектуальные, нравственные, эстетические и т.д. Культура работает как система трансформации потребностей, переводя потребности низшего типа, в более осмысленные, чисто человеческие потребности, из которых главная потребность быть и оставаться человеком.

Многие потребности, развиваемые культурой, оказываются внебиологическими, культура высвобождает человека из плена инстинктов и вожделений, возводя его в сферу прозрений и сопереживаний. Многие культуры напрямую табуируют физиологическое потребление, вводя, например, посты или запреты на определенного рода еду, отношения, одежду или поступки.

Такой самодостаточный, аскетичный человек в принципе не подходит цивилизации безудержного потребления, она вступает с ним в глубинное противоречие, поведенческий и ценностный конфликт.

Рыночной цивилизации нужен человек жадный и простодушный, завистливый и зависимый. Заведомо слабая духовно и пораженная физически личность будет рваться, чтобы купить то, чем хвастает более богатый и успешный. Реклама ведет такого человека к неистовому потреблению, постоянно превышающему физиологические потребности и возможности организма.

Такую цивилизацию совершенно справедливо назвать «индустрией инстинктов», «фабрикой соблазнов».Она – голосом и лицом рекламы – ежечасно призывает потребителя: ешь это, жуй то, запивай этим, отдыхай там-то, носи то-то. Человек мятущийся, взволнованный хаотично хватает то и это, всё пробует, ко всему стремится, мечется, разрываясь на части между желаниями и возможностями, снова и снова беря больше, чем ему нужно. Приобретая вещь или услугу, человек, тем самым, преодолевает свою тревожность. Э.Фромм [5], отметил, что "индивид оказывается "свободным" в негативном смысле, то есть одиноким и стоящим перед лицом чуждого и враждебного мира.

Одним из механизмов "бегства от свободы" и подавления тревоги является "автоматизирующий конформизм", "индивид перестаёт быть собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть". Другое название, которое можно дать современной российской псевдо - рыночной цивилизации – «невротическая» цивилизация: постоянная тревога, агрессия, неутолимое желание, ощущение упущенных возможностей, уходящего времени.

Современную деструктивную культуру можно назвать, вслед за Л. Н. Гумилевым [1], - «химерой» или «чёрной» культурой [2], или культурой желтой прессы или псевдокультурой. Это не примитивные поделки, не ошибки, не художественная «халтура». Это, специально сделанные, грамотно выполненные произведения, создаваемые по определённым правилам, на базе определённых знаний и навыков. Это особый комплекс воздействий, в основе которых лежат, наш взгляд, несколько основных принципов.

Ориентация на личностную дисгармонию, на дисбаланс, на духовную и душевную анестезию искусственными способами, выраженная через лозунг «новизны». Прокламация «новизны» как таковой – необходимость нарушить какие-то границы, выйти ещё в какую-то запретную зону, то есть, обязательно вызвать потрясение. Других существенных критериев в оценке произведений для представителей этого направления нет. Поклонение «новизне» как принципу: товар должен быть новым, произведение должно быть новым каждый день, должно происходить смещение во времени, то есть должна быть постоянная тотальная неустойчивость человека во времени.

Любая эстетическая и прочая ценность подменяется культом искусственности - сделанности – то, что обозначается как критерий «навороченности». Не важно, насколько это удобно в употреблении, не важно, красиво – не красиво, злое это или доброе. Оценивается не смысл, не эстетическое или нравственное содержание, не духовная ценность произведения - все содержательные оценки здесь выражены минимально, на первый план выходят оценки того, сколько средств вложено, какая техника задействована, сколько трюков исполнено – то есть важен объем усилий и технических навыков – сумма сделанного.

И, наконец, – это ставка на игру с дисгармонией и антиэстетикой, – что можно назвать критерием гадливости или тошнотворности.

Сама по себе система псевдокультуры или деструктивной культуры работает на нескольких принципах.

1. Подмена естественных форм реагирования. То есть, нарушение, разрушение естественной эмоциональности человека, его естественной контактности, разрушение естественных, органичных, природных эмоциональных связей. В этой культуре одобряется нарушение отношений между людьми, разрушение эмоциональной среды.

2. Любое произведение представляет собой структуру, которая построена определенным образом. Любое произведение искусства есть некая ловушка: человек должен войти в нее, пережить определенный эмоциональный и энергетический вираж, и выйти в другом состоянии. Это известный «катарсис»: очищение через сострадание. Некий эмоциональный сдвиг предполагается и в деструктивной культуре, но происходит он на другом механизме –эмоционального шока. Причем этот шок приводит не к очищению, а к очень сильному деструктивному переживанию.

Самая яркие ситуации, которая передается в деструктивной культуре – это бесконечные сцены драк, насилия, погонь, - ситуация, когда человек ставится в патовое положение. Например, на экране действуют двое – жертва и мучитель. Законом катарсиса человек должен отождествлять себя с кем-то. Зритель, который смотрит, как садист мучает жертву, не желает идентифицировать себя ни с тем, ни с другим, потому что он не хочет представить себя жертвой, и в то же время он не может стать палачом, потому что это жестоко, аморально и т.д. Человек переживает, не сопереживая, происходит эмоциональная сшибка. Эти произведения действуют как своеобразная анестезия - люди как бы глохнут, у них теряется чувство естественного резонансного взаимодействия.

3. Подмена материала изображения. Объектами воспроизведения оказываются маргинальные, криминальные или патологические обстоятельства: акты насилия, кровь, трупы — все эти зоны боли и смерти. Шоковые объекты переживания вводятся в повседневный оборот, неумеренно тиражируются, варьируются, приобретая всё более откровенный, то грубый, то изощрённый характер.

Современный зритель видит сцены насилия и/или слышит о них более сотни раз в сутки. Прицельная демонстрация ужасов и насилия приводит к тому, что можно обозначить как кризис сочувствия. Многожды перейдя порог восприимчивости, человек эмоционально оглушается, его запас эмоций истощён, он растрачивает природную сострадательность, утрачивая жар живой реакции — он становится не просто холоден, но в него закладывается полное и глубокое равнодушие к проявлениям зла. Сам по себе множественный показ убийств и трупов, смерти — угроза для психического здоровья. Он подрывает уравновешенность психического состояния, смещая его в сторону тревожности, ощущения опасности, безъисходности, подавленной агрессии. Суть деструктивной культуры - призыв к смерти, обессмысливание и обесценивание жизни, не просто массированное и безразличное тиражирование смерти, но культивирование этой идеи.

4. Патологическое воображение, болезненное видение. Демонстрируется бесконечное количество видений, напоминающих галлюцинации, бредовые переживания, то есть людей заставляют переживать состояния, схожие с продуктивной психопатологической симптоматикой и другими проявлениями, которые свойственны тяжелой психической патологии.

5. Отсутствие сокровенных вещей. Один из принципов, по которому развивается любая культура — тайнодействие. Любая культура основана на принципе тайных вещей, которые не могут быть предметом повседневного касания. Псевдокультура снимает все тайные покровы. Открытость и доступность всего приводит к таким вещам, как цинизм. Все дозволено, все открыто. Рядом с цинизмом присутствует такое качество, как аморализм. Хорошо то, что делает сильный, то есть, победитель. Поэтому часто элемент шока основан на том, что показывается победа вероломства. Воспевается предательство — тот, кто стал более страшным хищником, тот и прав. Еще одно качество этой культуры — это эротизм и открытый показ, постоянная демонстрация интимных сторон человеческой жизни. Об этом писал О. Шпенглер [6] в «Закате Европы». Он говорил, что один из признаков кризиса и распада цивилизации — превращение всех сторон человеческой жизни в спорт. Политика — спорт, наука — спорт, любовь — секс, спорт. Как спортивные фигуры, показываются интимные моменты человеческой жизни.

6. Еще одно качество псевдокультуры, - механистичность. Каждое произведение не является единственным, уникальным и неповторимым, органически выращенным произведением. Существуют некие принципы, по которым можно снять боевик, сериал и т.д. Он может быть сфабрикован поточным способом и человек не ждет индивидуальной работы, а ждет новых комбинаций, узнаваемых блоков, которые будут бить по тем же точкам в его разрушающемся сознании.

Связанный с этим серьезный момент — тенденция упрощения отношения к жизни, к людям, отказ от высоких чувств, высмеивание высоких переживаний. Сложные структуры человеческого сознания становятся не нужны. Происходит интеллектуальная редукция, огрубление, упрощение и уплощение сознания. И вместе с этим заложен большой заряд недоверия к интеллектуализму, к умным образованным людям. Это культура, которая насмехается над ребенком, который хорошо учится.

7. Важнейший момент — разрыв связи между поколениями. Поддерживается система подростковых субкультур, «тинейджерского» общения, особого языка - жаргона - «слэнга», которые делают эти группы обособленными, замкнутыми на себя, самодостаточными. Нередко подросток целенаправленно противопоставляется родителям. У нас звучала реклама «не говори родителям!». Всегда социальная политика во всех странах противостояла тенденции отрыва детей от родителей, потому что эта связь — основа устойчивости государства и гражданского общества.

Антикультура работает на поддержание подросткового нигилизма, более того, усугубляет его тем, что «тинейджерская» субкультура, которая формируется — в СМИ, и особенно в рекламе, чрезвычайно затратна. Все атрибуты полноценности подростка в его среде, подчеркивающие его престиж, дорого стоят — дорогая одежда, дорогая обувь, дорогие игрушки. Это ставит подростка в конфликтное отношение с экономическим положением его семьи, когда самой дорогой статьей расходов становится не просто одевание ребенка — семья должна оплатить его место в социуме.

Слабые в экономическом отношении семьи интеллектуалов, «бюджетников» оказываются самым уязвимым звеном и их конфликт с подростками становится наиболее острым, поэтому подростки из семей рабочих госпредприятий и интеллигенции, ситуационно, оказываются во враждебной позиции к своим родителям. Это очень серьезный механизм подрыва не только естественного единства этноса, но и остановки или прерывания традиций, в том числе и духовных, препятствие к интеллектуальной преемственности поколений, когда быть сыном или дочерью образованных, порядочных, работящих — невыгодно и не престижно.

8. Эта антикультура основана на принципиальном отсутствии низшего и высшего, отсутствии или извращении высших ценностей. Любая традиционная культура мира, строится на системе вертикали. Есть обыденные вещи, есть низшие вещи, есть высшие вещи в структуре восходящей, работающей здоровой культуры. Антикультура не признает высших вещей в принципе. Всё, что находится выше уровня понимания «обычного», «простого» человека — смешно, недостойно. Поэтому обращение с высшими ценностями здесь высмеивается и опошляется. Эта антикультура вообще не предполагает выс­шего ранга человеческих отношений. Она создает клише поведения.

Говоря о росте культуры, З. Фрейд [4] писал, что культура возникает между двумя полюсами, располагаясь между «табу» и «тотемом». То есть, когда есть храм, куда человек может пойти, и есть то, чего он сделать не может, что запрещено.

9. Один из главенствующих принципов антикультуры – принцип тотального отторжения, дисгармонии: человека с человеком, человека с миром и человека с самим собой. Любое культурное явление представляет собой самовоспроизводящуюся структуру, в основе которой лежит четкая система координат. В основе устойчивых, здоровых культур, лежат такие точки, как вера и любовь. В основе деструктивной культуры тоже есть реперные - опорные точки. Вместо веры – одержимость, вместо любви – удовольствие. Что получается результате таких подмен? Вера – в кого? Одержимость - чем? Любовь – к кому? Удовольствие – от чего? То есть подменяется личностные отношения предметными. Не кто к кому, в кого, с кем, а кто – к чему, во что, с чем. Происходит подмена систем пассионарности. К чему она приводит? Вера и Любовь – это отношения, обращенные от человека к человеку, то есть они поддерживают устойчивую структуру целостной связи людей. Одержимость и удовольствие имеют иную природу – человек завязан на отделенном качестве или свойстве. Так происходит разодушевление мира и человека в нем. Создалась открытая структур, когда индивид сосредоточен на своем собственном отдельном состоянии, настроении или желании. Он всегда, постоянно будет неустойчивой конструкцией, поглощенной предметной средой – значит нуждающейся во внешней опоре.

Так формируется постоянно стрессированный, человек, обладающий таким сочетанием качеств как незащищенность перед движением агрессивного мира и постоянной собственной внутренней неустойчивостью. То есть он тревожен, мнителен, подвержен страхам с одной стороны, а с другой стороны – у него исчерпан кризис сочувствия, то есть он тотально безразличен и полон страхов и агрессии. Это сочетание качеств может быть отнесено к характеристике психологии раба. Таким образом, антикультура или псевдокультура – это особое явление в цивилизации, она формирует психологию раба вне социального рабства. Человек становится рабом своего состояния, своего положения, своего желания, своей прихоти и т.д. То есть это человек, которым можно управлять средствами создавшей его псевдокультуры, и манипулировать с помощью множества социальных, психологических и информационных технологий.


Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 534 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)